Контрольно- измерительный материал. Биология. 10 класс.Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости. Основы селекции и биотехнологии.»
Оценка 5

Контрольно- измерительный материал. Биология. 10 класс.Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости. Основы селекции и биотехнологии.»

Оценка 5
docx
02.05.2024
Контрольно- измерительный материал. Биология. 10 класс.Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости.  Основы селекции и биотехнологии.»
контр-изм матер 10.docx

Класс 10

 

Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости.

Основы селекции и биотехнологии.»

 

Вариант № 1

ЧАСТЬ І

В заданиях 1-6 допишите предложения. В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в отведенном для вопроса поле запишите ответ.

1.     Совокупность генетической информации целого организма ___________

2.     Аллель, которая проявляется в фенотипе независимо от наличия других аллелей, называют _____________

3.     Зигота, имеющая одинаковые аллели определенного гена называется___

4.     Метод генетических исследований, который базируется  на исследовании хромосомного набора______________

5.     Изменчивость, не  связанная с изменением генотипа, вызванная влиянием условий окружающей среды, называется_________________

6.     Наука о создании новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов называется__________________

 

В заданиях 7-8 выберите три верных ответа из шести. Запишите эти цифры в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в соответствующем поле.

7.     Признаки человека, определяемые аутосомным наследованием

1.     дальтонизм                                          4. перепонки между пальцами

2.     форма носа                                          5. цвет волос

3.     гемофилия                                           6. группа крови

       8.  Выберите примеры  модификационной  изменчивости

1.     летний загар человека                     4. влияние температуры на  окраску            

2.     белые овцы отравляются                       шерсти кроликов          

травой зверобоя, а черные нет        5. среди цветов сирени с 4мя                

                                                                     лепестками, один имел 5                   

           3.  родился бесшерстный щенок           6. различная форма листовой

                 и зубы у него оказались                         пластинки стрелолиста зависит                   

                 недоразвитыми                                        от погруженности в воду                                                        

 

В задании 9установите соответствия между элементами правого и левого столбца. Впишите цифры в соответствующее поле в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ

 

9. Установите соответствие между элементами правого и левого столбца

                     Законы Менделя                                  Название закона

А.  I закон Г. Менделя                                       1. закон независимого

                                                                                                  комбинирования    признаков

               Б.  I I закон Г. Менделя                         2. закон единообразия                                                  

              В. I I I закон Г. Менделя                                      гибридов I поколения

                                                                                                               3. закон сцепленного наследования

                                                                                                               4. закон расщепления

 

В задании 10установите последовательность биологических явлений, процессов, практических действий. Запишите цифры в правильной последовательности в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ

10. Установите правильную последовательность исследований Г. Менделя при установлении     I и  II   законов

1.     Статистическая обработка результатов исследований

2.     Выращивание растений из семян, полученных от гибридов F1

3.     Проверка  материала на чистоту линии

4.     Получение семян гибридных потомков F1

5.     Искусственное скрещивание 2х чистых линий гороха посевного, которые отличались по цвету семян

6.     Скрещивание гибридов F1 между собой

7.     Получение гибридов F2

 

 

 

 

 

 

                                                       ЧАСТЬ ІІ

 

Задание 11 на определение и характеристику биологического объекта или процесса. В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в соответствующем поле запишите ответы на поставленные вопросы.

              11. Характеристика биологических объектов

 

https://doc4web.ru/uploads/files/30/29510/hello_html_1cd69a4d.pnghttp://321garden.com/wp-content/uploads/2017/05/hybrid-corn-diagram.png

        1.  Формы искусственного отбора, применяемые в селекции растений____           

        2. Способ искусственного объединения частей растений различных

            особей это   ___________

        3.  Бесплодие межвидовых гибридов растений  преодолевается путем

            кратного увеличения числа хромосом, что приводит к

            возникновению   ________

 

ЧАСТЬ ІІІ

 

Задания 12-13решение задач по генетике. Запишите номер задания, а потом полный развёрнутый ответ в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в соответствующем поле.

 

      12. У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой.  

           Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды  

           первого поколения?

 

 

     13.  При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

Ф.И. ученика

Класс

Вариант

Количество баллов

Отметка

 

 

1 вариант

 

 

 

ЧАСТЬ І

Задания 1-6

В заданиях 1-6 допишите предложения. Запишите ответ в соответствующем поле

 

1

генотип

2

доминантная

3

гомозигота

4

цитогенетический

5

модификационная

6

селекция

 

Задания 7-8

В заданиях 7-8 выберите три верных ответа из шести. Запишите эти цифры в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в соответствующем поле

7

2

5

6

8

1

4

6

 

Задания 9

В задании 9 установите соответствия между элементами правого и левого столбца. Впишите цифры в соответствующее поле

9

А

Б

В

2

4

1

 

Задания 10

В задании 10 установите последовательность биологических явлений, процессов, практических действий. Запишите цифры в правильной последовательности

 

10

3

5

4

6

7

1

 

 

ЧАСТЬ ІІ

 

Задания 11

 Рассмотрите внимательно рисунок. Запишите ответы на поставленные вопросы в соответствующем поле

11

массовый и         индивидуальный

прививки

полиплоидии

 

ЧАСТЬ ІІІ

Задание 12. Запишите ответ.

