Создание спектакля с дошкольниками — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не¬достаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической куль¬туре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
Спектакль как средство развития личности дошкольника с
особыми образовательными потребностями
Создание спектакля с дошкольниками — очень увлекательное и полезное
занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки
даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в
общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки.
Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на
речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства,
вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей.
Сказка базируется на народноэтнической культуре, фольклорных корнях и
обладает богатым социальным, нравственнопедагогическим потенциалом.
С социальнопедагогической точки зрения сказка выполняет следующие
функции:
—социализации,
поскольку
приобщает новое поколение к об
щечеловеческому и этническому опыту;
—креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий
потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
—лексикообразную, поскольку формирует языковую культуру личности,
активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При
слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербальнознаковых
форм сказок, а при пересказе, драматизации — становление речевой
культуры. Развиваются основные языковые функции — экспрессивная
(вербальнообразный компонент речи) и коммуникативная (способность к
общению, пониманию, диалогу);
—развивающетерапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический
эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души,
умиротворение, снятие стресса).Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества
личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое
личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой
в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и
содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций,
способов общения и поведения.