Контрольно измерительные материалы для проведения контрольной работы по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 8 классе.

  • docx
  • 25.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КИМ по обществознанию. 8 класс..docx

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 8 классе.

 

1.Назначение КИМ  – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций в целях подготовки их к государственной итоговой аттестации.

 

2.Документы, определяющие содержание переводного экзамена.

 

Содержание итоговой контрольной работы  определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  с  учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень учебников.

3.Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших  экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который

определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

 

4.Связь экзаменационной модели переводного экзамена с КИМ ОГЭ

Ряд заданий экзаменационной модели переводного экзамена по своему типу аналогичен заданиям ОГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

5.Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 задание. Часть 1 содержит 12 заданий.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

6.Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

В части 1 работы:

- задания 1-12 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;

-задания 13 -15 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.

В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит три задания, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.

В таблице представлены умения и способы деятельности, которые контролируются заданиями экзаменационной работы.

 

Основные умения и способы действий

1

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально­деятельное существо; основные социальные роли

2

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

3

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

4

Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

5

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

6

Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

7

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)

 

Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Уровни сложности заданий: Б– базовый; П– повышенный; В– высокий.

Проверяемые элементы содержания

Уровень

сложности

Максимальный

балл

1

Общество как форма жизнедеятельности

людей;  взаимодействие  общества  и

природы; основные сферы общественной

жизни, их взаимосвязь

 

Б

1

2

Социальная сфера

(задание  на  обращение  к  социальным

реалиям)

Б

1

3

Биологическое и социальное в человеке;

личность;  деятельность  человека  и  ее

основные  формы(труд,  игра,  учение);

человек  и  его  ближайшее  окружение;

межличностные  отношения;  общение,

межличностные  конфликты,  их

конструктивное разрешение

Б

1

4

Общество и человек

(задание на анализ двух суждений)

П

1

5

Сфера  духовной  культуры  и  ее

особенности;  наука  в  жизни

современного  общества;  образование  и

его  значимость  в  условиях

информационного  общества;

возможности  получения  общего  и

профессионального  образования  в

Российской  Федерации;  религия,

религиозные организации и объединения,

их роль в жизни современного общества;

свобода  совести;  мораль; 

Б

1

6

Сфера духовной культуры

(задание на анализ двух суждений)

П

1

7

Экономика,  ее  роль  в  жизни  общества;

товары и услуги, ресурсы и потребности,

ограниченность ресурсов; экономические

системы и собственность; производство,

производительность  труда;  разделение

труда и специализация; обмен, торговля; рынок, рыночный механизм

Б

1

8

Предпринимательство;  малое

предпринимательство  и  индивидуальная

трудовая  деятельность;  деньги;

заработная  плата  и  стимулирование

труда;  неравенство  доходов  и

экономические  меры  социальной

поддержки;  налоги,  уплачиваемые

гражданами;  экономические  цели  и

функции государства

Б

1

9

Экономическая сфера жизни общества

(задание  на  обращение  к  социальным

реалиям)

Б

1

10

Различное  содержание  в  разных

вариантах:  задание  ориентировано  на

проверяемое умение

(задание на установление соответствия)

Б

2

11

Различное  содержание  в  разных

вариантах:  задание  ориентировано  на

проверяемое умение

Задание на анализ статистической информации.

П

4

12

Различное  содержание  в  разных

вариантах:  задание  ориентировано  на

проверяемое умение

Задание на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы

П

1

13

Различное  содержание  в  разных

вариантах:  задание  ориентировано  на

проверяемое умение

(задания на анализ источников)

П

2

14

Б

2

15

П

2

 

Всего заданий– 15

Максимальный первичный балл– 22.

Общее время выполнения работы– 45 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительный материал

для проведения

контрольной работы

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для учащихся 8 класса.

Часть 1

1.В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?

 1) Индийское общество многие века было разделено на касты.

2) Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.

3) Общество собаководов провело выставку собак бойцовых пород.

4) Общество любителей древностей издаёт ежемесячный журнал.

 

2.Считается, что люди, приехавшие в город Кызыл в Республике Тыва, обязательно должны прийти к каменной стелле, расположенной в географическом центре Азии — в месте слияния двух истоков реки Енисей. В этом проявляется действие

 1) морали

2) этикета

3) права

4) традиции

 

3.Человека от животного отличает

1) инстинкт самосохранения

2) использование природных объектов

3) стремление понять окружающий мир

4) способность приспосабливаться к условиям среды

 

4.Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек – социальное существо, многие его качества формируются только во взаимодействии с обществом.

Б. При рождении каждый человек обладает определёнными задатками, из которых при благоприятных условиях могут развиться способности.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

5.Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

1)начальном  общем

2)основном    общем

3)среднем  общем

4)среднем  профессиональном

6.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

7.Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1)прибыль

2) труд

3) налоги

4)  зарплата

 

8.Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1)предпринимательством

2)реформированием

3)производством

4)творчеством

 

9. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1)Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2)Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3)Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4)Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

 

10.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­та­ми и сфе­ра­ми жизни об­ще­ства: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ФАКТЫ

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБ­ЩЕ­СТВА

А) про­из­вод­ство то­ва­ров и услуг

Б) от­но­ше­ния «отцов» и «детей»

В) меж­на­ци­о­наль­ный кон­фликт

Г) ока­за­ние бан­ков­ских услуг

 

1) эко­но­ми­че­ская

2) со­ци­аль­ная

 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A

Б

В

Г



 

11. В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».

 

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20022

 

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

 

12.Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА

ОБЩЕСТВЕННЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Революция

Коренное качественное изменение всех или

большинства сторон общественной жизни,

затрагивающее основы существующего строя

Усовершенствование в какой-либо сфере

общественной жизни посредством ряда

постепенных преобразований, не

затрагивающих фундаментальных основ

 

 

 

 

 

 

Часть 2

13-15.Прочитайте текст и выполните задания

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

   Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

    Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

   И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

    Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...

      Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

13.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

15.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

Часть 1

Ответ

Балл

1

2

1

2

4

1

3

3

1

4

3

1

5

3

1

6

3

1

7

2

1

8

1

1

9

4

1

10

1221

2

11

а) Большая часть граждан обоих государств считает, что они платят налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия (так как многие гражданине рано или поздно выйдут на пенсию или могут оказаться в ситуации, когда им потребуется выплата государственного пособия).

б) В три раза больше граждан государства Z, чем государства Y не планирует платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении, образовании (так как в государстве Z больший уровень коррупции среди государственных служащих и ниже уровень медицины, образования).

 

 

2

 

 

 

2

 

12

Реформа

1

 

Часть 2

13.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

Содержание верного ответа в указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

 

идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.:

2)  нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы - время учёбы;

4)  уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов тана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, нх названия (пункты плана) отражают основные идеи соответству­ющих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия [пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

14.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?

 Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы

человеку.

Содержание верного ответа в указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи. думать над тем. над чем не сможет думать машина:

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

 

Правильно указаны роль и два качества

2

Правильно указана только роль.

ИЛИ Правильно указаны роль н одно качество. ИЛИ Правильно указаны только два качества

1

Правильно указано только одно качество. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

15.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие причины:

1)   знания всё растут и усложняются;

2)   именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

Правильно указаны две причины

2

Правильно указана одна причина

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru