Контрольная по конфликтологии
Оценка 5

Контрольная по конфликтологии

Оценка 5
docx
20.02.2020
Контрольная по конфликтологии
Контрольная 13 вопрос.docx

1.1 Определение конфликта

 

Слово "конфликт" происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия" [10].

В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.

Существует 2 группы конфликтов: функциональные (положительные) и дисфункциональные (негативные). Попадание конфликта в одну из этих групп во многом зависит от умений решать проблемы межличностных отношений. Именно степень эффективности управления конфликтом воздействует на последствия, которые станут дисфункциональными или функциональными.

Понятие "конфликт" в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина "конфликт". Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как более общее понятие, и прежде всего – через социальное противоречие.

Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий.

Между тем противоречия и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться как синонимы, а с другой – противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия, – это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, "конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон" [5].

 

1.2 Основные стадии развития конфликта

 

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии раз­вития (рис. 1):

 

1)    предконфликтная стадия;

2)    собственно конфликт;

3)    разрешение конфликта;

4)    послеконфликтная стадия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Рисунок 1 – Стадии развития конфликта

 

1.2.1      Предконфликтная стадия

 

Конфликту предшествует предкон­фликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенны­ми противоречиями. Однако противоречия, как уже говорилось, не всегда влекут за собой конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовмес­тимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ве­дут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

Социальная напряженность представляет собой психологиче­ское состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социаль­ной напряженности в этот период являются групповые эмоции. Следовательно, определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе является вполне естест­венным как защитная и адаптивная реакция социального организ­ма. Однако превышение определенного (оптимального) уровня со­циальной напряженности может привести к конфликтам [12].

В реальной жизни причины возникновения социальной напря­женности могут «накладываться» одна на другую или подменяться одна другой. Например, негативные отношения к рынку у части российских граждан вызваны прежде всего экономическими труд­ностями, но часто проявляются как ценностные ориентации. И на­оборот, ценностные ориентации, как правило, обосновываются эко­номическими причинами.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является неудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности существую­щим положением дел или ходом развития событий ведет к росту со­циальной напряженности. При этом происходит трансформация не­удовлетворенности из субъективно-объективных отношений в субъ­ективно-субъективные. Суть этой трансформации заключается в том, что потенциальный субъект конфликта, недовольный объек­тивно существующим положением дел, выявляет (персонифицирует) реальных и предполагаемых виновников неудовлетворенности. Одновременно происходит осознание субъектом (субъектами) кон­фликта неразрешимости сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансфор­мируется в открытый конфликт. Однако сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не пе­рерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, не­обходим инцидент.

Инцидент – это формальный повод для начала непосредствен­ного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево на­следника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., послужило формальным поводом для начала Первой миро­вой войны, хотя напряженность между Антантой и Германским во­енным блоком существовала уже много лет.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоци­рован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», пресле­дующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качест­во. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта по­ведения конфликтующих сторон:

1) стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоре­чия и найти компромисс;

2) одна из сторон делает вид, что ничего особенного не про­изошло (уход от конфликта);

3) инцидент становится сигналом к началу открытого противо­стояния.

Выбор того или иного варианта во многом зависит от кон­фликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориента­ции) сторон.

 

1.2.2      Собственно конфликт

 

Начало открытого противоборства сто­рон является результатом конфликтного поведения, под которым по­нимают действия, направленные на противостоящую сторону с це­лью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппо­нента к отказу от своих целей или к их изменению.

Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:

Ø активно-конфликтное поведение (вызов);

Ø пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

Ø конфликтно-компромиссное поведение;

Ø компромиссное поведение

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликт­ного поведения сторон конфликт приобретает собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать до­полнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая «жертва» становится «оправданием» для эскалации конфлик­та. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным [5].

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии:

1)    переход конфликта из латентного состояния в открытое про­тивоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами;

2)    дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения сво­их целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непред­сказуемым;

3)    конфликт достигает своего апогея и принимает форму тоталь­ной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нане­сение максимального урона противнику.

 

1.2.3. Стадия разрешения конфликта

 

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сто­рон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и мето­дов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных спо­собов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтую­щих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осоз­нанием невозможности достичь целей или непомерной ценой успе­ха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликт­ного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начи­нается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие вари­анты развития событий:

1)    очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2)    борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3)    из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вяло­текущий характер;

4)    исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) побе­дителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

5)    конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся ясные условия его прекращения. В полностью институ­ционализированном конфликте такие условия могут быть определе­ны еще до начала противоборства (например, как в игре, где суще­ствуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же конфликт не институционализирован или институционализирован частично, то возникают дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Следовательно, чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменую­щие победу и поражение сторон, тем больше шансов, что конфликт будет локализован во времени и пространстве и тем меньше потре­буется жертв для его разрешения [14].

Существуют много способов завершения конфликта. В основ­ном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем из­менения характеристики объекта конфликта, либо иными способа­ми, а именно:

1) устранение объекта конфликта;

2) замена одного объекта другим;

3) устранение одной стороны участников конфликта;

4) изменение позиции одной из сторон;

5) изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;

6) получение новых сведений об объекте или наложение на него дополнительных условий;

7) недопущение непосредственного или опосредованного взаи­модействия участников;

8) приход участников конфликта к единому решению (консен­сусу) или обращение их к «арбитру» при условии подчинения любо­му его решению.

Существуют и другие способы завершения конфликта. Напри­мер, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульмана­ми и хорватами был прекращен методом принуждения. Миротвор­ческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных до­говоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах ре­зультаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для нача­ла переговорного процесса является временное перемирие. Однако возможны варианты, когда на стадии предварительных договорен­ностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах [4].

Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса кон­фликтующих сторон и включают следующие возможные процедуры:

1) признание наличия конфликта;

2) утверждение процедурных правил и норм;

3) выявление основных спорных вопросов (оформление прото­кола разногласий);

4) исследование возможных вариантов решения проблем;

5) поиск соглашений по каждому спорному вопросу и по урегу­лированию конфликта в целом;

6) документальное оформление достигнутых договоренностей;

7) выполнение всех принятых взаимных обязательств1. Переговоры могут отличаться друг от друга с точки зрения как уровня договаривающихся сторон, так и существующих между ними разногласий, но основные процедуры (элементы) переговоров оста­ются неизменными.

В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод консенсуса, ориентированный на совместное решение существую­щих проблем [10].

Методы ведения переговоров и их результаты зависят не только от отношения между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, от отношения с союзни­ками, а также от других внеконфликтных факторов.

 

1.2.4. Послеконфликтная стадия

 

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

v насколько удалось в ходе конфликта и последующих перего­ворах достичь преследуемой цели;

v какими методами и способами велась борьба;

v насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

v насколько велика степень ущемленности чувства собственно­го достоинства той или иной стороны;

v удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональ­ное напряжение сторон;

v какие методы были положены в основу переговорного про­цесса;

v насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

v был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некоей «третьей силой») или явился результа­том взаимного поиска разрешения конфликта;

v какова реакция окружающей социальной среды на итоги кон­фликта

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоот­ношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может вос­приниматься как временная передышка. Мир, заключенный вслед­ствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, послужившие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на ос­нове консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью раз­решенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудни­чества [14].

Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.     Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 1999.

2.     Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – М., 2002.

3.     Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

4.     Громова О.Н. Конфликтология. – М., 1998.

5.     Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.

6.     Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1995.

7.     Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов-на-Дону, 1998.

8.     Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – СПб., 1997.

9.     Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.- М., 1999.

10.  Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб., 1999.

11.  Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

12.  Основы конфликтологии / под ред. В.Н. Кудрявцева. – М., 1997.

13.  Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

14.  Психология конфликта / под ред. Н.В. Гришиной. – СПб., 2001.

15.  Социология / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998.

 


 

Определение конфликта Слово "конфликт" происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать

Определение конфликта Слово "конфликт" происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать

Рисунок 1 – Стадии развития конфликта 1

Рисунок 1 – Стадии развития конфликта 1

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является неудовлетворенность

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является неудовлетворенность

Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения: Ø активно-конфликтное поведение (вызов); Ø пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); Ø конфликтно-компромиссное поведение; Ø компромиссное поведение

Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения: Ø активно-конфликтное поведение (вызов); Ø пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); Ø конфликтно-компромиссное поведение; Ø компромиссное поведение

С этого момента фактически начи­нается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений

С этого момента фактически начи­нается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных до­говоренностей

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных до­говоренностей

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоот­ношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может вос­приниматься как…

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоот­ношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может вос­приниматься как…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020