Вариант 2
1. Перечислите международно-правовые нормы, распространяющиеся на физических лиц
Термин «физическое лицо» в международном праве определяется и понимается по-разному. Он определенно относится к каждому человеческому существу. Когда люди (физические лица) принимают какое-либо участие в международной правовой системе, это, как правило, происходит в группе или объединении лиц, действующих совместно. Например, в отношении некоторых международно-правовых вопросов группы коренных народов и группы народов, имеющих право на самоопределение, являются физическими лицами, действующими совместно. Поэтому в рамках международного права они должны рассматриваться как «физические лица». Физические лица на основе общих интересов формируют объединения, такие как неправительственные организации (например, Amnesty International, Oxfam), хотя эти группы являются юридически самостоятельными субъектами, не связанными с физическими лицами. Корпорации также являются отдельными субъектами, которые формируются для обеспечения взаимных интересов физических лиц, и все правовые системы признают существование и деятельность корпораций и рассматривают их в качестве юридических лиц (Дайн, 2000; Мухлински, 2007). Таким образом, понятие физические лица может включать в себя все эти группы, как имеющие, так и не имеющие юридическое лицо.
Понятие «физическое лицо» в рамках международной правовой системы включает всех физических лиц, действующих самостоятельно или в объединении, имеющем или не имеющем юридического лица. Обоснованием такого подхода может служить то, что международно-правовая система в первую очередь является системой государств. Роль любых физических и юридических лиц (которых можно назвать «негосударственными субъектами») в этой системе сопоставляется с ролью государства. Следовательно, исключением из этой концепции «физических лиц» могут быть только государства, а также такие субъекты, которые обладают квазигосударственными правами и полномочиями, такие как межправительственные организации (например, ООН), вооруженные оппозиционные группы, контролирующие определенную территорию, или отдельные регионы федеративных государств. Чтобы максимально полно разъяснить роль физических лиц в международной правовой системе, следует рассматривать как можно более широкий и разнообразный круг физических лиц, действующих в рамках этой системы.
Международная правовая система традиционно выстраивается как система государств на основе верховенства государственного суверенитета. Доминирующие позитивистские теории международного права подтверждают такое устройство, поскольку с их точки зрения «Право народов является только и исключительно правом межгосударственных отношений, только и исключительно государства являются субъектами Права народов» (Оппенгейм, 1905). «Субъект» международной правовой системы имеет прямые права и обязанности в рамках этой системы, может выдвигать международные требования и, как утверждается, способен участвовать в создании, развитии и обеспечении соблюдения международного права. Исторически сложилось так, что при таком доминирующем взгляде любая роль личности в международной правовой системе рассматривалась чисто в качестве «объекта» этой системы, а не «субъекта». С этой точки зрения, физические лица являются объектами, либо в том смысле, что и территории или реки являются объектами системы, поскольку существуют (созданы государством) правовые нормы о них, либо в том смысле, что они являются бенефициарами в рамках данной системы, в том отношении, что договоры, например, о дипломатических представителях или торговли, косвенно приносят выгоду отдельным физическим лицам.
Этот традиционный подход в настоящее время в значительной степени дискредитирован. Реальность такова, что в международной правовой системе кроме государств существует большое число иных субъектов, и у этих субъектов есть определенная международная правосубъектность. Международный Суд (МС) прояснил вопросы о международной правосубъектности и том, что является «субъектом» международно-правовой системы, в своем Консультативном заключении о возмещении за увечья, понесенные на службе ООН:
Субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру и по объему своих прав; при этом их характер зависит от потребностей сообщества. На протяжении всей своей истории на развитие международного права влияли требования международной жизни, и постепенное увеличение коллективной деятельности государств уже привело к возникновению примеров деятельности на международном уровне отдельных организаций, не являющихся государствами… По мнению Суда, ООН призвана осуществлять такие функции и пользоваться такими правами (и фактически осуществляет и пользуется), которые в значительной мере могут быть объяснены только в силу обладания международной правосубъектностью и способности действовать на международном уровне… Это вовсе не то же самое, что сказать, что организация представляет собой государство, чем она безусловно не является, или что ее правосубъектность, права и обязанности такие же, как и у государства… Это даже не следует понимать в том смысле, что все ее права и обязанности должны быть на международном уровне, так же как и не все права и обязанности государства должны быть на этом уровне. Это означает, что организация является субъектом международного права и способна обладать международными правами и обязанностями, и что она способна отстаивать свои права, путем выдвижения международных требований.
Это важное утверждение международно-правовых принципов. Здесь указывается прямая связь между субъектом международного права и международной правосубъектностью. В нем разъясняется, что существуют субъекты международной правовой системы, не являющиеся государствами. Не все эти субъекты имеют одни и те же права и обязанности, и не все эти права и обязанности должны находиться только на международном уровне. В нем также объясняется, как международно-правовая система развивалась и продолжает развиваться, позволяя субъектам, не являющимся государствами, иметь международную правосубъектность, и поэтому действовать независимо в международной правовой системе. В указанном Заключении МС применил эти принципы в отношении самой ООН, чтобы принять решение о наличии у нее международной правосубъектности. Позднее МС применял данные принципы и к другим международным (межправительственным) организациям.