Дано:

А –ген черн. окраски

а – ген белой окраски

Р:  ♀ Аа

     ♂ Аа

         Решение:

Р:   ♀ Аа   х   ♂ Аа

G:       А,а              А,а

                        

F1:   АА,   Аа,   Аа,   аа

 По генотипу: 1 АА: 2 Аа: 1аа

По фенотипу: 3 черной окраски: 1 белой окраски

       F -  ?                         Ответ: ¾ гибридов первого поколения будут черными,

¼ - белыми.

 

 

  Задание 13.                               

Дано:

АА – красная окраска

аа – белая окраска

Р : ♀ розовая окраска

     ♂ красная окраска

        F -  ?                                       Решение

                                                           

    1. Растения с красными и белыми плодами при скрещивании между  собой

      не давали в потомстве расщепления, следовательно, они гомозиготны.

 Генотип красноплодной клубники АА, а белоплодной – аа.

2. Скрещивание гомозиготных растений, отличающихся по фенотипу друг от друга, приводит к образованию гетерозиготного растения с розовыми плодами, что указывает на неполное доминирование, или промежуточный характер наследования.

Генотип гетерозиготных растений – Аа.

3. Запись скрещивания:

        Роз.   х     Крас.

   Р:   ♀ Аа   х   ♂ АА

  G:       А,а              А

                        

  F1:   АА,   Аа,

   По генотипу: 1 АА: 1 Аа

По фенотипу: 50 % растений будут иметь красные, а 50 % – розовые плоды.

Ответ: 50 % растений будут иметь красные, а 50 % – розовые плоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс 9

Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости.

Основы селекции и биотехнологии.»

Вариант № 2

ЧАСТЬ І

В заданиях 1-6 допишите предложения. В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в отведенном для вопроса поле запишите ответ.

 

    1. Совокупность всех признаков и свойств организма _____________

2. Аллель, которая не проявляется в присутствии  других аллелей, называют _____________

3. Зигота, имеющая различные  аллели определенного гена , называется _____________

4. Метод генетических исседований, состоящий в изучении родословных _____________

5. Изменчивость, не  связанная с изменением генотипов особей  определенного вида , называется ____________________

6. Совокупность промышленных методов, в которых используются живые организмы или биологические процессы, называют ___________________

 

В заданиях 7-8 выберите три верных ответа из шести. Запишите эти цифры в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в соответствующем поле.

     7. Признаки человека, сцепленные с полом:

1. группа крови                                          4. волосатые уши

2. гемофилия                                               5. дальтонизм

3. окраска  радужки глаза                        6. форма  носа

   8 .        Выберите примеры мутационной изменчивости

 

1. ягнят воспитывали в холоде-             4. развитие мышц  при занятии

     шерсть у них стала гуще                              спортом

 2.в гнезде  галки среди галчат               5. замена шерсти млекопитающих

     оказался  белый ( альбинос)                        во время осенней линьки

           3.  рождение в стаде коротконогой         6. болезнь Дауна у человека

                овцы

 

В задании 9установите соответствия между элементами правого и левого столбца. Впишите цифры в соответствующее поле в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ

9. Установите соответствие между элементами правого и левого столбца

А.  АахАа

Б.   Аахаа

В.  ААхаа

1.  1:1

2.  3:1                                                             3.  1:2:1

4. расщепление не наблюдают   

В задании 10установите последовательность биологических явлений, процессов, практических действий. Запишите цифры в правильной последовательности в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ

10. Установите правильную последовательность исследований Г. Менделя    при  установлении     III   закона

1. Скрещивание 2х чистых линий, отличающихся 2мя признаками путем искусственного перекрестного опыления

2. Отбор растений, отличавшихся разными вариантами 2х исследуемых наследственных признаков

3. Получение гибридов F1 с проявлением доминантных вариантов обоих исследуемых признаков

4. Проверка материала на чистоту линий

5. Получение гибридов F2

6. Статистическая обработка результатов – 4 фенотипические группы в соотношении 9:3:3:1

7. Скрещивание гибридов F1 между собой

                                                           ЧАСТЬ ІІ

 

Задание 11 на определение и характеристику биологического объекта или процесса. В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в соответствующем поле запишите ответы на поставленные вопросы.

