Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание
Оценка 4.7

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Оценка 4.7
Контроль знаний +1
doc
русская литература
Взрослым
06.08.2018
Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание
Контрольная работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации в 2018 году. В ходе выполнения заданий работы учитель демонстрирует свои знания в области составления КИМов по литературе и системы оценивания работ выпускников. Учитель приводит примеры распределения заданий по уровням сложности и демонстрирует умение оценивать экзаменационную работу.Контрольная работа в ходе курсов повышения квалификации учителя русского языка и литературы
Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание.doc
Практическое задание 2.19 1.Какие документы определяют содержание КИМ ЕГЭ? Содержание   экзаменационной   работы   определяется   на   основе   Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утверждённые приказами   Минобразования   России   от   19.05.1998   №   1236   и   от   30.06.1999   №   56 (обоснование   приводится   в   пояснительной   записке   к   кодификатору   элементов содержания   и   требований   к   уровню   подготовки   выпускников   общеобразовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по литературе). 2.Какова структура КИМ ЕГЭ? В   экзаменационной   работе   выделены   две   части   и   принята   сквозная   нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Общая   структура   части   1   подчинена   задаче   широкого   содержательного   охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать  текст с учётом его жанровой принадлежности; 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста  с другими  произведениями  по   указанным  в заданиях  аспектам  сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль   эпизода   (сцены)   в   общей   структуре   произведения   (анализ   фрагмента),   раскрыть сюжетно­композиционные,   образно­тематические   и   стилистические   особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст. Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения   на   литературную   тему.   Таким   образом,   к   отработанному   в   части   1 литературному   материалу   добавляется   ещё   один   содержательный   компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1–17.4). Внутренняя   логика   компоновки   набора   из   четырёх   тем   определяется   несколькими подходами.   Темы   сочинений   охватывают   важнейшие   этапы   отечественного   историко­ литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в., литературы ХIХ – ХХI веков (включая новейшую литературу 1990­х – 2000­х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде   вопроса   или   тезиса   (утверждения).   Темы   задания   17.1–17.4   различаются   также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на   первый   план   выдвигается   литературоведческое   понятие).   Другая   нацеливает экзаменуемого   на   размышление   над   тематикой   и   проблематикой   произведения(­ий) конкретного   автора.   В   наборе   может   быть   представлена   тема,   ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует   рассматривать   как   «свободную»,   поскольку   она   строго   прикреплена   к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1–17.4 – это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет  экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы. Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины,   ставящей   своими   целями   формирование   квалифицированного   читателя   с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно­нравственному и культурному развитию. 3.По каким принципам распределены задания КИМ ЕГЭ? Приведите примеры. Перечень элементов  содержания,  проверяемых  на  ЕГЭ,  представлен  в  разделе  1 кодификатора.   Перечень   содержит   восемь   подразделов.   На   основании   подраздела   1 «Сведения по теории и истории литературы» в формулировках заданий используются те или иные термины и понятия. Остальные подразделы распределяют произведения художественной литературы  в соответствии с различными литературными эпохами:  из древнерусской литературы;  из литературы XVIII в.;  из литературы первой половины XIX в.;  из литературы второй половины XIX в.;  из литературы конца XIX – начала XX в.;  из литературы первой половины XX в.;  из литературы второй половины ХХ в.– начала XXI в. Для составления КИМ ЕГЭ указанные подразделы объединяются в содержательные блоки. В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания из трёх содержательных блоков: 1) древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в.; 2) литература второй половины XIX в.; 3) литература конца XIX в.