КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5-9 КЛАССЫ
В 5 классе запланировано 2 контрольные работы: входной контроль и итоговая контрольная работа в конце учебного года
Каждый вариант диагностической работы состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных и 5 заданий, в которых нужно соотнести вопрос с ответом.
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
Проверочные материалы включают основные элементы содержания курса литературы основной школы.
I вариант Часть 1
1. Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки: Из далека - далеча чиста поля, Выезжал старый казак да Илья Муромец.
• Рассказ. Сказка.
• Былина.
• Басня.
2. Продолжи определение. Сказка - это… .
• Русская народная эпическая песня о богатырях.
• Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.
• Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
• Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Как называется созвучие концов стихотворных строк?
• ритм
• рифма
• размер
• строфа
4. Узнай героя произведения А.С. Пушкина. Этот герой обращался с просьбой о помощи к солнцу, месяцу, ветру.
• Царь Салтан.
• Царь Дадон.
• Королевич Елисей.
• Князь Гвидон.
5. Кому из персонажей басен И.А.Крылова принадлежат эти слова? Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!
• Лисице.
• Стрекозе.
• Муравью.
• Мартышке.
6. Кто из перечисленных авторов является поэтом?
• Б.Житков.
• В.Бианки.
• Л.Толстой.
• Н.Некрасов.
7. Назови поэта, написавшего следующие строки:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный, Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.
А) А.Фет.
Б) М.Лермонтов.
В) Ф.Тютчев.
Г) И.Бунин.
8. Назови автора, который написал «Денискины рассказы».
• В. Драгунский.
• Е.Чарушин. А.Гайдар. Н.Носов.
9. Восстанови пословицу. Чтение – вот лучшее…
• Развлечение.
• Учение.
• Мышление.
• Обучение.
10. Соотнесите названия и типы сказок:
А |
«Сивка-бурка» |
1 |
Бытовые сказки |
Б |
«Заюшкина избушка» |
2 |
Волшебные сказки |
В |
«Каша из топора» |
3 |
Сказки о животных |
А |
Б |
В |
|
|
|
Часть 2
1.Как называется эта часть сказки?
Стали жить да быть – на славу всем людям.____________________________________ 2. Продолжите ряд постоянных эпитетов из сказок:
хитрая лиса, добрый ____.
3. Определите жанр:
Баю-баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке. ___________________
4. Кто является автором фольклорных произведений? ___________________
5. Соотнесите название рода литературы с его особенностями.
1 |
драма |
А |
имеет повествовательную основу |
2 |
лирика |
Б |
предназначена для постановки на сцене |
3 |
эпос |
В |
основной жанр - стихотворение |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
II вариант
1. Кто является автором строчек:
Поет зима, аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка…?
• А. Фет
• И. Суриков
• С. Есенин
2. Как называется данная часть сказки.
Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
А)завязка
Б)кульминация
В)концовка Г)запев
3. Как называется этот литературный прием: ветры буйные, ясны очи, конь ретивый?
• сравнение
• олицетворение
• гипербола
• эпитет
4. Какое из перечисленных произведений является басней?
• «Тема и Жучка» (Н. Гарин-Михайловский)
• «Мартышка и очки» (И. Крылов)
• «Лев и собачка» (Л. Толстой)
5. Какой эпитет из приведённых ниже не является постоянным?
А)ясный месяц
Б)добрый молодец
В)сильный ветер
Г)синее море
6.К какой басне подходит пословица «Делу – время, а потехе – час»:
А) «Лебедь, Щука и Рак»
Б) «Зеркало и Обезьяна» В) «Стрекоза и Муравей»
7. Что такое рассказ?
• небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения
• небольшое прозаическое произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя
• жанр фольклора, в котором вещи изображаются иносказательно (путем сравнения и пр.)
8. Назови автора, который написал рассказ «Живая шляпа»». А)В. Драгунский.
Б) Е.Чарушин.
В)А.Гайдар.
Г)Н.Носов.
9. К какому жанру относится произведение И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»? басня
• сказка
• стихотворение
10. Соотнесите названия и типы сказок:
А |
«Волк и лиса» |
1 |
Бытовые сказки |
Б |
«Как мужик гуся делил» |
2 |
Волшебные сказки |
В |
«Гуси - лебеди» |
3 |
Сказки о животных |
А |
Б |
В |
|
|
|
Часть 2
1. Как называется эта часть сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве жил – царь, и было у него три сына.
2. Продолжите ряд постоянных эпитетов из сказок:
Красная девица , море __________
3.Определите жанр:
Катилось яблочко Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.__________
4. Кто является автором фольклорных произведений? ___________________
5. Соотнесите название рода литературы с его особенностями.
1 |
лирика |
А |
имеет повествовательную основу |
2 |
драма |
Б |
предназначена для постановки на сцене |
3 |
эпос |
В |
основной жанр - стихотворение |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
1 вариант
|
2 вариант |
||
Часть 1 |
Часть 1 |
||
1 |
В |
1 |
В |
2 |
Г |
2 |
В |
3 |
Б |
3 |
Г |
4 |
В |
4 |
Б |
5 |
Б |
5 |
В |
6 |
Г |
6 |
В |
7 |
Г |
7 |
Б |
8 |
А |
8 |
Г |
9 |
Б |
9 |
А |
10 |
А-2 Б-3 В-1 |
10 |
А-3 Б-1 В-2 |
Часть 2 |
|
Часть 2 |
|
1 |
концовка |
1 |
зачин |
2 |
молодец |
2 |
синее |
3 |
колыбельная |
3 |
считалка |
4 |
народ |
4 |
народ |
5 |
1-Б 2-В 3-А |
5 |
1-Б 2-В 3-А |
Задания с 1 по 14 оцениваются 1 баллом, 15 задание -5 баллами (за каждый правильный ответ 1 балл). Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 19 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
0-9 |
10-14 |
15-17 |
18-19 |
Итоговая контрольная работа по литературе в 5 классе Вариант 1.
