Практическая работа 5
Контрольная работа «Проектирование базы данных»
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Целью выполнения контрольной работы является разработка реляционной базы даны, позволяющей автоматизировать информационные потоки предприятия.
Работа делится на три этапа: проектирование реляционной БД, программная реализация БД, эксплуатация.
На этапе проектирования закладываются основы будущей БД. Проектирование проводится на бумаге и требует очень тщательного подхода, так как именно здесь разрабатывается БД. Необходимо проделать следующие действия:
- собрать информацию о будущей работе, о ее структуре и движении документов, изучить задачи автоматизации, определить объекты системы и связи между ними;
- для каждого объекта выявить свойства и характеристики, по которым создаются поля таблиц;
- для каждого объекта назначить ключевые поля (первичные ключи), провести нормализацию исходных таблиц, установить связи.
Этап реализации выполняется на компьютере в следующем порядке:
- составляются структуры таблиц и вводятся в компьютер;
- разрабатываются запросы для отбора данных, отчеты для печати, создаются макросы и экранные формы для работы с данными;
- планируется порядок ведения и поддержания БД в рабочем состоянии.
Этап эксплуатации начинается с внесения в БД реальной информации, после чего происходит ее использование.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
Объем выполняемой работы 5-10 листов формата А4. Шрифт: Times New Roman, высота 14. Интервал – полуторный. Абзацный отступ 15-20мм. Выравнивание текста – по ширине.
Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами (высота трех букв 14 шрифта Times New Roman)
Все заголовки выполняются только заглавными (прописными) буквами, а подзаголовки – строчными буквами без подчеркивания и отметок. После заголовков и подзаголовков точки не ставятся.
Все рисунки, таблицы, схемы, диаграммы и формулы должны быть пронумерованы.
Рисунки и таблицы должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылку на них. Допускается располагать рисунки и таблицы на следующей после ссылки странице.
Примером оформления контрольной работы служит пример выполнения контрольной работы.
ЗАДАНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Определить функциональное назначение разрабатываемой БД.
2. Определить круг пользователей БД.
3. Определить круг задач создаваемой БД.
4. Разработать БД в соответствии со своим вариантом.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ
Пример выполнения работы выполнен по теме «ОАО Волжская ТГК»
1. Определение функционального назначения разрабатываемой БД.
Рассматриваемая организация, покупая теплоэнергию у поставщиков (в качестве которых выступают ТЭЦ), поставляют ее своим абонентам (отапливаемые здания и помещения). Поэтому база данных может содержать разнообразную информацию о сотрудниках компании, поставщиках и абонентах, а также включать записи о поставках и продажах тепло энергии, о ценах на тепло энергию и датах продаж.
Таким образом, база данных должна выполнять следующие функции:
- ввод, удаление или редактирование информации о филиалах компании;
- ввод, удаление или редактирование информации о сотрудниках;
- ввод, удаление или редактирование информации о поставщиках;
- ввод, удаление или редактирование информации об абонентах;
- редактирование оплаты труда сотрудникам;
- добавление записей о поставках и продажах теплоэнергии;
- запрос на поиск сотрудников по должности;
- запрос на поиск абонентов по организациям: государственных или частных;
- расчет премиальной зарплаты для сотрудников организации;
- расчет общей суммы поставки.
2. Определение круга пользователей БД.
В качестве пользователей БД выступают сотрудники организации.
3. Определение круга задач создаваемой БД Задачи, решаемые нашей базой данных:
- зарос на поиск сотрудников по должности;
- запрос на поиск абонентов по организациям: государственных или частных;
- удобный поиск сотрудников, поставщиков или абонентов;
- запрос на расчет заработной платы с премией сотрудникам организации.
- расчет на общую сумму поставки;
4. Проектирование реляционной БД
4.1 Инфологическое проектирование
Стержневые сущности; филиал, поставщики, сотрудники, абоненты.
