Контрольная работа в формате ЕГЭ
Оценка 4.8

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Оценка 4.8
pdf
08.04.2024
Контрольная работа в формате ЕГЭ
Контрольная работа в формате ЕГЭ.pdf

 

Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 11х классов в формате ЕГЭ Вариант 1

1.                 Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите этот предлог.

Взрослому человеку, […] неизбежных обстоятельств, приходится основное время тратить на работу и гораздо меньше  — на учебу, познание мира. Ему чаще приходится обращаться к самому себе, к собственным знаниям или незнаниям, душевному богатству или пустоте. Взрослый более углублен в себя. И горе тому, кто, не найдя в себе ничего, кроме пустоты, начинает таскать то, что взять легко: грошовые переживания, интрижки, мелодрамы, ритм вместо музыки  — мало ли? Этот набор примитивных чувств и культуры делает человека тем, кого мы называем обывателем. Человек страдает от одиночества  — это стало известно не сегодня. Но одиночество все же предпочтительнее, чем суррогат общения. Встречаться с кем попало, болтать ни о чем  — значит бессмысленно проживать свое время! Человеческая жизнь так коротка.

У растущего человека возникает множество «почему?». Разумеется, на эти «почему?» не смогут ответить даже сотни самых умных, талантливых писателей и философов, педагогов и родителей. Ответить немыслимо, но можно научить искусству услышать ответы от самой жизни. Это искусство заключается в том, чтобы растущий, формирующийся человек учился, приобретал собственный, духовный опыт, рожденный его собственным, казалось бы, неприметным существованием, соединять с духовным опытом веков и поколений, запечатленным в философии, литературе и искусстве. Вот именно тогда он будет творческой личностью... Он поймет, что творчество в жизни  — это не только создание неких непреходящих духовных и материальных ценностей, но и самые «обыкновенные» вещи: человеческое общение, любовь, деятельная доброта, самовоспитание.  по Е. М. Богату

2.                 В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 

1)                ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Второстепенный член предложения. Подчеркните обстоятельства.

2)                МИР. Отсутствие боевых действий. Пусть всегда будет мир. Ждём мира. 3)   РАБОТА. Служба, занятие, труд на каком-либо предприятии, в каком-либо учреждении. Поступить на работу. Снять с работы.  

4)    КУЛЬТУРА. Разводимое растение, а также (спец.) бактерии, выращенные в лаборатории и т. п. Технические культуры. Культура стрептококков.

5)    ИСКУССТВО. Умение, мастерство, знание дела. Искусство шитья.

3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)                В тексте используется антитеза как выразительное противопоставление, помогающее усилить эффект воздействия на читателя, обращения его к размышлению над проблемой. Примерами могут стать первое и второе предложения текста: «основное время тратить на работу и гораздо меньше  — на учебу», «душевному богатству или пустоте». 

2)                Эмоциональные средства языка сочетаются в тексте со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

3)                Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (познание, переживание, общение и др.), глаголы несовершенного вида преобладают над всеми другими глагольными формами. 4)  Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова и обращения, анафора и эпифора.

5)  Особенностями текста являются официальность, точность, бесстрастность.      4.   Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)      гУсеница

2)      прожИвший

3)      предпрИняв

4)      безУдержный 

5)      жалюзИ

5.                 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Ступени были вогнуты посередке, как в храме, истёртые почти ВЕКОВОЙ беготней мальчиков. 

Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

АДРЕСАНТКА сообщила, что раньше никoгдa не писала в газету, но теперь поняла, отчего человек берется за перо: писать  — значит, общаться.

Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

В северных графствах против короны восстал могущественный

АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ клан Перси  —их также прозывали «королями Севера».

6.                 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, замените неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Серое небо, красота весенней тайги, продрогший Гриша, до беспомощности ошалевший от дороги и непривычной безлюдности, и этот бугор с неподвижными стрелками черемши, совершенно не изменившийся с тех пор, как мы с Катей бродили здесь столько лет назад,  — всё это обрушилось врасплох.

