Контрольно – измерительные материалы по русскому языку
1 класс
I вариант
Выбери верные утверждения и отметь «+».
1. а) речь бывает устная, печатная, письменная.
б) речь бывает устная и письменная.
2. а) В конце каждого предложения ставится точка.
б) В конце каждого предложения ставится запятая.
3. а) Предложение – это набор букв и слогов.
б) Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
4. а) Согласная буква образует слог.
б) Согласная буква не образует слог.
5. а) Сколько в слове гласных, столько и слогов.
б) Слогов в слове больше, чем гласных.
в) Слогов в слове меньше, чем гласных.
6. а) Мягкий и твёрдый знаки никогда не обозначают никакого звука.
б) Мягкий и твёрдый знаки иногда обозначают какой-либо звук.
7. Подчеркни слово, в котором все согласные обозначают твёрдые звуки.
а) чай б) мясо в) стол
8. Подчеркни слово, в котором все гласные показатели мягкости согласного?
а) Юля б) ветки в) вёдра
9. Сделай звуко-буквенный анализ слов:
Боря, яма, машина.
II вариант
1.Подчерки только буквы гласных звуков.
И, М, П, Й, О, Э, Ы, Ь, З
2.Выбери и подчерки слова, в которых 1 слог.
яма
шарф
зима
конь
3.Раздели слова на слоги.
слон
сказка
змейка
вальс
4.Выбери и подчерки слова, в которых все согласные звуки мягкие.
роль
мяч
берег
осень
5.Вставь в слово букву.
Ко..ка, Мар…на, ден…, соб…ка, …хо, с…он.
6.Составь слова из слогов.
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
III вариант
1.Подчерки только буквы согласных звуков.
Ы,Р,Ш,У,Й,А,Ц,Ъ,Т
2.Выбери и подчерки слова, в которых 1 слог.
юла
шкаф
лиса
соль
3.Раздели слова на слоги.
ящик
чайник
ночь
кошка
4.Выбери и подчерки слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
цена
рысь
шина
чудо
5.Вставь в слово букву.
Шк…ла, Ви…а, кон…, …ва, мА…ина, ша…ы, сара…
6.Составь из слов предложение и запиши его.
БЕЛЫЕ, ПО, ПЛЫВУТ, НЕБУ, ОБЛАКА
7.Какое слово «лишнее»?
Надя, Юра, Полина, Петя
8.Составь слова из слогов:
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
2 класс
I полугодие
Тема: Язык и речь
1.Укажи, кто обладает даром речи.
компьютер
птицы
звери
люди
2.Отметь, как называется язык, на котором говорит большинство людей в государстве.
избранный
государственный
любимый
городской
3.Отметь, что относится к письменной речи.
рассказывание
говорение
слушание
письмо
4.Определи, для чего человеку нужна речь.
Чтобы различать звуки.
Для общения людей друг с другом.
Чтобы понимать друг друга.
Чтобы понимать животных.
Тема: Предложение
1. Прочитай предложение. Проведи стрелку от предложения к верной схеме.
_____ ___ ___ .
У Марины собака Пушок. ___ ____ ____ ___ .
__ ___ ___ ___ .
2. Прочитай предложение, составь схему.
Бараны били в барабаны.
3.Укажи, из чего состоит предложение.
из карточек
из звуков
из текстов
из слов
4.Определи, в каком случае записано предложение.
Красный мак
Бабушка связала красивую шаль.
Сапоги, полке, Катюша, увидела, на
Учебник, ручка, пенал, карандаш, ластик
Тема: Слово
1.Укажи сочетания букв, которые являются словом.
окно
дляст
клмнопр
шака
2.Укажи слово, которое нельзя назвать «вежливым».
благодарю
доброе утро
пожалуйста
отойди
3. Поставь ударение, подели слова на слоги, выполни звуко-буквенный анализ слов.
Марина баран вилы малина бок
Тема: Ударение
1. Поставь ударение, подели слова на слоги.
2. Соедини схему со словом.
липа роза барабан кубики Зина волны молоко сом
и а о о о о ы а а а о а и а
у и и о
3.Укажи слово, в котором не ставится ударение.
самовар
столовая
птица
степь
Тема: Слог
1.Укажи слово, состоящее из двух слогов.
