Определяя природу того или иного вида отсталости ребенка, мы обращаем внимание на позитивные стороны его личности и на этой основе строим воспитательно-коррекционную работу.
Значение в дефектологической диагностике качественных новообразований личности, динамических и структурных особенностей развития ребенка, первичных и системных вторичных (третичных) симптомов недоразвития и аномального развития.
Особенно важно соблюдение отмеченных Л.С. Выготским принципов дефектологической диагностики, когда мы имеем дело с последствиями коммуникативно-познавательных аномалий раннего возраста. В этой сравнительно новой для дефектолога диагностической области все упомянутые выше положения имеют исключительно большое значение.
Основные диагностические задачи учителя дефектолога
Определяя природу того или иного вида отсталости ребенка, мы
обращаем внимание на позитивные стороны его личности и на этой основе
строим воспитательнокоррекционную работу.
Значение в дефектологической диагностике качественных
новообразований личности, динамических и структурных особенностей
развития ребенка, первичных и системных вторичных (третичных) симптомов
недоразвития и аномального развития.
Особенно важно соблюдение отмеченных Л.С. Выготским принципов
дефектологической диагностики, когда мы имеем дело с последствиями
коммуникативнопознавательных аномалий раннего возраста. В этой
сравнительно новой для дефектолога диагностической области все
упомянутые выше положения имеют исключительно большое значение.
Перечислив основные диагностические задачи, встающие перед
дефектологом, когда он заподозрит в основе той или иной типологической
формы аномального развития ребенка, недостаточную сформированность
коммуникативнопознавательного опыта раннего возраста.
1.
Описав несколько периодов,
в целом совпадающих с
функциональными периодами, выделенными на основании совсем других
признаков детализируют, если использовать терминологию Д.Б.Эльконина
первую половину эпохи раннего детства. В систематизации Д.Б.Эльконина
потребностномотивационные новообразования обусловливаются сменой
ведущей деятельности ребенка, в нашей же — сменой неосознаваемых им
ведущих мотивирующих ощущений и образов, в пределах одной и той же
деятельности «непосредственно эмоционального общения». Установление
аномалий в периодике раннего возраста составляет первую диагностическую
задачу.2. В развитии каждого возрастного периода отчетливо обнаруживаются
две фазы. Формы новых, более совершенных операционнотехнических
средств эмоциональной выразительности начинают вызревать незаметно и
подспудно во второй фазе того или иного периода на фоне интенсификации
соответствующей мотивации. Это приводит к расширению объема
мотивирующих ощущений и образов и при соответствующих требованиях
социальной среды к качественной перестройке субъективных ценностей
ребенка. Возникает потребностномотивационное новообразование, которое
диктует в свою очередь необходимость дальнейшего операционно
технического совершенствования — начинается первая фаза нового периода
развития. Цели, поставленной в начале деятельности». Содержание второй
Диагностической задачи заключается в установлении того, на какой фазе того
или иного периода раннего возраста нарушалось или остановилось
коммуникативнопознавательное развитие ребенка и что лежит в основе
нарушения: потребностномотивационный или операционнотехнический
дефект или, наконец, недостаточность или неадекватность внешнесредовых
воздействий.
3. Каждый шаг в развитии коммуникативнопознавательной потребности
связан с относительной интенсификацией мотивационноактивационных
усилий ребенка и изменением зоны мотивационноактивационного оптимума.
Таким образом, вывод Н.С.Лейтеса о том, что каждый период школьного
детства есть качественно своеобразная ступень развития активности ребенка,
справедлив и по отношению к периодике раннего детского возраста, что очень
важно для патогенетического понимания разных форм аномального детства
Не менее важно для дефектолога и то, что высокая интенсивность
коммуникативнопознавательных мотиваций может быть лишь итогом
соответствующего развития, условием которого является предварительное
падение интенсивности исходных оборонительных мотиваций. Интенсивная
оборонительная мотивация сначала снижается, с тем, чтобы могласформироваться коммуникативнопознавательная мотивация, а затем
коммуникативнопознавательная мотивация постепенно интенсифицируется.
Установление адекватности мотивационноактивационной стороны
возрастным коммуникативнопознавательным задачам ребенка является
третьей диагностической задачей.
4. Любое психическое новообразование предполагает своевременное
созревание и полноценную активность определенных отделов центральной
нервной системы: стволовых подкорковых и корковых. Поэтому четвертая
диагностическая задача предполагает увязывание особенностей психического
развития ребенка с результатами его неврологического, шире, клинического
обследования с привлечением структурнофункциональных неврологических
знаний для выяснения перспектив развития и направленности коррекционно
воспитательной работы.
Не все из этих задач могут быть убедительно решены в каждом случае
аномального развития, но кажется целесообразным всегда иметь их в виду —
и при проведении разовых обследований, и в процессе систематического
педагогического взаимодействия с ребенком. Без педагогических фактов, как
бы они ни были неполны, нет дефектологической диагностики.
Итак,
понимание периодики раннего коммуникативного
познавательного развития и преемственности как самих периодов, так и их
фаз позволяет, с одной стороны, лучше понимать патогенез различных
аномалий развития у детей дошкольного и школьного возрастов, а с другой
стороны, прогнозировать будущий тип аномального развития у детей с
коммуникативнопознавательным расстройством раннего возраста.
Понимая патогенез или механизм той или иной формы аномального развития,
мы получаем возможность проведения рациональной патогенетически
обоснованной коррекционновоспитательной работы, а делая обоснованные
прогнозы аномального развития, мы можем развернуть своевременную
профилактическую лечебную и педагогическую работу, которая значительноуменьшит системные последствия коммуникативнопознавательных
расстройств раннего возраста