1.К какому виду относятся сказки, в которых главными персонажами и участниками событий являются животные?
А) к волшебным сказкам Б) к сказкам о животных В) к бытовым сказкам
2. Что такое портрет?
А) картины природы в художественном произведении;
Б) внутренняя обстановка помещения (дома, усадьбы); бытовая обстановка, среда обитания людей
В) изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в художественном произведении.
3. Как называется жанр литературы, к которому относится произведение Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?
А) стихотворение Б) рассказ В) поэма
4. В какой из басен И.А. Крылова содержится приведённая ниже мораль?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна: но только все не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок
А) «Волк на псарне» Б) «Свинья под Дубом» В) «Ворона и Лисица»
5. На кого из писателей ХIХ века благотворное влияние оказали бабушка и няня, которые ознакомили его с устным народным творчеством?
А) на И.А. Крылова Б) на В.А. Жуковского В) на А.С. Пушкина
6. Кто из писателей ХIХ века является автором рассказа «Хирургия»?
А) Н.В. Гоголь, Б) И.С. Тургенев, В) А.П Чехов
7. Произведение кого из писателей ХIХ века посвящено историческому событию – 25-летию Бородинского сражения?
А) басня И.А. Крылова Б) рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» В) стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»
8. Как называется сказка, в которой «Свойство зеркальце имело// Говорить оно умело»?
А) «Спящая царевна» В.А. Жуковского;
Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина;
В) «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского.
9. Кому из литературных героев «отвели над кухней каморку», которую «он устроил.. себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; …под кроватью находился дюжий сундук: в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый..»?
А) Герасиму (И.С. Тургенев «Муму»)
Б) Жилину и Костылину (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)
В) Валеку и Марусе (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
10. О каком из героев русской литературы ХХ века идёт речь в отрывке? «Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».
А) о Соне (В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Б) о Медной горы Хозяйке (П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»)
В) о королеве (С.Я. Маршак «12 месяцев»).
Вариант 2.
1.К какому виду относятся сказки, повествующие обыденной жизни, повседневном народном быте?
А) к волшебным сказкам Б) к сказкам о животных В) к бытовым сказкам
2. Что такое пейзаж?
А) картины природы в художественном произведении;
Б) внутренняя обстановка помещения (дома, усадьбы); бытовая обстановка, среда обитания людей
В) изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в художественном произведении.
3. Как называется жанр литературы, к которому относится произведение А.П. Чехова «Хирургия»?
А) новелла Б) рассказ В) повесть
4. В какой из басен И.А. Крылова содержится приведённая ниже мораль?
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Но чувствуя, что он вкушает их плоды.
А) «Волк на псарне» Б) «Свинья под Дубом» В) «Ворона и Лисица»
5. На кого из писателей ХIХ века бабушка возила на лечение на Северный кавказ, где он слушал горские легенды?
А) В.А. Жуковского Б) А.С. Пушкина В) М.Ю. Лермонтова
6. Кто является автором повести «Заколдованное место»?
А) Н.В. Гоголь, Б) И.С. Тургенев, В) А.П Чехов
7. Произведение кого из писателей ХIХ является откликом на события Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную полководцем М.И. Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы? А) басня И.А. Крылова «Волк на псарне»
Б) рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
В) стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»
8. Кто жил в таком месте, о котором идёт речь в приведённом ниже отрывке?
«Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на тёмном фоне подземелья; свет этот проходил в два окна, одно из которых…в полу склепа, другое, подальше, очевидно, было построено таким же образом; стены были сложены из камня. Большие, широкие колонны массивно вздымались снизу и, раскинув во все стороны свои каменные дуги, крепко смыкались кверху сводчатым потолком».
А) Герасим (И.С. Тургенев «Муму»)
Б) Жилин и Костылин (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)
В) Валек и Маруся (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
9. Кому из литературных героев принадлежат приведённые ниже слова?
«Фу ты, чёрт! Где же затеси?...Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти… Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сосна у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг. Та-ак..» А) королеве (С.Я. Маршак «12 месяцев»)
Б) Никите (А.П. Платонов «Никита»)
В) Васютке ( В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)
10. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует А.С. Пушкин в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
А) эпитет; Б) сравнение В) метонимию
Критерии оценивания
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
4 балла и менее |
6-5 баллов |
8-7 баллов |
10-9 баллов |
В 6 классе запланировано 2 контрольные работы: входной контроль и итоговая контрольная работа в конце учебного года
Входная контрольная работа по литературе в 6 классе
Вариант I
Часть А.
А. 1 Из какого произведения взяты следующие строки:
«Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы»?
1. «Железная дорога» (Н. А. Некрасов)
2. «Узник» (А. С. Пушкин)
3. «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)
4. «Волк на псарне» (И. А. Крылов)
А. 2 Определите композиционную часть из повести «Муму»: «И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен».
1. экспозиция 2. кульминация 3. эпилог 4. завязка
А. 3 Лиза Муромская – героиня произведения А.С.Пушкина
1. «Выстрел»
2. «Барышня – крестьянка»
3. «Дубровский»
4. «Метель»
А. 4 Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» - это отклик на события
1. Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном)
2. Великой Отечественной войны
3. Гражданской войны
4.Первой Мировой войны
А. 5 Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке: «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля,
Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля».
1.Эпитет 2. Метафора 3.Олицетворение 4.Сравнение А. 6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
1) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
2) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
4) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
А. 7 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни
стало добраться до разбитого судна»
1) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 2) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 3) Н.А. Некрасов «На
Волге» 4)Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
Часть В. Запишите на строке под вопросом ответ В. 1 Из данных стихотворных строк выпишите эпитеты: Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Ответ _______________________________________________________________
В. 2 Выпишите сравнение из отрывка: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она».
