Контрольно-измерительные материалы
по окружающему миру
для проведения промежуточной аттестации
в 3 классе
Цель работы: определить уровень усвоения программного материала учащимися 3 класса по окружающему миру.
Задачи:
· выявление уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по окружающему миру;
· выявление уровня сформированности учебных действий;
· выявление уровня сформированности навыков самоконтроля при выполнении учебных заданий.
Содержание контрольной работы соответствует рабочей учебной программе по окружающему миру для 3-х классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру с учетом авторской программы «Окружающий мир», Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2011, (УМК «Школа России»).
Использованы следующие методические пособия:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях 3кл. Издательство "Просвещение"2012г
2. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 3 класс.
Форма: контрольная работа
Работа рассчитана на 1 урок (45мин).
Контрольная работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, тематике заданий и сложности.
План демонстрационного варианта работы
Обозначения |
Проверяемые умения |
Проверяемые элементы содержания |
Оценка в баллах |
Тип задания |
1 |
Живая и неживая природа |
Умение узнавать по изображениям объекты живой и неживой природы, а также объекты, созданные человеком |
1б |
ВО |
2 |
Тела и вещества |
Умение различать характерные свойства объектов и явлений живой и неживой природы по их представлению |
1б |
ВО |
3 |
Человек и природные сообщества |
Умение различать характерные свойства объектов и явлений живой и неживой природы по их представлению |
1б |
ВО |
4 |
Движение воздуха |
Умение переводить информацию из условно – графической формы в текстовую |
1б |
ВО |
5 |
Почва |
Умение устанавливать причинно – следственные связи |
1 б |
СО |
6* |
Полезные ископаемые |
Умение устанавливать причинно – следственные связи |
2 б |
ВО |
7* |
Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра |
Умение переводить информацию из условно – графической формы в текстовую |
1 б |
ВО |
8 |
Тела и вещества |
Умение устанавливать причинно – следственные связи |
1 б |
СО |
9 |
Изображение Земли на глобусе |
Умение определять океаны Земли |
1б |
СО |
10 |
Человек и природные сообщества |
Умение использовать знания о строении и функционировании организма человека с целью сохранения и укрепления здоровья |
1б |
ВО |
11 * |
Человек и природные сообщества |
Умение преобразовывать модель с целью выявления общих принципов поведения |
2 б |
СО |
12* |
Природные сообщества |
Умение проводить классификацию объектов по заданным основаниям |
2б |
СО |
Условные обозначения:
ВО – выбор ответа
СО- свой ответ
Распределение заданий по уровням сложности.
Контрольная работа содержат задания двух уровней сложности – базового (70%) и повышенного (30%) и рассчитаны на выполнение в течение 1 урока.
№ |
Уровень сложности |
1 |
Б |
2 |
Б |
3 |
Б |
4 |
Б |
5 |
Б |
6* |
П |
7* |
П |
8 |
Б |
9 |
Б |
10 |
Б |
11* |
П |
12* |
П |
Условные обозначения:
Б – базовая сложность
П – повышенная сложность
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания 1 – 5, 8 - 10 оцениваются в 1 балл. Задания 5,6,11,12 оцениваются в 2 балла. Максимальное количество баллов за выполнение всей работы - 16 балла. Задание с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается учителем с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания.
Для оценки достижения обучающимися предметных результатов используются следующие уровни.
Базовый уровень достижений — успешность выполнения 45-69%, уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. Достижению базового уровня соответствует отметка «3».
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Используются следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») — успешность выполнения 70-85%;
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5») — успешность выполнения 86-100%.
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2») — успешность выполнения 44% и ниже.
Шкала оценки достижений планируемых результатов
Количество баллов |
16-14 |
13-11 |
10-8 |
7 и менее |
Уровни достижений |
высокий |
повышенный |
базовый |
пониженный |
Отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
Инструкция по проверке и оценке работы
№ |
Вариант № 1 |
Вариант № 2 |
|||
задания |
|
|
|||
1 |
1,3,4 |
3,4 |
|||
2 |
2 |
3 |
|||
3 |
3 |
1 |
|||
4 |
3 |
3 |
|||
5 |
1,3,4,2,5 |
5,2,4,3,1 |
|||
6* |
1 |
1 |
|||
7* |
4 |
1 |
|||
8 |
Лес: земляника, осина Ком. раст.: герань, хлорофитум, алоэ |
Овощи: капуста, помидоры, огурец Фрукты: яблоко, груша |
|||
9 |
Тихий |
Северный Ледовитый |
|||
10 |
4 |
1 |
|||
11* |
Нельзя ломать деревья |
Нельзя рвать цветы |
|||
12* |
Кувшинка, сосна, ячмень, мать-и-мачеха |
Багульник, берёза, пшеница, клевер |
|||
|
|
||||
Контрольная работа
по окружающему миру
ученика(цы) 3_ класса
_____________________
_____________________
I вариант
1.На каких рисунках изображены объекты живой природы? Отметь номера рисунков.
|
|
1) |
2) |
|
|
3) |
4) |
2. Какой газ поддерживает горение и необходим для дыхания?
1) азот
2) кислород
3) водород
4) углекислый газ
3.Прочти описание животного. Отметь эту картинку.
Ласточка – это мелкая, стремительно летающая птичка, редко опускающаяся на землю. Её оперенье чёрное, а возле хвоста белое. Грудь широкая, шея короткая, голова плоская. Крылья длинные и заострённые, а хвост раздвоенный или имеет выемку посередине. Ноги короткие, с длинными тонкими пальцами. Ласточки являются насекомоядными свой корм они ловят прямо на лету, и за сезон ласточки уничтожают большое количество насекомых.