– начала XXI в.; Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам  (в соответствии с различными литературными эпохами) Доля (в %) Содержательные разделы Из древнерусской литературы  Из литературы XVIII в.  Из литературы первой половины XIX в.  Из литературы второй половины XIX в.  Из литературы конца XIX – начала XX в.  Из литературы первой половины XX в.  Из литературы второй половины ХХ в.– начала XXI в. 0–10 0–10 15–35 20–35 0–15 20–35 0–15 № 1 2 3 4 5 6 7 Задания всех частей работы ориентированы на проверку умения анализировать в единстве   формы   и   содержания   текст   художественных   произведений,   относящихся   к различным родам литературы (эпос, лирика, драма). Группировка   текстов   для   анализа   подчинена   принципу   хронологического   охвата предметного   курса   (от   древнерусской   литературы   до   литературы   начала   XXI   в.); представленные   в   части   1   художественные   тексты   в   зависимости   от   комплектации конкретного  варианта  экзаменационной  работы  в  той  или  иной  комбинации   отражают различные литературные эпохи. Для   выполнения   задания   части   2   (письменный   ответ   на   вопрос   о   литературном произведении)   экзаменуемому   предоставляется   право   выбора   одной   из   четырех   тем сочинения, которые формулируются с учетом трех содержательных блоков: – древнерусская литература, литература XVIII в. и литература первой половины ХIХ в.; – литература второй половины ХIХ в., – литература конца ХIХ– начала ХХI в. В комплекте могут быть представлены две темы по одной из названных эпох. 5) Распределение заданий КИМ по уровню сложности В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности  (табл.  3).  Часть   1  содержит   12  заданий   базового   уровня   (1–7,  10–14)   и  4 задания   повышенного   уровня   сложности   (8,   9,   15,   16).   Часть   2   содержит   1   задание высокого уровня сложности (экзаменуемому предложен выбор из четырёх заданий: 17.1– 17.4),   которое   требует   от   участника   экзамена   написания   самостоятельного полноформатного текста на литературную тему. Таблица 3 Распределение заданий по уровням сложности Уровень сложности Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального балла за выполнение заданий данного уровня максимального первичного балла за всю работу, равного 57 сложности     от Базовый Повышенный Высокий Итого Уровень сложности Базовый (1–7 и 10–14)  12 4 1 17 12 30 15 57 21 53 23 100 Примеры Задание   2.  Фамилия   Дикого   несёт   в   себе   определённую   образно­ смысловую нагрузку и является средством характеристики персонажа. Как называются подобные фамилии? Задание 14.  Укажите   размер,  которым   написано   стихотворение   А.А. Повышенный обобщающего типа (8, 9 и 15, 16). Высокий (17.1–17.4) Блока «Россия» (без указания количества стоп). Задание 8. Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова  Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова? Задание 9. В каких произведениях русской литературы показаны взаи­ моотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут  быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»? С17.1. В чём проявляется избранничество поэта? (По лирике А. С.  Пушкина.) С17.2. Какие черты личности Катерины позволили Н. А. Добролюбову  назвать её «сильным характером»? (По пьесе А. Н. Островского  «Гроза».) С17.3. Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда? Свой  ответ обоснуйте. С17.4. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и  смерти? 4.Назовите  критерии   и параметры   оценивания   выполнения  заданий  повышенной сложности по литературе. Приведите примеры. Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом  Оценка   выполнения   заданий   8   и   15,требующих   написания   развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности  (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно   формулировать   свои   мысли   экзаменуемый   может   достаточно   полно   ответить   в меньшем объёме). Если  по Критерию 1  («Соответствие   ответа   заданию»)  ставится  0 баллов,  то задание считается невыполненным и  дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2выставляется 0 баллов. Если по Критерию 2 («Аргументированность, привлечение текста произведения») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 («Фактологическая, логическая и речевая точность ответа») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по Критерию 3 выставляется 0 баллов. Оценка   по   Критерию   1   задания   8   выставляется   в   колонку   №1   протокола,   по Критерию 2 – в колонку №2, по Критерию 3 – в колонку №3.Оценка по Критерию 1 задания 15 выставляется в колонку №7 протокола, по Критерию 2 – в колонку №8, по Критерию 3 – в колонку №9. Баллы Критерии 1. Соответствие ответа заданию 1 Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей 0 Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 2. Аргументированность, привлечение текста произведения 2 1 0 Суждения   аргументируются   анализом   элементов   текста произведения Суждения   аргументируются   только   общими   рассуждениями   о содержании   произведения   (без   анализа   элементов   текста,   важных   для выполнения задания) или только его пересказом Суждения   не   аргументируются,   текст   произведения   не привлекается или грубо искажено содержание произведения 3. Фактологическая, логическая и речевая точность ответа 2 1 0 5 Отсутствуют фактические, логические, речевые ошибки Допущено  не  более одной ошибки каждого  вида: фактическая, и/или логическая, и/или речевая (суммарно не более 3 ошибок) Допущено две или более ошибок одного вида Максимальный балл  Оценка выполнения заданий 9 и 16,требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно   формулировать   свои   мысли   экзаменуемый   может   достаточно   полно   ответить   в меньшем объёме). Критерий 1  («Подбор   произведений   для   выполнения   задания»)   и  Критерий 2 («Сопоставление произведений») являются основными. Если хотя бы по одному из этих критериев   ставится  0   баллов,   то   задание   считается   невыполненным   и  дальше   не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов  на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов. Выполняя   задание,   экзаменуемый   самостоятельно   подбирает   для   контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного   текста).   При   указании   автора  инициалы   необходимы   только   для  различения   однофамильцев   и   родственников,   если   это   существенно   для  адекватного  восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые, В.Л. и А.С. Пушкины). Оценка   по   Критерию   1   задания   9   выставляется   в   колонку   №4   протокола,   по Критерию 2 – в колонку №5, по Критерию 3 – в колонку №6. Оценка по Критерию 1 задания 16 выставляется в колонку №10 протокола, по Критерию 2 – в колонку №11, по Критерию 3 – в колонку №12. Выполняя   задание,   экзаменуемый   самостоятельно   подбирает   для   контекстного сопоставления  два произведения  разных  авторов  (в   одном   из   примеров  допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании   автора  инициалы   необходимы  только  для   различения   однофамильцев   и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые, В.Л. и А.С. Пушкины).   Баллы Критерии 1. Подбор произведений для выполнения задания 4 3 2 1 0 Указаны   названия  двух  произведений  и   их   авторов,   выбор каждого произведения соответствует заданию Указаны названия двух произведений и автор только одного из них, выбор каждого произведения соответствует заданию,или указаны названия   двух   произведений   без   указания   авторов,   выбор   каждого произведения соответствует заданию Указаны названия двух произведений и их авторов, но  выбор одного  из   произведений  не   соответствует   заданию,или  указано название  одного  произведения   и   его   автор,   выбор   произведения соответствует заданию Указано   название  одного  произведения  без  указания  автора, выбор произведения  соответствует  заданию,или  указан(­ы)  автор(­ы) без указания произведения, выборавтора(­ов) соответствует заданию Не указаны произведения и их авторы,или указанное(­ые) для сопоставления произведение(­я) несоответствует(­ют) заданию 2. Сопоставление произведений 4 3 2 1 0 Сопоставлены   два   выбранных   произведения   с   предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы обоснованы текстом двух привлекаемых для сопоставления произведений Сопоставлены   два   выбранных   произведения   с   предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы обоснованы текстом  одного  из  привлекаемых  для  сопоставления произведений Сопоставлено   одно   произведение   с   предложенным   текстом   в   тезисы   обоснованы   текстом заданном   направлении   анализа, привлекаемого для сопоставления произведения Сопоставлены   два   выбранных   произведения   с   предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы не обоснованы текстом ни   одного   из   привлекаемых   произведений,   или   сопоставлено   одно произведение   с   предложенным   текстом   в   заданном   направлении анализа,   тезисы   не   обоснованы   текстом   привлекаемого   для сопоставления произведения Не проведено сопоставление произведения(­ий) с предложенным текстом в заданном направлении анализа 3. Фактологическая, логическая и речевая точность ответа 2 1 0 10 Отсутствуют фактические, логические, речевые ошибки Допущено   не   более   одной   ошибки   каждого   вида: фактическая,и/или   логическая,   и/или   речевая   (суммарно   не   более   3 ошибок) Допущено две или более ошибок одного вида Максимальный балл Пример ученической работы и её оценки в соответствии с критериями Задание 9 Вопрос. О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе М.