Ассоциативные сущности: поставка, обслуживание.
Обозначающая сущность: оплата труда.
Теперь опишем, какие атрибуты имеет каждая сущность.
Стержневые сущности.

Рисунок 1 – Схема стержневой сущности «Филиал»
Атрибуты: КодФ код данного филиала; Название название данного филиала; Адрес адрес данного филиала; Факс факс данного филиала; Город город, где находится данный филиал; Телефон телефон данного филиала; ФИО директора фамилия, имя, отчество директора данного филиала.

Рисунок 2 – Схема стержневой сущности «Поставщики»
Атрибуты: КодПос код данного поставщика; Название название данного поставщика; Адрес адрес данного поставщика; Факс факс данного поставщика; Город город, где находится данный поставщик; Телефон телефон данного поставщика, ТЭЦ – внешний вид предприятия.

Рисунок 3 – Схема стержневой сущности «Сотрудники»
Атрибуты: КодС код данного сотрудника; КодФ код филиала, в котором работает данный сотрудник; Адрес адрес данного сотрудника; Должность должность данного сотрудника; Телефон телефон данного сотрудника; ФИО фамилия, имя, отчество данного сотрудника; Город город, где работает данный сотрудник;

Рисунок 4 – Схема стержневой сущности «Абоненты»
Атрибуты: КодА код данного абонента; Адрес адрес данного абонента; Факс факс данного абонента; Телефон телефон данного абонента; Название название данного абонента; ФИО директора фамилия, имя, отчество данного абонента, внешний вид – внешний вид отапливаемого помещения.
Ассоциативные сущности.

Рисунок 5 – Схема ассоциативные сущности «Поставка»
Атрибуты: КодФ код данного филиала; КодПос код данного поставщика; Дата дата данной поставки; Цена за 1 Гкал Цена за 1 Гкал данной поставки; Гкал всего поставлено Гкал;
Рисунок 6 – Схема ассоциативные сущности «Обслуживание»
Атрибуты: КодС код обслуживающего сотрудника; КодА код обслуживаемого абонента; Дата дата данного обслуживания.
Обозначающая сущность.
Рисунок 7 – Схема характеристической сущности «Оплата труда»
Атрибуты: Должность должность сотрудника; Оклад сумма оклада по данной должности.
Преобразуем логическое представление в ER – диаграмму.
Рисунок 9 – ER-диаграмма базы данных «Волжская ТГК»
4.2 Логическое проектирование
На этапе логического проектирования разрабатывается логическая структура БД, соответствующая логической модели предметной области. База данных создаётся на основании схемы базы данных. Инфологическую модель данных, построенную в виде ER–диаграммы, следует преобразовать в схему БД. Преобразование ER–диаграммы в схему БД выполняется путем сопоставления каждой сущности и каждой связи, имеющей атрибуты, отношения (таблицы БД). Для этого необходимо выполнить следующие шаги проектирования модели:
1. Представить каждый стержень и обозначение таблицей базы данных (базовой таблицей) и специфицировать первичный ключ этой базовой таблице.
