Урок русского языка в 8 классе
Тема: Развитие речи.
Контрольное сжатое изложение
Цели урока: подготовка к ОГЭ; развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем; развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии; формирование коммуникативной компетенции у школьников; показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.
1. Оргмомент.
Чтение притчи учителем.
Лебединая верность. Притча о любви
1.Лебеди, кто не любит смотреть на них? 2.Лебеди – красивые, сильные птицы, но не только за это их любят люди. 3.Может быть, и за то, что они так похожи на любовь. 4.Лебедь и лебедушка – так называют молодых влюбленных, но и птицы бывают посвящены в эту тайну.
5.Что у них было? Четыре крыла и два сердца – целое богатство для тех, кто разбирается в жизни. 6.А еще – большое небо, в котором они любили летать, и маленькое озеро, в котором они любили плавать.
7.Она попалась в охотничьи силки. 8.Он долго кружил рядом, пока ее не забрали человеческие руки, а потом улетел на маленькое озеро.
9. Почему людям кажется, что счастье можно держать в руках? 10.Отчего так заманчиво иметь в доме прирученную свободу? 11.Наверное, оттого что это просто невозможно.
12.Она стала жить с домашними птицами, ее кормили, за ней ухаживали. 13.Ее ласкали. 14.Так, как могут ласкать только те, кто не понимает, что лучшая ласка – большое крыло, что лучшая нежность встречный ветер. 15.Может, они правда думали, что облагодетельствовали ее, может, они искренне верили, что нашли для нее в своем птичнике дом. 16. Но она не верила в покой и каждое утро искала выход, выход к небу, озеру и двум потерянным крыльям.
17.Может быть, она знала, что каждое утро на маленьком озере ее ждали, ждал тот, который, как и она, не верил в покой. 18.Он прилетал для того, чтобы проверить, не вернулась ли она, потому что нельзя не ждать того, кого любишь, чтобы не говорил тебе разум. 19.Другие лебеди звали его к себе: маленькое озеро таило в себе много опасностей. 20. Но что такое опасности, когда еще есть силы ждать? 21. Поэтому он не улетал с другими, он боялся только одного – что она не вернется. 22. Сердце звало каждое утро на озеро, и он верил ему так же, как верил ей.
23. И может быть, эта вера открыла ей однажды калитку в голубое небо и маленькое озеро, озеро, которое их снова соединило.
24.Они улетали, улетали от тех, кто ставил силки и надеялся поймать в них свободу. 26.У них было лишь четыре крыла и любовь, которую эти крылья несли. 27.Но перед тем как скрыться за далью, они сделали круг над крышей маленького дома. 28.В этом доме жили те двое, которым лебеди завещали свою любовь и верность.
Составление плана.
Примерный план
1. Лебеди не только красивые и сильные птицы, но олицетворяют собой влюбленных.
2. Свобода - богатство для тех, кто разбирается в жизни.
3. Лебедушка попалась в охотничьи силки.
4. Невозможно иметь в доме прирученную свободу.
5. Жизнь в неволе.
6. Лебединая верность.
7. Вера помогла ей найти путь на волю.
8. Лебеди завещали людям свою любовь и верность.
Памятка
Последовательность работы при визуальном восприятии текста.
1.Прочитайте исходный текст.
2.Сформулируйте основную тему и идею текста. (О чем текст? Что хотел сказать автор.)
3. Подчеркните ключевые слова и предложения.
4. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
5. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
6. Используя различные способы сжатия, сократите текст.
7. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.
8. Проверьте связь между частями изложения.
9. Проверьте наличие авторского замысла.
10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, орфографических, речевых и пунктуационных ошибок.
11. Напишите сжатое изложение.
Написание изложения.
Итоги урока.
Домашнее задание:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.