Контрольная работа по теме «Человек и общество»
1. Запишите слово, пропущенное в таблице:
ТИП ОБЩЕСТВА |
ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВА |
... |
Земля и ручной труд |
Индустриальное |
Промышленное производство |
Постиндустриальное |
Знания, информация |
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представ-ленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальная революция |
экономическая реформа |
общественный прогресс |
социальная динамика |
коренные преобразования |
3. Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением двух, характеризуют традиционное общество. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) коллективизм |
2) секуляризация |
3) традиционализм |
4) сословия |
5) стабильность структуры |
6) промышленный переворот |
4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
2) Индивид — единичный представитель человечества.
3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
5) Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
5. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
|
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья |
|
1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
6. Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) осуществление промышленного переворота
2) господство государства над обществом и общества над личностью
3) невысокий уровень социальной мобильности
4) формирование рыночного хозяйства
5) формирование гражданского общества
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) постиндустриальное общество |
2) отношение |
3) традиционное общество |
4) эволюция |
5) революция |
6) подъем |
7) прогресс |
8) регресс |
9) простая форма |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. В ответе запишите последовательность цифр, соответствующую буквам по порядку.
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
8. Определение «форма совместной жизни и деятельности людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия в целях удовлетворения потребностей; характеризуется устойчивостью, целостностью, динамизмом, наличием особых социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей» относится» …
1. к понятию «государство»
2. к понятию «общество»
3. к понятию «цивилизация»
9. Верны ли следующие суждения?
А. Начиная с определенного уровня развития производства общество избавляется от прямой зависимости от климатических факторов.
Б. Влияние природных условий на жизнь общества является решающим и всегда будет таковым оставаться.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба ответа 4. Оба ответа не верны
10. Что из перечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса?
1. Развитие производства ведет к появлению, как средств созидания, так и средств разрушения.
2. Развитие производства ведет к изменению социального статуса рабочего.
3. Развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире.
11. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в разных сферах жизни общества, называются ….
1. Социальным взаимодействием
2. Социальной системой
3. Общественными отношениями
12. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию, называется ….
1. общественный прогресс 3. реформа
2. исторический процесс 4. революция
13. Для цивилизационного подхода к общественному развитию характерно …
1. Утверждение о восхождении человечества по ступеням общественно-экономических формаций
2. Признание обусловленности всех явлений жизни общества ростом производства
3. Утверждение об отсутствии взаимовлияния культур отдельных народов
4. Изучение в первую очередь своеобразия пути, пройденного отдельными народами.
14. Представление о развитии общества как о движении по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла характерно для …
1. Философов эпохи просвещения
2. Приверженцев мировых религий
3. Представителей теории локальных цивилизаций
4. Античных философов
15. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется …
1. Определяющей ролью социальной сферы
2. Господством экономической сферы
3. Независимостью сфер общественной жизни
4. Сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер
16. Распределите нижеприведенные признаки в три группы:
А – признаки доиндустриального общества,
Б – признаки индустриального общества,
В – признаки постиндустриального общества:
1. Основа производства – земля, сельскохозяйственный труд
2. Развитие крупной машинной промышленности
3. Преобладание ручного труда
4. Средняя продолжительность жизни 40-50 лет
5. Основа производства – знания, информация
6. Широкое применение машинной техники
7. Неграмотность большинства населения
8. Основной вид экспорта – средства производства
9. Основной вид экспорта – сырьё
10. Основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения)
11. Средняя продолжительность жизни до 70 лет
12. Ведущую роль играет сфера услуг, наука, образование
13. Средняя продолжительность жизни свыше 70 лет
14. Непрерывное образование граждан
15. Решается задача преодоления неграмотности населения
17.Понятие «общество» не включает в себя положение …
1. Часть материального мира 3. Природная среда обитания
2. Система 4. Формы объединения людей
18. Решающую роль в развитии общества, согласно формационной теории развития общества, играют
1. Экономические отношения 3. Отдельные исторические личности
2. Духовные отношения 4. Все предыдущие суждения неверны
19. Цивилизация – это
1. социальная и культурная общность людей, которая опирается на единую систему основных духовных ценностей
2. социальная и культурная общность людей, которая опирается на обособление человека от природы
3. социальная и культурная общность людей, которая опирается на удовлетворение социальных потребностей человека
4. все суждения неверны
20. В формационной теории не употребляется термин
1. Базис 2. Надстройка 3. Способ производства 4. Культурно-исторический тип
21. Прочитайте текст и выполните задание.
Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно- практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (...) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.
...Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,
(И.Т. Фролов)
Задание: Какие сферы жизнедеятельности людей в обществе называет автор?
22. Объясните, что имел ввиду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (В ответе приведите три суждения-объяснения)
Ответы на контрольную работу «Человек и общество»:
1. ТРАДИЦИОННОЕ – 1 балл
2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА – 1 балл
3. 26 – 1 балл
4. 245 – 2 балл
5. 23314 – 2 балла
6. 145 – 2 балл
7. 798261 – 2 балла
8. 2 – 1 балл
9. 1 – 1 балл
10. 1 – 1 балл
11. 3 – 1 балл
12. 1 – 1 балл
13. 4 – 1 балл
14. 3 – 1 балл
15. 4 – 1 балл
16. 13479 268111415 5101213 – 3 балла
17. 3 – 1 балл
18. 1 – 1 балл
19. 1 – 1 балл
20. 4 – 1 балл
21.Пояснения – 2 балла
- сфера материального производства
- сфера теоретической деятельности
- сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности
- сфера управления общественными процессами
- социальная сфера
22. Пояснение – 2 балла
Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.
Примеры.
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.
Могут быть приведены другие суждения-объяснения.
Оценка:
100-91% - «5» - 27-30 баллов
90-71% - «4» - 21-26 баллов
70-51% - «3» - 16-20 баллов
Менее 40% - «2» - менее 16 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.