Контрольная работа по русскому языку. 2 полугодие. 9 класс

  • Контроль знаний
  • docx
  • 28.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

контроль знаний по русскому языку. 4 варианта
Иконка файла материала контрольная работа 9 класс 2 полугодие.docx

 

 

Контрольная работа для 9 класса

Подготовка к ОГЭ

1 вариант_________________________

1 Прочитайте текст. (1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». (3)Одно только имя Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 двусоставное.

2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно было бы сказать.

 3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

 4) Предложение 4 содержит цитирование.

5) Предложение 5 сложносочинённое.     Ответ:______________________________ .

 

2.Прочитайте текст. (1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.

 2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3) Предложение 3 сложное бессоюзное.

 4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Ответ ___________

3.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

А) И тут я вспомнил свою покойную мать (1) у которой (2) бывало (3) вот так же довольно светились (4) и (5) сияли глаза (6) когда она (7) до упаду наработавшись (8) в поле (9) или на покосе (10) поздно вечером возвращалась домой. _____________________________

Б) После отъезда Милентьевны (1) я не прожил в Пижме (2) и трёх дней (3) потому что всё мне вдруг опостылело (4) всё представилось какой-то игрой (5) а не настоящей жизнью: и мои охотничьи шатания по лесу (6) и рыбалка (7) и даже мои волхования над крестьянской стариной.

 

 

4.Замените словосочетание «начальные главы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.________________________________

5.Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.______________________________________

6. Прочитайте текст.
(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.

2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.
3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное. _________________________

7)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Казалось (1) самой выдающейся фигурой в отечественном флоте конца 18 века был подлинный флотоводец русских эскадр (2)адмирал Ушаков. Но прошло едва ли десять лет после его отставки (3) и о нём постарались забыть (4) и в императорском дворце (5) и Адмиралтейств-коллегии(6) в штабах флотов(7) и морских училищ. Вот и заканчивал свой век (8)забытый властью и флотскими командирами здесь(9) в центре России (10) на Тамбовщине опальный русский флотоводец Фёдор Иванович Ушаков.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Вариант 2______________________________________

1.Прочитайте текст. (1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное с придаточным определительным.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.

 3) Первая часть предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.

 4) Предложение 4 вопросительное.

 5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.

Ответ:____________________ .

 

2.Прочитайте текст. (1)Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому? (2)Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. (3)Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. (4)И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. (5)По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Первая часть предложения 1 – односоставное определённо-личное предложение.

 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

 3) Предложение 3 осложнено вводным словом.

 4) Предложение 4 двусоставное.

5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы. Ответ____________.

3.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

А) Уже туман наглухо заткал реку (1) так (2) что огонь (3) зажжённый на той стороне (4) в доме хозяев (5) был похож на мутное (6) жёлтое пятно (7) уже звёзды высыпали на небе (8) а я всё сидел (9) и распалял себя. ___________________________

Б) Кажется (1) никогда в жизни мне не было так стыдно за себя (2) за свою безрассудную вспыльчивость (3) и (4) я (5) так и не посмев поднять глаза кверху (6) туда (7) где на печи лежала старуха (8) вышел из избы.___________________________________

4. Замените словосочетание «ремесло сапожника», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование._______________________________

5. Замените словосочетание «насмешливо сказала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление._________________________________

6. Прочитайте текст.1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы._______________________________

7.Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(ы), на месте которых должно стоять тире. У военно-морских сил России был свой флотовождь (1) Фёдор Фёдорович Ушаков. Ему далеко не всё было подвластно во флоте (2) отнюдь не все нити управления им были в его руках… Но и в этих условиях Ушаков явил образец цельности(3) энергии (4) профессионального умения.(5) политического мастерства (6) человеколюбия и долга. Его стратегия и тактика были подчинены конечному результату (7) сражению (8) уничтожению противника (9) победе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Вариант 3______________________________________

1.Прочитайте текст. (1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

 2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

3) Предложение 3 осложнено однородными членами.

4) Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени. Ответ:______________________ .

 

2.Прочитайте текст. (1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 грамматическая основа – шапка Мономаха.

 2) Предложение 2 простое двусоставное.

 3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.

 4) Предложение 4 сложное.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени. Ответ:______________________ .

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

А) Вокруг нас мельтешили солнечные зайчики(1) грибной дух мешался с избяным теплом (2) и так славно (3) так приятно было смотреть на старую Милентьевну (4) переодевшуюся в сухое (5) ситцевое платье (6) на её тёмные руки (7) которые она (8) то и дело погружала (9) то в коробку (10) то в ушатик (11) то и эмалированную кастрюлю с солью…_____________________

Б) И тут я вспомнил свою покойную мать (1) у которой (2) бывало (3) вот так же довольно светились (4) и (5) сияли глаза (6) когда она (7) до упаду наработавшись (8) в поле (9) или на покосе (10) поздно вечером возвращалась домой._______________________________

4.Замените словосочетание «по материнской линии», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.___________________________________

5.Замените словосочетание «говорит радостно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.__________________________________

 

 

6. Прочитайте  текст.

(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

 

 

7)Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(ы), на месте которых должно стоять тире.

Фёдор Фёдорович Ушаков(1) умелый стратег. Стремительная атака(2) сближение с противником на дистанцию картечного выстрела с целью введения в действие артиллерии всех калибров(3) удар превосходными силами по неприятельским флагманам (4) характерные для флотоводца приёмы. При этом (5) он полностью отверг отжившие правила линейной тактики. Кильватерной колонне Ушаков противопоставил широкий манёвр (6) он не боялся ломать свою линию (7) смело прорезал строй врага(8) окружал вражеские корабли (9) и громил их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к вариантам

 

1 вариант

1)      124

2)      123

3)      1236710-а , 34567-б

4)      Главы начала

5)      Читал с увлечением

6)      345

7)      13456910

 

2 вариант

1)      134

2)      234

3)      134578-а. 1235678-б

4)      Сапожное ремесло

5)      Сказал с насмешкой

6)      145

7)      17

 

 

3 вариант

1)      345

2)      245

3)      1234671011-а. 1236710-б

4)      По линии матери

5)      Говорит с  радостью

6)      35

7)      14

 

 

Критерии оценивания

 

8 баллов-«5»

6-7 баллов-«4»

5-4 балла-«3»

3 балла-«2»