На какой картинке изображена ласточка?
1) 2) 3) 4)
4. Маша и Миша в дневнике наблюдений отметили погоду условным значком.
Отметь V, что обозначает этот условный знак?
1) влажность воздуха
2) направление ветра
3) сплошная облачность
4) температура воздуха
5. Учительница попросила Кирилла помочь ей высадить окоренившиеся черенки комнатного растения бегонии в цветочные горшки. Расставь по порядку номера действий, которые должен осуществить Кирилл. |
|
насыпать в цветочный горшок почву
опустить черенок в вырытую ямку
присыпать ямку и немного утрамбовать
сделать небольшое углубление в почве
слегка увлажнить место посадки и накрыть черенок стеклянной банкой
6.*На уроке окружающего мира было дано задание: выбрать полезное ископаемое, которое не является твёрдым: песок, нефть, известняк, гранит.
Миша подчеркнул слово нефть, а Маша подчеркнула слово гранит. А как ты считаешь, кто прав? Отметь V правильное утверждение.
прав Миша
права Маша
ни Маша, ни Миша неправильно выполнили задание
7.* Ребята на уроке окружающего мира, работая в группе, заполнили таблицу, но учитель сказал, что допущена ошибка. Помоги её найти и исправить.
семнадцать градусов выше нуля |
минус тринадцать градусов |
одиннадцать градусов мороза |
восемнадцать градусов тепла |
+ 17 º C
|
- 13 º C
|
- 11 º C
|
- 9 º C
|
8. Соедини стрелками растения леса и комнатные растения:
герань
Растения леса земляника
хлорофитум
Комнатные растения осина
алоэ
9. Помоги Маше дописать пять океанов:
1. ________________________
2. Южный
3. Северный Ледовитый
4.Индийский
5. Атлантический
10. Что из приведённого ниже относится к вредным привычкам человека?
1) есть много овощей и фруктов
2) чистить зубы утром и вечером
3) посещать уроки физкультуры
4) пользоваться чужими предметами личной гигиены
11.* Внимательно рассмотри знак, который можно встретить, например, в парке. Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило. ______________________________________________________
|
|
12.* Запиши номер растения с природным сообществом, в котором оно произрастает и заполни таблицу.
РАСТЕНИЕ
1.Ячмень
2.Мать-и-Мачеха
3.Сосна
4.Кувшинка
Водоём |
Лес |
Поле |
Луг |
|
|
|
|
Контрольная работа
по окружающему миру
ученика(цы) 3_ класса
_____________________
_____________________
II вариант
1.На каких рисунках изображены объекты живой природы? Отметь номера рисунков.
|
|
1) |
2) |
|
|
3) |
4) |
2. Благодаря какому природному явлению на Земле постоянно пополняются запасы воды в озере? Отметь верный ответ.
1) ветру
2) приливам и отливам
3) круговороту воды
4) смене дня и ночи
3. Прочти описание животного. Отметь эту картинку.
Монгольский дзерен – живущая в степи некрупная антилопа со стройными ногами и лировидно изогнутыми рогами у самцов. Второе название антилопа получила за то, что у самцов сильно развита гортань, которая делает низ шеи выпуклым. При виде опасности животное может скакать со скоростью 75–80 км в час, взлетая при 4–6-метровых прыжках до 2 м в высоту. Так антилопа может бежать час и более.
На какой картинке изображён монгольский дзерен?
1) 2) 3) 4)
4. Маша и Миша в дневнике наблюдений отметили погоду условным значком.
Отметь V, что обозначает этот условный знак?
1) направление ветра
2) влажность воздуха
3) ясная погода
4) температура воздуха
5. Ваня решил помочь маме высадить окоренившиеся черенки комнатного растения традесканции в цветочные горшки. Расставь по порядку номера действий, которые должен осуществить Ваня. |
|
немного увлажнить место посадки черенка
сделать небольшое углубление в почве
присыпать ямку и слегка утрамбовать
опустить черенок в вырытую ямку
насыпать в цветочный горшок почву
6. На уроке окружающего мира было дано задание: выбрать свойство глины, которое использует в работе гончар: прозрачность, прочность, горючесть, пластичность.
Миша подчеркнул слово пластичность, а Маша подчеркнула слово прозрачность. А как ты считаешь, кто прав? Отметь V правильное утверждение.
прав Миша
права Маша
ни Маша, ни Миша неправильно выполнили задание
7. Ребята на уроке окружающего мира, работая в группе, заполнили таблицу, но учитель сказал, что допущена ошибка. Помоги её найти и исправить.
семь градусов ниже нуля |
минус десять градусов |
девять градусов мороза |
восемнадцать градусов тепла |
+ 9 º C |
- 10 º C |
- 9 º C |
+ 18 º C
|
8. Соедини стрелками:
Овощи
капуста
яблоко
Фрукты
помидор
груша
огурец
9. Помоги Маше дописать все пять океанов Земли:
1.Тихий
2.Южный
3.________________
4.Индийский
5. Атлантический
10. Какое из приведённых действий человека является вредной привычкой? Отметь верный ответ.
1) использование чужих предметов личной гигиены
2) регулярное посещение кабинета стоматолога
3) включение в пищевой рацион овощей и фруктов
4) прикрывать рот платком во время кашля или чихания
11. Внимательно рассмотри знак, который можно встретить, например, в лесопарке. Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило. __________________________________________________________ |
|
12. Запиши номер растения с природным сообществом, в котором оно произрастает и заполни таблицу.
РАСТЕНИЕ
1.Берёза
2.Клевер
3.Пшеница
4.Багульник
Болото |
Лес |
Поле |
Луг |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.