Контрольная работа по русскому языку для учащихся ССУЗов
Оценка 4.7

Контрольная работа по русскому языку для учащихся ССУЗов

Оценка 4.7
Домашнее обучение +2
docx
русский язык +1
Взрослым
23.03.2018
Контрольная работа по русскому языку для учащихся ССУЗов
Публикация является частью публикации:
актуальное членение предожения.docx
АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Актуальное членение предложения ­ понятие, разработанное в трудах Пражского   лингвистического   кружка   в   1930­е   годы   для   описания функциональных компонентов повествовательного предложения – ремы, или сообщаемой   части,   и   темы,   отправной   точки   сообщения.   Согласно   теории актуального членения, в предложении Студенты на первом курсе хорошие выделяется тема студенты на первом курсе и рема хорошие, т.е. о студентах первого   курса   сообщается,   что   они   хорошие.   В   некоторых   теориях функционального   членения   предложения   тема   и   рема   называются, соответственно,   топиком   (topic)   и   фокусом   (focus),   или   топиком   и комментарием (comment). Проблематика   актуального   членения   активно   разрабатывается   в настоящее время в рамках различных теорий лингвистической прагматики. В одной из теорий актуального членения – теории коммуникативного динамизма – предполагается не бинарное деление на тему и рему, а шкалярное: степень коммуникативного   динамизма   у   начальной   темы   минимальна,   и коммуникативный динамизм нарастает с продвижением к концу предложения. Глаголу приписывается средняя степень коммуникативного динамизма, т.е. он понимается как переход между темой и ремой. Такое описание применимо только   к   тем   предложениям,   в   которых   за   темой   следует   рема,   а глагол располагается в центре. Коммуникативная цель говорящего, облекающего свою мысль в форму повествовательного   предложения,   состоит   в   том,   чтобы   сообщить   нечто слушающему;   поэтому   рема   может   рассматриваться   как   конституирующий коммуникативный   компонент   сообщения   (т.е.   повествовательного предложения). Присутствие ремы в повествовательном предложении отличает его, например, от вопроса, в котором ничего не сообщается, ср.: Который час? В вопросе тоже есть конституирующий – собственно вопросительный – и может   быть   не­конституирующий   (невопросительный)   коммуникативный компонент. Так, в вопросе Где Вадик познакомился с Марусей? вычленяются вопросительный компонент где и невопросительный – Вадик познакомился с Марусей. Говорящий знает, что Вадик познакомился с Марусей, но не знает, где это было, и про это задает вопрос. Вопросительный   компонент   имеет   много   общего   с   ремой.   Однако повествовательное предложение и вопрос представляют собой разные типы речевых   актов   с   разными   коммуникативными   функциями:   рема,   или сообщаемое,   является   конституирующим   коммуникативным   компонентом сообщения,   т.е.   повествовательного   предложения,   а   вопросительный компонент   –   вопросительного.   Теория   актуального   членения   отрабатывает свой понятийный аппарат по преимуществу на материале повествовательных предложений. У других типов речевых актов, кроме сообщения и вопроса, тоже есть конституирующие   и   могут   быть   не­конституирующие   компоненты.   Так,   в повелительном   предложении Завтрак   съешь   сам конституирующий компонент   –съешь   сам и   не­конституирующий   – завтрак:   про   завтрак говорится, что его следует съесть. В этом предложении ничего не сообщается и не спрашивается: говорящий велит слушающему съесть завтрак в одиночку. А   в   таком   типе   речевого   акта,   как   обращение   (Вась!),   есть   только конституирующий компонент и не­конституирующего компонента в нем нет. Конституирующий   компонент   в   каждом   определенном   типе   речевого акта есть всегда, а не­конституирующего компонента может не быть. Так, в предложении  Стоял мороз есть только рема, а темы нет. Предложения без темы называются коммуникативно нерасчлененными. В предложении может быть одна тема, может не быть ни одной темы и может быть более одной темы. Так, в предложении До 1962 года на месте нынешнего Нового Арбата пролегало   множество   арбатских   переулков две   темы: до   1962   года и на месте   нынешнего   Нового   Арбата.   На   каждой   теме   есть   или   может   быть характерная для темы интонация, а между темами – пауза. Рема   в   русском,   английском   и   многих   других   языках   выражается интонацией определенного типа. Это нисходящий акцент, или падение тона. В предложении  Стоял   мороз падение   фиксируется   на   ударном   слоге словоформы мороз, т.