Для гармоничного развития ребенка необходимо такое умение, как способность ориентироваться в пространстве, которое имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека.
Умение ребенка ориентироваться в пространстве способствует лучшему освоению предметного и социального пространства в процессе построения целостной картины мира и осознании своего места в нем.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных понятий и представлений.
Пространственные представления дошкольников
Для гармоничного развития ребенка необходимо такое умение,
как
способность ориентироваться в пространстве, которое имеет универсальное
значение для всех сторон деятельности человека.
Умение ребенка ориентироваться в пространстве способствует лучшему
освоению предметного и социального пространства в процессе построения
целостной картины мира и осознании своего места в нем.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных
понятий и представлений.
Несформированность пространственных понятий и представлений к концу
дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при
овладении детьми школьными навыками.
Подобные недостатки в развитии проявляются:
в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, когда дети
начинают выводить элементы на бумаге;
в овладении математическими операциями которые предполагают умение
пользоваться какойлибо системой отсчета;
и освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без
элементарных знаний о пространстве.
Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к
школе.
Для решения данной проблемы можно использовать
Технологию
формирования пространственных понятий и представлений у детей
старшего дошкольного возраста.
Целенаправленная деятельность по ознакомлению,
закреплению
пространственных представлений и отношений можно организовывать со всей
группой воспитанников, но учитывая, что все дети развиваются поразному в силу
своих индивидуальных особенностей,
можно планировать личностно
ориентированную деятельность с детьми, где будут учитываться рекомендации
педагогапсихолога.
Основным принципом данной Технологии является принцип "От
простого к сложному". Главным здесь является проведение тщательно
подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданийпоручений,
заданий игр с предметами и без них. Залог успеха любой деятельности кроется в
последовательности и поэтапности. Чтобы ребенок научился
самостоятельно ориентироваться в основных пространственных направлениях и вдвухмерном пространстве, то есть на листе бумаге, необходимо знакомить
ребенка с самого элементарного.....
Этапы работы, соответствующие усложнению пространственных
ориентировок:
уровень пространства собственного тела
II этап
I этап
Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»:
слева, справа, впереди, сзади. Формирование пространственных представлений с
точки отсчета « от предмета», «от другого человека».
III этап
Формирование умений детей определять словом положение того или иного
предмета по отношению к другому. Формирование умений ориентироваться на
плоскости (ориентировка в двухмерном пространстве)
IV этап
Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве,
лингвистическое пространство .
Система работы с детьми по формированию пространственных
понятий
1. Для успешного овладения детьми пространственных понятий и
представлений необходимо опираться на разные каналы восприятия
информации: кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой.
Поэтому работу можно начать с маркировки правой руки ребенка. Для
этого можно использовать разные средства: ленточку, браслет, маркер.
Вместо маркера можно одевать на руку браслет, но на этапе усвоения
понятий это будет раздражающим фактором.
2. После маркировки переходим к усвоению схемы собственного тела с
помощью различных упражнений. После отработки правой, левой
стороны тела перехожу к формированию понятий по вертикальной оси:
верх низ, выше ниже, прорабатывая все части на лице, руках, ногах,
туловище.
3. При вводятся пространственные предлоги «НАД», «ПОД», «МЕЖДУ» .
для лучшего их усвоения использую ассоциативные слова: НАДО
потянуться, ПОДНЯТЬ с пола, ЗАКРЫТ от нас немного…
4. Следующий этап освоение пространства вокруг себя. Для этого можно
использовать такой прием «пингвины». Дети становятся «пингвинами»,
у которых руки это крылья по бокам. Усвоение пространства
происходит через этот образ + маркировка руки.5. Следующий шаг в работе с детьми усвоение пространства листа. Этот
процесс также не возможен без усвоения правого и левого пространства
на теле. Наглядно это видно при выполнении «Графических диктантов»
под диктовку. Дети часто сбиваются, ошибаются, с трудом доделывают
до конца. Для того чтобы облегчить этот процесс в ДОУ а затем и в
школе, можно использовать следующий прием.
Пример: возьмите белый лист и фломастер, посмотрите на правую
руку, если нет точки, поставьте ее. Положите сверху две руки, под
правой рукой правая часть листа, под левой левая, проведите
линию посередине. Поменяйте положение листа по – другому, не
переворачивая его и сделайте тоже самое. Теперь оказалось, что у
нас есть две правые части и две левые. А теперь, поставьте лист на
стол, оказывается что две правые половинки и две левые
отличаются друг от друга: одна выше, другая ниже, одна верхняя
правая, левая, другая нижняя левая, правая.
Закрепление пространственный представлений на листе происходит при
помощи схем. Например, схема "Кружок и квадрат", где квадрат может
стать любым предметом, кружок также может быть чем угодно. Разные
схемы отражают разные пространственные отношения.
Для формирования и закрепления приобретенных умений и навыков широко
используется игровая технология, так как именно она является ведущим видов
детской деятельности.
Системность применения данной технологии обеспечивается тем, что
закрепление полученных представлений должно проходить во всех видах детской
деятельности в течение дня. Технология формирования пространственных
используется как во время организованной
понятий и представлений
образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов.