В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно дети знакомятся с правилами общения, осваивают новые формулы речевого этикета. Но некоторые дети затрудняются в использовании общепринятых речевых форм. Причин для этого может быть несколько.
Значение художественной литературы в развитии
дошкольника.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В
эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и
грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает
словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность
в общении. Постепенно дети знакомятся с правилами общения, осваивают
новые формулы речевого этикета. Но некоторые дети затрудняются в
использовании общепринятых речевых форм. Причин для этого может быть
несколько.
Одна из них это недостаток общения, чтения и слушания художественной
литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника.
В сложившихся современных условиях книга почти лишилась
прежнего значения у родителей: знакомство детей с художественной
литературой используется в недостаточном объёме; утеряно понимание
значения важности семейного чтения. Телевидение и компьютерные игры
активно вытесняют книгу из детской жизни.
Преподаватели начальных классов школы отмечают, что ученики не очень
любят стихи, слабо интересуются художественной литературой, и как
следствие испытывают трудности в обучении.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и
эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи
дошкольников. Художественная литература открывает и объясняет
мир человеческих чувств и
ребёнку жизнь общества и природы,
взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка,
обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературногоязыка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится
Сюжеты литературных
подражать героям,
произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь
которые ему симпатичны.
любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту.
Это лишний раз подтверждает, что путём правильного отбора книг
можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление
личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Хорошая детская книга вводит ребенка в мир художественных образов,
даёт первые и потому наиболее сильные впечатления. Специфика
литературы состоит в том, что средством выражения художественного
содержания является неповторимый языковой образ, к которому
привлечённый его красотой,
ребенок тянется
необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению
бессознательно,
яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться
достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка.
При отборе литературных произведений, необходимо прежде всего
видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Книга призвана в
конкретных образах раскрывать ребёнку идеалы справедливости, добра,
честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к
людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду,
к природе и т.д.
Книги для детей 4 и 5 лет уже достаточно сложны по сюжету. Ребенок
уже способен прогнозировать, домысливать содержание читаемой книги,
комментировать прочитанное, давать оценку описываемым событиям,
выбирать книгу для чтения самостоятельно, обосновывая свои литературные
предпочтения.