7.                 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ВОСЬМЬЮСТАХ копиях  выбрали место ПОСУШЕ  осенние МЕСЯЦЫ  ПОДОЖЖЁШЬ хворост  в ОБОИХ отзывах

8.                 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  ошибка в построении предложения с однородными членами

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  неправильное построение предложения с косвенной речью

Д)  ошибка в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Гарибальди встал во главе людей, сражающейся за независимость Италии. 2)  Как полагают историки, только за последние пять столетий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра.

3)    Высказав мысль о необходимости разностороннего образования, она очень слабо аргументирована..

4)    Ещё одна любопытная реалия, которая нашла своё место в пьесе Фонвизина, касается одежды провинциальных помещиков.

5)    Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию

6)    Теперь цыган то подскакивал, то присаживался и на пятках ходил по кругу, то начинал кружиться волчком.

7)    Согласно официальных данных, в результате землетрясения в Японии погибли более пяти тысяч человек

8)    Художник Александр Дейнека говорил, что «я люблю спорт».

9)    Заставляя зрителя размышлять о движении жизни русского народа, протягивает художник невидимые нити в nрошлое и в будущее.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A          Б       В       Г       Д

                                         

    9.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)    оч..рование, б..дминтон, к..лач 

2)    соед..нение, ор..гинальный, г..гиена

3)    ш..лун, р..внение, сг..рание 

4)    зат..пить, к..рниз, к..вычки

5)    п..ртрет, пр..цент, к..ндуктор

10.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1)   меж..здательский, дез..нфекция, пост..ндустриальный 

2)      пр..славянский (язык), пр..писная (буква), нед..смотреть

3)      пр..вратник, пр..зидент, пр..важный (вид)

4)      по..дать, на..пилить,пре..писание

5)      бе..вкусный, ра..жалобить, и..гонять

11.   Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)      милост..вый, измуч..нный

2)      каракул..вый, остр..нький 

3)      леле..вший, извил..на 

4)      претерп..вающий, замш..вый 

5)      разбрызг..вая, тюл..вый

12.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)    (они) мел..т (зерно), ссор..щийся, 

2)    не успоко..тся (активисты), (она) доеда..т

3)    чист..щий, поража..щий

4)    наве..т (ветер), посвяща..тся (стихотворение)

5)    дорогосто..щая, подвод..щая

13.   Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1)    Митя делал всё очень быстро, но без особого старания  — (НЕ)ДАРОМ все, кто сталкивался с ним по долгу службы, впредь отказывались с ним работать.

2)    Эта коробка (НЕ)МЕНЬШЕ той, но значительно легче.

3)    Он широко раскрытыми глазами смотрел на (НЕ)ОБРАЩАВШИХ на него внимания товарищей. 

4)    Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и

(НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца. 

5)    Внизу шумела речка, (НЕ)ШИРОКАЯ, но быстрая.

14.   Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

1)                Почти (НА)ОЩУПЬ, вытягивая (ВО)ТЬМУ руки для подстраховки, он двинулся к смутно угадываемому в ночи придорожному дереву.

2)                Остановились в прежнем (МИНИ)ОТЕЛЕ, где всё было по-старому, где перед входом всё ТАК(ЖЕ) дремал охранник.

3)                (В)ОБЩЕМ, эти два дивана в торговом зале не отличались друг от друга, хотя, (НА)СКОЛЬКО нам было известно, производители у них были разные.

4)                Сунув (ПОД)МЫШКУ бутылку с водой и газету, дедушка вышел на террасу, и мы хорошо знали, что (В)ТЕЧЕНИЕ пары часов его нельзя беспокоить.

5)                (ПО)НАЧАЛУ новая работа радовала Катю, но скоро она начала осознавать, что задержаться здесь на несколько лет она (НА)ВРЯД ли сможет.

15.            Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Поэма «Медный всадник»  — поисти(1)е одно из самых соверше(2)ых произведений А. С. Пушкина  — была написа(3)а, как и «Евгений Онегин», четырёхстопным ямбом.

16.            Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)    В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.

2)    Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.

3)    Запряжённые в сохи и бороны лошади были сытые и крупные.

4)    Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.