берёза
якорь
лисица
груздь
2.Укажи слова, в которых первый слог ударный.
расчёска, болтун
черника, ученик
утро, пчёлка
марки, дедушка
3.Укажи слово, состоящее из трёх слогов.
ученик
лягушата
ива
град
4.Отметь слово, состоящее из одного слога.
улитка
травинка
дрозд
ёжик
5.Укажи слова, в которых второй слог ударный.
комната, чайка
шофёр, собака
ландыш, клетка
берлога, крыльцо
Тема: Перенос слов
1.Раздели слова для переноса.
Денёк, коньки, Маша, копейка, огурец, ворона, олень, зайчата.
2. Укажи слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую
иней
утро
бензин
цапля
II полугодие
Контрольный диктант № 1
Ферма.
Тётя Люба идёт на ферму. Там много работы. На пруду утки и гуси. В больших клетках живут куры.
Грамматическое задание:
1 уровень –разделить на слоги слова Люба, работа, гуси, куры. Подчеркнуть имена. Поставить знак ударения в словах второго предложения.
2 уровень – разделить на слоги слова Люба, гуси. Подчеркнуть имя.
Контрольный диктант № 2
Весна.
Пришла весна. На полях снега нет. А в лесах снег ещё лежит. Грачи летят в родные края.
Грамматическое задание:
1 уровень – подчеркнуть в 1, 3, 4 предложениях слова, обозначающие действия предметов. Поставить знак ударения в словах 1 и 4 предложениях.
2 уровень – подчеркнуть в 1, 3 предложениях слова, обозначающие действия предметов. Поставить ударение в словах весна, грачи, лесах.
Контрольный диктант № 3
Дружба.
У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый. Собака и кот живут хорошо. Они друзья.
Грамматическое задание:
1 уровень – выписать имена людей и клички животных. В 3 предложении подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что? и слово, обозначающее действие предмета.
2 уровень – подчеркнуть имена людей и клички животных. В 3 предложении подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?
3 класс
Контрольный диктант № 1
Лиза.
У Лизы кролики. Лиза дала кроликам капусту. Дала варёные зёрна. Зёрна упали на землю. Пришли куры. Сыты кролики и куры.
Грамматическое задание:
1 уровень – разделить на слоги слова Лиза, кролики, земля. В 4 предложении выделить гласные и согласные.
2 уровень – разделить на слоги слова Лиза, дала, куры. В 5 предложении выделить гласные и согласные.
Контрольный диктант № 2
Коля.
Коле шесть лет. Он уже умеет читать. Мама купила Коле букварь. Там есть стихи. Коля любит их учить.
Грамматическое задание:
1 уровень – выписать из 2 предложения слова в алфавитном порядке, поставить в них знак ударения.
2 уровень – поставить знак ударения в словах 3 предложения.
Осень.
Наступила осень. Дует холодный ветер. Небо в тучах. Целый день идёт дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в тёплые края. Настала скучная пора.
Грамматическое задание:
1 уровень – поставить знак ударения в словах 4 предложения. Разделить на слоги слова дует, осень, ветер, улетели.
2 уровень – поставить знак ударения в словах 1 предложения. Разделить на слоги слова небо, лужи, пора.
Контрольный диктант № 3
Щука.
Задумала щука поймать леща. Стала она мутить воду. Поджидает добычу. Пришли рыбаки и закинули сеть. Тащут сеть, а там щука. В мутной воде сама попалась.
Грамматическое задание:
1 уровень–подчеркнуть слова с мягким знаком на конце двумя чертами, слова с шипящими одной чертой.
2 уровень –подчеркнуть слова с шипящими.
Контрольный диктант № 4
Зима пришла.
Наступила зима. Выпал пушистый снег. Ударил сильный мороз. Ребята вышли в парк. Там пруд. На пруду лёд. У Коли коньки. У Нины лыжи. Оля возит Лену на санках. Весело ребятам.
Грамматическое задание:
1 уровень – к словам снег, мороз, парк, пруд, лёд подобрать проверочные слова.
2 уровень - к словам снег, пруд, лёд подобрать проверочные слова.
У ручья.