В Заключении четко излагаются широкие принципы, которые могут быть применены к любому негосударственному субъекту (и, следовательно, применимы к физическим лицам), в международном плане. В нем признается, что, хотя государства являются основными субъектами международной правовой системы, количество субъектов этой системы может меняться и увеличиваться в зависимости от «потребностей [международного] сообщества» и «требований международной жизни». В заключении не говорится, что эти «потребности» и «требования» определяются исключительно государствами (как предполагают доминирующие теории международного права) или иными способами. В конце концов, термин «международное сообщество» в Заключении прямо не ограничивается международным сообществом только государств (по сравнению с Венской конвенцией о праве договоров, ст. 53). Это, безусловно, указывает на то, что могут быть субъекты международной правовой системы, которые не являются государствами.
Некоторые авторы утверждали, что, основными «субъектами» международной правовой системы являются не государства, а физические лица (Сселль, 1932). Например, они утверждают, что реальными субъектами являются физические лица, стоящие за государством, поскольку само государство не существует без людей. Один из вариантов этой идеи представлен в работах Лаутерпахта, одного из самых влиятельных британских юристов международного права прошлого века, который утверждал, что физические лица могут стать субъектами международной правовой системы. Он полагал, что требование государства о собственной безоговорочной исключительности в области международных отношений не являются обоснованными, особенно, потому что:
Основные права человека — права, стоящие выше прав суверенного государства… следовательно, физические лица должны быть признаны в качестве субъекта международного права. (Лаутерпахт, 1950).
Был предложен срединный подход, согласно которому физические лица являются объектами при приобретении международных прав и субъектами при их осуществлении (Парлетт, 2011). Филипп Оллот предлагает более широкий подход, согласно которому международное сообщество состоит не из государств, а является результатом «самотворения» всех людей (Оллот, 1992). Таким образом, эти авторы утверждают, что в силу характера международной правовой системы и «потребностей» международного сообщества физические лица являются субъектами, основными или единственными, международной правовой системы.
Разумеется, физические лица необходимы для того, чтобы субъект был признан государством, в том смысле, что государство должно иметь «население». В любом случае государство является юридической фикцией, и поэтому оно не может действовать само по себе. Государств составляют люди и группы людей, и они же действуют от имени государства. Таким образом, люди находятся в самом центре международной правовой системы независимо от того, как эта система определена. Но для этого им не обязательно быть «субъектами» или «объектами» этой системы.
Дихотомия «субъект – объект» была подвергнута критике со стороны ряда авторов, не в последнюю очередь потому, что она наделяет правом голоса одних и лишает других (например, Коскенниеми, 1989; Чарлсуорт и Чинкин, 2000). Розалин Хиггинс предлагает альтернативный подход, утверждая, что:
таких понятий как «субъекты» и «объекты» нет в достоверной реальности и, на мой взгляд, они не служат никакой функциональной цели. Мы по собственному выбору построили интеллектуальную тюрьму, а затем объявили ее непреложным ограничением. (Хиггинс, 1994, см. также Хиггинс, 1979).
Она скорее предпочитает идею «участника» в процессе принятия международно-правовых решений. Она объясняет это, используя пример:
Минимальные стандарты обращения с иностранцами, требования в отношении ведения военных действий и права человека – это не просто исключения, допущенные в силу исторической случайности, в рамках системы, действующей среди государств. Скорее, они являются неотъемлемой частью международного права, представляя естественные требования участников – физических лиц, а не государств-участников.
С этой точки зрения международная правовая система состоит их множества участников в том смысле, что множество различных акторов – от государств и международных организаций до транснациональных корпораций и физических лиц принимают участие в международной деятельности (или «на международном уровне», используя выражения МС, приведенные в Консультативном заключении о возмещении ущерба). Участие может быть обширным и по широкому кругу международных дел или может быть ограничено несколькими вопросами. Участие будет зависеть от соответствующего отношения к конкретной сфере международно-правовой системы, и активности и вовлеченности самого актора в эту сферу. По мере изменения международного сообщества и развития «потребностей» или сфер, регулируемых международным правом, так же будет меняться и участие в международной правовой системе.
2. Охарактеризуйте особенность конституционного строя Республики Беларусь
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем.
Конституционный строй включает три сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти, т.е. политическая система общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т.е. экономическая система общества) и социально-культурную, т.е. отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества.
Основные характеристики государства. Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством.
Главными направлениями государства являются:
1) защита независимости;
2) защита территориальной целостности;
3) защита конституционного строя;
4) обеспечение законности и правопорядка (ст.1 Конституции Республики Беларусь).
Демократическим государством называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Беларусь: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ…». Демократия с греческого переводится как власть народа («demos» и «kratos»).
Формы демократии: представительная и непосредственная.