5)    Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды шорох и осторожное фырканье.

17.            Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сова ухнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во тьму.

18.            Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.

19.            Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Он был назначен начальником той самой комиссии (1) о создании (2) которой (3) он так хлопотал в мирное время (4) и теперь разрывался на части (5) потому что поток раненых был огромным (6) нескончаемым.

20.            Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Этот мост (1) хотя и был сделан из дерева (2) стоял здесь так долго (3) будто был всегда.

21.            Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

1)  Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом  — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома»,  — говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести  — не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом  — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.

        22.   Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

1)  Счастье заключается не в материальных благах, а в обретении смысла жизни. 2)   Вопрос о смысле жизни может представлять серьёзную опасность для современного человека.

3)                Если человечество не задумается о смысле жизни, познание может оказаться разрушительным для современного мира.

4)                Человечество непрерывно движется вперёд, к новым открытиям и свершениям. 5)  Все богатые люди пытаются найти смысл жизни среди роскоши.

 

(1)Жил однажды чудак… (2)Он был очень богат и имел всё из вещей, что человек может себе только пожелать. (3)Дом его украшали мраморные лестницы, персидские ковры и золочёная мебель. (4)В саду, окружавшем этот роскошный дворец, благоухали цветы, били прохладные фонтаны, заморские птицы услаждали слух своим причудливым пением.

(5)Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то самого главного, чего он даже и назвать не мог. (6)Человек решительный и отважный, он так много мог, он почти всё смел, но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мёртвой. (7)Ничто не радовало его, и богатство, всё более умножаясь, постепенно становилось для него горестным бременем.

(8)Тогда он пошёл к одной старой женщине, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы. (9)Чудак рассказал ей о своей беде, и старуха ответила ему: (10)«Отправляйся в большой мир, чтобы найти пропавшее.

(11)Твоё несчастье велико: тебе не хватает главного, и, пока ты его не найдёшь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой».

(12)Эта сказка всегда приходит мне на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном кризисе. (13)Как богато человечество благами низшего порядка! (14)И будет делаться всё богаче. (15)Пространство будет побеждено, таинственные формы материи будут открыты, и ими овладеют. (16)Всё новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение, но главное отсутствует.

(17)«Как» земной жизни развивается безостановочно, но «зачем» – незаметно утрачивается. (18)Это так, как если бы человек, который страдает рассеянностью, играл в шахматы и выработал для себя дальновидный, сложный план, осуществление которого уже наполовину завершено, и вдруг он забывает свой план. (19)«Прекрасно! (20)Но для чего я всё это предпринимал? (21)Чего я, собственно, этим хотел?!» (22)Давайте вспомним о естественно-научных и технических изобретениях последнего столетия. (23)Электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон, самолёт, радио, расщепление атома. (24)Само по себе этого довольно и сверхдостаточно, чтобы создать нечто великое. (25)Выход на такой заоблачный уровень, на такие пути предполагает наличие всеобъемлющего, окрылённого, дальновидного, целенаправленного сознания, развитие искусства, несущего огромную духовновоспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было. (27)Возможности созидания могут стать средствами всеобщего разрушения. (28)Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь мощная, неопределённая «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная во всём.

(29)Современное человечество должно хотя бы интуитивно чувствовать, «куда» оно идёт, «зачем» ему даны эти возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы творческий путь познания не превратился в путь руин. (30)Что получится, если кучка лишённых духовных корней и нравственно разнузданных «завоевателей мира» начнёт возиться с инструментами современной химии, техники и науки?

(31)Несчастье современного человека велико, ибо ему не хватает главного – смысла жизни. (32)Он должен отправиться на поиски. (33)И пока он не найдёт главного, беды и опасности будут подстерегать всё чаще и чаще. (34)Несмотря на всю мощь его разума и широту его возможностей.

(По И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – известный религиозный философ, писатель и публицист русского зарубежья.

23.   Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания. 1)  Предложения 3–4 содержат описание.

2)      Предложение 15 содержит пояснение к тому, о чём говорится в предложениях 13 и 14.

