Данная контрольная работа составлена в четырех вариантах, проводится при изучении темы "Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости". Она включает пять задач по основным законам генетики. Первая задача на моногибридное скрещивание, вторая - на дигибридное, третья - на сцепленное наследование признаков, четвертая - наследование, сцепленное с половыми хромосомами, пятая - на взаимодействие генов.документ с текстом работы
Контрольная работа №1.
Вариант I.
Задача 1.
От скрещивания раннеспелого овса с позднеспелым получены раннеспелые растения. Определите
генотипы гибридов F 1. Какой результат можно ожидать при самоопылении гибридов F 1? Сколько
разных фенотипов и генотипов в F2 ? Какова доля раннеспелых растений в F2?
Задача 2.
У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета над
красным. Обе пары генов не сцеплены. В племсовхозе в течение ряда лет скрещивались черные
комолые коровы с черным комолым быком. Было получено 896 голов молодняка, из них 535 телят
черных комолых и 161 – красных комолых. Сколько было рогатых телят, и какая часть из них
красного цвета? Определите генотипы родительских особей и телят.
Задача 3.
У матери I группа крови, а у отца – III. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?
Задача 4.
Сцепленный с полом ген А определяет у канареек зеленую окраску оперения, ген а – коричневую.
Наличие хохолка зависит от аутосомного гена В, его отсутствие – от в. Оба родителя зеленые
хохлатые. От них получено 2 птенца: зеленый хохлатый самец и коричневая без хохолка самка.
Определите генотипы родителей.
Задача 5.
Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой
семье сын унаследовал свой недостаток зрения от отца?
Контрольная работа №1.
Вариант II.
Задача 1.
У человека ген, обусловливающий тонкие губы, рецессивен по отношению к гену толстых губ.
Женщина с тонкими губами выходит замуж за мужчину с толстыми губами, у отца которого губы
были тонкие. Сколько типов гамет образуется у женщины? Сколько типов гамет образуется у
мужчины? Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с тонкими губами?
Задача 2.
Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления
красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой
результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Доминантные признаки – красный цвет
плодов, нормальный рост; гены находятся в разных хромосомах.
Задача 3.
У дрозофилы имеется пара аллельных генов, сцепленных с полом. Один из них определяет развитие
белых глаз, а другой – красных. Скрещивается самка с красными глазами с белоглазым самцом. Все
потомство только F 1 с красными глазами, а самцы F2 как с теми, так и с другими. Напишите схему
скрещивания. Какова вероятность появления белоглазых самцов в F 2 ?
Задача 4.
Мать имеет вторую группу крови, а отец – третью. Какова вероятность того, что дети унаследуют
группы крови своих родителей?
Задача 5.
Отсутствие потовых желез у людей – рецессивный признак, сцепленный с Ххромосомой. Мужчина,
у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не
встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с этой аномалией.?Контрольная работа №1.
Вариант III.
Задача 1.
При скрещивании коричневых полевок с черными получено потомство черного цвета. Определите
генотипы родительских особей и гибридов . Какой результат можно ожидать от скрещивания
гибридов между собой?
Задача 2.
У здоровых родителей со II группой крови родился сын с I группой крови и гемофилией.
Гемофилия наследуется как рецессивный, сцепленный с Ххромосомой признак. Определите
вероятность рождения второго ребенка здоровым и возможные группы его крови.
Задача 3.
Гомозиготное по обоим признакам гладкосемянное (А) растение гороха с усиками (С) скрестили с
морщинистым (а) растением гороха без усиков (с). Гены указанных признаков (форма семени и
наличие или отсутствие усиков) локализованы в одной хромосоме, поэтому эти два признака
наследуются сцеплено, Каковы генотипы и фенотипы F1 и F2?
Задача 4.
У попугаев сцепленный с полом ген С определяет зеленую окраску, а ген с – пеструю. Зеленую
самку скрещивают с пестрым самцом. Каковы генотипы родителей и потомства? Какова
вероятность появления среди птенцов зеленых самцов?
Задача 5.
Если мужчина – дальтоник женится на женщине с нормальным зрением и они имеют двоих детей:
сына – дальтоника, а дочь с нормальным зрением, что можно сказать о генотипе матери?
Контрольная работа №1.
Вариант IV.
Задача 1.
Растение ячменя с пленчатыми семенами скрещено с растением, имеющим голозерные семена.
Первое поколение гибридов имеет пленчатые семена. Сколько разных типов гамет может
образоваться у гибридов F1 ? Какой результат можно ожидать при скрещивании гибридов первого
поколения между собой? Какова доля растений с пленчатыми семенами в F2?
Задача 2.
У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые
наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без
щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
Задача 3.
У мальчика I группа крови, у его сестры –IV . Что можно сказать о группах крови их родителей?
Задача 4.
Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Ххромосомой. У родителей, имеющих
темные зубы, родились дочь с темными зубами и сын с белыми. Какова вероятность рождения
детей с белыми зубами в этой семье?
Задача 5.
Какова вероятность рождения ребенка с черной кожей в семье двух мулатов (АаВв)? Каковы
возможны генотипы и фенотипы детей по цвету кожи в этой семье? ( ААВВ – черная кожа; АаВВ,
ААВв темная кожа; АаВв, ААвв, ааВВ смуглая кожа; Аавв, ааВвсветлая кожа; аавв белая кожа)