Консультация «Посеешь привычку, пожнешь характер». Когда формируется характер?

  • Работа с родителями
  • doc
  • 15.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу» - истина, заключенная в этом древнем изречении, проверена временем. Но что влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитее волевых качеств? И могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы?
Иконка файла материала Консультация «Посеешь привычку – пожнешь характер».doc
1 Консультация  «Посеешь привычку, пожнешь характер» Когда формируется характер?  «Посеешь мысль ­ пожнешь действие,  посеешь действие ­ пожнешь привычку,  посеешь привычку ­ пожнешь характер,  посеешь характер ­ пожнешь судьбу»  ­   истина,   заключенная   в   этом   древнем   изречении,   проверена   временем.   Но   что влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитее волевых качеств? И могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы? В плену идеалов  Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию. Как   это   происходит?   Мама   и   папа   обычно   имеют   представление   о   том   или   ином человеческом качестве как наиболее  ценном и необходимом,  помогающем в жизни. На собственном   опыте   или   опыте   общения   с   друзьями,   коллегами,   знакомыми   одна   (или несколько)   черт   характера   начинают   казаться   «самыми   лучшими»   в   человеке,   и   в результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим «особо   ценным»   качеством.   Например,   у   каждого   из   нас   есть   некоторые   стереотипы «идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях. Что происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей, и на старости лет рядом с нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек ­ наш сын или дочь? Вовсе нет! Во­первых, потому что идеальных людей нет, а во­вторых, потому что у родителей, целенаправленно   занимающихся   воспитанием   «идеального»   характера   своих   детей, желаемое   редко   совпадает   с   реальными   предпосылками.   Причин   тому   есть   несколько. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок ­ это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель ­ это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие ­ нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно вступать   в   противоречие   с   возрастными   особенностями   детского   развития,   с индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития стиль отношения к нему.  В основе ­ темперамент   Воспитание, а особенно формирование характера ­ невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это   такое   ­   характер?   Над   этим   задумываются   нечасто,   еще   реже   могут   дать вразумительный   ответ.   Часто   под   словом   «характер»   подразумевают   совершенно   иные понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит? К сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются2 меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера. Под   темпераментом   всегда   понимают   некие   динамические   характеристики   психики[1] человека: 1. Общая активность. В зависимости от ее выраженности ребенок может быть спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д. 2. Моторная сфера. Имеются в виду   темп, ритм,  быстрота  движений.  Наверное,  вам  встречались  и  малыши   «вечные двигатели»,   и   этакие   маленькие   неторопливые   «увальни».   3.   Эмоциональность,   т.е. впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая­то ситуация может подействовать как серьезный раздражитель ­ малыш расстроится и расплачется, ­ то другой даже не заметит неприятности. Нервная система малыша от рождения может быть сильной или слабой (слабой ­ не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок. Ведь   малыш   рождается   исключительно   с   «багажом»   своих   физиологических   свойств   и особенностей,   на   которые   будет   «надстраиваться»   все   остальное,   что   сделает   его настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение   и   черты   характера   будут   определяться   возрастными,   а   не   личностными характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент ­ это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья.   Важно   как   можно   раньше   определиться   с   тем,   на   что   в   характере   мы   можем повлиять, на что мы должны  повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой.  Когда порядок имеет значение    Принимая во внимание темперамент ребенка, мы не должны забывать, что есть и другие факторы, которые также влияют на формирование характера. Один из важнейших ­ порядок   рождения   детей   в   семье.   Старший,   средний   и   младший   ребенок   обязательно окажутся в совершенно разных условиях  развития. И как бы мы ни старались,  нам не удастся   полностью   эти   различия   «сгладить».   В   чем   же   они   состоят?   Знать   это   нужно обязательно   каждому   родителю,   воспитывающему   более   одного   малыша.   Итак, рассмотрим,   какие   черты   характера   зависят   от   порядка   рождения   в   семье?   Первый ребенок.   Исследования   показывают,   что   старший   ребенок   в   семье   часто   проявляет трудолюбие,   требовательность   к   себе   и   окружающим,   организованность.   Он   серьезен, следует   предписанным   правилам,   ориентирован   на   достижения,   во   многих   ситуациях надеется только на себя, но при этом зависит от мнения других людей.  Причина этих качеств   кроется   не   в   наследственном   факторе,   а   в   воспитании.   Ведь   ему   уделяют неизмеримо   больше   внимания,   чем   другим   детям,   от   него   многого   ожидают,   родители поощряют его во всем, начиная с момента, когда он в первый раз улыбнулся. Какое­то из перечисленных   свойств   становится   доминирующим   ­   в   зависимости   от   конкретных особенностей   воспитания.   Средний   ребенок.   Ребенок,   рождающийся   в   семье   вторым, третьим и т.д., изначально оказывается в ситуации, когда ему приходится делить любовь родителей с кем­то еще. Здесь формирование характера идет или по пути подражания, когда младший ребенок во всем пытается быть похожим на своего старшего брата или сестру,   или   по   пути   конкуренции   и   соперничества.   Во   втором   случае   младший   будет стараться выбирать способы поведения и занятия, максимально отличающиеся от того, чем занимается   старший.   Если   что­то   вас   в   поведении   одного   из   детей   не   устраивает, попытайтесь поговорить с ним «по душам», выяснить отношение к его брату или сестре. Не забывайте,   что   речь   идет   о   формировании   характера   и   личности   вашего   ребенка.   