Таблица 1 – Конструкция таблицы «Филиал»
|
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
КодФ |
Счетчик |
код данного филиала |
|
Название |
Текстовый |
название данного филиала |
|
Город |
Текстовый |
город, где находится данный филиал |
|
Адрес |
Текстовый |
адрес данного филиала |
|
Телефон |
Текстовый |
телефон данного филиала |
|
Факс |
Текстовый |
факс данного филиала |
|
ФИО директора |
Текстовый |
фамилия, имя, отчество директора данного филиала |
Таблица 2 – Свойства таблицы «Филиал»
|
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
|
Код Ф |
Счетчик |
Подпись – Код Ф Новые значения - Последовательные Индексированное поле – Да (Совпадения не допускаются) |
|
Название |
Текстовый |
Размер поля – 15 |
|
|
|
Формат поля – > Подпись – Название Обязательное поле – Да Индексированное поле – Да (Совпадения не допускаются) |
|
Город |
Текстовый |
Размер поля – 30 Подпись – Город Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Адрес |
Текстовый |
Размер поля – 50 Подпись – Адрес Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Телефон |
Текстовый |
Размер поля – 25 Подпись – Телефон Маска ввода – "8("000&\)00\-00\-00;;0 Обязательное поле – Нет Индексированное поле – Нет |
|
Факс |
Текстовый |
Размер поля – 25 Подпись – Факс Маска ввода – "8("000&\)00\-00\-00;;0 Обязательное поле – Нет Индексированное поле – Нет |
|
ФИО директора |
Текстовый |
Размер поля – 50 Обязательное поле – Да |
Таблица 3 Конструкция таблицы «Поставщики»
|
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
КодПос |
Числовой |
код данного поставщика |
|
Название |
Текстовый |
название данного поставщика |
|
Город |
Текстовый |
город, где находится данный поставщик |
|
Адрес |
Текстовый |
адрес данного поставщика |
|
Телефон |
Текстовый |
телефон данного поставщика |
|
Факс |
Текстовый |
факс данного поставщика |
|
ТЭЦ |
Поле объекта OLE |
внешний вид предприятия |
Таблица 4 – Свойства таблицы «Поставщики»
|
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
|
|
Код Пос |
Числовой |
Размер поля – Длинное це Подпись – Код Пос Индексированное поле допускаются) Обязательное поле – Да |
лое – Да (Совпадения не |
|
Название |
Текстовый |
Размер поля – 10 Формат поля – > Подпись – Название Обязательное поле – Да Индексированное поле допускаются) |
– Да (Совпадения не |
|
Город |
Текстовый |
Размер поля – 30 Подпись – Город Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
|
Адрес |
Текстовый |
Размер поля – 50 Подпись – Адрес Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
|
Телефон |
Текстовый |
Размер поля – 25 Подпись – Телефон Маска ввода – "8("000&\)00\-00\-00;;0 Обязательное поле – Нет Индексированное поле – Нет |
|
|
Факс |
Текстовый |
Размер поля – 25 Подпись – Факс Маска ввода – "8("000&\)00\-00\-00;;0 Обязательное поле – Нет Индексированное поле – Нет |
|
|
ТЭЦ |
Поле объекта OLE |
Подпись – ТЭЦ |
|
Таблица 5 Конструкция таблицы «Сотрудники»
|
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
КодС |
Числовой |
код данного сотрудника |
|
КодФ |
Числовой |
филиал, в котором работает данный сотрудник |
|
ФИО |
Текстовый |
фамилия, имя, отчество данного сотрудника |
|
Адрес |
Текстовый |
адрес данного сотрудника |
|
Телефон |
Текстовый |
телефон данного сотрудника |
|
Город |
Текстовый |
город, где работает данный сотрудник |
|
Должность |
Текстовый |
должность данного сотрудника |
Таблица 6 – Свойства таблицы «Сотрудники»
|
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
|
Код С |
Числовой |
Размер поля – Длинное целое Подпись – Код С Индексированное поле – Да (Совпадения не допускаются) Обязательное поле – Да |
|
Код Ф |
Числовой |
Размер поля – Длинное целое Подпись – Код Ф Индексированное поле – Нет Обязательное поле – Да |
|
Город |
Текстовый |
Размер поля – 30 Подпись – Город Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Адрес |
Текстовый |
Размер поля – 40 Подпись – Адрес Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Телефон |
Текстовый |
Размер поля – 25 Подпись – Телефон Маска ввода – "8("000&\)00\-00\-00;;0 Обязательное поле – Нет Индексированное поле – Нет |
|
ФИО |
Текстовый |
Размер поля – 50 Подпись – ФИО Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Должность |
Текстовый |
Размер поля – 25 Подпись – Должность Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
Таблица 7 Конструкция таблицы «Абоненты»
|
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
КодА |
Числовой |
код данного абонента |
|
Название |