Ответ _______________________________________________________________
В. 3 Допишите фамилии писателей
Александр Сергеевич ______________________.
Николай Васильевич _______________________.
Иван Андреевич ___________________________.
Василий Андреевич ________________________.
Андрей Платонович ________________________.
Михаил Юрьевич __________________________.
Часть С. Напишите сочинение-рассуждение (6 – 8 предложений) по предложенному заданию С. 1 Объясните смысл названия произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Вариант II Часть А.
А. 1 Кто из героев повести «Муму» И. С. Тургенева «одарённый необычайной силой … работал за четверых»?
1. Капитон 2. Герасим 3. Калиныч 4. Рассказчик
А. 2 «Жили – были старик да старуха…» - это
1. Присказка 2. Зачин 3. Эпитет 4. концовка
А. 3 Жилин – герой произведения
1. «Бежин луг» (И. С. Тургенев)
2. «Барышня – крестьянка» (А. С. Пушкин)
3. «Дубровский» (А. С. Пушкин)
4. «Кавказский пленник « (Л. Н. Толстой)
А. 4 Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено
1. Отечественной войне 1812 года (войне с Наполеоном)
2. Великой Отечественной войне
3. Гражданской войне
4. Первой Мировой войне
А. 5 Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке: «Славная осень! Здоровый, ядреный /Воздух усталые силы бодрит…»
1. Эпитет
2. Аллегория
3.Олицетворение
4.Сравнение
А. 6 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
1. П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
2. Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
3. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
4.В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
А. 7 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
1. Г.К. Андерсен «Снежная королева»
2. П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
3. В.Г. Короленко «В дурном обществе»
4. А.П. Чехов «Хирургия»
Часть В. Запишите на строке под вопросом ответ
В. 1 Выпишите эпитеты из отрывка: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она»
Ответ _______________________________________________________________ В. 2 Из данных стихотворных строк выпишите олицетворение:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Ответ _______________________________________________________________ В. 3. По датам жизни определите писателя. Укажите соответствие по типу А1.
1) 1769 – 1844 А) А.С.Пушкин
2) 1814 – 1841 Б) Н.В.Гоголь
3) 1818 – 1883 В) И.С.Тургенев
4) 1809 – 1852 Г) М.Ю.Лермонтов
5) 1799 -1837 Д) И.А.Крылов
6) 1828 – 1910 Е) Л.Н.Толстой
Часть С. Напишите сочинение-рассуждение (6 – 8 предложений) по предложенному вопросу С. 1 Объясните, почему Васютке удалось выжить в тайге (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)? Ответы
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
А 1 |
3. «Бородино» (М. Ю. Лермонтов) |
2. Герасим |
А 2 |
3. эпилог |
2. Зачин |
А 3 |
2. «Барышня – крестьянка» |
4. «Кавказский пленник « (Л. Н. Толстой) |
А 4 |
1. Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном) |
1. Отечественной войне 1812 года (войне с Наполеоном) |
А 5 |
3.Олицетворение |
1. Эпитет
|
А 6 |
3. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» |
2. Н.В. Гоголь «Заколдованное место» |
А 7 |
2. Д. Дефо «Робинзон Крузо» |
3. В.Г. Короленко «В дурном обществе» |
В1 |
вечные, лазурною, жемчужною, милого |
одиноко, диком, голой |
В2 |
как ризой |
мчитесь |
В3 |
Александр Сергеевич Пушкин. Николай Васильевич Гоголь. Иван Андреевич Крылов. Василий Андреевич Жуковский. Андрей Платонович Платонов. Михаил Юрьевич Лермонтов.
|
1769 – 1844 - Д) И.А.Крылов 1814 – 1841 - Г) М.Ю.Лермонтов 1818 – 1883 - В) И.С.Тургенев 1809 – 1852 - Б) Н.В.Гоголь 1799 -1837 - А) А.С.Пушкин 1828 – 1910 - Е) Л.Н.Толстой
|
Правильность выполнения каждого задания первой части (А1-А7) и второй части (В1-В3) контрольного теста оценивается 1 тестовым баллом. Третья часть работы (С1) оценивается от 2 до 5 баллов в соответствии с приведенной ниже таблицей
Балл |
Содержание и речь |
5 |
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. |
4 |
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. |
3 |
1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
2 |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Менее 7 баллов |
7-10 баллов |
11-13 баллов |
14-15 баллов |
Форма проведения: анализ стихотворения. Каждому ученику распечатаны тексты стихотворений с инструкцией
Инструкция для учащихся.
Выбери одно из предложенных стихотворений и выполни его анализ.
1. Название и автор стихотворения.
2. Тема (о чем говорится). Идея (какую мысль доказывает автор).
3. Язык стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола и др. лексика), их роль в стихотворении.
4. Размер стихотворения.. Способы рифмовки.
5. Какие мысли, чувства и переживания вызывает стихотворение?
I вариант
С.А. Есенин «Пороша» Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.
II вариант
А.С.Пушкин. «И.И.Пущину».
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
III вариант
А.А.Фет. «Учись у них - у дуба, у березы...»
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Критерии оценивания.
№ |
Задание |
Количество баллов |
1 |
Тема (о чем говорится). Идея (какую мысль доказывает автор). |
2 (1+1) |
2 |
Язык стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и др.), их роль в стихотворении. |
2+2 |
3 |
Размер стихотворения. Способы рифмовки. |
3 (2+1) |
4 |
Какие мысли, чувства и переживания вызывает стихотворение? |
5 |
5 |
Речевые нормы |
Без ошибок – 2 балла, до 3-х ошибок – 1 балл, более – 0 б. |
6 |
Грамматические нормы |
Без ошибок – 2 балла, до 3-х ошибок – 1 балл, более – 0 б. |
7 |
Фактическая точность. |
Без ошибок – 2 балла, до 3-х ошибок – 1 балл, более – 0 б. |
|
Итого: |
20 баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0-4 |
5-8 |
9-12 |
13-17 |
18-20 |
В 7 классе запланировано 2 контрольные работы: входной контроль и итоговая контрольная работа в конце учебного года
1. Что такое былина?
1) Это изображение событий далёкого прошлого.
2) Это песни-сказания о богатырях, об их подвигах во славу Родины.
3) Это изображение подвигов богатырей.
2. Из какой былины взяты строки:
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно…
1) «Вольга и Микула Селянинович» 2) «Илья Муромец и Калин-царь»3) «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
3. Когда началось летописание на Руси?
1) в IX веке 2) в XIII веке 3) в XI веке
4. Какие жанры народного творчества использует в своей летописи Нестор? 1) былины 2) пословицы и поговорки 3) загадки
5. Когда появилась «Повесть временных лет»? 1) в 1423 году 2) в 1113 году 3) в 1876 году
6. Что такое баллада?
1) Это эпическая песня героического характера.
2) Это сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай.
3) Это необычные стихотворения с острым сюжетом.
7. Кто является автором баллады «Светлана»? 1) В.А. Жуковский 2) А.Н. Майков 3) И. Гёте
8. Каков жанр «Песни о вещем Олеге»?
1) поэма 2) песня 3) баллада
9. Из какого произведения А.С. Пушкина взяты следующие строки: Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
1) «Зимняя дорога» 2) «Зимнее утро» 3) «Бесы»
10. Троекуров из романа А.С. Пушкина «Дубровский»
1) высокообразованный дворянин;
2) человек необразованный и глупый;
3) получил блестящее образование, но нигде не смог применить его должным образом.
11. Старый Дубровский
1) был очень богат; 2) владел 70 крестьянами; 3) служил в армии и получал там жалованье.
12) Владимир Дубровский
1) жил с отцом; 2) жил в Петербурге; 3) жил за границей.
13. Саша – это
1) крепостной Дубровского; 2) брат Маши Троекуровой; 3) брат Дубровского.
14. Какое стихотворение не принадлежит М.Ю. Лермонтову?
1) «Парус» 2) «Три пальмы» 3) «Няне»
15. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Парус». Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
1) ямб 2) хорей 3) дактиль
16. В чём вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
1) потребительское отношение человека к природе; 2) трагическое столкновение красоты с законами бытия; 3) роковой смысл ропота пальм на Бога.
17. Какой из трёхсложных размеров имеет ударение на первом слоге?
1) дактиль 2) амфибрахий 3) анапест
18. Какова тема рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»?
1) встреча одноклассников; 2) неравноправие людей; 3) приспособленчество.
19. Какова профессия главного героя рассказа А.П. Чехова «Пересолил»?
1) землемер; 2) чиновник; 3) экзекутор.
20. Жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1) сказка; 2) рассказ; 3) сказка-быль.
21. Как автор называет Настю?
1) «золотая курочка»; 2) «золотой цыплёнок»; 3) «золотая хозяюшка».
22. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь?
1) Настя; 2) собака Травка; 3) односельчане.
23. Название произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» говорит о том, что перед нами
1) история дополнительных занятий по французскому языку;
2) рассказ об уроках нравственности и доброты;
3) рассказ юного героя о любимых уроках французского языка.
24. Рассказчик произведения В.Г. Распутина «Уроки французского», который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является 1) гордость; 2) тоска по дому; 3) скупость.
25. Ирония – это
1) дружелюбный смех; 2) тонкая, скрытая насмешка; 3) осмеяние человеческих пороко
1. На протяжении многих веков былины существовали только в устной форме. С какого времени они стали записываться?
1) с XVIII века 2) с XIX века 3) с XX века
2. Кто из перечисленных героев не является былинным богатырём? 1) Никифор Прохоров 2) Добрыня Никитич 3) Алёша Попович
3. Что такое летопись?
1) Это историческое произведение, в которых повествование велось по годам.
2) Это описание реальных и легендарных событий.
3) Это эпические песни героического характера.
4. Кто автор «Повести временных лет»?
1) Иван 2) Варфоломей 3) Нестор
5. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы? 1) Эта книга стала очень редкой.
2) Она была написана в давние времена.
3) Это источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуре и истории.
6. Из какой баллады следующие строки: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
1) «Лесной царь» 2) «Светлана» 3) «Емшан»
7. Кто восхищённо приветствовал А.С. Пушкина надписью на своём портрете: «Победителю-ученику от побеждённого учителя…»?
1) Г.Р. Державин 2) В.А. Жуковский 3) А.П. Сумароков
8. Из какого произведения следующие строки:
Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю – слава, отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда…
1) «Лесной царь» 2) «Песнь о вещем Олеге» 3) «Канут»
9. Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу А.С. Пушкина?
1) «Зимнее утро» 2) «Бесы» 3) «Парус»
10. Владимир Дубровский из романа А.С. Пушкина «Дубровский» приехал домой по вызову няни и 1) застал отца живым и здоровым; 2) нашёл его больным; 3) не застал отца в живых.
11. Кистенёвку сожгли
1) случайно; 2) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе; 3) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским.
12. Дефорж, появившийся у Троекурова, – это
1) Дубровский; 2) настоящий француз; 3) переодетый крепостной Дубровского.
13. Владимир Дубровский
1) остался разбойником; 2) погиб; 3) уехал за границу.
14. Каков жанр стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?
1) баллада; 2) поэма; 3) элегия.
15. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Три пальмы». В песочных песках аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.
1) амфибрахий 2) ямб 3) дактиль
16. Какое стихотворение не принадлежит М.Ю. Лермонтову?
1) «Утёс» 2) «Парус» 3) «Дорога»
17. Что называется стопой в стихотворении?
1) ударный слог; 2) безударный слог; 3) сочетание ударного и безударного слога.