3)      Предложения 22–24 содержат описание.

4)      В предложениях 29–30 представлено рассуждение.

5)      Преобладающий тип текста—описание.

24.       Из предложения 28 выпишите антонимы.

25.       Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(их) предложения(-ий).

26.       Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 

 

Отношение И. А. Ильина к поиску смысла жизни помогает подчеркнуть такой стилистический приём, как (А)_____ («новые» в предложении 16, «главное» в предложениях 16, 31, 33, «чаще» в предложении 33). Чтобы точнее передать ход своей мысли, писатель умело применяет синтаксические средства выразительности, например (Б)_____ (предложения 13–14, 33, 34) и (В)_____ (предложения 13, 19). Образность авторской речи придают яркие тропы, в частности (Г)_____ («они лишь… огненная гора» в предложении 28, «путь руин» в предложении 29). Список терминов

1)    парцелляция

2)    метафора(-ы)

3)    инверсия

4)    лексический повтор

5)    риторические вопросы

6)    гипербола

7)    сравнение(-я)

8)    риторические восклицания

9)    книжная лексика

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A          Б       В       Г

                               

27.   Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 2

1.  Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

Будущее любого государства напрямую зависит от того, каким в нём растёт молодое поколение. Именно […] мы должны воспитывать своих детей с чувством глубокой ответственности и преданности своей Родине. В них нужно формировать целеустремлённость, решительность и неугасаемое стремление к покорению новых высот. Пора уяснить для себя, что наши дети и наше подрастающее поколение и есть наше будущее. 

Наблюдая последствия современных подходов к воспитанию детей, и зачастую последствия очень печальные, хочется напомнить об исконно русских принципах воспитания, проверенных временем и жизнью. Знаете ли вы, что в крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду? Это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём взгляды наших предков на этот процесс, наверное, вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.

Самое главное  — подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет. 

«Отец сына не на худо учит»,  — гласит народная мудрость. Рядом с родителями мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка  — полноценной помощницей матери. Не случайно говорят: «Новое  — это хорошо забытое старое». Народная педагогика  — тот неиссякаемый родник, в котором неплохо было бы черпать знания современным родителям и новаторам от педагогики.

2.   В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 

1)      ВРЕМЯ. То же, что досуг. Нет времени для прогу

2)      ПОДХОД. Совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела). Правильный подход к делу. К человеку надо уметь найти подход. лок.

3)      ТРУД. Работа, занятие. Тяжёлый труд.

4)      ВЗГЛЯД. Выражение глаз. Суровый взгляд.

5)      РОДНИК. Водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Чистый родник. 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)    Публицистический текст часто строится как рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общеупотребительная лексика, а порой встречается и общенаучная терминология.

2)    Цели текста: воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию, сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу.

3)    Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует эпитеты, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

4)    В тексте научного стиля часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: чувство ответственности, взгляды предков, жизнь ребенка и др.

5)    Основой приведённого текста является устная речь.

4.   Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)    Отрочество 

2)    окрУжит

3)    облЕгчит 

4)    отдалА 

5)    позвонИшь

5.                 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.

Все зрители были заворожены ПЕВУЧИМ голосом талантливой актрисы, исполняющей в спектакле главную роль.

Пальто из кожи мой друг НАДЕВАЕТ в промозглые осенние дни.

Этот выдающийся физик оказался полным НЕВЕЖЕЙ в искусстве.

Город попал в настоящую ДЫМОВУЮ завесу, стало трудно дышать.

6.                 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.

7.                 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

много ОБЛАКОВ пара БОТИНОК

хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ ПОЕЗЖАЙ к бабушке с ДВУМЯСТАМИ бойцами

8.                 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)    Я поднял глаза и увидел то, что высоко в небе неслись над станицей птицы.

2)    Я удачно справилась с заданием благодаря проделанной дома работе.

3)    Мы долго добирались к приятелю, жившему на другом конце города. 4)  Осматривая каждый кустик до самого захода солнца, не нашли змей наши охотники.

5)  Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной. 6)  Современная молодежь для физического самосовершенствования выбирают фитнес−центры по месту жительства.

