Контрольная работа по теме «Лексика. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия» (10 класс)
Оценка 4.9

Контрольная работа по теме «Лексика. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия» (10 класс)

Оценка 4.9
docx
09.06.2021
Контрольная работа по теме «Лексика. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия» (10 класс)
Контрольная работа по теме «Лексика. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия» (10 класс).docx

Контрольная работа по теме «Лексика. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия».

Вариант №1.

 

І. Выполните тесты, найдя один правильный ответ.

1.    На какие группы делятся все звуки?


А    прописные и строчные

Б     ударные и безударные

В    гласные и согласные

Г     звонкие и глухие


2.    В разделе «Фонетика» изучается:


А    правописание слов

Б     постановка знаков препинания

В    словарный состав языка

Г     звуки речи


3.    Укажите строку, в которой во всех словах буквы е, ё, ю, я обозначает по одному звуку.


А    лес, вялый, ёлка, вьюга

Б     полёт, зяблик, гений, люк

В    понять, вёл, юг, обезьяна

Г     отъезд, приём, мера, увял


4.    В какой строке все слова расположены по алфавиту?


А    берёза, осина, ель, дуб

Б     Волга, Дунай, Лена, Ока

В    астра, тюльпан, нарцисс, гвоздика

Г     понедельник, вторник, среда, четверг


5.    В каком ряду все слова не имеют окончания?


А     Крюк, номер, насквозь, дуб

Б      мышь, здесь, четверо, шесть

В     издавна, заново, лишь, подолгу

Г      напрокат, самокат, вдоволь, рожь


6.    В каком ряду во всех словах есть два корня?

А    свободомыслие, самоуправление, древнерусский, несбыточный

Б     единоборство, светомузыка, обезболивающий, рыжебородый

В    приобрести, бледнолицый, одноклассник, благословить

Г     высоколобый, старославянский, старослужащий, старожил

7.    В каком ряду все слова – синонимы?


А  время, период, эпоха, эра
Б  фрукты, овощи, вишня
В  сосна, тополь, ясень
Г  тарелка, вилка, ложка


8.    Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:


А  десница, работа, слеза
Б  акварель, гуашь, палитра
В  нижеподписавшийся, горенка, изрядно
Г  кирпич, свекла, идти


9.    В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А   золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора
Б   глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек
В   глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос
Г   глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия

10.    Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»? 


А  как в воду глядел
Б   набрать в рот воды
В   выйти сухим из воды
Г   как рыба в воде


 

II. Сделать фонетический разбор слова вьюга.

 

III. Разберите слова по составу: привкус, удивительная, сонный, нефтепродукты, издавна.

 

IV. Спишите. Расставьте ударения.

Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договорённость, облегчить, апостроф, баловать, дремота, знамение, каталог, кашлянуть, оптовый, премировать, украинский, черпать.

 

V. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

З..ря разг..ралась. Лучи со..нца к..снулись в..рхушек д..ревьев, поз..лотили бл..стящую поверхность оз..ра, проникли в спал..ню к р..бятишкам. Высоко над домом разв..вается и г..рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под..ём. По звуку горна юные сп..ртсмены быстро поднимаются и, заст..лив а(к,кк)уратно постели, выб..гают на з..рядку. В комнате остаются р..бятишки младшего возр..ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст..лать свои п..стельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.

На сп..ртивной пл..щадке р..бята построились по росту. Через минуту в воздухе м..лькают заг..релые руки, и стриженные наголо р..бятишки накл..няются, к..саются земли кончиками пальцев. После з..рядки они б..гут к озеру и огл..шают его берега звонким голосом.

 

 

Контрольная работа по теме «Лексика. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия».

Вариант №2.

 

І. Выполните тесты, найдя один правильный ответ.

1.    На какие группы делятся согласные звуки?


А    звонкие/глухие, твердые/мягкие

Б     звонкие/мягкие, глухие/твердые

В    ударные/безударные

Г     звонкие/твердые, глухие/мягкие


2.    В каком ряду во всех словах есть только один корень?

А    перещеголять, недосказанный, перекрытие, приборостроение

Б     служительница, выразительный, укрощение, сыроварня

В    напрыгался, окрыленный, пересказанный, уложенный

Г     обогревать, беспредметный, отреставрировать, профком

3.    Определите, в каком варианте профессиональные слова:


А    учитель, наставник, педагог

Б     отечество, родина, отчизна

В    метель, пурга, буран

Г     аккорд, вокализ, мольберт


4.    Что изучает лексика?


А    историю слова

Б     правила написания слов

В    звуковую сторону слова

Г     слова и их значения


5.    В каком предложении выделенное слово употреблено в переносном значении?


А    Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

Б     Желтые листья медленно падали на землю.

В    На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.

Г     Утром бухта наполнилась плавучим льдом.


6.    В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?


