Для занятий с учащимися, интересующимися биологией могут быть использованы разные формы. Одной из них является Очно-заочная школа: - очный режим работы включает зимние, осенние сессии, проводящиеся для учащихся 8-11 классов; - заочный режим: самостоятельная работа учащихся по индивидуальному плану в межсессионный период индивидуальные занятия под руководством учителя – предметника своей школы. Для проверки усвоения полученных знаний составляются контрольные работы, текст одной из которых представлен в данном материале.документ с текстом
Контрольная работа по теме "Эволюция строения и функций
органов и их систем".
I.Опорнодвигательная система.
1. Какие функции выполняет ОДС: а) опора, обмен веществ,
движение, б) движение, защита, терморегуляция,
в) опора, защита, движение, г) опора, движение, терморегуляция.
2. Животные, имеющие самую примитивную опорную структуру:
а) ракообразные, б) насекомые, в) плоские черви, г) инфузории.
3. Недостатком наружного скелета является:
а) способы передвижения, б) неспособность к росту вместе с
животным, в) скорость передвижения, г) возможность быстро
расселяться.
4. Позвоночник рыб состоит из отделов: а) туловищного и
хвостового, б) шейного, туловищного и хвостового,
в) шейного и туловищного, г) грудного, поясничного и хвостового. 5.
Признаком приспособленности земноводных к наземному образу
жизни является: а) внутренний скелет, б) осевой скелет –
позвоночник, в) шейный отдел, состоящий из одного позвонка,
г) наличие позвонков.
II.Органы дыхания и газообмен.
1. К животным, имеющим специальные органы дыхания, относятся:
а) кишечнополостные, б) круглые черви, в) плоские черви,
г) насекомые.
2. Впервые органы дыхания появились у: а) морских кольчатых
червей, б) ракообразных, в) моллюсков, г) рыб.
3. Органами дыхания членистоногих НЕ являются: а) трахеи,
б) жабры, в) покровы тела, г) листовидные легкие.
4. Признак приспособленности птиц к воздушной среде обитания –
это: а) легкие, б) трахеи, в) бронхи, г) двойное дыхание.
5. Самая большая дыхательная поверхность легких у:
а) земноводных, б) пресмыкающихся, в) птиц, г) млекопитающих.
III. Органы пищеварения.
1. Пищеварение включает в себя следующие процессы:
а) поступление, измельчение и расщепление пищи,
б) измельчение, расщепление и всасывание пищи,
в) расщепление, всасывание и удаление непереваренных остатков
пищи, г) поступление, расщепление и всасывание пищи
2. Наружное пищеварение характерно для: а) пауков и насекомых,
б) плоских и круглых червей, в) кольчатых червей и морских
ежей, г) пауков и морских звезд.
3. У каких первых животных появились слюнные железы: а) рыб,
б) пресмыкающихся, в) земноводных, г) млекопитающих.
4. Особенностью пищеварительной системы млекопитающих
является: а) наличие пищеварительных желез,
б) дифференциация зубов, в) деление кишечника на отделы,
г) появление языка.
5. Мускульный желудок более развит у птиц: а) зерноядных,
б) насекомоядных, в) хищных, г) рыбоядных.
IV. Кровеносная система.
1. У кольчатых червей кровеносная система: а) замкнутая, есть
сердце, б) незамкнутая, есть сердце, в) замкнутая, нет сердца.
2. В незамкнутой кровеносной системе кровь циркулирует:
а) в полости тела, б) по сосудам, в) по сосудам и в полости тела.
3. У рыб сердце: а) трехкамерное, б) двухкамерное,
в) четырехкамерное.
4. Два круга кровообращения имеют: а) птицы, млекопитающие,
земноводные, б) рыбы, земноводные, птицы,
в) моллюски, пресмыкающиеся, земноводные.
5. Самые мелкие кровеносные сосуды – это: а) артерии,
б)капилляры, в) вены.V. Кровь. Кровеносная система.
1. По венам течет кровь: а) венозная, б) артериальная,
в) венозная и артериальная.
2. Артериальная кровь больше насыщена: а) углекислым газом,
б) кислородом, в) углекислым газом и кислородом.
3. В состав плазмы крови входят: а) вода, клетки крови, соли,
б) вода, соли, питательные вещества,
в) вода, питательные вещества, клетки крови.
4. Лейкоциты – это: а) кровяные пластинки, б) красные клетки,
в) бесцветные клетки крови.
5. Эритроциты выполняют функцию: а) защитную,
б) транспортную, в) регуляторную.
VI. Органы выделения.
1. Органы выделения служат для удаления из организма:
а) газообразных веществ, б) непереваренных остатков пищи,
в) веществ, образовавшихся в результате жизнедеятельности.
2. Через поверхность тела удаляют продукты обмена:
а) простейшие и кольчатые черви, б) губки и кишечнополостные,
в) кишечнополостные и моллюски.
3. Выделительная система впервые появилась у: а) плоских червей,
б) кишечнополостных, в) иглокожих.
4. Специальные органы выделения – почки имеют: а)некоторые
позвоночные, б)все позвоночные, в)позвоночные и беспозвоночные
5. Мочевой пузырь в выделительной системе не имеют:
а) пресмыкающиеся, б) земноводные, в) птицы.
VII. Нервная система. Органы чувств.
1. Нервные клетки выполняют следующие функции: а) защита,
прием, передача импульсов, б) синтез, возбуждение, проведение
импульсов, в) прием, возбуждение, проведение импульсов.
2. Нервная система позвоночных животных состоит из: а) головного
мозга, спинного мозга, нервов, б) нервных узлов, спинного и
головного мозга, в) головного мозга, спинномозговых нервов,
нервных узлов.
3. Головной мозг позвоночных состоит из: а) трех отделов,
б) четырех отделов, в) пяти отделов.
4. Фасеточное зрение и сложные глаза имеют: а) моллюски,
б) членистоногие, в) хордовые.
5. Приспособлением к наземному образу жизни является:
а) наличие боковой линии, б) третье веко,
в) светочувствительные клетки.
VIII. Размножение и развитие животных.
1. Наружное оплодотворение характерно для:
а) насекомых и рыб, б) рыб и пресмыкающихся,
в) рыб и земноводных.
2. К органам размножения самки относятся: а) яичники,
семяпровод, матка, б) семенники, семяпровод, яйцевод,
в) яичники, яйцевод, матка.
3. Метаморфоз характерен для: а) насекомых и птиц,
б) земноводных и пресмыкающихся,
в) насекомых и земноводных.
4. Личинки непохожи на взрослых особей при:
а) прямом развитии, б) непрямом развитии,
в) развитии без превращения.5. Онтогенез – это: а) индивидуальное развитие организма,
б) эмбриональный период, в) период половой зрелости.