7)                Дом, в котором мы жили первые годы по приезду в Петербург, находился на набережной Красного канала.

8)                Одним из замечательных достижений республиканского римского искусства стал портрет.

9)                Главный герой романа Ф. М.Достоевского «Идиота» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А          Б       В       Г       Д

9.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)    пл..вник, п..ркет, вл..жения

2)    г..рняцкий, погл..щение, об..няние

3)    прид..ржать, амн..стировать, ид..ологический

4)    ч..стописание, выч..тание, зан..мательный

5)    отв..рить (дверь), подск..чить, зак..снелый

10.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)    беспр..кословный, пр..вышение (скорости), пр..града;

2)    бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;

3)    р..сположившийся, пон..слышке; р..звал

4)    с..ехидничать, уст..е, в..юга

5)    неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.

11.   Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)      разглаж..вающий, кле..вой

2)      закочен..вать, удосто..н

3)      кис..нька, лап..нька 

4)      буш..вать, зно..н 

5)      ландыш..вый, лен..вый

12.   Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)    предвид..вший, незыбл..мый

2)    пыш..щий (здоровьем), (они) вылож..т

3)    противореч..щий, выслуш..вший

4)    обездвиж..нный, натерп..шься

5)    щебеч..щий, (они) клокоч..т

13.   Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

 

1)                Сегодня, когда опреснение морской воды стало затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить всех питьевой водой, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.

2)                (НЕ)ОСОЗНАВАЯ сути правил коммуникации, люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день.

3)                Самостоятельно осваивать технологию обработки металла и получать профессию кузнеца  — очень (НЕ)ПРОСТОЕ занятие.

4)                Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.

5)                Стоит выйти на крыльцо, как осень начнёт дышать в лицо горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.

14.   Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся через ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1)    Идея купить ту картину (НА)КРЕПКО засела в моей голове  — я хотел заполучить её во ЧТО(БЫ) то ни стало.

2)    Еще совсем ЧУТЬ(ЧУТЬ), и станешь ты (ТОЧЬ)(В)(ТОЧЬ), как оттиски богов и доблестных вождей с монет старинных  — финикийских, римских.

3)    Разумеется, я привела условный вариант, в другой ситуации день может выглядеть совсем (ПО)ИНОМУ или возникнет (ФОРС)МАЖОР.

4)    (ВО)КРУГ было ТАК(ЖЕ) тихо, как и накануне.

5)    (В)НАЧАЛЕ многих стихотворений Пушкина слышно уныние и даже отчаяние, и ВСЕ(ЖЕ) обычно его стихи завершаются оптимистично.

15.            Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.  Цифры укажите в порядке возрастания.

Жаре(1)ая   на костре картошка была щедро посыпа(2)а пря(3)ыми азиатскими приправами, отчего приобрела изыска(4)ый, восточный привкус.

16.            Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)      Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

2)      Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

3)      Всё блещет и мир нежится и радостно тянется к солнцу.

4)      Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

5)      В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

17.            Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Крысобой вынул из рук у легионера (1) стоявшего у подножия бронзовой статуи (2) бич (3) и (4) несильно размахнувшись (5) ударил арестованного по плечам.

18.            Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или (1)лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

19.            Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.  

20.            Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.

21.            Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Эгикал  — один из крупнейших средневековых башенных комплексов горной Ингушетии, расположен он на южном склоне горы Цей-Лоам в двух километрах от реки Ассы. (2)До депортации ингушей в 1944 году в селении Эгикал жили люди, а сегодня Эгикал  — необитаемый башенный комплекс, музей под открытым небом, законсервированный древний город. (3)Когда-то селение славилось потомственными ремесленниками: оружейниками, кузнецами, гончарами, ювелирами, а также отважными воинами и знатоками народной медицины. (4)Из Эгикала вышли десятки известных в Ингушетии фамилий и талантливых людей, прославивших его; один из них  — классик ингушской литературы Идрис Муртузович Базоркин, похороненный здесь же на родовом кладбище. (5)Всего на территории горной Ингушетии насчитывается около 500 памятников традиционной архитектуры. (6)Они охраняются государством и относятся к Джейрахо-Ассинскому историко архитектурному и природному музею-заповеднику. (7)Как правило, около каждого башенного комплекса установлены информационные стенды с названием и датировкой.

