Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).
Оценка 4.8

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
биология
9 кл
01.06.2017
Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).
Задания контрольной работы позволяют проверить знания и умения по теме "Основы эволюционного учения" в 9 классе, УМК И. Пономаревой. В работе представлены задания с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на установление последовательности, работа с текстом. Задания составлены в трех равноценных вариантах.
эволюция 9 класс тест.docx
Основы эволюционного учения. 1 вариант. Задания 1­10. Выберите один правильный  ответ  из четырех предложенных. 1. Область распространения вида или популяции в природе называется 1) ареалом              2) пространством            3) средой обитания          4) территорией 2. Большой пестрый дятел и малый пестрый дятел, обитающие в одном лесу, составляют 1) две популяции двух видов                         3) две популяции одного вида 2) одну популяцию двух видов                      4) одну популяцию одного вида 3. Какому критерию вида соответствует следующее описание: воробей полевой держится у поселков, на полях, в садах, по опушкам леса, в долинах рек; пища разнообразная? 1)  генетическому                                                 3) географическому 2) морфологическому                                          4) экологическому 4. Микроэволюция начинается в  1) видах                     2) отрядах                     3) популяциях                     4) семействах 5. Основу естественного отбора составляет 1) мутационный процесс                                        3) видообразование 2) биологический прогресс                                    4) относительная приспособленность 6. Изоляция – это фактор эволюции, который: 1) Не влияет на скорость видообразования            2) Замедляет процесс формирования приспособленности 3)  не препятствует смешиванию популяции внутри вида  4) Ускоряет эволюционный процесс 7.      Внутривидовая борьба проявляется между 1) крысой серой и крысой черной 2) 3) 4) елью и березой соснами одного возраста в лесу горохом посевным и горохом душистым 8. Гомологичными органами у животных является 1) конечности таракана и лягушки 2) крылья птицы и бабочки 3) лапы тигра и крота 4) передние конечности крота и медведки 9. Ароморфозом является образование 1) ластом                 2) хобота у слона                3) хорды                4) цепкого хвоста у обезьяны 10. Результатом эволюции является 1) борьба за существование                                    3) естественный отбор 2) многообразие видов                                          4) наследственная изменчивость Задания  11­12. Выберите три верных ответа из шести.  11. Какие признаки характеризуют биологический прогресс? 1) Сужение ареала                                                     4) увеличение числа видов 2) Увеличение численности особей вида               5) вымирание видов 3) Сокращение численности особей вида               6) расширение ареала 12. Причинами эволюции (по Ч. Дарвину) являются 1) Естественный отбор                            4) образование новых видов 2) Борьба за существование                  5) ограниченность природных ресурсов 3) Интенсивность размножения           6) неопределенная изменчивость При выполнении задания 13 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца. 13. Установите соответствие между формой борьбы за существование и ее характеристикой. Формы борьбы за существование 1) Внутривидовая 2) Межвидовая  Характеристика  А) протекает остро Б) отношения: хищник – жертва, паразит – хозяин В) очень жесткая и острая Г) приводит к развитию взаимных приспособлений Д) конкуренция за пищу, убежище, самок Е) способствует процветанию вида а б в г д е В задании 14 установите последовательность биологических процессов, явлений и объектов.  Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления и объекты, в  правильной последовательности. 14. Установите последовательность возникновения перечисленных групп животных 1) бесчерепные 2) рыбы 3) пресмыкающиеся 4) птицы 5) 6) моллюски земноводные При выполнении задания 15 дайте полный развернутый ответ. 15. Какие критерии вида описаны в приведенном ниже тексте? Ответ поясните. Утконос – причудливый водяной зверек среднего размера (до 65 см) с хвостом, как у бобра, и  утиным клювом. Между пальцами лап перепонки, на задних лапах «шпоры» с ядовитыми  железами. Питается утконос мелкими водными животными, в основном насекомыми. На крутых  берегах австралийских рек он роет длинные, до 6 м, норы. Самка в этой норе строит гнездо, в  которое откладывает 2­4 яйца в мягкой роговидной оболочке. Основы эволюционного учения. 2 вариант. Задания 1­10. Выберите один правильный  ответ  из четырех предложенных. 