Консультация «САМОМАССАЖ РУК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМ К ШКОЛЕ»

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в дошкольном возрасте. Одним из таких эффективных направлений нарушениями к письму является самомассаж рук. По этой методике мы учим детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных
Иконка файла материала Консультация самомассаж.doc
Консультация «САМОМАССАЖ  РУК  ПРИ   ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ   НАРУШЕНИЯМ   К  ШКОЛЕ»      В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей   в   детских   садах   и   общеобразовательных   школах,   возникла необходимость   поиска   нетрадиционных   путей   организации   коррекционно­ образовательного процесса   уже     в     дошкольном   возрасте.    Одним  из таких    эффективных        направлений   нарушениями к письму является самомассаж рук. По этой методике мы учим детей самостоятельно делать  Под   воздействием себе   массаж   предплечья,   кистей   и   пальцев   рук. несложных  массажных упражнений достигается   нормализация   мышечного тонуса,   происходит   стимуляция  тактильных   ощущений,   а   также  под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Дети   с   речевой   патологией   испытывают   значительные   трудности   в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки  развития   речи, тонких  дифференцированных движений рук,   графомоторных   навыков.   У   детей   дошкольного   возраста   еще недостаточно   развиты   мышцы  кисти   руки,   наблюдается   низкая координация движений её частей. В данный период у них ещё не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев. Поэтому  самомассаж рук у детей с речевыми нарушениями необходимо проводить уже в это время, тем  более что   период   с   4   до   7   лет   является   сензитивным   для   развития   ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная  память в этот период очень   цепкая.   Данные   электрофизиологических   исследований   (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарёва и др.) показывают,    что     речевые     области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Важно отметить,   что   самомассаж   обеих   рук   благотворно  влияет   на   развитиеречевых зон в обоих полушариях, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т.д. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».          Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук  улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные   упражнения   по   самомассажу   способствуют   развитию внимания,   произвольному  переключению   движений   —   торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с  речевым   недоразвитием   старшего  дошкольного  и  младшего  школьного возраста  направить  внимание не столько  на техническую  сторону письма, сколько на контроль выполненной работы. При   обучении   детей   самомассажу   используются   массажные   движения   по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание кончиками пальцев при массировании, лёгкое пощипывание, по­ хлопывание,   сгибание   и   разгибание   пальчиков   (как   всех   вместе,  так   и поочерёдно). Используются  упражнения: катание одного грецкого ореха или  катание   ребристого шарика   (при   усложнении   —   используем   два), карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация ска­ тывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности и др. Для детей старшего дошкольного возраста самомассаж рекомендуется  выполнять 2—3 раза в день (не только на занятиях с логопедом, в детском  саду, но и дома), причем начинать учебную деятельность полезно именно с  самомассажа. Можно использовать его в качестве физкультминутки на  занятиях, прогулке и пр. Дети   старшего   возраста   самомассаж   выполняют   по   5—10   минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц  рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 разадля правой и левой рук. Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание  выполняя   движения,   нужно   проговаривать рук.   На   начальном   этапе, действия. Затем взрослый делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая на   себе.  Потом   дети   выполняют   упражнения   по   словесной   инструкции взрослого. На более поздних этапах,  когда   дети   уже   хорошо  их  усвоили, можно использовать приём показа упражнений не воспитателем, а кем­то из детей. Можно подключать общее проговаривание прямого и обратного счёта и др. Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает  мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений.  Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение  упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой  руки, использовать музыкальное сопровождение.