Контрольно-оценочная деятельность на уроках ОРКСЭ в начальной школе (модуль Светская этика)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одна из особенностей курса ОРКСЭ в том, что он безоценочный, но зачётный. Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности? Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости.
Иконка файла материала система оценивания на уроках ОРКСЭ модуль Светская этика.docx

Слайд 1.  Контрольно-оценочная деятельность учителя и ученика в начальной школе

на уроках ОРКСЭ (Светская этика) в 4 классах

 

Слайд 2, 3.   

Одна из особенностей курса ОРКСЭ в том, что он безоценочный, но  зачётный.

Слайд 4. Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

Слайд 5.  Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости.

оценка
защита проекта,наблюдение
самооценка
бальная шкала
 

 

 

 

 

 

 


Слайд 6.  Согласно Положению о  «Системе оценки результатов комплексного учебного курса ОРКСЭ», разработанного в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в  начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:

- стартовая диагностика,

- текущее оценивание,

- итоговое оценивание.

Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности обучающегося к изучению предмета в школе, она проводится в начале сентября.

Слайд 7.  Для диагностики теоретических знаний разрабатываются поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты,

Слайд 8.  результат в которых оценивается словами «молодец», «классно», «ура», «спасибо»,   «поздравляю»; тестовые задания предлагаются всех видов.

 Показать работу в тетради! (Анкета или тест с отметкой)

С целью проведения текущего оценивания  учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.

Слайд 9Педагогическое наблюдение (метод)

Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Каждое наблюдение имеет конкретную цель.

Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.

 

Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

Слайд 10, 11.  Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга) .

Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика , выявить сильные и слабые стороны, и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

 Следующий метод оценивания.

Слайд 12.   Ведение бальной сетки. (метод)

Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Данную сетку можно использовать как на одном уроке, так и ряде уроков. Например по данным критериям составляется сетка:

  • активная работа на уроке — 1 балл,
  • выполнение домашнего задания — 2 балла,
  • активное участие в групповой работе — 2 балла,
  • выполнение творческого задания — 3 балла,
  • выполнение дополнительного задания — 3 балла,
  • составление проекта — 4 балла и т. д.     

Итого: 15 баллов.

Итоги подводятся на заключительном  этапе по общему количеству баллов.

Слайд 13.   Самооценка учащихся по результатам урока.(метод)

В данном виде оценивания, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много. Вашему вниманию мы предлагаем один из своих вариантов.

Лист самооценки

Фамилия      __________________________________________

Тема урока  __________________________________________ 

 

В ходе урока я.......

Всегда -  2 балла

Иногда -  1 балл

Никогда -  0 баллов

        1. Предлагал новые идеи и направления  -

2. Определял цели, ставил задачи -

3. Ждал помощи от участников группы -

4. Принимал участие в совместной работе -

5. Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения -

6. Помогал группе в выборе правильных решений -

7. Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы -

8. Находил и исправлял ошибки -

9. Оказывал помощь, откликался на работу других -

10.Преодолевал трудности, добивался достижения результата -

11.Осознавал ответственность за общее дело -

 

Итог урока: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Слайд 14.    Еще один вариант.    

Примеры вопросов для самооценивания:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________

Самым интересным было __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________________________________________

 

Слайд 15.   Несмотря на то, что подобных примеров Листов самооценки существует много, есть базовые критерии, которые достаточно просты. Их  можно заполнить в форме таблицы:

Можно предложить цветовое  или символическое оформление.

Дата

Я хорошо выполнил свою работу на уроке

Я мог выполнить работу значительно лучше

Я плохо работал на уроке.

06.09.12

 

 

13.09.12

 

 

20.09.12

 

 

 

Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия  в групповой  работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.

 Лист самооценки (Я проговариваю устно)

В ходе проекта я...

 

 

 

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

 

 

 

 

 

 

Определял цели, ставил задачи

 

 

 

 

 

 

Ждал помощи от участников группы

 

 

 

 

 

 

Принимал участие в совместной работе

 

 

 

 

 

 

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

 

 

 

 

 

 

Помогал группе в выборе правильных решений

 

 

 

 

 

 

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

 

 

 

 

 

 

Находил и исправлял ошибки

 

 

 

 

 

 

Оказывал помощь, откликался на работу других

 

 

 

 

 

 

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

 

 

 

 

 

 

Осознавал ответственность за общее дело

 

 

 

 

 

 

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16.  Кроме того, листы самооценки используются для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

Слайд 17-20.   Мы переходим к завершающему виду оценивания - Итоговое оценивание (фото коллаж дети урок добра).

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:

  • в форме праздника с приглашение зрителей;
  • в форме конкурса с приглашением жюри;
  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.

Для диагностики личностных изменений учащихся проводят мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся портфолио ученика.

Слайд 21.   Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ребёнка,  в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, где прослеживается динамика ученика,    доклады, сообщения, проектные работы и т.д.

Слайд 22.  Итак, вся система оценивания направлена на получение информации, которая позволяет:

- учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,

- родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,

- учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.

 

Хотелось бы напомнить, что по Положению:

Слайд 23.  Оцениванию не подлежат:

-          темп работы ученика

-          личностные качества школьников

-          своеобразие их психических процессов

Слайд 24.   Необходимо:

-          Оценивать  индивидуальные учебные достижения обучающихся

-          Поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски

-          Не бояться  хвалить ребенка

-          Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления

 

·         Контрольные работы по ОРКСЭ не проводятся.

·         Домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.).

·         Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.

 

Слайд 25.    Спасибо за внимание!