22.            Какие из высказываний противоречит содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                В попытках найти стиль своего времени Берг предпочитал пейзажную живопись плакатам и портретам.

2)                Чтобы принять участие в выставке, Берг должен был написать пейзаж. Для этого он поехал в гости к Ярцеву в муромские леса. 

3)                Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в муромские леса, Берг взял с собой маленькую коробочку с акварельными красками, которыми и был впоследствии написан его первый пейзаж.

4)                Отъезд Ярцева Берг расценивал как измену, так как теперь он оставался совсем один далеко от безлюдной станции, в доме лесника, в окружении дикой природы. 5)  По возвращении из муромских лесов художник Берг решил представить на выставке свой первый пейзаж.

 

(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

   (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.

   (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было покидать его в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень. (35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины.

(52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(по К. Г. Паустовскому*)

23.   Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1)      В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

2)      В предложениях 8–10 представлено повествование.

3)      Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

4)      Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22.

5)      В предложениях 45–47 содержится повествование.

24.            Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «Проникнутый приподнятостью, страстным желанием придать значимость чему-либо, значимостью не обладающему».

25.            Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26.            Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 

«Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)_________ («тени ветвей дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)_________ (торжественный край» в предложении 24, «необыкновенной осени» в предложении 28). Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует синтаксическое средство – (В)_________ (предложения 42, 52) и приём – (Г)_________ (предложения 55–56)».

Список терминов:

1)    эпитет

2)    сравнительный оборот

3)    восклицательные предложения

4)    метафора

5)    фразеологизм

6)    лексический повтор

7)    парцелляция

8)    ирония

9)    ряды однородных членов предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: АБВГ

27.   Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

      

Вариант 1

Вариант 2

1

всилу

1

поэтому

2

35

2

23

3

123

3

123

4

1245

4

145

5

практичной

5

невеждой

6

застало

6

приложил

7

восьмистах

7

проповедует

8

57381

8

59617

9

125

9

245

10

145

10

123

11

24

11

234

12

45

12

135

13

15

13

124

14

14

14

23

15

13

15

23

16

245

16

234

17

1234

17

1245

18

12

18

1234

19

1456

19

1

20

123

20

124

21

257//27

21

23

22

134

22

124

23

124

23

135

24

нехорошинеплохи

24

пафосный

25

3

25

23

26

4182

26

4197

                                                      

Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 11х классов в формате

Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 11х классов в формате

Эмоциональные средства языка сочетаются в тексте со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания

Эмоциональные средства языка сочетаются в тексте со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания

МЕСЯЦЫ ПОДОЖЖЁШЬ хворост в

МЕСЯЦЫ ПОДОЖЖЁШЬ хворост в

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква

ПО)НАЧАЛУ новая работа радовала

ПО)НАЧАЛУ новая работа радовала

Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели

Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели

Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было

Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Будущее любого государства напрямую зависит от того, каким в нём растёт молодое поколение

Будущее любого государства напрямую зависит от того, каким в нём растёт молодое поколение

Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует эпитеты, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных…

Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует эпитеты, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных…

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква

Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму

Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму

Какие из высказываний противоречит содержанию текста?

Какие из высказываний противоречит содержанию текста?

Я остаюсь, – сказал Берг резко

Я остаюсь, – сказал Берг резко

Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)_________ («тени ветвей дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)_________ (торжественный край» в предложении 24, «необыкновенной осени»…

Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)_________ («тени ветвей дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)_________ (торжественный край» в предложении 24, «необыкновенной осени»…

6 застало 6 приложил 7 восьмистах 7 проповедует 8 57381 8 59617 9 125 9 245 10 145 10 123 11 24 11 234 12…

6 застало 6 приложил 7 восьмистах 7 проповедует 8 57381 8 59617 9 125 9 245 10 145 10 123 11 24 11 234 12…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024