Интегрированные занятия (совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре), где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Особенности интегрированных занятий
Интегрированные занятия (совместные занятия педагогапсихолога,
воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей
логопедов, инструктора по физической культуре), где деятельность каждого
специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, представляя
в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается
музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения
внутренний мир ребенка.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции,
способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные
занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной
дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям
закономерен: и "теоретики" и педагогипрактики понимают, что на таких
занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс
обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная
картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи,
физкультуру.
Интегрированные занятия позволяют ребенку
пение,
реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает,
познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме
обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.
Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли.
Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в
игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности:
динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Интегрированные занятия имеют отличительные особенности.
Вопервых, это четкость, компактность, большая информативность
учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принциповдошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но
емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет
или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность,
взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора
содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком
окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и
явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение
материала из разных образовательных областей через разнообразные виды
деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с
помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы
образовательные области сочетались одна с другой и между ними был
связующий элемент – образ.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на
занятии необходимо использовать большое количество разнообразного
наглядного материала и атрибутов. Их следует распределить так, чтобы дети
могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена
динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия
предполагается использование разнообразных видов детской деятельности,
которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с
конструированием из строительного материала, изготовлением декораций,
атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов,
рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием,
беседу о безопасности на дорогах с игрой – эстафетой и другими подвижными
играми, гимнастику после сна с гимнастикой для глаз и хороводной игрой.
Интегрированные занятия должны вести как минимум два педагога, при
его планировании и проведении важно координировать деятельность
воспитателя и специалистов. Вопервых, им необходимо согласовать своиучебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных
образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать
содержание материала для своей образовательной области, методы и средства
обучения. Вовторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо
провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех
же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия,
определить знания из других областей, способствующих усвоению основного
материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку
различными видами деятельности детей на занятии. В качестве примера в
приложении представлен пример циклограммы проведения интегрированных
занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов
детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями
воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и
содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям
рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в
целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в
подготовке к проведению интегрированного занятия (организуют экскурсии с
детьми в музеи и выставочные залы, посещение театров, подбор книг,
иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные
поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).
Кроме того, они могут непосредственно участвовать в занятиях с
детьми. Например, на занятии "Поликлиника" мамы исполняют роли врачей;
разгадывают кроссворды о семье, представляют семейные фотографии на
занятии "Моя семья".
Таким образом, комплекснотематический принцип построения
образовательного процесса позволяет получить хорошие результаты.
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать
внимание детей,
что повышает эффективность занятия,
снимаетутомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на
одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок,
самостоятельной деятельности дошкольников.
Система интегрированного обучения способствует также
эффективному взаимодействию всех специалистов учреждения и их
сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детсковзрослое
сообщество.
Интегрированный подход к образовательному процессу
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как
несущий в себе большие нереализованные возможности в познании
окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На
занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются
самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы,
что содействует процессу активного овладения знаниями.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения
количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и
необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило,
отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не
становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и,
соответственно, не формируется целостного представления о мире как
единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации
сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело педагогов к активному поиску межпредметных связей,
использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Четко
встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании
детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода,
позволяющего сэкономить детям время для общения,
прогулок,самостоятельного творчества и игровой деятельности, интегрированные
занятия.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а
зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на
изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом
явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал
самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей
действительности, осмыслению и нахождению причинноследственных связей,
развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование
различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание
воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной
эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода
раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления,
речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции
в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для
самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими
упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из
разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на
занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различныхобластей развития, а дети осваивают содержание различных разделов
программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации
игровой и самостоятельной деятельности.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием
интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения
обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются
различные методы и приемы.
Наиболее эффективные методы и приемы:
сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с
педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно
речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о
многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих
силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая
маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части
различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к
ней предъявляются следующие требования:
чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов
программы на каждом занятии;
взаимообусловленность,
предметов на каждом этапе занятия;
взаимосвязанность материала интегрируемых
большая информативная емкость образовательного материала,
используемого на занятии;
систематичность и доступность изложения материала;необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Интеграция образовательных областей