Представительная демократия осуществляется через государственные органы, избираемые народом. Непосредственная демократия выступает в форме референдумов (народного голосования).
Демократия строится на следующих принципах:
- равноправия всех перед законом;
- реализация прав человека;
- единства прав и обязанностей;
- политический и идеологический плюрализмы;
- свобода вероисповедания;
- самоуправление;
- гласность в работе государственных органов;
- свобода средств массовой информации.
Правовое государство – это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих осуществление суверенных прав народа на основе верховенства и прямого действия Конституции, гарантирующей международно-признанные права человека.
Правовое государство строится на основе принципов:
1) верховенства права (ст.7 Конституции Республики Беларусь);
2) разделения властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь);
3) взаимной ответственности государства и личности (ст.2 ч.2 Конституции Республики Беларусь);
4) приоритета принципов международного права (ст.8 Конституции Республики Беларусь) и другие.
Социальное государство - это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В настоящее время понятия социальное и правовое государство не отделяются, всегда речь идет о социальном правовом государстве. Таким образом, социальное правовое государство - это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих права народа.
Социальную основу конституционного строя составляет признание человека высшей ценностью и целью общества и государства (ст.2 Конституции Республики Беларусь). Экономическую основу конституционного строя составляет понятие собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Политическую основу конституционного строя составляет устройство государственного аппарата на основе принципа разделения властей, политические институты и общественные объединения. Политическая система белорусского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь государство. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.
Конституционные принципы внешней политики.Согласно ч.1 ст.8 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права (ст.18 Конституции Республики Беларусь).
Содержание основных принципов раскрыто в Уставе ООН 1970 г., Декларации о принципах международного права 1970г. и Заключительном Акте СБСЕ 1975г.
Принцип суверенного равенства государств – характеризует статус государства как основных субъектов международного права и их взаимные отношения. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического и иного характера.
Принцип неприменения силы или угрозы силой – означает запрет применения силы и угрозы силой против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы.
Принцип нерушимости границ – содержание данного принципа сводится к трем элементам: признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем; отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение. Данный принцип соприкасается с принципом территориальной целостности государства, основное содержание которого состоит в обязанности государств воздерживаться от любых действий, направленных против неприкосновенности и целостности территории любого государства. В этом принципе нет юридического признания границ. Принцип территориальной целостности также означает, что территория государства не может использоваться без его согласия, транзит транспорта через территорию без разрешения нарушит принцип неприкосновенности границ. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства.
Принцип мирного урегулирования споров - Устав ООН требует проводить мирными средствами улаживание и разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Данный принцип требует от всех государств не оставлять международные споры не разрешенными.
Принцип невмешательства во внутренние дела – государства должны воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства независимо от их взаимоотношений.
Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод.
Принцип самоопределения народа.
Принцип сотрудничества государств.
Принцип добровольного выполнения обязательств по международному праву.
3. Объясните основания полной материальной ответственности работников, причиненных по их вине нанимателю
Материальная ответственность за ущерб, причиненный нанимателю, – это обязанность работника возместить в установленных законодательством пределах и порядке ущерб, причиненный по его вине нанимателю, с которым он состоит в трудовых правоотношениях.
Согласно ст. 400 ТК работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:
1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;
2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;
3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;
4) вины работника в причинении ущерба.
Вопрос о материальной ответственности работника может быть поставлен лишь тогда, когда нанимателю, с которым он состоит в трудовых отношениях, причинен реальный ущерб, под которым следует понимать утрату, ухудшение или понижение ценности имущества, необходимость для нанимателя затратить средства на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты.Упущенная выгода не учитывается, за исключением случая причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей (п. 6 ст. 404).
Под противоправностью понимают нарушение или неисполнение работником его трудовых обязанностей, изложенных в законе или иных нормативных актах (правилах внутреннего распорядка, тарифно-квалификационных справочниках, инструкциях и т. д.).
Для возложения на работника материальной ответственности необходимо наличие его вины в причинении ущерба, которая может выражаться в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности в виде самонадеянности или небрежности.
Работники, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю.
В ТК, коллективных договорах, соглашениях может устанавливаться ограниченная материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю по их вине, за исключением случаев, предусмотренных ст. 404 ТК.
Обязанность доказать факт причинения вреда, а также наличие других условий материальной ответственности лежит на нанимателе. Работники, которые несут полную материальную ответственность на основании ст. 404 ТК, обязаны доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.
Различают ограниченную и полную материальную ответственность.
Согласно ст. 403 ТК ограниченную материальную ответственность несут:
1) работники – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;
2) руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.
В соответствии со ст. 404 ТК работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю, в случаях, когда:
1) между работником и нанимателем в соответствии со ст. 405 ТК заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей;
2) имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
3) ущерб причинен преступлением;
4) ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
5) ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий;
6) ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей (с учетом неполученных доходов).
Письменные договоры о полной материальной ответственности, в соответствии со ст. 405 ТК могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Примерный перечень таких должностей и работ, а также примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждаются Правительством Республики Беларусь.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.