Числовой |
название данного абонента |
|
Внешний вид |
Поле объекта OLE |
внешний вид отапливаемого помещения |
|
Адрес |
Текстовый |
адрес данного абонента |
|
Телефон |
Текстовый |
телефон данного абонента |
|
Факс |
Текстовый |
факс данного абонента |
|
ФИО директора |
Текстовый |
фамилия, имя, отчество директора данного абонента |
Таблица 8 – Свойства таблицы «Абоненты»
|
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
|
Код А |
Числовой |
Размер поля – Длинное целое Подпись – Код А Индексированное поле – Да (Совпадения не допускаются) Обязательное поле – Да |
|
Название |
Текстовый |
Размер поля – 30 Подпись – Название Индексированное поле – Нет Обязательное поле – Да |
|
Адрес |
Текстовый |
Размер поля – 30 Подпись – Адрес Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Телефон |
Текстовый |
Размер поля – 25 Подпись – Телефон Маска ввода – "8("000&\)00\-00\-00;;0 Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Факс |
Текстовый |
Размер поля – 25 Подпись – Факс Маска ввода – "8("000&\)00\-00\-00;;0 Обязательное поле – Нет Индексированное поле – Нет |
|
ФИО директора |
Текстовый |
Размер поля – 50 |
|
|
|
Подпись – ФИО директора Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Внешний вид |
Поле объекта OLE |
Подпись – Внешний вид |
2. Представить каждую ассоциацию как базовую таблицу. Использовать в этой таблице внешние ключи для идентификации участников ассоциации и специфицировать ограничения, связанные с
каждым из этих внешних ключей.
Таблица 11 – Конструкция таблицы «Поставка»
|
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
КодФ |
Числовой |
код данного филиала |
|
КодПос |
Числовой |
код данного поставщика |
|
Цена за 1 Гкал |
Денежный |
Цена за 1 Гкал данной поставки |
|
Дата |
Дата/время |
дата данной поставки |
|
Гкал |
Числовой |
всего поставлено Гкал |
Таблица 12 – Свойства таблицы «Поставка»
|
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
|
1 |
2 |
3 |
|
Код Ф |
Числовой |
Размер поля – Длинное целое Подпись – Код Ф Индексированное поле – Нет Обязательное поле – Да |
|
Код Пос |
Числовой |
Размер поля – Длинное целое Подпись – Код Пос Индексированное поле – Нет Обязательное поле – Да |
|
Цена за 1 Гкал |
Денежный |
Формат поля – Денежный Подпись – Цена за 1 Гкал Условие на назначение - >0 Сообщение об ошибке - Цена не может быть отрицательной! Введите число больше нуля!!! Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Дата |
Дата/время |
Формат поля – Полный формат даты Подпись – Дата |
|
|
|
Маска ввода – 00.00.0000;0;_ Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
|
Гкал |
Числовой |
Размер поля – Длинное целое Формат поля - С разделителями разрядов Подпись – Гкал Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
Таблица 13 – Конструкция таблицы «Обслуживание»
|
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
КодС |
Числовой |
код обслуживающего сотрудника |
|
КодА |
Числовой |
код обслуживаемого абонента |
|
Дата |
Дата/время |
дата данного обслуживания |
Таблица 14 – Свойства таблицы «Обслуживание»
|
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
|
Код С |
Числовой |
Размер поля – Длинное целое Подпись – Код С Индексированное поле – Нет Обязательное поле – Да |
|
Код А |
Числовой |
Размер поля – Длинное целое Подпись – Код А Индексированное поле – Нет Обязательное поле – Да |
|
Дата |
Дата/время |
Формат поля – Полный формат даты Подпись – Дата Маска ввода – 00.00.0000;0;_ Обязательное поле – Да Индексированное поле – Нет |
Таблица 15 – Конструкция таблицы «Оплата труда»
|
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
Должность |
Числовой |
должность сотрудника |
|
Оклад |
Денежный |
сумма оклада по данной должности |
Таблица 16 – Свойства таблицы «Оплата труда»
|
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
|
Должность |
Текстовый |
Размер поля – 40 Подпись – Должность Индексированное поле – Нет Обязательное поле – Да |
|
Оклад |
Денежный |
Формат поля – Денежный Подпись – Оклад Условие на назначение - >0 Сообщение об ошибке - Цена не может быть отрицательной! Введите число больше нуля!!! Индексированное поле – Нет Обязательное поле – Да |
Объединяя все таблицы, получим схему базы данных. Причем каждая таблица связана с другой, и при этом наложено ограничение целостности данных
Изобразим схему проектируемой базы данных «Волжская территориально – генерирующая компания» (рисунок 9) в формате, в котором она выглядит в окне схемы данных приложения Microsoft Access.