18. Какое слово находит толстый, чтобы устыдить тонкого (из рассказа Чехова «Толстый и тонкий»)? 1) бесчинство; 2) чинопочитание; 3) чинуша.
19. Какую работу должен был выполнить Глеб Гаврилович Смирнов из рассказа А.П. Чехова «Пересолил»?
1) написать прошение; 2) осмотреть усадьбу; 3) межевание.
20. Действие в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца» происходит 1) до Великой Отечественной войны; 2) после войны; 3) во время войны.
21. Повествование в произведении «Кладовая солнца» ведётся от лица 1) Насти; 2) Митраши; 3) геологов.
22. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу
1) «мужичок в мешочке»; 2) «мальчик с пальчик»; 3) «носик-курносик».
23. Юный герой рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» считал, что французские слова: 1) придуманы для наказания; 2) удивляют своей неповторимостью; 3) совсем не похожи на русские слова.
24. Рассказчик играл в чику, чтобы
1) накопить деньги и отправить их в деревню; 2) завоевать авторитет у ребят; 3) каждый день покупать молоко.
25. Какой из размеров стиха имеет ударение на втором слоге? 1) дактиль 2) амфибрахий 3) анапест
Критерии оценивания
Правильность выполнения каждого задания оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов-25
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0-5 |
6-11 |
12-17 |
18-22 |
23-25 |
Итоговая контрольная работа по литературе в 7 классе Форма проведения: отзыв на изученное произведение.
Инструкция для учащихся.
Выберите произведение, изученное в 7 классе, напишите на него отзыв.
Отзыв – это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо; выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нём с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.
В работе над отзывом следует обратить внимание на такие вопросы:
• Общая информация об авторе и книге. Какова тема и основная мысль произведения?
• Где и когда происходят изображённые в нём события?
• Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
• Кто из героев особенно понравился? Почему?
• Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
• Помогли ли вам лучше понять книгу иллюстрации; предисловие, послесловие?
• Заключение.
Озаглавьте свою работу. Постарайтесь в заглавии отзыва отразить его основную мысль.
1. Глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений: |
Баллы |
а) ученик раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют |
3 |
б) ученик раскрывает тему сочинения , формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает; и (или) допускает 1–2 фактические ошибки |
2 |
в) ученик раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, и (или) допускает 3–4 фактические ошибки |
1 |
г) ученик не раскрывает тему сочинения; и (или) допускает более 4-х фактических ошибок |
0 |
2. Композиционная цельность и логичность изложения |
Баллы |
а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов |
3 |
б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы |
2 |
в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и (или) мысль повторяется и не развивается |
1 |
г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения |
0 |
3. Качество речи |
Баллы |
ученик точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические |
2 |
конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. |
|
ученик точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. |
1 |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. |
0 |
4. Оригинальность сочинения |
Баллы |
ученик демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. |
1 |
ученик не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. |
0 |
5. Следование нормам речи |
Баллы |
а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка; |
3 |
б) допущено 2 - 3 речевые ошибки |
2 |
в) допущено 4 речевые ошибки |
1 |
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) |
0 |
Максимальный балл |
12 |
Основным является К1, т.е. если по этому критерию работа оценена 0 баллов, то и вся работа оценивается тоже 0 баллов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0-4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
11-12 |
В 8 классе запланировано 2 контрольные работы: входной контроль и итоговая контрольная работа в конце учебного года
1 вариант
Часть 1
А1 Какое произведение относится к жанру жития?
А) «Повесть временных лет», б) «Повесть о Петре и Февронии…», в) «Поучение Владимира Мономаха», г) «Песнь о Вещем Олеге»
А2 Средство художественного изображения, основанное на преувеличении:
А) метафора, б) олицетворение, в) гипербола, г) литота А3 Данко является героем произведения А.М.Горького
А) «Детство», б) «Борис Годунов», в) «Русские женщины», г) «Старуха Изергиль»
А4 Сказки эти предназначались думающему читателю. Автор говорил, что писал их эзоповым языком. А) Сказки А.С.Пушкина, б) Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, в) Сказки В.А.Жуковского,
Г) Русские народные сказки
А5 Какой герой говорит, что «породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек»? А) Иван Грозный, б) Петр I, в) Остап, г) Тарас Бульба А6 Его первой книгой был сборник «Записки охотника»
А) М.Ю.Лермонтов, б) Л.Н.Толстой, в) И.С.Тургенев, г) Н.А.Некрасов А7 Какой художественный приём характерен для рассказов А.П.Чехова?
А) внутренний монолог, б) бытописание, в) псохологизм, г) художественная деталь А8 После Великой Отечественной войны А.Т.Твардовский возглавлял журнал А) «Знамя», б) «Огонёк» в) «Новый мир» г) «Юность» Часть 2
В1 Кому посвятил следующие строки А.С.Пушкин:
Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза.
В2 Трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на 3-й слог.
В3 Как называется произведение, в котором автор раскрывает этапы внутренней жизни героя, основные черты его характера и характеров людей, его окружающих?
В4 Назовите автора следующих строк: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце, Сидит Грозный царь Иван Васильевич.
В5 Как называется стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом? Часть 3
Выберите одно из предложенных заданий С1.1 или С1.2 (Напишите не менее 10 предложений)
С1.1 Какие исторические события отражены в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, изученных в 7-м классе?
С1.2 Какие эпизоды из рассказов А.П.Чехова, изученных в 7-м классе, вызвали у вас смех? Что нелепого и грустного вы заметили в произведениях писателя?
2 вариант
Часть 1
А1 Какое произведение относится к жанру оды?
А) «Вольга и Микула Селянинович», б) «К статуе Петра», в) «Случились вместе два астронома в пиру…» г) «…на день восшествия на всероссийский престол … государыни Императрицы Елисаветы Петровны…» А2 Средство художественного изображения, основанное на иносказательном изображении предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты: А) метафора, б) гипербола, в) аллегория, г)сравнение
А3 Какой город не мог упоминаться в былинах?