е. словоформа мороз является акцентоносителем ремы. Акцентоноситель ремы также называют собственно ремой. (В примерах ниже акцентоноситель обозначается заглавными буквами.) Одним из средств выражения темы служит восходящая интонация, и у темы   тоже   есть   акцентоноситель.   Так,   в   предложении В   Киеве   жила Маруся (например, при ответе на вопрос Кто из твоих друзей жил в это время в Киеве?) словоформа  Киеве несет или может нести на себе один из типов   восходящей   интонации.   В   беглой   речи   подъем   тона   на   теме   может отсутствовать. Таким образом, тема, в отличие от ремы, не имеет единого средства выражения. А рема всегда выражается единообразно – падением. Падение же служит средством выражения не только для ремы. Так, если в пределах предложения за падением следует подъем, то такая комбинация акцентов является средством выражения для вопроса с вынесенным в начало   В   вопросе А   Вася   пришел?   на невопросительным   компонентом. невопросительном   компоненте Вася фиксируется   падение,   а   на вопросительном компоненте пришел– характерный для русского вопроса без вопросительного слова подъем тона. Падение используется и в повелительном предложении: Заходи!   Таким   образом,   повествовательное   предложение   от повелительного отличается не интонацией, а лишь грамматической формой глагола (наклонением). Итак, комбинация акцентов «подъем – падение» и одиночное падение однозначно указывают на речевой акт (иллокутивное значение, иллокутивную функцию) сообщения – при условии отсутствия в предложении лексических (вопросительных   слов)   или   морфологических   (повелительное   наклонение) показателей других типов иллокутивных значений. А комбинация акцентов «падение   –   подъем»   и   одиночный   подъем   в   русском   языке   однозначно указывают на вопрос без вопросительного слова. Тем самым падение, если за ним   не   следует   подъема   и   отсутствуют   лексические   и   морфологические показатели   других   иллокутивных   значений,   служит   надежным   средством выделения ремы. Возникает   вопрос.   Пусть   известно,   что   некоторое   предложение содержит словоформу, отмеченную падением тона, и показатели иных, чем сообщение,   иллокутивных   значений   отсутствуют.   Это   значит,   что   в предложении   есть   рема   и   что   перед   нами   сообщение.  Где   тогда   проходят границы ремы (ибо рема может состоять не только из акцентосителя)? Или, иначе, есть ли в этом предложении также и тема, и если есть, то где проходит граница между темой и ремой? Ответ на этот вопрос служит краеугольным камнем теории актуального членения, и затруднения, связанные с получением этого ответа, часто приводят критиков теории к сомнениям в существовании языковых феноменов, называемых темами и ремами. Чтобы выяснить, где в предложении проходит граница между темой и ремой,   следует   определить   объем   каждого   из   этих   коммуникативных компонентов.   Рассмотрим   этот   вопрос   с   точки   зрения   плана   выражения. Покажем,   что   объем   коммуникативного   компонента   –   темы,   ремы,   не­ вопросительного   компонента   и   др.   –   выражается   выбором   его акцентоносителя, т.е. что у коммуникативных компонентов разного объема акцентоносители   могут   различаться.   Рассмотрим   два   предложения   с одинаковой лексико­синтаксической структурой, но различным членением на тему и рему: Входят в моду короткие ЮБКИ (это может быть сообщение комментатора   показа   мод)   и Короткие   юбки   входят   в   МОДУ.   В предложении Входят   в   моду   короткие   ЮБКИ падение   фиксируется   на словоформе юбки,   а   в   предложении   с   тем   же   лексико­синтаксическим составомКороткие юбки входят в МОДУ – на словоформе моду. В первом примере предметом сообщения служит все высказывание в целом, т.е. перед нами   нерасчлененное   предложение,   состоящее   из   одной   ремы.   Во   втором предложении,   во   всяком   случае   при   одной   из   его   возможных коммуникативных   интерпретаций,   о   коротких   юбках   сообщается,   что   они входят в моду. Рема в нем – фрагмент входят в моду, а тема – короткие юбки.

Контрольная работа по русскому языку для учащихся ССУЗов

Контрольная работа по русскому языку для учащихся ССУЗов

Контрольная работа по русскому языку для учащихся ССУЗов

Контрольная работа по русскому языку для учащихся ССУЗов

Контрольная работа по русскому языку для учащихся ССУЗов

Контрольная работа по русскому языку для учащихся ССУЗов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018