Цель: Сформировать представления детей об особенностях проживания, питания, строения рыб. Развивать связную речь; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
Материал: картинки разных рыб, схема появления рыбы, глобус, картинки: чешуйка рыбы, строение тела рыбы, «боковая линия» у рыб, плавательный пузырь рыбы, где прячутся рыбы, мнемотаблицы про рыб, запись «плеск воды».
Ход: (показ глобуса):
- Посмотрите, какого цвета больше на глобусе? (синего)
Что означает синий цвет на глобусе? (моря, реки, озера, океаны)
- Кто живёт в воде? (рыбы, животные подводного мира)
- Какие рыбы бывают?
Дети: 1. Рыбы бывают хищные, они питаются другими мелкими рыбками, мальками, икрой, могут закусить и лягушкой.
2. Пресноводные есть рыбы, они живут в пресной воде.
З. Есть ещё морские рыбы, они живут в морях, океанах.
4. Ещё есть аквариумные рыбки — они живуг в аквариуме.
- Чем дышат рыбы? (жабрами)
- Давайте посмотрим, как же появляется рыбка на свет. Этапы развития рыбы:
Дети: 1. Рыба мечет икру под камнями, в корягах, на водорослях. Икринки не растекаются по воде, а прилипают там, где их отложили. Икринки клейкие.
2. Из икринки появляются личинки.
З. Личинки увеличиваются и превращаются в мальков.
4. Мальки подрастают и становятся маленькими рыбками.
5. Затем рыбки подрастают и превращаются во взрослых рыб.
- Чем покрыто тело рыб?
Дети: 1. Тело рыб покрыто чешуйками.
2. Форма и размер чешуек разный у разных рыб.
З. По чешуйке можно определить возраст рыбы.
- Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний — широкий и светлый; зимний — узкий н темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы
(чешуйка рыбы)
4. Чешуя защищает тело от повреждений.
рассмотрим
на
- Да, рыбы как люди, могут видеть, слышать, различать запахи и вкус. У рыб ещё есть шестое чувство. Вдоль всего тела рыбы от головы до хвоста тянется «боковая линия» - при помощи нее рыбы воспринимают малейшее колебание воды.
- Рыбы прекрасно плавают ночью, в мутной воде, не сталкиваясь друг с другом. Хищным рыбам — эта линия помогает находить добычу, а не почувствовать приближение врага.
- Хоть и говорят: «Нем как рыба» - но оказывается, что рыбы могут издавать звуки: они то скрипят, то пощёлкивают. Разговаривать им помогает плавательный пузырь, он заполнен воздухом и с его помощью рыбы не только «разговаривают», но и держат тело в равновесии.
-
А это? Это рыба-шар. (разгибать пальцы из кулака, начиная с мизинца)
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог. (шевелить пальцами обеих рук)
- Отдохнули! Продолжим наш разговор про рыб.
- Какие рыбы относятся к морским?
Ребёнок: К морским рыбам относятся: акула, морской окунь, треска, скумбрия,
- Где обосновались другие рыбы?
Ребёнок: Другие рыбы обосновались в реках, озёрах, прудах это пресноводные рыбы: щука, карась, сом, налим, лещ, карп.
- Для рыб важна температура воды: южные рыбы — сазан, лещ, сом, осётр — зимой засыпают, тело покрывается слизью, не плавает, не ест.
- Налим — любит холод. О нём говорят: «В зимний холод налим молод».
В жару он забивается в норы, ямки, впадает в оцепенение.
- Неприхотливая рыба — щука, окунь, плотва — могут жить как в холоде, так и в тепле.
- Щука, акула, окунь — обладают прекрасным зрением, а их нюху позавидует даже собака.
- Что вы знаете о рыбах расскажите?
Дети: 1. Акула- хищная рыба, у неё очень острые зубы. Она хватает жертву, разрывает в клочья, дышит жабрами.
2. Акулы бывают: тигровые, молот, кошачья, белая. Но самая большая — это китовая акула.
З. Синий кит — чудо великан, получил своё название от шкуры: она серая с голубым отливом. Плавает медленно. Питается рачками, водорослями, мелкими рыбешками
4. Дельфин — дышит не жабрами, а воздухом. Никогда не покидает море. У него острые зубы, заканчивается голова его ртом, похожем на птичий клюв. Питается рыбой, моллюсками, мелкими морскими животными. У дельфина есть лёгкие, кормят детей молоком. Обитает у поверхности воды, так как нет жабр. Им необходимо всплывать, чтобы глотнуть воздух.
- Молодцы! Сейчас я вас познакомлю ещё с рядом рыб, о которых мы поговорим в следующий раз.
Рыб-меч — верхняя челюсть похожа на меч
- Рыба-нож — тело похоже на острие ножа, умеет плавать хвостом вперёд.
- Ещё немно1Х' отдохнём.
Поработаем по мнемотаблицам.
а) (дети рассказывают по схеме)
б) мнемотаблица «Какие бывают рыбы»
- Поиграли! Отдохнём!
Релаксация «Рыбаки» (на ковре)
Вьются чайки на просторе — машут руками
Рыбаки выходят в море — идут
Опускают в море сети (садятся на ковёр)
Ловят рыбу в сети — берут картинки рыб
- Расскажите, как называется ваша рыба, что вы о ней запомнили.
(ответы детей)
Вам сюрприз от жителей подводного царства
(ведёрко с картинками не дорисованных рыб)
- Вам надо дорисовать недостающие части тела рыб.
(дорисовка под музыку «Плеск воды»)
- Вода - это дом для рыб. В доме всегда должно быть чисто и вода в реках, прудах, морях, океанах и других водоёмах должна быть чистой!
«Не засоряйте воды рек, морей, озёр, прудов. Любите и охраняйте всё вокруг!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.