СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ …………...
1.1. Определение логики…………………………………………………..
1.2. Логика формальная и диалектическая………………………………
1.3. Методологические принципы логики…………………………………
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ
1.1. определение логики
Для того чтобы определить, что такое логика, нужно сначала предварительно выяснить, в чем заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышления должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. (Г. И. Челпанов, 1994).
Термин “логика” применительно к науке о мышлении впервые был введен стоиками, выделившими под этим названием лишь ту часть действительного участия Аристотеля, которая согласовывалась с их собственными представлениями о природе мышления. Название “логика” производилось ими от греческого термина “логос”, (который означает «слово»), а указанная наука сближалась по предмету с грамматикой и риторикой.
1.2. Логика формальная и диалектическая
Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связей между мыслями по их логическим формам.
Мышление, которое осуществляется в соответствии с формально-логическими законами, называется правильным.
Формальная логика, является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, т. е. типичные алогизмы.
При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания.
Кроме формальной логики существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и т.д., такие методы познания, как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез и т.д.
1.3. Методологические принципы логики
В качестве высшего методологического принципа выступает требование объективного рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е. из мировоззренческого принципа первичности материального и вторичности идеального. Он требует при исследовании всякого объекта исходить из него самого, а мышление предмету, внутренней логике взаимосвязи и взаимозависимости его сторон.
Следствием принципа объективности рассмотрения является требование не идти от вторичных явлений, а, наоборот, исходя из первичности явлении, из причин выявлять все возможные следствия
Применительно к преступности этот метод можно сформулировать так: не от преступности идти к ее причинам, а из данных условий жизни выводить ожидаемые правонарушения.
Другим следствием принципа объективности является принцип конкретности, требующий при изучении объекта исходить из его особенностей, специфических условий его существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание на выявление его внутренней природы.
Принципом диалектической логики является также требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях, называемое принципа всесторонности рассмотрения. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет предоставляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находиться в многочисленных связях с другими предметами, то. Чтобы познать предмет, необходимо стремиться охватить все эти связи и отношения.
Важным принципом диалектической логики является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем чтобы предсказать его будущее состояние. Принцип историзма является следствием мировоззренческого принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находиться в движении, изменении. То, для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развитие.
Принципом историзма не сводиться к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше этого и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущности и предсказать с определенной степенью вероятности его будущее развитие.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Вопрос: являются ли следующие рассуждения правильными? Если нет, то почему?
А. «Все зеленое приятно», «Эта картина зеленая. Следовательно, эта картина приятна».
Ответ. Все зеленое приятно. Эта картина зеленая. Следовательно, эта картина приятна. Это рассуждение не верно, т.к изначальное условие не правильно.
Б. «Все художники тонко чувствуют природу. Петров тонко чувствует природу. Следовательно, Петров – художник».
Ответ: следовательно, Петров (S) – художник (P). Вывод неопределенный, так как Петров может и не быть художником. Причина неопределенности в том, что средний термин (M), занимающий место предиката и в большей, и в меньшей посылках, не распределен, так как обе они утвердительные, а в утвердительных суждениях предикат, как правило, не распределен.
2.2. Вопрос: Проверьте правильность обобщения понятий. «Кабинет министров – правительство», «Районный прокурор – областной прокурор», «Час – сутки», «Род – племя».
Ответ:
1. Кабинет министров – правительство. Обобщение выполнено неправильно, так как эти понятия равнозначные.
2. Час – сутки. Обобщение выполнено неправильно, так как это несовместимые понятия, они не находятся в родовидовых отношениях.
3. Род – племя. Обобщение выполнено правильно, т. к. «племя» - более обширное понятие, чем понятие «род».
4. Районный прокурор – областной прокурор. Обобщение выполнено правильно, т. к. понятие «областной прокурор» более обширное, чем «районный прокурор».
2.3. Вопрос. Суждения с отношением и суждения существования выразите в форме атрибутивного суждения. «Поэт в России больше, чем поэт», «Мораль возникла раньше права».
Ответ:
«Мораль возникла раньше права»
– Суждение с отношением xRy.
– В форме атрибутивного суждения может быть выражено следующим образом: Мораль – общественное явление, возникшее раньше права.
«Поэт в России больше, чем поэт»
2.4. Вопрос. Определите отношения между категорическими суждениями по «логическому квадрату». «На всякого мудреца довольно простоты. - Не на всякого мудреца довольно простоты», «Все дети послушны. - Некоторые дети послушны», «Некоторые справки с места жительства оформлены правильно. - Ни одна справка с места жительства не оформлена правильно», «Все люди грамотные. - Некоторые люди грамотные».
2.5. Вопрос. С помощью таблицы установите, является ли формула законом логики (р→ q) ↔ (p^¬q)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика. – М: ВЛАДОС, 1998. – 528 с.
2. Жеребкін В. Е. Логіка. – К., 2001.
3. Иванов Е. А. Логика. – М.: БЕК, 1996. – 306 с.
4. Ивин А. А. Логика. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 320 с.
5. Ивлев Ю. В. Логика. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. – 272 с.
6. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. – М.: Юристъ, 1998. – 256 с.
7. Солодухин С. А. Логика для юристов. – М.: Экспертное бюро, 1998. – 240 с.
8. Упражнения по логике / Под ред. В. И. Кириллова. – М.: Юрист, 1993. – 136 с.
9. Челпанов Г. И. Учебник логики. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. – 248 с.
10. Хоменко І. В. Логіка: Практикум. – К.: Юрінком Інтер, 2002. – 240 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.