11.Особенности селекции животных

http://xn--c1aadc2beftc9l.xn--p1acf/assets/images/resources/261/3.jpghttps://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=a19b93abaf3f7cf97a6e370b4b126c2a&n=13

   

              1.  Форма искусственного отбора, которая в основном применяется в селекции животных __________

         2. С целью получения высокопродуктивного гибрида кобылы и осла

( мула) осуществляют   _____________ гибридизацию

           3.  Явление, при котором первое поколение гибридов, полученных в результате неродственного скрещивания имеет повышенную жизнеспособность , называется____________

 

                                                       ЧАСТЬ ІІІ

 

Задания 12-13решение задач по генетике. Запишите номер задания, а потом полный развёрнутый ответ в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в соответствующем поле.

 

12.У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху  скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

 

 

13.  При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении белоплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

Ф.И. ученика

Класс

Вариант

Количество баллов

Отметка

 

 

2 вариант

 

 

 

ЧАСТЬ І

Задания 1-6

В заданиях 1-6 допишите предложения. Запишите ответ в соответствующем поле

 

1

фенотип

2

рецессивной

3

гетерозигота

4

генеалогический

5

мутационной

6

биотехнология

 

Задания 7-8

В заданиях 7-8 выберите три верных ответа из шести. Запишите эти цифры в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ в соответствующем поле

7

2

4

5

8

2

3

6

 

Задания 9

В задании 9 установите соответствия между элементами правого и левого столбца. Впишите цифры в соответствующее поле

9

А

Б

В

2

1

4

 

Задания 10

В задании 10 установите последовательность биологических явлений, процессов, практических действий. Запишите цифры в правильной последовательности

 

10

2

4

1

3

7

5

6

 

 

ЧАСТЬ ІІ

 

Задания 11

 Рассмотрите внимательно рисунок. Запишите ответы на поставленные вопросы в соответствующем поле

 

11

индивидуальный

отдаленную

гетерозис

 

 

ЧАСТЬ ІІІ

Задание 12.

 

Дано:

А – ген серой окраски

а –   ген черной окраски

Р:  ♀ АА

     ♂  аа

       Решение:

      сер.      х       черн.

Р:  ♀ АА   х    ♂  аа

G:       А                а

          

F1:  Аа

F -  ?                                         По генотипу: 100% Аа

                                                    По фенотипу: 100% серой окраски

                                                    Ответ: все  кролики серые

        

Задание 13.                               

Дано:

АА – красная окраска

аа –  белая окраска

Р : ♀ розовая окраска

     ♂  белая окраска

        F -  ?                                       Решение

                                                           

    1. Растения с красными и белыми плодами при скрещивании между  собой

      не давали в потомстве расщепления, следовательно, они гомозиготны.

 Генотип красноплодной клубники АА, а белоплодной – аа.

2. Скрещивание гомозиготных растений, отличающихся по фенотипу друг от друга, приводит к образованию гетерозиготного растения с розовыми плодами, что указывает на неполное доминирование, или промежуточный характер наследования.

Генотип гетерозиготных растений – Аа.

3. Запись скрещивания:

        Роз.   х     бел.

   Р:   ♀ Аа   х   ♂ аа

  G:       А,а             а

                        

  F1:   Аа,   аа,

   По генотипу: 1Аа: 1 аа

По фенотипу: 50 % растений будут иметь розовые, а 50 % – белые плоды.

Ответ: 50 % растений будут иметь розовые, а 50 % – белые  плоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Класс 10 Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости

Класс 10 Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости

В задании 9установите соответствия между элементами правого и левого столбца

В задании 9установите соответствия между элементами правого и левого столбца

ЧАСТЬ ІІ Задание 11 на определение и характеристику биологического объекта или процесса

ЧАСТЬ ІІ Задание 11 на определение и характеристику биологического объекта или процесса

БЛАНК ОТВЕТОВ Ф.И. ученика

БЛАНК ОТВЕТОВ Ф.И. ученика

БЛАНК ОТВЕТОВ Ф.И. ученика

БЛАНК ОТВЕТОВ Ф.И. ученика

По фенотипу: 50 % растений будут иметь красные, а 50 % – розовые плоды

По фенотипу: 50 % растений будут иметь красные, а 50 % – розовые плоды

Класс 9 Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости

Класс 9 Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости

В задании 9установите соответствия между элементами правого и левого столбца

В задании 9установите соответствия между элементами правого и левого столбца

Форма искусственного отбора, которая в основном применяется в селекции животных __________ 2

Форма искусственного отбора, которая в основном применяется в селекции животных __________ 2

БЛАНК ОТВЕТОВ Ф.И. ученика

БЛАНК ОТВЕТОВ Ф.И. ученика

БЛАНК ОТВЕТОВ Ф.И. ученика

БЛАНК ОТВЕТОВ Ф.И. ученика

По генотипу: 1Аа: 1 аа По фенотипу: 50 % растений будут иметь розовые, а 50 % – белые плоды

По генотипу: 1Аа: 1 аа По фенотипу: 50 % растений будут иметь розовые, а 50 % – белые плоды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2024