А    лестный, бьющаяся, подстричь

Б     июньский, маячить, прелестное

В    придаешь, поющие, местность

Г     яростные, вскользь, разъяренный


7.    В каком ряду во всех словах есть приставка?


А    сморщить, обустроить, досказать, удить

Б     перемыть, задеть, здание, подтолкнуть

В         предоставленный, округлый, ускоренный, насилу

Г     безмерный, расколотый, пригорок, воздушный


8.    Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:


А    бить баклуши

Б     положа руку на серце

В    сложа руки

Г     не покладая рук


9.        Укажите строку, в которой в каждом слове буквы е, ё, ю, я обозначает два звука.


А    съёмка, колье, станция, юрта

Б     боец, каюта, блёстки, мясо

В    язва, стоят, кресло, блюдо

Г     линия, разъезд, нюхать, няня


В каком ряду во всех словах нет суффиксов?


А    синеет, белизна, апрелем, везший

Б     закат, туманный, руке, смотрим

В    синими, лежу, красим, кольцом

Г     нехороший, мошка, печью, оконный


 

II. Сделать фонетический разбор слова стоять.

 

III. Разберите слова по составу: нетрудный, свежесть, преумный, черноморец, заново.

 

IV. Спишите. Расставьте ударения.

Арбуз, верба, давнишний, диспансер, доверху, еретик, жалюзи, завидно, загнутый, иксы,  бухгалтеров, включен, добыча, дозировать, докрасна, копировать, столяр, средствами, торты, эксперт.

 

V. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Малыши, не умеющие пл..вать, плещутся у берега. Несколько р..бят во главе с Юрой, знаменитым лагерным пл..вцом, направились к пл..вучему мостику.

После купания хорошо раст..реться м..хнатым п..л..тенцем. Ежедневная зарядка и обт..рание х..лодной в..дой укр..пляют и зак..ляют здоровье. А какой а(п,пп)етит разв..вается после купания! Ребята с уд..вольствием упл..тают олад..и, м..кая их в см..тану. Перед ст..ловой д..рожки выр..внены и посыпаны п..ском,  б..льшая клумба представляет собой иску..ное соч..тание цветов. За цв..тником расп..л..жился опытный участок, на котором юннаты выр..стили доселе неизвес..ные породы овощей. Р..бята прекл..няются перед иску..твом с..довника и соб..раются посв..тить себя с..доводству. Но Павел Петрович – это не только с..довник, но и взыскательный п..дагог. Безынициативным и равнодушным р..бятам нет места.

 

 

 

Контрольная работа по теме «Лексика. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия».

Вариант №3.

 

І. Выполните тесты, найдя один правильный ответ.

1. Укажите слова, не являющиеся паронимами:


А  эффектный, эффективный
Б  представить, предоставить
В  фарш, фарс
Г  подпись, роспись


2. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.


А  стреляный воробей – опытный

Б  обводить вокруг пальца – обманывать

В  с гулькин нос – много

Г  яблоку негде упасть – тесно


3. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:


А  берег, город, молоко, мать
Б  аббат, атака, жюри, балык
В  ладонь, корова, дочь, бабушка
Г  поле, береза, сосед, метель


4. Что изучает орфоэпия?


А    словарный состав языка

Б     звуки и буквы

В    звуковую сторону языка

Г     способы образования слов


5. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?


А    сбросил, ежевика, чемодан, шишка

Б     южный, мороз, резвый, ель

В    деревня, царица, небесный, жетон

Г     ножны, сделали, вьюжная, история


6. В каком ряду в словах есть звук [Й]?


А    мерный, вьюга, юрист, акация

Б     свои, мойка, прятки, взморье

В    судьи, пойте, изъян, пятно

Г     ярус, йод, соловьи, пюре


7. В каком варианте ответа произношение всех букв записано правильно


А    к (ка), н (эн), с (сэ), ч (че)

Б     л (эль), п (пэ), ф (эф), щ (ща)

В    м (эм), п (пэ), р (эр) ш (ше)

Г     х (хэ), д (дэ) т (тэ), ш (ша)


8. Закончи предложение: «Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются …»


А    звуки речи.

Б     части слова.

В    части речи.

Г     словосочетания


9.   В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА-?


А    зажечь, законный, замолчать

Б     загородный, задумчивый, закатился

В    замшевый, заикается, зазеленел

Г     заморский, занозить, замок


10.   Слова какого ряда не имеют окончания?


А    зная, знамя, свеча, молча

Б     окно, депо, едва, два

В    пальто, пальтецо, создавая, создатель

Г     можно, трюмо, хорошо (нар.), выше


 

II. Сделать фонетический разбор слова поющие.

 

III. Разберите слова по составу: открытый, степей, жизненное, водохранилище, слева.

 

IV. Спишите. Расставьте ударения.

Апостроф, баловать, дремота, знамение, каталог, кашлянуть, оптовый, премировать, украинский, черпать, арбуз, верба, давнишний, диспансер, доверху, еретик, жалюзи, завидно, загнутый, иксы

 

V. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

С зам..рающим сер..цем мы проб..рались в своей непром…каемой одежде по мелкой пор..сли б..резняка, учитывая, что зайцы пр..дпоч..тают лиственные л..са только ранней ос..нью, а теперь они должны зал..гать в мо(ж,жж)евеловыхзар..слях или ел..никах.

