МБУ ДО «Детская школа искусств №57»
Контрольно-измерительный материал по сольфеджио
Класс 2 ФО, ОНИ
Вид промежуточный контроль
Форма контроля контрольный урок
Сроки проведения 4 четверть
Цель работы определение уровня знаний, умений и навыков учащихся 2 класса по учебному предмету «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» 8(9) лет, «Народные инструменты» 5(6) лет.
Метод контроля, задания |
Проверяемые знания и умения |
Инструкция по прове- дению (для педагога)/ выполнению работы |
Инструкция по оцениванию |
Продолжительность Выполнения работы |
· Устные вопросы на знание музыкальной терминологии, понятий: 1. Какие бывают звукоряды? 2. Что такое лад? 3. Сколько в ладу ступеней? 4. Назовите устойчивые и неустойчивые ступени. Главные и побочные ступени. 5. Что такое тональность? 6. Строение мажорной гаммы? 7. Строение минорной гаммы? 8. Какие виды движения в мелодии мы знаем? 9. Какие мажорные и минорные тональности мы знаем, какие в них ключевые знаки? 10. Что такое параллельные тональности? 11. Назовите 3 вида минора. 12. Что прибавляет к длительностям точка? Какой ритм называют пунктирным? 13. Чем отличаются мажорное и минорное трезвучия? и т.п. |
Знания первичных теоретических понятий, в том числе профессиональной музыкальной терминологии: · Звукоряды. · Лад: мажор-минор; ступени устойчивые-неустойчивые; главные-побочные; вводные. Разрешение неустойчивых ступеней, опевание Т; тоническое трезвучие. · Тон-полутон. Строение мажорной и минорной гаммы. · Параллельные тональности. Ключевые знаки, «#» и «b» в тональностях до 2-х знаков в ключе. · Виды движения в мелодии. · Метр, ритм, размер 24 34, 44, такт, затакт, пунктир. Длительности: целая, половинная, четверть, восьмые, четверть с точкой и восьмая, шестнадцатые. Паузы. · Интервалы консонансы и диссонансы. · 4 трезвучия. |
Преподаватель задаёт необходимые для выполнения задания вопросы в течении урока, учащиеся отвечают в индивидуальном порядке. |
«5» - учащийся работает активно, верно отвечает на вопросы. «5-»- учащийся допустил одну ошибку. «4»- две ошибки. «4-» - три ошибки. «3» - четыре ошибки. «3-» - пять-шесть ошибок. «2» - семь-восемь ошибок. |
В течение всего урока. |
· Интонирование музыкальных элементов: ü пение нотами мажорных и минорных гамм до 2-х знаков в ключе ↑↓, по тетрахордам. ü опевание устойчивых ступеней ↑↓. ü пение простых интервалов от звука ↑. ü пение мажорных и минорных трезвучий от звуков ↑↓ |
Знание мажорных и минорных тональностей до 2-х знаков в ключе, ключевых знаков, 3-х видов минора, пройденных элементов лада, навыки интонирования. |
Упражнения пропеваютя хором или индивидуально, под аккомпанемент преподавателя или acapello. |
«5» - чистое интонирование, хорошее знание элементов. «5-» - незначительные погрешности в интонировании. «4» - не достаточно чистая интонация. «4-» - не чистая интонация, не осмысленность ответа. «3» - ошибки в названии элементов, не уверенное владение интонацией; «3-» - плохое владение слуховыми навыками, грязная интонация. «2» - ошибки, плохое владение интонацией, отсутствие теоретических знаний.
|
5 мин |
· Определение на слух музыкальных элементов лада (письменно и устно): ü устойчивых и неустойчивых ступеней, цепочек: I-III-V-VI-V-IV-VII-I I-V-VI-V-III-II-VII-I III-II-I-VII-I-V-III-I I-IV-III-II-VII-I-V-I ü видов движения мелодии; ü главных гармонических функций: T53-S53-D53-T53 T53-III53-D53-T53 D53-T53-S53-T53 T53-III53-S53-D53-VI53 ü небольших мелодий (устные диктанты). |
Знание простейших понятий, связанных со строением лада, взаимодействием устойчивых и неустойчивых, главных и побочных ступеней; Навыки определения на слух ступеней, видов движения мелодии, небольших мелодий, цепочек трезвучий. |
Преподаватель игрет названные в задании элементы, учащиеся по слуху анализируют, записывают в тетради или отвечают индивидуально. |
«5» - все верно «5-»- одна ошибка «4»- две ошибки «4-» - три ошибки «3» - четыре ошибки «3-» - пять-шесть ошибок «2» - семь-восемь ошибок |
10 мин |
· Ритмический диктант. Подготовительные вопросы: 1. Что такое метр?, 2. Ритм? 3. Размер? 4. Какие бывают доли? 5. Что такое затакт? 6. Какие длительности мы знаем? 7. Что добавляет точка к длительности?
|
Знание понятий: метр, ритм, сильная и слабая доли, размер 24 34, 44, такт, затакт. Длительности: целая, половинная, четверть, восьмые, четверть с точкой и восьмая, шестнадцатые. Паузы. Умение на слух определить размер, запомнить ритмический рисунок.
|
Преподаватель проводит устный опрос на знание понятий о метроритме. Преподаватель пропевает, проигрывает небольшие музыкальные фразы или прохлопывает небольшие ритмические рисунки; учащиеся повторяют хлопками по памяти и выкладывают ритмическими карточками или записывают в тетради. |
«5» - все верно «5-»- одна ошибка «4»- две ошибки «4-» - три ошибки «3» - четыре ошибки «3-» - пять-шесть ошибок «2» - семь-восемь ошибок |
15 мин |
· Слуховой анализ интервалов вне лада: м.7, ч.5, м.3, б.6, ч.8, б.2, ч.4, м.6, б.7, б.3.
ч.4, м.6, б.2, ч.5, 3т., б.3, м.7, б.6, м.2, б.7
б.3, м.7, б.6, м.2, б.7, ч.4, м.6, б.2, ч.5, 3т.
б.6, м.2, б.7, ч.4, м.6, б.2, ч.5, 3т., б.3, м.7
1. Что такое интервал? Какие бывают интервалы?
|
Знание понятий: интервал; консонансы и диссонансы; названия, состав ступеней и обозначения простых интервалов. Навыки определения на слух интервалов в гармоническом и мелодическом звучании. |
Преподаватель играет цепочку из 8-10 интервалов, учащиеся выкладывают ответ карточками, или записывают цепочку в тетради.
|
«5» - все верно «5-»- одна ошибка и неточность «4»-две-три ошибки «4-» - четыре ошибки «3» - пять ошибок «3-» - шесть ошибок «2» - семь ошибок |
5 мин |
· Слуховой анализ трезвучий вне лада:
Б53, Ум.53, М 53, Ув. 53, М 53, Б53.
М 53, Ув. 53, Б53, М 53, Б53, Ум.53.
М 53, Б53, Ум.53, Ув. 53, Б53, М 53.
Б53, М 53, Б53, Ум.53, М 53, Ув. 53.
|
Знание понятия трезвучия; строение трезвучий. Навыки определения на слух трезвучий в гармоническом и мелодическом звучании. |
Преподаватель играет цепочку из 6 интервалов, учащиеся записывают цепочку в тетради.
|
«5» - все верно «5-»- одна ошибка «4»-две ошибки «4-» - три ошибки «3» - четыре ошибки «3-» - пять ошибок «2» - шесть ошибок |
5 мин |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.