Горького  «Старуха Изергиль» и каким героям русской литературы было присуще чувство  превосходства над другими? Легенда   о   Ларре   из   рассказа   М. Горького   «Старуха   Изергиль»   затрагивает проблему человеческой гордыни, чувства превосходства над окружающими. История «сына орла» побуждает читателя к раздумью о месте человека в мире, о месте человека среди людей. Безусловно, человек должен любить, уважать себя, понимать собственную значимость, но при этом он должен сохранять уважение и любовь к окружающим его людям,  ибо человек  – частица мира, а не обособленное  от него существо.   Возвышаясь   над   окружающими,   человек   неизменно   обрекает   себя   на одиночество, а это самая страшная доля, которая может встретиться на его пути. Чувство   собственного   превосходства   было   присуще   Раскольникову («Преступление   и   наказание»   Ф.М.   Достоевского)   и   Печорину   («Герой   нашего времени» М.Ю. Лермонтова) Судьбы этих литературных героев складывались весьма трагично, что во многом объяснятся их обособленностью от мира, индивидуализмом и высокомерием.   Критерии Комментарии К1 Указаны   названия двух произведений и их   авторов,   выбор каждого произведения соответствует заданию   с К2 Сопоставлены   два выбранных произведения предложенным текстом   в   заданном направлении анализа, тезисы не обоснованы   текстом ни   одного   из привлекаемых произведений 1   7 К3 Отсутствуют фактические, логические,   речевые ошибки 2 Баллы  Итого 4 5.Проанализируйте КИМ ЕГЭ 2017 года в сравнении с представленным в лекции спецификатором КИМ ЕГЭ 2018 года и выявите их отличия. Новое в демоверсии — 2018 1) Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать  выбор примера для сопоставления). 2) Введена четвертая тема сочинения (17.4). 3) Полностью переработаны критерии оценивания выполнения заданий с развернутым  ответом (8, 9, 15, 16, 17). 4) Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов.   НОВОЕ в системе оценивания заданий с развёрнутым ответом ( задания № 8, 15)  Увеличилось количество критериев­ с двух до трёх.  В прошлые годы критерий 1и 2 были объединены, за них можно было получить 2 балла. В 2018 году отдельно выделены критерии: соответствие ответа заданию (   1   балл)   и   аргументированность,   привлечение   текста   произведения(   2 балла).Таким образом., количество балов за задание увеличилось до 5­ти.  В   критерий   по   оцениванию   речевой   точности   ответа   добавлен   критерий   по фактологической и логической точности ответа. Выводы:  Критерии оценивания ответов на вопросы 8, 15 более конкретизированы  Особое внимание уделено аргументации  Подчёркнута необходимо выпускникам обращать на недопустимость фактических ошибок( например. в написании фамилий героев, названий произведений, авторов и т.д.), а также на продумывание  логики  изложения, то есть каждая мысль должна продолжать следующую, текст ответа должен быть связным. Это, по сути, мини­ сочинение.  Увеличилось количество баллов за ответы­ до   НОВОЕ в системе оценивания заданий с развёрнутым ответом (задания № 9,16)  Увеличилось количество балов до 10 за каждый ответ( было 4 балла)  Уточнены   требования   к   выполнению   заданий  9   и   16  (отменено   требование обосновать выбор примера для сопоставления).  В   2017   г.   был   один   критерий   —  включение   произведения   в   литературный  контекст  и убедительность аргументов. Высший балл был —  4  В 2018 г. планируется, как видите, ТРИ критерия, увеличено количество баллов.  Критерии 1 и 2­ основные. Если хотя бы одному из них 0 баллов, то весь ответ не засчитывается. ВЫВОДЫ  Отвечая на вопросы заданий 9 и 15 помните, что главное — верно подобрать ДВА произведения для анализа, правильно их сопоставить с тем, о котором идёт речь в вопросе.  Допускается в качестве  одного из двух аргументов  привести произведения  того же автора, чьё произведение дано в вопросе для анализа.  В выигрыше останутся те выпускники, которые умеют  связно, логично  излагать мысли,  не   допускают   фактических   и   речевых   ошибок.   Грамотность   ценится всегда!

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание

Контрольная работа  КИМ ЕГЭ по литературе. Содержание, структура, оценивание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2018