Рис. 10: Схема данных БД «Волжская ТГК»
4.3 Физическое проектирование БД
Базы данных создаются для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Их создание обуславливает заполнение их определенными данными.
В настоящее время можно выделить три основных способа ввода, загрузки и редактирования данных в современных реляционных СУБД.
• непосредственный ввод и редактирование данных в табличном режиме;
• ввод и редактирование данных через формы;
• ввод данных через импорт из внешних источников.
Ввод данных в табличном режиме и через формы является наиболее естественным с точки зрения табличного характера организации данных в реляционных СУБД. Но при этом ввод большого количества данных через таблицу более удобен, так как пользователь может лучше контролировать процесс заполнения база данных.
Именно по этой причине заполнение базы данных «Волжская ТГК» производилось путем ввода данных в таблицы отношения.
Рис.11: Таблица “Филиал”
Рис. 12: Таблица “Абоненты”
Рис.13: Таблица “Сотрудники”
Рис. 14: Таблица “Поставщики”
Рис. 15: Таблица “Поставка”
Рис. 16: Таблица “Обслуживание”
Рис. 17: Таблица “Оплата труда”
Вывод: В ходе выполнения контрольной работы была проанализирована предметная область, разрабатываемой БД, было выявлено функциональное назначение БД, круг будущих пользователей и интенсивность запросов пользователей. На основании полученных данных была спроектирована реляционная БД. Разработанная БД позволила автоматизировать информационные потоки предприятия «Волжская ТГК».
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Номер варианта = номер по списку в журнале
В задании приведен минимальный набор полей, по желанию количество таблиц и полей можно увеличить
Вариант 1.
1. Создать базу данных «Учет отгрузки товаров».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · номер накладной;
· дата отгрузки;
· имя заказчика;
· адрес заказчика;
· телефон заказчика;
· расчетный счет заказчика (20 цифр);
· товар;
· категория товара (бьющийся, сыпучий и т.п.);
· упаковка (картон, жесть и т.п.);
· единицы измерения товара;
· количество товара;
· цена за единицу товара;
· стоимость товара.
Вариант 2.
1. Создать базу данных «Учет успеваемости студентов факультета».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· фамилия; · имя;
· отчество;
· номер группы;
· допуск к сессии (да/нет);
· предмет;
· преподаватель по предмету;
· количество часов по предмету;
· зачет/экзамен;
· оценка;
· наличие курсовой/контрольной работы;
· фамилия руководителя;
· тема руководителя;
· количество пропусков;
· процент посещения занятий.
Вариант 3.
1. Создать базу данных «Учет видеокассет».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · номер видеокассеты;
· название фильма;
· режиссер;
· год выхода фильма;
· Актер №1;
· год рождения Актера №1;
· основные фильмы Актера №1;
· главные роли в других фильмах Актера №1;
· жанр фильма;
· оригинальный язык фильма;
· тип перевода;
· кассовые сборы фильма.
