Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определенном этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.
ТЕМА: Религия, её роль в обществе
Прочтите текст и выполните задания С1—С6.
...Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные
обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни
общества. На определенном этапе развития религии появилась церковь, которая
объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их
поведения.
Ядром религии становится вера. Первым и основным ее элементом является вера в
существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно
высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным
представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за
свои поступки.
Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но
религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение
которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми
и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких
ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение.
Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.
Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные
литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды
значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой ее частью.
Задания
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
С3. Какие элементы включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и
основным?
С4. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь
общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
С5. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил её роль в
порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы,
Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся согласились с этим мнением. Какая из этих двух
точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на
вопрос.
С6. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над
материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? Сопорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в
защиту своей позиции.
С1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
Ответы
1. роль религии и церкви в жизни общества;
2. ядро религии — вера;
3. структура (состав) религиозной веры;
4. влияние религии на духовную жизнь общества.
С2. В качестве основных функций церкви могут быть названы: объединение верующих
одного вероисповедания; разработка единых норм их поведения.
С.3 Религиозная вера включает в себя следующие элементы: веру в существование Бога;
нормы морали и нравственности; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных
святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу
ритуальных обрядов: крещение, молитва, пост, богослужение.
Первым и основным элементом религиозной веры является вера в существование Бога как
Творца всего существующего.
С4. В качестве объяснений могут быть даны следующие:
религия является носителем культурных и духовных ценностей, составляющих
основу духовной жизни общества;
религия общедоступна, что позволяет каждому независимо от уровня образования
через религиозные афоризмы, рассказы, легенды, притчи углубиться в занятия
искусством, философией, наукой. Это способствует духовному развитию людей;
религия отрывает человека от повседневности, требует от него обращения к
божественному, т. е. к вечному, духовному, дает ему пищу для размышлений и для
высоких чувств.
С5. В тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) —
религия способствует сохранению стабильности личности, социальных групп и
общества в целом, упорядочиванию определенным образом помыслов, стремлений
людей.
Приведены фрагменты текса, например:
— «церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает
единые нормы их поведения»;— «религиозная вера включает в себя ...нормы морали и нравственности, нарушение
которых является грехом».
С6. Аргументы (объяснения), например:
1. В случае согласия может быть указано, что
религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет его задуматься о смысле
жизни, о «спасении души»;
выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным и
предсказуемым;
2. В случае несогласия может быть указано, что
религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах
вероучения, провозглашает приоритет веры над разумом и знаниями;
религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает
интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви; там
где общество находится под властью религии, церковь сужает тематику
произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.