Консультация "Значение художественной литературы в развитии дошкольника"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно дети знакомятся с правилами общения, осваивают новые формулы речевого этикета. Но некоторые дети затрудняются в использовании общепринятых речевых форм. Причин для этого может быть несколько.
Иконка файла материала Доклад Значение худ литературы.doc
Значение художественной литературы в развитии дошкольника.   В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти   годы   ребенок   усваивает   звуки   родного   языка,   учится   отчетливо   и грамматически   правильно   произносить   слова   и   фразы,  быстро   накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в   общении.  Постепенно   дети   знакомятся   с   правилами   общения,  осваивают новые   формулы   речевого   этикета.   Но   некоторые   дети   затрудняются   в использовании общепринятых речевых форм. Причин для этого может быть несколько.      Одна из них ­ это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника.             В   сложившихся     современных     условиях     книга      почти   лишилась    прежнего        значения     у     родителей:  знакомство детей с художественной литературой   используется   в   недостаточном   объёме;   утеряно   понимание значения   важности   семейного   чтения.   Телевидение   и   компьютерные   игры активно вытесняют книгу  из  детской жизни.      Преподаватели начальных классов  школы отмечают, что ученики не очень любят  стихи,   слабо   интересуются     художественной     литературой,  и  как следствие испытывают трудности в обучении.    Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное  и  эстетическое     развитие     ребёнка.      Велика   её   роль   и   в  развитии речи  дошкольников. Художественная      литература      открывает и     объясняет      мир   человеческих   чувств   и ребёнку   жизнь   общества   и   природы,  взаимоотношений.   Она     развивает   мышление   и   воображение   ребёнка, обобщает его эмоции,  даёт   прекрасные  образцы   русского   литературногоязыка,   развивает  умение  тонко   чувствовать форму и ритм родного языка.          Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок  стремится   Сюжеты   литературных подражать   героям, произведений     переводятся     в     детские   игры.   Проживая   в   игре   жизнь   которые   ему   симпатичны. любимых   героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это   лишний   раз   подтверждает,   что   путём   правильного     отбора     книг можно   оказывать   благотворное   влияние   на   нравственное   становление личности ребёнка,  на формирование  его  духовных  ценностей.             Хорошая детская книга вводит ребенка в мир художественных образов, даёт   первые   и   потому   наиболее   сильные   впечатления. Специфика литературы   состоит   в   том, что     средством   выражения   художественного содержания   является   неповторимый        языковой   образ,   к     которому   привлечённый   его   красотой, ребенок   тянется необычайностью.     Это   побуждает   ребёнка   к   многократному   повторению бессознательно,     яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием.  Книга  совершенствует содержание  речи  ребёнка.         При   отборе   литературных   произведений,   необходимо   прежде   всего видеть, какую позитивную   концепцию   выдвигает автор.   Книга призвана в конкретных   образах   раскрывать   ребёнку идеалы   справедливости,   добра, честности, мужества, сострадания; формировать   правильное   отношение   к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям,  поступкам,  к  труду, к  природе  и  т.д.         Книги для детей 4 и 5 лет уже достаточно сложны по сюжету. Ребенок уже   способен   прогнозировать,   домысливать   содержание   читаемой   книги, комментировать   прочитанное,   давать   оценку   описываемым   событиям, выбирать книгу для чтения самостоятельно, обосновывая свои литературные предпочтения.