Вариант 4.
Создать базу данных «Библиотека университета».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· код книги;
· название;
· автор/авторы;
· количество экземпляров;
· предметная область; · количество страниц;
· цена;
· жанр;
· тираж;
· год издания;
· издательство;
· адрес издательства;
Вариант 5.
1. Создать базу данных «Отдел кадров завода».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · табельный номер;
· фамилия; · имя;
· отчество;
· дата рождения;
· должность;
· разряд;
· оклад;
· номер цеха;
· специализация цеха;
· начальник цеха;
· количество несовершеннолетних детей;
· дата устройства на работу.
Вариант 6.
1. Создать базу данных «Учет наличия товаров торговой компании».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· адрес склада;
· название склада;
· фамилия старшего кладовщика; · имя старшего кладовщика;
· отчество старшего кладовщика;
· телефон склада;
· товар;
· единицы измерения товара;
· количество товара на складе;
· цена товара за единицу;
· общая стоимость;
· дата поступления товара;
· максимальный срок хранения товара.
Вариант 7
1. Создать базу данных «Расчет зарплаты».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · табельный номер;
· фамилия работника; · имя работника;
· отчество работника;
· отдел;
· начальник отдела;
· внутренний телефон отдела;
· должность;
· разряд;
· оклад;
· номер пластиковой карточки (16 цифр);
· название банка;
· сумма, перечисленная на пластиковую карточку.
Вариант 8.
1. Создать базу данных «Учебные курсы».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · название учебного курса;
· количество часов на курс;
· фамилия преподавателя; · имя преподавателя;
· отчество преподавателя;
· домашний телефон преподавателя;
· адрес преподавателя;
· стоимость одного часа работы данного преподавателя;
· дата разработки курса;
· область знаний курса;
· стоимость полного курса;
· количество человек в группе;
· дата проведения занятий (дни недели);
· часы проведения занятий;
· дата начала проведения занятий;
· дата окончания занятий.
Вариант 9.
1. Создать базу данных «Вкладчики банка».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· номер счета клиента (16 цифр);
· фамилия клиента; · имя клиента;
· отчество клиента;
· семейное положение клиента;
· дата рождения;
· юридический адрес клиента;
· ИНН клиента;
· телефон клиента;
· размер вклада (в рублях);
· размер кредита;
· дата последней операции; · основание операции;
· тип платежа.
Вариант 10.
1. Создать базу данных «Учет больничных листов».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · номер карточки;
· фамилия больного;
· имя больного;
· отчество больного;
· пол больного;
· номер страхового полиса;
· наименование страховой компании;
· номер участка;
· фамилия участкового врача;
· телефон регистратуры;
· диагноз последнего заболевания;
· наличие хронического заболевания;
· дата выдачи больничного листа;
· количество нетрудоспособных дней; · сумма выплаты в день;
· общая сумма выплаты.
Вариант 11.
1. Создать базу данных «Компьютерный клуб».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· номер компьютера;
· номер зала;
· фамилия администратора зала;
· имя администратора зала;
· фамилия игрока;
· имя игрока;
· игровое имя игрока;
· возраст игрока;
· любимые игры игрока;
· дата последнего посещения клуба;
· время, проведенное за компьютером; · цена одного часа;
· общая стоимость.
Вариант 12.
Создать базу данных «Кинопрокат».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · название фильма;
· фамилия режиссера;
· кинокомпания, которой принадлежит фильм;
· продолжительность;
· кинотеатр;
· адрес кинотеатра;
· телефон автоответчика;
· число посадочных мест;
· жанр фильма;
· цена билета (1 категория);
· цена билета (2 категория);
· цена билета (3 категория); · кассовые сборы (за 1 сеанс);
· рейтинг фильма.
Вариант 13.
1. Создать базу данных «Кафедра».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· фамилия преподавателя; · имя преподавателя;
· отчество преподавателя;
· должность;
· ученое звание;
· предмет;
· количество часов по предмету (за семестр);
· количество учебников по предмету;
· вид отчетности (зачет/экзамен);
· дополнительные обязанности;
· стаж педагогической деятельности;
· суммарная годовая нагрузка;
· количество статей, вышедших за последние пять лет.
Вариант 14.
1. Создать базу данных «Теннисисты».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· фамилия теннисиста;
· имя теннисиста;
· дата рождения теннисиста;
· название турнира;
· место на турнире;
· рейтинг (номер ракетки в мире);
· дополнительные награды;
· семейное положение;
· наличие детей;
· наличие травм;
· дни тренировок (дни недели);
· часы тренировок.
Вариант 15.
1. Создать базу данных «Владельцы автомашин».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· фамилия владельца; · имя владельца;
· отчество владельца;
· номер автомобиля;
· марка автомобиля;
· цвет автомобиля;
· адрес владельца;
· семейное положение автовладельца;
· дата рождения автовладельца;
· наличие несовершеннолетних детей;
· дата получения водительских прав;
· дата окончания действия водительских прав; · стаж водителя;
· открытые категории.
Вариант 16.
1. Создать базу данных «Биржа труда».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· фамилия безработного; · имя безработного;
· отчество безработного;
· дата рождения;
· пол;
· возраст;
· профессия;
· стаж работы по профессии;
· стаж работы не по профессии;
· образование;
· семейное положении безработного;
· наличие несовершеннолетних детей;
· размер ежемесячного пособия;
· количество месяцев без работы;
· последнее место работы;
· причина ухода с последнего места работы;
Вариант 17.
1. Создать базу данных «Аукцион картин».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · номер лота;
· название картины;
· художник;
· жанр;
· начальная стоимость;
· фактическая стоимость;
· фамилия покупателя;
· имя покупателя;
· отчество покупателя;
· адрес покупателя;
· дата проведения аукциона;
Вариант 18.
1. Создать базу данных «Красная книга России».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· название животного по латыни;
· русское название животного;
· вид животного;
· ореол обитания;
· площадь, занимаемая животным;
· питание данного вида;
· количество особей вида;
· количество самок вида;
· причины вымирания;
· продолжительность жизни на воле;
· продолжительность жизни в неволе;
· размножение в неволе;
· количество особей в России;
· города (в зоопарках которых есть эти животные);
· оптимальная температура существования.
Вариант 19.
1. Создать базу данных «Мебельный магазин».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · наименование;
· состав изделия;
· комплектация;
· страна производитель;
· фирма поставщик;
· цвет изделия;
· цена за единицу изделия;
· дата поступления;
· дата продажи;
· фамилия продавца;
· доставка (да/нет);
· адрес доставки;
· время доставки; · стоимость доставки;
· вид оплаты.
Вариант 20.
1. Создать базу данных «Аэропорт».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля: · номер рейса;
· тип самолета;
· название авиакомпании;
· пункт вылета;
· пункт назначения;
· продолжительность полета;
· цена билета;
· количество посадочных мест;
· количество проданных билетов;
· расписание полетов;
· категория полета;
· время вылета;
· фамилия командира экипажа.
Вариант 21.
1. Создать базу данных «Музыкальный альбом».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· название музыкальной группы;
· состав группы;
· год создания группы;
· стиль;
· фамилия солиста;
· имя солиста;
· самый популярный альбом;
· год выпуска альбома;
· тираж альбома;
· количество песен в альбоме;
· рейтинг группы;
· последний известный хит.
Вариант 22.
1. Создать базу данных «Автомобильный салон».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· марка;
· модель;
· комплектация;
· объем двигателя;
· мощность (в лошадиных силах);
· тип коробки передач;
· тип трансмиссии;
· цена в $;
· цена в рублях;
· фамилия продавца;
· комиссионные;
· вид оплаты;
· банк, предоставивший кредит;
· сумма кредита;
· процентная ставка;
· ежемесячный платёж.