А) Киев, б) Чернигов, в) Муром, г) Москва
А4 Кто, по мнению автора, нес «яркое, здоровое и творческое» в жизнь Алеши, героя повести А.М.Горького «Детство»?
А) Мать, б) дедушка. в) бабушка, г) Хорошее Дело
А5 Какой герой говорит: «Чему быть суждено, то и сбудется; постою за правду до последнего… »?
А) Иван Грозный, б) Калашников, в) Кирибеевич, г) Малюта
А6 Кто из поэтов мечтал стать художником, учился в Строгановском училище живописи и ваяния, работал в «Окнах РОСТА»?
А) Маяковский, б) Твардовский, в) Блок, г) Есенин
А7 Какие задачи ставил перед собой Тарас Бульба в борьбе с поляками?
А) Расширение границ русского государства, б) борьба за национальную независимость Украины, в) завоевание славы среди казаков, г) личное обогащение
А8 Определите жанр произведения Некрасова «Русские женщины»:
А) повесть, б) рассказ, в) поэма, г) баллада
Часть 2
В1 О каком герое А.С.Пушкин пишет:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.
В2 Двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на 2-й слог.
В3 Кто автор данного произведения: «Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове»? В4 Как называется один из видов лирических произведений в прозаической форме. Они небольшие по объёму, эмоциональны и имеют бессюжетную композицию.
В5 Назовите поэтическое произведение XX века, имеющее подзаголовок «Книга про бойца» Часть 3
Выберите одно из предложенных заданий С1.1 или С1.2 (Напишите не менее 10 предложений) С1.1 Чья гибель – Тараса, Остапа или Андрия – вызвала у вас более глубокое сочувствие?
С1.2 В чём вы видите злободневность сказок Салтыкова-Щедрина, изученных в 7-м классе?
Правильность выполнения каждого задания первой части (А1-А8) и второй части (В1-В5) контрольного теста оценивается 1 тестовым баллом. Третья часть работы (С1) оценивается от 2 до 5 баллов в соответствии с приведенной ниже таблицей
Балл |
Содержание и речь |
5 |
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. |
4 |
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. |
3 |
1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
2 |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Менее 7 баллов |
7-10 баллов |
11-14 баллов |
16-18 баллов |
Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе Форма проведения: анализ эпизода . Каждому ученику распечатаны тексты с инструкцией.
Инструкция для учащихся.
Выбери один из предложенных отрывков и выполни его анализ.
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно высказать свое мнение по вопросам, которые приводятся ниже.
1. Озаглавить эпизод.
2. Определить место данного эпизода в сюжете
3. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода
4. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
• кто они?
• каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
5. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку поступкам в данном эпизоде.
6. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
7. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода для характеристики героев.
8. Перечислить художественные приемы, используемые писателем в этом эпизоде. Вариант 1. Л.Н. Толстой «После бала»
…Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым. Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.
— Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь?
И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. — Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. Вариант 2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
… Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», — говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. — Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе. … Вариант 3. Н.В. Гоголь «Шинель»
… Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...
Вариант 4. А.И. Куприн «Куст сирени»
…Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.
- Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.
Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.
- Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.
- Нет, не глупости, - возразила Вера, топнув ногой. - Никто тебя не заставляет ехать с извинением... А просто, если там нет таких дурацкихкустов, то их надо посадить сейчас же.
- Посадить?.. Кусты?.. - вытаращил глаза Николай Евграфович.
- Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, - надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку... Кофточку...
Не здесь ищешь, посмотри в шкапу... Зонтик!...
№ |
Критерии оценивания |
В полной мере |
Частично |
1 |
Наличие заголовка, отражающего основное содержание эпизода |
2 |
1 |
2 |
Определение места данного эпизода в сюжете |
2 |
1 |
3 |
Формулирование основной мысли (идеи) эпизода |
2 |
1 |
4 |
Определение места героев в системе персонажей |
2 |
1 |
5 |
Объяснение поведения героев, нравственная оценка их поступков |
3 |
2 |
6 |
Выявление значимости художественной детали |
2 |
1 |
7 |
Характеристика значения художественных описаний |
2 |
1 |
8 |
Характеристика художественных приемов |
2 |
1 |
9 |
Композиционная стройность текста (наличие абзацев). |
2 |
1 |
10. |
Точность и выразительность речи |
2 |
1 (1-3-речевые ошибки) |
11 |
Грамматический строй текста |
2 |
1 (1-3-грамматические ошибки) |
12 |
Фактическая точность |
1 |
0 |
13 |
Этические ошибки |
1 |
0 |
|
Итого: |
25 |
|
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
«1» |
23-25 |
18-22 |
13-17 |
12-6 |
5-1 |
В 9 классе запланировано 2 контрольные работы: входной контроль и итоговая контрольная работа в конце учебного года
Входная контрольная работа по литературе в 9 классе
Тест на знание терминов по литературе: найди соответствие. Работа рассчитана на 15 минут
А) Короткий текст, помещаемый автором перед текстом произведения и выражающий его идею.
Б) Строение литературного произведения
В) Литературное направление 18 века, представителями которого были Ломоносов, Державин, Крылов
Г) Намеренное чрезмерное преувеличение всего предмета, явления, действия или отдельных их деталей.
Д) Действующее лицо в художественном произведении.
Е) Образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, понятия, явления с целью пояснить один из них при помощи другого.
Ж) Ход повествования о событиях в любом литературном произведении.
З) Иносказание.
И) Самый напряженный момент в развитии действия художественного произведения.
К) Трехсложный стихотворный размер с ударением на 2 слоге.
