В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в дошкольном возрасте. Одним из таких эффективных направлений нарушениями к письму является самомассаж рук. По этой методике мы учим детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных
Консультация «САМОМАССАЖ РУК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМ К ШКОЛЕ»
В современных условиях, связанных с качественным изменением состава
детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла
необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно
образовательного процесса уже в дошкольном возрасте. Одним из
таких эффективных направлений нарушениями к письму является
самомассаж рук. По этой методике мы учим детей самостоятельно делать
Под воздействием
себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук.
несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного
тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под
воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон
к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в
овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно
видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений
рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще
недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая
координация движений её частей. В данный период у них ещё не закончено
окостенение запястья, фаланг пальцев. Поэтому самомассаж рук у детей с
речевыми нарушениями необходимо проводить уже в это время, тем более
что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной
умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период
очень цепкая. Данные электрофизиологических исследований (Л.А.
Понащенко, М.И. Звонарёва и др.) показывают, что речевые области
формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Важно
отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитиеречевых зон в обоих полушариях, а это служит страховкой от потери речи в
случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т.д. Психоневрологи советуют
всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».
Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает
координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы,
помогает снять излишнее напряжение.
Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию
внимания, произвольному переключению движений — торможению
ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям
с речевым недоразвитием старшего дошкольного и младшего школьного
возраста направить внимание не столько на техническую сторону письма,
сколько на контроль выполненной работы.
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по
ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое
надавливание кончиками пальцев при массировании, лёгкое пощипывание, по
хлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и
поочерёдно). Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или
катание ребристого
шарика (при усложнении — используем два),
карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация ска
тывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной
плотности и др.
Для детей старшего дошкольного возраста самомассаж рекомендуется
выполнять 2—3 раза в день (не только на занятиях с логопедом, в детском
саду, но и дома), причем начинать учебную деятельность полезно именно с
самомассажа. Можно использовать его в качестве физкультминутки на
занятиях, прогулке и пр.
Дети старшего возраста самомассаж выполняют по 5—10 минут.
Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить
расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 разадля правой и левой рук.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим
узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого
упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание
выполняя движения, нужно проговаривать
рук. На начальном этапе,
действия. Затем взрослый делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая
на себе. Потом дети выполняют упражнения по словесной инструкции
взрослого. На более поздних этапах, когда дети уже хорошо их усвоили,
можно использовать приём показа упражнений не воспитателем, а кемто из
детей. Можно подключать общее проговаривание прямого и обратного счёта
и др.
Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает
мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений.
Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение
упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой
руки, использовать музыкальное сопровождение.