Настоящий охотник не лезет в чащу, выб..рает или д..рожки, или прогалинки и проселки. А самый верный расч..т – подст..речь зайчишку на перес..чениид..рог.

На востоке заг..ралась поз..няяз..ря, день был безветренный, ветви д..ревьевбл..стали ин..ем. Оз..ренный розовыми лучами снег в соч..тании с акварельно-голубым небом казался сказочным убором зимней природы. Недаром вп..чатления природы в..лнуют п..сателей. Они испытывают в..ликую радость приобщения к этой ни с чем неср..внимой красоте.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Лексика. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия».

Вариант №4.

 

І. Выполните тесты, найдя один правильный ответ.

1.    В каком ряду все слова имеют окончание?


А    щенячий, четырех, сидя         

Б     крот, поешь, бюро

В    горячий, горечь, пальтецо       

Г     читающий, читая, зрячий


2.    В каком ряду все слова являются родственными? 


А    серенький, сернистый, серный, серость

Б     наводнение, водяной, подводный, водный

В    приморский, уморился, выморочный, заморыш

Г     речка, заречье, речистый, речной


3.    В основу входят


А    приставка, корень, окончание

Б     приставка, суффикс, окончание

В    приставка, корень, суффикс

Г     корень, суффикс, окончание


4.    В каком предложении вместо слова ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ нужно употребить  ДЕМОКРАТИЧНЫЙ?

А    Демократическая  партия была сформирована давно.

Б     В своих письмах он оставался противником демократического образа правления.

В    Было указано на возросшее значение демократических сил.

Г     Игрушка – одно из проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократическое.

5.    Укажите вариант, в котором нет синонимов


А    противник, недруг, враг

Б     блестеть, сверкать, сиять

В    нелепость, вздор, чепуха, ерунда

Г     весна, зима, утро,  вечер


6.    Найдите согласные всегда твердые.


А    б, п, к

Б     м, н, й                                       

В    ч, щ, й

Г     ж, ш, ц


7.    Раздел «Орфоэпия» изучает:


А    состав слова

Б     звуки речи

В    правописание слов

Г     произношение слов


8.    Укажите, в каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв:


А    елка, праздную, воробей, взял

Б      опускается, пришел, сбить, июнь

В     сгибает, появляюсь, трудолюбие, демонстрация

Г      объявление, съехавший, сонце, тюльпан


9.    В какой строчке во всех словах слоги открытые?


А    года, стена, теремок, горячо

Б     вода, наука, миниатюра, страна

В    банка, виться, молоко, улица

Г     парк, классный, ранний, ванна


10.    Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:


А    велосипед, мотоцикл, трамвай, троллейбус

Б     автобус, пианино, гитара, здание

В    дорога, лист, стол, икра

Г     снегоход, снегирь, снегурочка, бисер


 

II. Сделать фонетический разбор слова ателье.

 

III. Разберите слова по составу: незаметной, дворняга, охотник, лесопарк, непрерывно.

 

IV. Спишите. Расставьте ударения.

Арбуз, верба, давнишний, диспансер, доверху, еретик, жалюзи, завидно, загнутый, иксы, сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договорённость, облегшить.

 

V. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В раннее весе(нн/н)ее утро, когда солнце еще (не) горячо и в воздухе свежо, гру(пп/п)…а ю(нн/н)…атов, руководимая м…лодым стаж…ром, провела в старом саду борьбу с листож…ром. Юные садоводы сегодня будут уча…ствовать в р…ботах колхоза на площади м…л…дого сада.

Вот они проходят по а(лл/л)ее старого сада. В глубине а(лл/л)ее виден (не)большой шалаш….

Молодеж… весело здоровает…ся со сторож…м Куз…мич…м, который много лет чес…но стереж…т колхозное добро. Наружность старика далеко (не) пр…мечательна, но (не) лишена занимательности. Голову Куз…мича покрывает шапч… нка; (из)под рва(нн/н)ого баран…ьего тулупа, подпояса…ого б..ч..вкой, выглядывает ворот х...лщ…вой сорочк…, обл…гающий шею, повитую кумач…вым платком; на ногах сапоги. Держит…ся старич…к молодц…вато.


Скачано с www.znanio.ru

Контрольная работа по теме «Лексика

Контрольная работа по теме «Лексика

Контрольная работа по теме «Лексика

Контрольная работа по теме «Лексика

Контрольная работа по теме «Лексика

Контрольная работа по теме «Лексика

Контрольная работа по теме «Лексика

Контрольная работа по теме «Лексика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2021