1) метафора
2) анапест
3) персонаж
4) завязка
5) гипербола
6) фольклор
7) амфибрахий
8) сюжет
9) эпилог
10) эпиграф
11) аллегория
12) кульминация
13) сравнение
14) классицизм
15) композиция
А) один из основных тропов художественной речи, состоящий в перенесении свойств одного предмета (явления, события) на другой на основании признака, общего для обоих.
Б) Ход повествования о событиях в любом литературном произведении.
В) Трехсложный стихотворный размер с ударением на 1 слоге.
Г) Строение литературного произведения
Д) Самый напряженный момент в развитии действия художественного произведения.
Е) Сопоставление противоположных или резко контрастных понятий и образов.
Ж) Заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой. З) Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод.
И) Образное определение (метафорическое прилагательное), которое подчеркивает важный в данном контексте признак предмета.
К) Нравоучение.
1) метафора
2) анапест
3) мораль
4) завязка
5) дактиль
6) звукопись
7) антитеза
8) сюжет
9) эпилог
10) эпиграф
11) кульминация
12) рассказ
13) эпитет
14) композиция
15) аллегория
Критерии оценивания
Правильность выполнения каждого задания оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов-10
Итоговая контрольная работа по литературе в 9 классе
I вариант
1. Назовите произведение, являющееся пepвой реалистической комедией в русской литературе а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина
б) «Трумф или подтипа» И. А. Крылова
в) «Ревизор» Н. В. Гоголя
г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
2. Укажите произведение, главный герой которого не хотел учиться, а хотел жениться». а) « Недоросль» Д. И. Фонвизина
б) «Женитьба» Н. В. Гоголя
в) «Ревизор» Н. В. Гоголя
г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
3. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим. а) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм
б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм
4. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим лицам. а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
б) «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
в) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
г) «Мертвые души» Н. В. Гоголя
5. Определите жанр «Мертвых душ» Н. В. Гоголя
а) роман
б) поэма
в) повесть
г) песнь
6. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье») А. С. Пушкина посвящено: а) М. Н. Раевской
б) Е. Н. Карамзиной
в) А. П. Керн
г) Е, П. Бакуниной
7. Какой художественный прием использован автором в следующем отрывке?
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. а) метафора
б) гипербола
в) инверсия
г) олицетворение
8. Определите стихотворный размер в следующем отрывке. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. а) ямб б) хорей в) дактиль г) анапест
9. Определите пары «автор — произведение».
1) А. С. Пушкин
2) М. Ю. Лермонтов
3) Н. В. Гоголь
4) А. С. Грибоедов
5) Н. М. Карамзин
Б) «Выбранные места из переписки с друзьями»
B) «Бедная Лиза»
Г) «Анчар»
Д) «Горе от ума»
Е) «Демон»
10. Определите тип рифмовки в следующем отрывке.
Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины \
Ты украшением была? а) смежная (парная)
б) перекрестная
в) опоясывающая
г) тройная
11.А.С. Пушкин был одним из первых русских писателей, затронувших тему «маленького человека». Эта тема звучит:
а) в романе «Евгений Онегин»
б) в драме «Борис Годунов»
в) в повести «Станционный смотритель»
г) в поэме «Бахчисарайский фонтан»
12. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.
Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы... Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Xрам уединенного размышления» а) Плюшкин
б) Манилов
в) Собакевич
г) Коробочка
13. Назвать автора рассказа “Матренин двор»:
1. Шолохов 2. Твардовский 3. Распутин 4. Солженицын
14. Автор стихотворения «О, весна без конца и без краю…»
1.Есенин 2.Цветаева 3. Блок 4. Заболоцкий
15. Автор стихотворений «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Край ты мой заброшенный»:
1. Тютчев 2. Фет 3. Ахматова 4. Есенин
16. Жанр произведения Булгакова «Собачье сердце»:
1. Юмористическая повесть 2. Сатирическая повесть 3. Сатирический роман
17. По мнению профессора Преображенского, разруха поселяется:
1. В сердцах людей 2. В головах людей 3. В домах людей
18. Фраза «…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы»- содержит:
1. Гиперболу 2. Метафору 3. Аллегорию
Вариант 2
1. Где происходит действие пьесы «Горе от ума»?
А) в городе Н, Б) в доме Чацкого, В) в доме Фамусова
2. Как называется критическая статья к комедии «Горе от ума»?
А) «Мильон терзаний», Б) «Что такое «обломовщина»?»,
В) «Луч света в темном царстве»
3. Что лежит в основе сюжета комедии «Горе от ума»?
А) любовная интрига, Б) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», В) дуэль между Чацким и Фамусовым
4. Определите жанровую принадлежность произведения «Евгений Онегин»:
А) комедия, Б) поэма В) роман в стихах
5. Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические розы»? А) Ленский, Б) Онегин, В) Дубровский
6. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”
Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …
А) Татьяна, Б) няня Татьяны, В) Ольга.
7. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”
А) “Пророк”, Б) “Узник”, В) “Памятник”
8. Как погиб Пушкин?
А) погиб на каторге, Б) погиб на дуэли, В) погиб на войне.
9. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?
А) "Парус", Б) "Герой нашего времени", В) "Смерть поэта"
10. Кому в романе «Герой нашего времени» принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?
А) Печорину, Б) Грушницкому, В) Вернеру
11. Кто из женщин, по словам Печорина, заставил биться его сердце(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?
А) Мери, Б) Вера, В) княгиня Лиговская.
12. Кто из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» называет себя «нравственным калекой»?
А) Грушницкий, Б) Печорин, В) Вернер
13. Кого из помещиков «Мертвых душ» автор называет «историческим» человеком? А) Ноздрёва; Б) Чичикова; В) Манилова; Г) Плюшкина.
14. Кто из помещиков в хозяйстве много хлопотал о прочности (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)? А) Манилов; Б) Коробочка; В) Плюшкин; Г) Собакевич.
15. Кто предложил Чичикову на ночь почесать пятки (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)? А) Манилов; Б) Коробочка; В) Плюшкин; Г) Собакевич.