А конфликты,   не   разрешенные   и   загнанные   в   подсознание,   никому   не   принесут   пользы. Младший ребенок. Если сравнивать младших детей в разных семьях, то и в их характерах3 можно найти много общего. Обычно здесь есть две тенденции. В случае, если родители и старшие братья и сестры относились к малышу как к «младшенькому», «любимчику», он, скорее   всего,   вырастет   общительным,   любящим,   возможно,   немного   рассеянным человеком. Но ребенок будет демонстрировать другие черты характера, если в семье его не воспринимают всерьез, постоянно подчеркивают, что он самый маленький, слабый, глупый и   т.д.   Такие   дети   часто   вырастают   требовательными   к   окружающим,   нетерпеливыми, импульсивными. Они постоянно пытаются доказать себе и другим, что чего­то стоят и достойны внимания.  «Почему» или «для чего»?   Психологи   считают,   что   характер   ­   это   своего   рода   «лавирование»   между наследственными   чертами   и   окружающей   средой   ­   обстановкой   в   семье,   характерами родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что что­то в ребенке задано природой, на что­то очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто «выше»   характера,   даже   важнее   его.   Это   личность   человека,   т.е.   его   мировоззрение, убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается где­то между врожденными основами психики   и   ценностными   устремлениями.   Великий   физиолог   Иван   Павлов   говорил,   что характер ­ это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и воспитания). Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о характере, ­ то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням сознания. Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка? Ответ очевиден. Мировоззрение,   определяя   направленность   растущего   ребенка,   его   жизненные   цели   и устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется в   своих   поступках.   И   не   учитывать   эти   составляющие   человеческой   личности   при формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных форм   поведения   должно   происходить   в   единстве   с   развитием   мировоззрения,   т.е. ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для чего?».  Секретный фарватер   Наиболее   точно   о   формировании   характера   сказал,   наверное,   известный психотерапевт   Э.   Фромм:   «Характер   ребенка   ­   это   слепок   с   характера   родителей,   он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как­то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего нужно начинать? Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное, что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д. Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую сторону они могут быть направлены. Более того, типологические черты характера также нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть обращена   не   только   в   принципиальность   и   уверенность   в   себе,   но   и   в   жестокость   и неприятие   других   людей.   Добродушие   и   ласковость,   присущие   ребенку,   могут   быть связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности. До первого звонка4   Когда   начинать   формировать   характер?   Как   можно   раньше!   Однажды   мама трехнедельного   малыша   спросила   у   врача,   когда   ей   нужно   приступить   к   воспитанию ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче всего   начинает   обрисовываться   и   проявляться   в   дошкольном   возрасте.   В   это   время складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Игры, в которые играют дети   Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия, они   выполняют   невероятно   важную   функцию.   Играя,   дети   учатся   жить.   В   игре формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на его   формирование.   Участие   взрослых   в   детской   игре   зависит   от   ее   особенностей.   У каждого возраста они свои: игра 2­летнего малыша кардинально отличается от того, как играют дошкольники. На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки, ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей она заканчивается раньше, у других ­ позже. Он пока не способен участвовать в совместной игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие, коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже игрушки  предпочитает  свои,  а  не чужие.  Но  это вовсе   не означает,  что  малыш  растет эгоистом и одиночкой. Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить от новых друзей в детском саду и на площадке. Если же вы попытаетесь навязать ему товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера. Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить. Особенно ярко черты   характера   начинают  проявляться  чуть  позже,   в  5­6  лет,   когда  начинается   новая стадия игры ребенка ­ коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость, выдержка,   смелость,   начинает   складываться   привычный   образ  поведения,   определенное отношение   к   действительности.   Большое   значение   в   этом   возрасте   имеют   также простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные   обязанности,   ребенок   приучается   уважать   и   любить   труд,   чувствовать ответственность   за   порученное   дело.   Под   влиянием   требований   и   личного   примера взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя делать,   и   это   начинает   определять   его   поведение,   закладывает   основы   чувства   долга, дисциплины,   выдержки.   Постепенно   ребенок   приучается   давать   оценку   собственному поведению.  Характер и школа  С поступлением в школу начнется новый этап формирования характера. Во время учебы ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил, с которыми ему приходится соотносить свое поведение. Бывший дошкольник привыкает к этому нелегко, но новые правила  и обязанности играют важную роль ­ развивают  организованность, привычку к систематическому   труду,   аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. У ребенка начнут складываться новые отношения: с учителями,   одноклассниками   и   просто   школьными   друзьями.   Но   уже   сейчас,   пока   он дошкольник или делает свои первые в жизни шаги, в нем формируется та база, от которой, если верить древним мудрецам, зависит его судьба. И не только в школе.   целеустремленность,   настойчивость,5 Подготовила: Каленюк О.Ф.