1. Основной категорией биологической классификации является 1)вид                 2) популяция                   3) род                 4) тип 2. Популяция является 1) 2) единицей эволюции                                                             3) структурной единицей вида структурной единицей вида и единицей эволюции     4) элементарным фактором эволюции             3. Какому критерию вида соответствует следующее описание: розовый фламинго – крупная птица с  длинными ногами, удлиненной гибкой шеей, небольшой головой, несущей большой, изогнутый клюв? 1) 2) морфологическому                                        4) экологическому генетическому                                                 3) географическому 4. Процесс микроэволюции завершается образованием нового 1) вида              2) класса               3) рода                     4)семейства 5. В результате естественного отбора образуются новые  1)виды               2) породы животных             3) сорта растений               4) штаммы микроорганизмов 6. Причиной географической изоляции является снижение  вероятности оплодотворения снижение вероятности встречи партнеров 1) 2) 3) различное поведение особей в период размножения 4) деятельность человека 7. Наиболее остро борьба проявляется между волками в стае за лидерство елями и березами в смешанном лесу 1) 2) 3) львами и шакалами за добычу 4) окунем и щукой, живущими в одном водоеме 8. Аналогичными органами у растений являются 1) корень и корневище                       3) корень и корнеплод 2) лист и чашелистник                         4) тычинки и пестик 9. Утрата корней, хлорофилла у повилики – это примере   1) ароморфоза                                                           3) биологического регресса 2) идиоадаптации                                                     4) дегенерации 10. Фактором  эволюции является 1) изоляция                                                                                        3) многообразие видов 2) приспособленность организмов к условиям среды           4) усложнение уровня организации Задания  11­12. Выберите три верных ответа из шести.  11. Биологический регресс холоднокровных животных наступил в связи с 1) Недостатком воды и пищи                        4) недостатком воды 2) Похолоданием                                              5) ослаблением конкуренции 3) Обострением межвидовой борьбы        6) изменением длины дня 12. Результатами эволюции являются    1) Расширение ареала   2) Приспособленность организмов к различным условиям обитания   3) Многообразие видов   4) Расселение организмов в новые среды   5) Появление геномных и хромосомных мутаций   6) Постепенное усложнение и повышение уровня организации живых организмов При выполнении задания 13 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца. 13. Установите соответствие между критериями вида и характеристиками трясогузки белой Критерии вида 1) Морфологический 2) Экологический  Характеристики трясогузки белой А) питается насекомыми, червями Б) Крылья острые В) рулевых перьев ­12 Г) селится обычно вблизи воды Д) небольшая, стройная птица Е) хвост длинный а б в г д е В задании 14 установите последовательность биологических процессов, явлений и объектов. Запишите  цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления и объекты, в правильной  последовательности. 14.Установите последовательность, отражающую усложнение строения органов дыхания у  перечисленных животных 1) окунь 2) лошадь 3) уж 4) тритон 5) лебедь 6) жаба При выполнении задания 15 дайте полный развернутый ответ. 15. Какие критерии вида описаны в приведенном ниже тексте? Ответ поясните. Лиственница широко распространена в нашей стране, особенно в Сибири. В высоту достигает 30­40 м, а ствол в диаметре – 2 м. Крона ажурная, ветви редкие, листья – мягкие плоские иголки светло­зеленого цвета. На  молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке, на старых они собраны в пучки. Лиственница очень  светолюбива и холодостойка. Она неприхотлива и может расти на разных почвах: сухих песках, каменистых и заболоченных почвах. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, а весной у нее вырастает новая  хвоя, и образуются мужские и женские шишки. После опыления ветром женские шишки темнеют, становятся  похожими на сушеные грибы. Крылатые семена разбрасывает лиственница зимой. Древесина у нее тяжелая,  смолистая. 1) борьбы с неблагоприятными условиями среды 2) 3) 4) межвидовой борьбы за существование внутривидовой борьбы за существование внутривидовой взаимопомощи 6. Образование новых видов в природе происходит в результате: 1) методического отбора                                    3) искусственного отбора 2) деятельности человека                                   4) взаимодействия движущих сил эволюции 7. Внутривидовая борьба проявляется между антилопами гну одного стада 1) 2) лютиком жгучим и лютиком едким 3) пасленом черным и пасленом сладко –горьким 4) тараканом рыжим и тараканом черным 8. Гомологичными органами являются 1) хобот слона и хоботок мухи                                  3) ласты кита и клешни рака 2) передние конечности крота и медведки          4) крылья летучей мыши и птицы 9. Идиоадаптацией является Основы эволюционного учения. 