Слайд 1. Контрольно-оценочная деятельность учителя и ученика в начальной школе
на уроках ОРКСЭ (Светская этика) в 4 классах
Слайд 2, 3.
Одна из особенностей курса ОРКСЭ в том, что он безоценочный, но зачётный.
Слайд 4. Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?
Слайд 5. Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости.
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
Слайд 6. Согласно Положению о «Системе оценки результатов комплексного учебного курса ОРКСЭ», разработанного в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:
- стартовая диагностика,
- текущее оценивание,
- итоговое оценивание.
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности обучающегося к изучению предмета в школе, она проводится в начале сентября.
Слайд 7. Для диагностики теоретических знаний разрабатываются поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты,
Слайд 8. результат в которых оценивается словами «молодец», «классно», «ура», «спасибо», «поздравляю»; тестовые задания предлагаются всех видов.
Показать работу в тетради! (Анкета или тест с отметкой)
С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.
Слайд 9. Педагогическое наблюдение (метод)
Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Каждое наблюдение имеет конкретную цель.
Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
Слайд 10, 11. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга) .
Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика , выявить сильные и слабые стороны, и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Следующий метод оценивания.
Слайд 12. Ведение бальной сетки. (метод)
Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Данную сетку можно использовать как на одном уроке, так и ряде уроков. Например по данным критериям составляется сетка:
Итого: 15 баллов.
Итоги подводятся на заключительном этапе по общему количеству баллов.
Слайд 13. Самооценка учащихся по результатам урока.(метод)
В данном виде оценивания, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много. Вашему вниманию мы предлагаем один из своих вариантов.
Лист самооценки
Фамилия __________________________________________
Тема урока __________________________________________
В ходе урока я.......
Всегда - 2 балла
Иногда - 1 балл
Никогда - 0 баллов
1. Предлагал новые идеи и направления -
2. Определял цели, ставил задачи -
3. Ждал помощи от участников группы -
4. Принимал участие в совместной работе -
5. Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения -
6. Помогал группе в выборе правильных решений -
7. Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы -
8. Находил и исправлял ошибки -
9. Оказывал помощь, откликался на работу других -
10.Преодолевал трудности, добивался достижения результата -
11.Осознавал ответственность за общее дело -
Итог урока: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 14. Еще один вариант.
Примеры вопросов для самооценивания:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________
Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________
Самым интересным было __________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________________________________________
Слайд 15. Несмотря на то, что подобных примеров Листов самооценки существует много, есть базовые критерии, которые достаточно просты. Их можно заполнить в форме таблицы:
Можно предложить цветовое или символическое оформление.
Дата |
Я хорошо выполнил свою работу на уроке |
Я мог выполнить работу значительно лучше |
Я плохо работал на уроке. |
06.09.12 |
|
|
|
13.09.12 |
|
|
|
20.09.12 |
|
|
|
Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.
Лист самооценки (Я проговариваю устно)
В ходе проекта я... |
|
|
|
Всегда |
Иногда |
Никогда |
Предлагал новые идеи и направления |
|
|
|
|
|
|
Определял цели, ставил задачи |
|
|
|
|
|
|
Ждал помощи от участников группы |
|
|
|
|
|
|
Принимал участие в совместной работе |
|
|
|
|
|
|
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения |
|
|
|
|
|
|
Помогал группе в выборе правильных решений |
|
|
|
|
|
|
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы |
|
|
|
|
|
|
Находил и исправлял ошибки |
|
|
|
|
|
|
Оказывал помощь, откликался на работу других |
|
|
|
|
|
|
Преодолевал трудности, добивался достижения результата |
|
|
|
|
|
|
Осознавал ответственность за общее дело |
|
|
|
|
|
|
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения |
|
|
|
|
|
|
Слайд 16. Кроме того, листы самооценки используются для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
Слайд 17-20. Мы переходим к завершающему виду оценивания - Итоговое оценивание (фото коллаж дети урок добра).
Завершающим этапом изучения курса
является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или
индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у
обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:
Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.
Для диагностики личностных изменений учащихся проводят мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся портфолио ученика.
Слайд 21. Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ребёнка, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, где прослеживается динамика ученика, доклады, сообщения, проектные работы и т.д.
Слайд 22. Итак, вся система оценивания направлена на получение информации, которая позволяет:
- учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
- родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
- учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.
Хотелось бы напомнить, что по Положению:
Слайд 23. Оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика
- личностные качества школьников
- своеобразие их психических процессов
Слайд 24. Необходимо:
- Оценивать индивидуальные учебные достижения обучающихся
- Поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски
- Не бояться хвалить ребенка
- Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления
· Контрольные работы по ОРКСЭ не проводятся.
· Домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.).
· Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.
Слайд 25. Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.