Вариант 23.
1. Создать базу данных «Магазин сувениров».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· наименование;
· материал (из чего состоит изделие);
· размер;
· страна производитель;
· фирма поставщик;
· сертификат качества (16 цифр);
· цвет изделия;
· цена за единицу изделия;
· дата поступления;
· дата продажи;
· фамилия продавца;
Вариант 24.
1. Создать базу данных «Магазин бытовой техники».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· наименование;
· материал (из чего состоит изделие);
· комплектация;
· страна производитель;
· фирма поставщик;
· цвет изделия;
· цена за единицу изделия;
· количество;
· сертификат качества (16 цифр);
· дата поступления;
· дата продажи; · фамилия продавца;
· вид оплаты.
Вариант 25.
1. Создать базу данных «Погода в мире».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· дата;
· температура;
· облачность;
· осадки; · регион;
· площадь региона;
· численность населения;
· язык общения;
· среднегодовая температура;
· самая низкая температура в этот день;
· год, когда отмечалась самая низкая температура в этот день;
· самая высокая температура в этот день;
· год, когда отмечалась самая высокая температура в этот день.
Вариант 26.
1. Создать базу данных «Магазин часов».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· вид часов (ручные, настенные, напольные);
· тип часов (механические, кварцевые);
· марка;
· номер часов по табелю;
· страна производитель;
· фирма производитель;
· фирма поставщик;
· материал, из которого состоит корпус;
· материал, из которого состоит ремешок или браслет (для ручных часов);
· дополнительные характеристики (наличие драгоценных камней, противоударные свойства и т.д.); · гарантия;
· цена за единицу;
· количество;
· фамилия продавца;
Вариант 27.
1. Создать базу данных «Магазин ламп».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· вид (люстра, бра и т.д.);
· размер;
· страна производитель;
· фирма производитель;
· фирма поставщик;
· цвет;
· количество лампочек;
· материал, из которого изготовлена лампа;
· цена за единицу;
· количество;
· номер лампы по табелю;
· фамилия продавца;
Вариант 28.
1. Создать базу данных «Туристическая фирма».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· фамилия генерального директора;
· фамилия главного бухгалтера;
· регион (Россия, Европа, Азия, Америка и т.д.);
· страна;
· город;
· продолжительность поездки;
· категория отеля;
· цена за 1 день проживания;
· общая стоимость поездки;
· сезонная скидка;
· способ передвижения (самолет, поезд, пароход и т.п.);
· цена билетов;
· способ оплаты; · дата начала поездки;
· дата возвращения.
Вариант 29.
1. Создать базу данных «Книжный магазин».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· название;
· автор/авторы;
· количество экземпляров;
· предметная область;
· цена книги;
· код книги;
· жанр;
· тираж;
· год издания;
· издательство;
· адрес издательства (город); · телефон издательства;
· номер договора поставки.
Вариант 30.
1. Создать базу данных «Магазин игрушек».
База данных должна состоять из двух или трёх таблиц. Таблицы должны содержать следующие поля:
· отдел (для малышей, мягкие игрушки и т.п.);
· название товара;
· цветовая гамма;
· размер (высота/ширина/длина);
· для какого возраста товар;
· стоимость;
· количество товара;
· упаковка (картон, полиэтилен и т.п.);
· страна производитель;
· фирма поставщик;
· номер сертификата качества (11 цифр); · наличие дополнительных эффектов (звук, шум и т.п.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учебное пособие – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2009. – 400с.
2. Сеннов А.С. Ассess 2010. Практическая работа баз данных: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2010
3. Сенов А.С. Ассess 2007. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2008. – 267с.
4. Тимошок Т.В. Microsoft Office Access 2007. Самоучитель. – М.: ООО
«И.Д. Вильямс», 2008.
5. Справочная система Microsoft Access 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.