Конспект образовательной деятельности по окружающему миру на тему: "В гости к рыбкам"

  • Мероприятия
  • pdf
  • 04.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Сформировать представления детей об особенностях проживания, питания, строения рыб. Развивать связную речь; совершенствовать навыки вопрос - ответной беседы.
Иконка файла материала Конспект в гости к рыбкам.pdf



Цель: Сформировать представления детей об особенностях проживания, питания, строения рыб. Развивать связную речь; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Материал: картинки разных рыб, схема появления рыбы, глобус, картинки: чешуйка рыбы, строение тела рыбы, «боковая линия» у рыб, плавательный пузырь рыбы, где прячутся рыбы, мнемотаблицы про рыб, запись «плеск воды».

Ход: (показ глобуса):

-   Посмотрите, какого цвета больше на глобусе? (синего)

Что означает синий цвет на глобусе? (моря, реки, озера, океаны)

-   Кто живёт в воде? (рыбы, животные подводного мира)

-   Какие рыбы бывают?

Дети: 1. Рыбы бывают хищные, они питаются другими мелкими рыбками, мальками, икрой, могут закусить и лягушкой.

2.    Пресноводные есть рыбы, они живут в пресной воде.

З. Есть ещё морские рыбы, они живут в морях, океанах.

4. Ещё есть аквариумные рыбки — они живуг в аквариуме.

-   Чем дышат рыбы? (жабрами)

-   Давайте посмотрим, как же появляется рыбка на свет. Этапы развития рыбы:

Дети: 1. Рыба мечет икру под камнями, в корягах, на водорослях. Икринки не растекаются по воде, а прилипают там, где их отложили. Икринки клейкие.

2.    Из икринки появляются личинки.

З. Личинки увеличиваются и превращаются в мальков.

4.  Мальки подрастают и становятся маленькими рыбками.

5.  Затем рыбки подрастают и превращаются во взрослых рыб.

-   Чем покрыто тело рыб?

Дети: 1. Тело рыб покрыто чешуйками.

2.    Форма и размер чешуек разный у разных рыб.

З. По чешуйке можно определить возраст рыбы.

-   Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний — широкий и светлый; зимний — узкий н темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы

(чешуйка рыбы)

4. Чешуя защищает тело от повреждений.

рассмотрим

на

-                       Да, рыбы как люди, могут видеть, слышать, различать запахи и вкус. У рыб ещё есть шестое чувство. Вдоль всего тела рыбы от головы до хвоста тянется «боковая линия» - при помощи нее рыбы воспринимают малейшее колебание воды.

-                       Рыбы прекрасно плавают ночью, в мутной воде, не сталкиваясь друг с другом. Хищным рыбам — эта линия помогает находить добычу, а не почувствовать приближение врага.

-                       Хоть и говорят: «Нем как рыба» - но оказывается, что рыбы могут издавать звуки: они то скрипят, то пощёлкивают. Разговаривать им помогает плавательный пузырь, он заполнен воздухом и с его помощью рыбы не только «разговаривают», но и держат тело в равновесии.

-                      


Рыбы умеют хорошо прятаться. В этом им помогает окраска и форма тела: под камнями, корягой, среди водорослей, зарываются в песок. (бычки, камбала)

А это? Это рыба-шар. (разгибать пальцы из кулака, начиная с мизинца)

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог. (шевелить пальцами обеих рук)

-                       Отдохнули! Продолжим наш разговор про рыб.

-                       Какие рыбы относятся к морским?

Ребёнок: К морским рыбам относятся: акула, морской окунь, треска, скумбрия,

-                       Где обосновались другие рыбы?

Ребёнок: Другие рыбы обосновались в реках, озёрах, прудах  это пресноводные рыбы: щука, карась, сом, налим, лещ, карп.

-                       Для рыб важна температура воды: южные рыбы — сазан, лещ, сом, осётр — зимой засыпают, тело покрывается слизью, не плавает, не ест.

-                       Налим — любит холод. О нём говорят: «В зимний холод налим молод».

В жару он забивается в норы, ямки, впадает в оцепенение.

-                       Неприхотливая рыба — щука, окунь, плотва — могут жить как в холоде, так и   в тепле.

-                       Щука, акула, окунь — обладают прекрасным зрением, а их нюху позавидует даже собака.

-                       Что вы знаете о рыбах расскажите?

Дети: 1. Акула- хищная рыба, у неё очень острые зубы. Она хватает жертву, разрывает в клочья, дышит жабрами.

2. Акулы бывают: тигровые, молот, кошачья, белая. Но самая большая — это китовая акула.

З. Синий кит — чудо великан, получил своё название от шкуры: она серая с голубым отливом. Плавает медленно. Питается рачками, водорослями, мелкими рыбешками

4. Дельфин — дышит не жабрами, а воздухом. Никогда не покидает море. У него острые зубы, заканчивается голова его ртом, похожем на птичий клюв. Питается рыбой, моллюсками, мелкими морскими животными. У дельфина есть лёгкие, кормят детей молоком. Обитает у поверхности воды, так как нет жабр. Им необходимо всплывать, чтобы глотнуть воздух.

- Молодцы! Сейчас я вас познакомлю ещё с рядом рыб, о которых мы поговорим в следующий раз.

Рыб-меч — верхняя челюсть похожа на меч

- Рыба-нож — тело похоже на острие ножа, умеет плавать хвостом вперёд.



- Ещё немно1Х' отдохнём.

Поработаем по мнемотаблицам.

а) (дети рассказывают по схеме)

б) мнемотаблица «Какие бывают рыбы»

- Поиграли! Отдохнём!

Релаксация «Рыбаки» (на ковре)

Вьются чайки на просторе — машут руками

Рыбаки выходят в море — идут

Опускают в море сети (садятся на ковёр)

Ловят рыбу в сети — берут картинки рыб

- Расскажите, как называется ваша рыба, что вы о ней запомнили.

(ответы детей)

Вам сюрприз от жителей подводного царства

(ведёрко с картинками не дорисованных рыб)

- Вам надо дорисовать недостающие части тела рыб.

(дорисовка под музыку «Плеск воды»)

- Вода - это дом для рыб. В доме всегда должно быть чисто и вода в реках, прудах, морях, океанах и других водоёмах должна быть чистой!

«Не засоряйте воды рек, морей, озёр, прудов. Любите и охраняйте всё вокруг!»