В лесу журчат ручьи. У ручья растут деревья и кусты. У деревьев большие широкие листья. Они закрывают ручей тенью. К ручью пришёл олень. Он пьёт воду.
Грамматическое задание:
1 уровень – подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. Разделить для переноса слова большие, журчат, деревья.
2 уровень - подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
Контрольный диктант № 5
Весна.
Пришёл апрель. Речка Тобол широко разлилась. На бульваре Мира Юра играет с Барбосом. Гена и Коля Щукины в школьном саду. Они сажают деревья.
Грамматическое задание:
1 уровень – подчеркнуть имена собственные. В 1, 2 предложениях подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?
2 уровень – подчеркнуть имена собственные.
Контрольный диктант № 6
Кот.
У дяди Вани жил кот. Кота звали Кузька. Кузька любил играть. Он мог прыгнуть на спину. Кузька мог сесть на стол. Дядя Ваня ругал Кузьку. Но кот не слушал.
Грамматическое задание:
1 уровень – выписать имена людей и клички животных. В 1, 2, 6 предложениях подчеркнуть слова, обозначающие действия предметов.
2 уровень – подчеркнуть имена и клички животных. В 1, 2 предложении подчеркнуть слова, обозначающие действия предметов.
Контрольный диктант № 7
Капли росы.
Утро. Спали клён и дуб. На каждом листочке лежали крупные капли росы. Дед Степан тронул листок. Капля за каплей падали на землю.
Грамматическое задание:
1 уровень – выписать из текста предлоги. Во 2 предложении подчеркнуть слова, обозначающие предметы одной чертой, слова, обозначающие действия двумя чертами.
2 уровень – подчеркнуть предлоги. Во втором предложении подчеркнуть слова, обозначающие предметы.
Контрольный диктант № 8
Белка.
Жила у Пети белка Лёнька. Она бегала по комнате, прыгала по стульям. Часто Лёнька прятала пищу. Под стол — яблоки. В пальто — сахар. В корзину — хлеб.
Грамматическое задание:
1 уровень - подчеркнуть слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Выписать предлоги. Во 2 предложении подчеркнуть одной чертой слова, обозначающие предмет, двумя чертами слова, обозначающие действие предмета.
2 уровень - подчеркнуть слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Во 2 предложении подчеркнуть двумя чертами слова, обозначающие действие предмета.
Контрольный диктант № 9
Задача.
Ребята решали задачу. На столе стояло шесть тарелок. Чашек было на две больше. Сколько было чашек? Миша решил быстро. Наташа не спешила. У Мише — четыре. У Наташи — восемь. Кто прав?
Грамматическое задание:
1 уровень – выписать из текста предлоги. Подчеркнуть вопросительные предложения.
2 уровень – подчеркнуть вопросительные предложения.
4 класс
Контрольный диктант № 1
Осень.
Пришла осень. Ветер стал злым. На землю падают сухие листья. Они греют корни растений. Пусть льёт дождь и воет вьюга. Деревья уснут до весны.
Грамматическое задание:
1 уровень - подчеркнуть разделительный мягкий знак одной чертой, а обозначающий мягкость – двумя чертами. Определить количество звуков и букв в словах путь, соль, лес.
2 уровень - подчеркнуть разделительный мягкий знак одной чертой, а обозначающий мягкость – двумя чертами.
Контрольный диктант № 2
Зима.
Пришла зима. Всюду большие сугробы. Замёрзли озёра и реки. Поля и холмы под пушистым снегом. Стоят сильные морозы. Трудно теперь птицам. Целый день они ищут корм. Школьники повесили в садах и парках кормушки.
Грамматическое задание:
1 уровень – к словам зима, поля, холмы, садах подобрать проверочные слова. Определить количество звуков и букв в словах день, большие.
2 уровень - к словам зима, поля подобрать проверочные слова. Определить количество звуков и букв в слове день.
Контрольный диктант № 3
Осенний дождь.
Ночью шумел дождь. Митя проснулся рано и глянул в сад. На дорожках грязь и лужи. Мокли крыши. Мокли птицы. Мокрым был сад. У берёзки с листьев капала вода. Тёмная туча плакала осенним дождём.
Грамматическое задание:
1 уровень - подчеркнуть сочетания жи – ши, ча - ща. К словам дождь, сад, грязьподобрать проверочные слова.