16. Кто из помещиков прежде был бережливым хозяином? А) Плюшкин; Б) Собакевич; В) Манилов; Г) Ноздрев.
17. У кого в кабинете всегда лежала книжка с закладкой на 14 странице (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)? А) у Коробочки; Б) у Собакевича; В) у Плюшкина; Г) у Манилова.
18. Какой наказ дал отец Чичикову (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?
А) «береги копейку», Б) «верно служи Отчизне», В) «береги честь смолоду»
Вариант 3
1. Автор произведения «Горе от ума»: А) Гончаров, Б) Грибоедов, В) Гоголь.
2. Определите жанровую принадлежность произведения «Горе от ума»: А) комедия, Б) трагедия, В) роман в стихах.
3. Чем заканчивается «Горе от ума»?
А) свадьбой героев, Б) отъездом героя, В) смертью героя.
4. Узнайте героя произведения «Евгений Онегин»:
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринуждённо…
А) Ленский, Б) Онегин, В) Дубровский.
5. Что рисует автор в черновиках «Евгения Онегина»?
А) портрет Гончаровой, Б) виселицу, В) портрет Татьяны Лариной.
6. Как Онегин узнает о любви Татьяны?
А) ему рассказал Ленский, Б) из письма Ольги, В) из письма Татьяны.
7. Благодаря кому Пушкин уже в детские годы почувствовал близость к народу? А) матери, Б) дяде, В) няне.
8. Кому посвящено стихотворение «Во глубине сибирских руд…»? А) декабристам, Б) императору Александру, В) Наталье Гончаровой.
9. О каком памятнике говорит А.С. Пушкин в одноименном стихотворении?
А) о памятнике Петру Первому, Б) о своем литературном наследии, В) о памятнике Державину.
10. Кому посвятил Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть Поэта»? А) Державину, Б) Пушкину, В) Чаадаеву.
11. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
А) Грушницкий, Б) Максим Максимыч, В) Печорин
12. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)? А) автора, Б) Печорина, В) Грушницкого.
13. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; - рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?
А) Печорина, Б) Грушницкого, В) Вернера.
14. У кого из героев в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» была беседка с надписью «Храм уединенного размышления»?
А) у губернатора; Б) у Ноздрева; В) у Собакевича; Г) у Манилова.
15. У кого была привычка с первых же минут знакомства говорить собеседнику «ты» и обзывать разными обидными словами (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?
А) у Собакевича; Б) у Ноздрева; В) у Плюшкина; Г) у Манилова.
16. Кого Гоголь называет «прорехой на человечестве» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)? А) Манилова; Б) Плюшкина; В) Собакевича; Г) Коробочку.
17. У кого из помещиков фруктовые деревья были накрыты сетками, а в огороде стояли чучела (Н.В.
Гоголь «Мертвые души»)?
А) у Манилова; Б) у Коробочки; В) у Собакевича; Г) у Ноздрева.
18. Кто имел «страстишку к картишкам» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)? А) Ноздрев; Б) Собакевич; В) Плюшкин; Г) Коробочка.
Вариант 4
1. Главная тема «Слова о полку Игореве»:
1. Единство и укрепление границ России.2. Ответственность за совершаемые деяния.
3. Мужество и героизм русских воинов.
2.«Путешествие из Петербурга в Москву написано в жанре:
1. Психологического очерка. 2. Путевых заметок. 3. Повести.
3. Крылатое выражение из комедии «Недоросль» Фонвизина:
1. «Не хочу учиться, хочу жениться». 2. «И крестьянки любить умеют». 3. «А судьи кто?»
4. Карамзин – основоположник:
1. Классицизма. 2. Сентиментализма. 3. Романтизма.
5. Основной конфликт в комедии «Горе от ума» Грибоедова:
1. Столкновение взглядов Чацкого и фамусовского общества.
2. Драматическая история любви Чацкого и Софьи.
3. Взаимоотношения отцов и детей.
6. В 1823 году Пушкин написал стихотворение «К морю» в жанре:
1. Элегии. 2. Послания. 3. Оды.
7. Жанр произведения «Евгений Онегин»
1. Повесть 2. Поэма 3. Роман
8. Татьяна Ларина для Пушкина:
1. Загадочный образ 2. Типичная деревенская барышня 3. Идеал русской женщины
9. Пушкин одного из своих героев назвал «добрый мой приятель». Речь идет:
1. Об Онегине 2. О Дубровском 3. О Гриневе.
10. Имя Лермонтова стало известным после написания стихотворения:
1. «Поэт» 2. «Смерть Поэта» 3. «Кинжал»
11. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» - говорит о себе:
1. Печорин 2. Вернер 3. Княжна Мери
12. Для Печорина характерны:
1. Склонность к самоанализу, самопознанию 2. Надменность, презрительность
3. Легкомыслие, бесцельность
13. Род литературы, к которому относится произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:
1. Эпос 2. Лироэпос 3. Драма
14. Покупая у помещиков мертвые души, Чичиков надеялся:
1. Укрепить материальное благополучие своих будущих детей 2. Выгодно жениться
3. Получить на службе высокую должность
15. Образ помещика, данный в развитии:
1. Плюшкин 2. Манилов 3. Собакевич
16. Образ Петербурга есть в произведении:
1. «Дубровский» (Пушкин) 2. «Горе от ума» (Грибоедов) 3. «Евгений Онегин» (Пушкин)
17. Несколько рассказчиков выступают в роли повествователя:
1. В «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова В «После бала» Л.Н. Толстого 2. В «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина
18. Выберите хронологически верную последовательность:
1.Романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм.
2. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
3. Реализм, романтизм, сентиментализм, классицизм.
Критерии оценивания
Правильность выполнения каждого задания оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов-18
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0-5 |
5-8 |
9-12 |
13-16 |
17-18 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.