Работа с детьми, имеющими нарушения речи, предполагает и коррекционно-воспитательное воздействие со стороны родителей. Трудность взаимодействия состоит в том, что далеко не все родители способны оказать адекватную помощь в процессе логопедической коррекции. В связи с этим возникает необходимость помочь родителям понять свою роль в процессе развития ребенка, вооружить их определенными знаниями, умениями и навыками преодоления речевых нарушений
Взаимодействие с семьёй
Работа с детьми, имеющими нарушения речи, предполагает и
коррекционновоспитательное воздействие со стороны родителей. Трудность
взаимодействия состоит в том, что далеко не все родители способны оказать
адекватную помощь в процессе логопедической коррекции. В связи с этим
возникает необходимость помочь родителям понять свою роль в процессе
развития ребенка, вооружить их определенными знаниями, умениями и
навыками преодоления речевых нарушений
Задача нашего коллектива:
Повысить психологопедагогическую грамотность родителей, знакомя
их с особенностями развития ребенка, имеющего нарушения зрения, помогая
им выбрать рациональный путь воспитания его личности и устранения
отрицательных проявлений в ее формировании, обучая их использованию
методов, специальных способов и приемов воспитания и обучения детей с
нарушением зрения.
Хочется отметить, что результат всех направлений, которые мы
используем, зависит от заинтересованности и активности каждого родителя,
поэтому большинство форм содержит практическую направленность.
Проводятся групповые консультации с использованием обмена опытом
семейного воспитания, а также наглядный показ содержания коррекционно
воспитательной работы и ее практических способов и приемов.
Формированию взаимоотношения сотрудничества родителей и
специалистов способствует активно работающий в нашем ДОУ Семинар –
практикум, где родители знакомятся с особенностями психофизического
развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами
коррекционных занятий. Родителям рекомендуются коррекционные игры для
занятий дома, предлагаются просмотры фрагментов коррекционных занятий.
Обращается внимание на то, что только совместная работа офтальмолога,тифлопедагога, психолога, логопеда, воспитателей и родителей, умелое
сочетание воспитательных мероприятий с лечебновостановительными
создадут благоприятные условия для развития зрительной системы детей.
В нашей работе широко используем Индивидуальное консультирование,
которое позволяет непосредственное осуществлять контакт специалистов и
родителей. Большой «размах» индивидуальных различий в психическом
детей
индивидуально
развитии
дифференцированного подхода к их воспитанию и обучению. По мере
необходимость
определяет
необходимости родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с
ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы на волнующие вопросы.
Мы стремимся, чтобы родители видели в нас не только специалистов
консультантов, но и доброжелательных советчиков, заинтересованных в
воспитании и обучении их ребенка.
Наряду с общепринятыми методами и формами работы с семьей мы
используем: «Почту знаний» карточкипереписки, в которых в конце недели
записываются те трудности, с которыми ребенок столкнулся в течении
недели. Родители работают над этим материалом с ребенком и на обратной
стороне карточки отражают, что получается, а над чем еще необходимо
поработать.
Если трудности связанны с эмоциональным дискомфортом ребенка, то
«на помощь» приходит «Психологопедагогическая аптека», где совместно с
мамой и папой проводятся тесты и тренинги, которые помогают определить
стиль работы с ребенком. Педагогпсихолог помогает и направляет взрослых
на правильное общение с ребенком, на адекватную оценку его поведения и
оказание своевременной помощи от специалистов ДОУ.
Хочется подвести итоги вышесказанного: Только благодаря совместным
усилиям детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в
лечебнокоррекционной работе, после которой ребенок сможет максимально
адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.Формы работы с родителями:
Индивидуальные, подгрупповые консультации, памятки для родителей;
присутствие родителей на занятиях, открытый диалог на родительских
собраниях.
организация совместной работы родителей с детьми по выполнению
домашних логопедических заданий («Логопедическая тетрадь»)
Тематика консультаций определяется логопедом или запросами родителей.
Например, «Развитие сложных форм зрительного восприятия в игре».
Цели:
Формировать целостное представление о предмете.
Учить последовательному осязательному обследованию предмета
Развивать концентрацию и устойчивость зрительного внимания
Развивать понимание значения новых слов, обозначающих предметы и их
части, вводить в активную речь слова «такой же, не такой, одинаковые,
разные» с помощью игры «Найди такой же» («Лесная полянка», «Сад –
огород», «Наведем порядок», «Узнай в темноте», «Найди пару» и др.)
Наглядная информация для родителей помещается на стенде в виде
памяток, рекомендаций.
От уровня организации системы логопедической работы с детьми с
нарушением зрения, заинтересованного сотрудничества всех участников
коррекционноразвивающего процесса напрямую зависит судьба ребенка, его
успешная адаптация и интеграция в общество здоровых сверстников.