ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
ЗА КУРС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВАРИАНТ № 1
Экзаменационную работу выполняйте на чистом двойном листе в широкую линейку. Каждую страницу вверху слева подпишите: Фамилия, имя, отчество, группа.
На первой странице, в центре первой строки напишите номер варианта.
На выполнение работы отводится 4 академических часа. Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает задания №№ 1-3. В заданиях необходимо, списывая, вставлять разделительный Ь или Ъ знаки, ставить пропущенные знаки препинания. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Часть 2 – задания №№ 4-7, требующие краткого ответа в виде цифры или нескольких цифр, одного слова. За каждый правильный ответ – 1 балл.
В части 3 – задание № 8 – нужно озаглавить текст и дать развернутый ответ на вопрос. Максимальная оценка – 25 баллов.
Каждое задание нумеруйте, выполняйте их в том порядке, в котором они даны.
Пишите разборчивым почерком.
Критерии оценки:
«5» - 100 - 91 балл
«4» - 90-71 балл
«3» - 70-50 баллов
«2» - менее 50 баллов
Часть 1.
ЗАДАНИЕ 1. СПИШИТЕ, ВСТАВЬТЕ, ГДЕ НЕОБХОДИМО, Ь ИЛИ Ъ ЗНАК.
Григор…евич, с…ехал, крыл…я, охотнич…ю, лошад…ю, Ил…ич, бар…ер, здоров…е, завист…ю, суч…ев, объехал, под…ест, с…ёмка, чут…ё, об…ём, раз…ярённый, в…юн, вещ…ю, об…яснил, вз…ерошенный, пред…юбилейный, л…ёт, степ…ю, гост…я, под…езд.
1) Лабиринты Заяцкого острова настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения выложенные в виде спирали из мелких булыжников и имеющие один вход и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала двадцатого века однако единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна завесу которой пока никто не может приподнять манит к себе большое количество туристов.
2) Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать а то уж темно и ваши мужики могут напасть на нас по дороге. Сделайте такую милость прикажите постлать нам хоть сена в гостиной чем свет мы отправимся восвояси.
— Делайте что хотите отвечал им сухо Дубровский я здесь уже не хозяин. С этим словом он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь. (А
Пушкин.)
Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, громко смеят….ся, ребята смеют….ся, создаёт….ся команда, пора сдават….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, он лечит….ся в больнице, лит….ся из крана, поднят….ся в горы, дети шепчут…ся, вылит….ся из бутылки, хочется погрет….ся, кафе закрывает…ся.
Часть 2.
1) НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.
2) ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л. 3) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
4) НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я. 5) СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 5-6.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки - Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (З)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки - бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. (11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)О6 этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей. (15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети - так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров. (16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждый дом ворвалось горе. (20) Впереди было ещё почти два года блокады...
(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе. (23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
(По Л. Овчинниковой*)
* Л. Овчинникова - современная российская писательница
1) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.
2) Рая Иванова поступила в ремесленное училище.
3) Во время войны, в мае 1942 года, во Дворце пионеров работал только кружок рисования.
4) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. 5) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.
ЗАДАНИЕ 6. ЗАМЕНИТЕ КНИЖНОЕ СЛОВО «ПИТОМЦЫ» ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 9 СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫМ СИНОНИМОМ. НАПИШИТЕ ЭТОТ СИНОНИМ.
ЗАДАНИЕ 7. В ОДНОМ ИЗ ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕВЕРНО УПОТРЕБЛЕНО ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО. ИСПРАВЬТЕ ЛЕКСИЧЕСКУЮ ОШИБКУ, ПОДОБРАВ К ВЫДЕЛЕННОМУ СЛОВУ ПАРОНИМ. ЗАПИШИТЕ ПОДОБРАННОЕ СЛОВО.
Из Африки надвигается циклон, который принесёт НЕСТЕРПИМЫЙ зной.
Представительство народных интересов осуществляется при условии ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ выборов.
В Александровском саду у Кремлёвской стены горит ВЕЧНЫЙ огонь в память о героях, павших в годы Великой Отечественной войны.
Сергей Королёв известен как основоположник практической космонавтики, ЗАЧИНЩИК отечественного ракетостроения.
НАРАСТИТЬ мускулы – не главная задача в жизни мужчины.
Часть 3.
ЗАДАНИЕ 8. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:
1. Озаглавьте текст.
2. Напишите развернутый ответ на вопрос: «Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?» (объем ответа – не менее 70 слов)
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.
На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов.
Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.
Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для этого храма.
(По Е. И. Осетрову. Живая Древняя Русь)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.