3 вариант. Задания 1­10. Выберите один правильный  ответ  из четырех предложенных. 1. Популяция – это группа особей одного 1) вида                 2) отряда                    3) рода                     4) семейства 2. Неспособность скрещиваться между собой двух видов черных крыс, имеющих разные наборы  хромосом – 38 и 42, но идентичных по внешнему строению, лежит в основе… критерия. 1) биохимического                                            3) физиологического 2) генетического                                                4) этологического 3. Какому критерию вида соответствует следующее описание: среднеазиатская черепаха заселяет  глинистые и песчаные пустыни, степи и полупустынные предгорья? 1) генетическому                                                 3) географическому 2) морфологическому                                        4) экологическому 4. Элементарной единицей эволюции (по Ч. Дарвину) является 1)       вид                2) особь                        3) популяция              4) род 5. Превращение листьев в колючки у кактусов – это пример 1) 2) возникновение полового процесса                      3) образование хобота слона возникновение хорды                                             4) увеличение массы головного мозга 10. Наиболее высокоорганизованными являются 1) водоросли                2) голосеменные              3) моховидные        4) псилофиты Задания  11­12. Выберите три верных ответа из шести.  11. Биологический прогресс характеризуется 1) Увеличением численности видов    2) Усложнением организации 3) Расширением ареала   4) 5) Образованием новых видов, подвидов, популяций 6) Возникновением приспособлений к конкретным условиям среды  расширением возможности использовать условия внешней среды 12.  Внутривидовая борьба за существование характеризуется тем, что  1) Протекает остро, если виды находятся в одной экологической нише 2) Возникает между особями одного вида 3) Происходит одностореннее использование вида 4) Возникает между особями разных видов 5) Является наиболее ожесточенной 6) Приводит к гибели отдельных организмов, обеспечивая процветание вида в целом При выполнении задания 13 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца. 13. Установите соответствие между путем эволюции и примером, который он иллюстрирует Пример  А) возникновение многоклеточности Б) возникновение ползучего стебля В) утрата корней, листьев, хлорофилла у повилики Г) образование ластов у тюленя Д) появление фотосинтеза Е) образование хобота у слона Путь эволюции 1) Ароморфоз 2) Идиоадаптация 3) дегенерация а б в г д е В задании 14 установите последовательность биологических процессов, явлений и объектов. Запишите  цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления и объекты, в правильной  последовательности. 14. Установите последовательность, отражающую этапы эволюции растений голосеменные водоросли 1) 2) 3) папоротникообразные 4) псилофиты 5) цветковые 6) моховидные При выполнении задания 15 дайте полный развернутый ответ. 15. Какие критерии вида описаны в приведенном ниже тексте? Ответ поясните. Венерин башмачок – многолетнее травянистое растение, произрастающее на хорошо увлажненных почвах;  благодаря вращению стебля может расти и в тенистых местах леса; отличается морозостойкостью. Имеет  ползучее корневище и прямые стебли до 50­80 см высотой. На стебле расположены 3­4 листа эллипсовидной  формы длиной 10­17 см и шириной 3­7 см. Стебель и листья опушены, что предохраняет растение от потери  влаги. Цветет венерин башмачок в мае – июне. Растение опыляют земляные пчелы и мелкие жуки. После  опыления образуются плоды – коробочки с мелкими пылевидными семенами. Отсутствие питательных   веществ и недоразвитый зародыш не дают семенам прорастать самостоятельно. Поэтому растение вступает в  симбиоз с гифами грибов. С начала прорастания семени до первого цветения проходит 15­18 лет. Растение  встречается, хотя и очень редко, в лесах средней полосы европейской части России, в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Вопросы для самоконтроля. 1.Что означает термин «эволюция»? 2. Почему популяцию называют структурной единицей эволюции? 3. Что такое филогенетические ряды? 4. Почему репродуктивный критерий считают важнейшей характеристикой вида? 5. В чем сходство процессов микроэволюции и макроэволюции? 6. Какую эволюционную роль играют ароморфозы? 7. Назовите основные движущие силы эволюции. 8. Перечислите основные систематические группы животных и растений. 9. Назовите основные формы борьбы за существование. Приведите примеры. 10. Почему естественный отбор носит относительный характер? 11. Что такое вид? Назовите основные критерии вида. 12.Какое значение для доказательства макроэволюции имеют переходные формы?

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).

Контрольная работа по теме "Основы эволюционного учения" (9 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017