Контрольная работа по теме «Текст. Функциональные разновидности языка». 6 класс
I вариант
Часть 1
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него.
(1) Эта история со счастливым концом произошла в Америке. (2) Однажды промозглой зимней ночью Вёрджил подобрал маленького котёнка, который оказался на пороге его дома. (3) Вёрджил отогрел малыша и начал выхаживать. (4) Кот быстро восстановил свои силы и остался в доме. (5) Он оказался очень преданным и смышлёным. (6) Каждый вечер коту разрешали выходить на улицу, но он всегда возвращался домой через несколько минут. (7) В одну зимнюю холодную ночь, примерно через два года после своего появления в доме Вёрджила, кот вышел и домой не вернулся.
(8) Вёрджил искал кота и на следующий день. (9) Обыскав весь двор, он наткнулся на старый мешок, который валялся на земле. (10) Вёрджил уже хотел его отбросить в сторону, как вдруг из него вылез кот, посмотрел на своего хозяина и залез обратно в мешок.
(11) Вёрджил открыл мешок и в изумлении увидел крошечного мальчика, которого обнял кот своим телом, вылизывая бледное лицо ребёнка. (12) Вёрджил помчался с ребёнком в госпиталь.
(13) Кот спас от смерти маленького мальчика, которого бросили посреди зимы на произвол судьбы. (14) Он бы умер, если бы к нему в мешок не проскользнул кот. (15) Вылизывание и тепло спасло ребёнку.
(Н. Непомнящий. «Кот в вашем доме»)
1) Определите стиль речи.
2) Определите функционально-смысловой тип речи.
3) Определите тему текста.
4) Определите основную мысль текста.
5) Составьте тезисный план данного текста.
6) Выпишите ключевые слова текста из первого и последнего абзацев.
7) Определите вид связи предложений в тексте (цепная; параллельная)
8) Укажите средства связи между предложениями 2-7.
Часть 2
Определите стиль, функционально-смысловой тип речи нижеприведенных текстов.
1) Теперь я по долгому опыту знаю, что быть писателем, пусть самым неприметным и скромным, — это и вправду великое (хотя порою очень нелёгкое) счастье. Даже ту краткую повесть, которую вы сейчас прочитали, мне было так приятно писать. Ведь стоило мне сесть за письменный стол, взять перо и придвинуть к себе чистую бумагу, и моё далёкое детство сразу вернулось ко мне, из старика я превратился в мальчишку, — и вот снова прыгаю, как дикарь, на гремучем железном листе, прикрывающем нашу помойку, снова скребу длинным шпателем раскалённую ржавую крышу, снова сижу верхом на высоком зубчатом заборе под сорокаградусным солнцем и ору во всю глотку... (К. Чуковский. «Серебряный герб»)
2) Автобус мчался по разбитой дороге. Пассажиры после бессонной ночи пытались дремать, но их бросало из стороны в сторону, они крепче упирались пятками в пол, плотнее прижимались к спинкам сидений. Уже совсем развиднелось, и автобус громыхал по извилистой дороге, проложенной в распадке гор. У скалистого подножия кряжистые деревья широко раскинули оголённые кроны, по склонам взбирался кустарник, вперемежку с вереском, а вершины гор были совсем голые, словно облысели. Сквозь коричневую сетку ветвей возникали то серые каменные дома с островерхими крышами, то зубчатые стены и высокие башни старинных замков. (3. Воскресенская. «Цветок репейника»)
3) Велосипед (лат. velox — «быстрый» и pes — «нога») — колёсное транспортное средство (или спортивный снаряд), приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (крайне редко) через ручные рычаги. Наиболее распространены двухколёсные велосипеды, но существуют также конструкции с тремя и более колёсами. Стал использоваться как средство передвижения до широкого распространения городского общественного транспорта, в том числе автобусов, троллейбусов и трамваев. Популярен среди туристов и в спортивных целях. Также используют электропривод для увеличения области использования велосипеда.
4) Статья 57 Семейного кодекса РФ
Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребёнка, достигшего возраста десяти лет.
Контрольная работа по теме «Текст. Функциональные разновидности языка».
II вариант
Часть 1
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него.
(1) Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. (2) Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. (3) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
— (4) Почему ты подаёшь одни языки? — спросил за обедом Эзопа удивлённый Ксанф.
— (5) Ты велел купить самое лучшее, — ответил тот, — а что для философа дороже языка? (6) При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. (7) При помощи языка строятся города, развивается культура народов. (8) Думаю, что нет ничего лучше языка.
(9)Такой ответ пришёлся по сердцу Ксанфу и его гостям.
(10) Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. (11) Раб снова купил языки, чем удивил и гостей, и хозяина.
(12) Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
— (13) Ты приказал купить самое худшее. (14) А есть ли что хуже языка? (15) Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим, ссоримся. (16) Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. (17) Он вносит в нашу жизнь и зло... (18) Может ли быть что-нибудь хуже языка?
(19) Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришёлся по вкусу.
(«Жизнеописание Эзопа. Книга о Ксанфе-философе и Эзопе, его рабе»)
1) Определите стиль речи.
2) Определите функционально-смысловой тип речи.
3) Определите тему текста.
4) Определите основную мысль текста.
5) Составьте тезисный план данного текста.
6) Выпишите ключевые слова текста из предложений 5-8, 13-18.
7) Определите вид связи предложений в тексте (цепная; параллельная)
8) Укажите средства связи между предложениями 5-11.
Часть 2
Определите стиль, функционально-смысловой тип речи нижеприведенных текстов.
1) В большом номере с высоким потолком было сумрачно. В люстре с хрустальными подвесками горела всего одна лампочка. Кровать, покрытая тёмным покрывалом, занимала едва ли не четверть комнаты. Над кроватью в бронзовой раме огромный натюрморт: окорок с отрезанным ломтем сочной ветчины, на длинном блюде в ряд уложены розовые и голубые форели, с вазы на высокой ножке свешивались прозрачные зеленоватые гроздья винограда. (3. Воскресенская. «Девочка в бурном море»)
2) С самого детства мы регулярно слышим громкие фразы о пользе и необходимости занятий спортом. Нас убеждают в том, что здоровый дух может жить исключительно в здоровом теле, что спорт — это настоящее лекарство от деградации. Мы подтверждаем важность спорта и соглашаемся со всеми этими утверждениями, поскольку в них на самом деле кроется рациональное зерно. Но какая всё-таки польза может обнаружиться от спорта, если мы обойдём все эти громкие фразы и попытаемся проанализировать ситуацию глубже? Почему так важен спорт и как он способен изменить нашу жизнь к лучшему? Почему нужно заниматься спортом? Какова его роль в каждодневной жизни человека?
3) Парта — это предмет школьной мебели. За ней сидят учащиеся во время уроков. Она объединена со скамьёй и рассчитана на двух человек. Парта имеет две железные опоры, на которых расположена прямоугольная столешница. Она деревянная, покрашена акриловой краской или покрыта прозрачным лаком, реже — пластиковая. Столешница обычно расположена под углом — наклон в сторону сидящего, но может быть расположена параллельно полу. Иногда парты прикрепляют к полу специальными креплениями.
4) Статья 54 Семейного кодекса РФ
Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.