2 уровень - подчеркнуть сочетания жи – ши. К словам снег, сад подобрать проверочные слова.
Контрольный диктант № 4
Зима.
Красит зима небо в серый цвет. Землю укрывает снегами. Белыми стали леса и поля. Река уснула, как в сказке. Зайчик надел белую шубку. А лиса рыжим хвостом вертит. Словно искры на снегу сыплет.
Грамматическое задание:
1 уровень - подчеркнуть словарные слова в ряде слов ребята, дорога, тропинка, собака, звери. К словам шубка, снег, сказка подобрать проверочные слова.
2 уровень - подчеркнуть словарные слова в ряде слов ребята, дорога, тропинка, собака, звери. К словам снег, сказка подобрать проверочные слова.
Контрольный диктант № 5
Данила.
У лесника Ивана жил кот Данила. Стал разбойник губить птиц. Однажды Иван услышал кошачий крик. Данила влез в гнездо. Тонкая ветка прогнулась. От страха Данила закричал. Потом упал на землю и убежал.
Грамматическое задание:
1 уровень - подчеркнуть имена и клички. В 5 -ом предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее действие предмета, волнистой линией слово, обозначающее признак предмета.
2 уровень – в 1 – м предложении подчеркнуть имя и кличку. В 5 -ом предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее действие предмета.
В тайге.
Далеко от жилья людей стоит дом. Кругом тайга. В этом доме живёт охотник с сыном Петькой. Каждый день далеко от жилища мальчик ездит в школу, а потом возвращается домой.
Грамматическое задание:
1 уровень - выписать родственные слова и выделить в них корень.
2 уровень - выписать родственные слова.
Следы.
Открылась дверь подъезда. На улицу выбежал пёс. Падал снег. Это был первый снег в его жизни. Кругом тишина. Тишина не понравилась Дружку. Снег скрипел под лапами пса. На снегу отпечатались его следы.
Грамматическое задание:
1 уровень - в 4-ом предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее действие предмета, волнистой линией слово, обозначающее признак предмета. К словам след, снег, берёзка подобрать проверочные слова.
2 уровень - в 4-ом предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее действие предмета. К словам след, снег, подобрать проверочные слова.
Контрольный диктант № 6
Волчата.
Маленькие волчата на волков не похожи. Играют у норы, за жуками бегают. Скулят, как щенки. А ветка затрещит – бегут к норе. Там они ждут мать – волчицу. Волчица несёт им свою добычу.
Грамматическое задание:
1 уровень – подчеркнуть предлоги. Выписать родственные слова.
2 уровень – подчеркнуть предлоги. Подобрать из диктанта родственные слова к слову волк.
Контрольный диктант № 7
Весна на полях.
Уже весна! Стоят тёплые дни. Солнце сушит землю. Днём и ночью гудят трактора. Они пашут землю. Жирными пластами ложится она. На шум машин летят грачи. Птицы смело идут по земле. Грачи таскают червей.
Грамматическое задание:
1 уровень – подчеркнуть восклицательное предложение, из последнего предложения сделать вопросительное предложение. В девятом предложении подчеркнуть слово предмет – одной чертой, слово действие – двумя чертами, волнистой линией слово, обозначающее признак предмета.
2 уровень - подчеркнуть восклицательное предложение. Во втором предложении слово предмет подчеркнуть одной чертой, слово действие – двумя чертами.
На каникулы.
Конец года. Радостно бьётся сердце. Скоро ребята поедут на дачу, в лагерь. Там они будут ходить в лес за грибами. Жданов Боря едет на Волгу. Лена и Коля Ильины будут ходить на детскую площадку.
Грамматическое задание:
1 уровень - в 6-ом предложении подчеркнуть слова предметы – одной чертой, слова действия – двумя чертами, волнистой линией слово, обозначающее признак предмета. Из ряда слов садик, рассада, садовник, цветы выбрать родственные слова и выделить в них корень.
2 уровень - во 2-ом предложении подчеркнуть одной чертой слово, обозначающее предмет, двумя чертами слово, обозначающее действие предмета. Из ряда слов садик, рассада, садовник, цветы выбрать родственные слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.