Представлены контрольные диктанты по русскому языку для учащихся 10 класса. Программа и УМК под редакцией М.М. Разумовской.
Цель материала : проверка знаний учащихся 10 класса по темам: "Простое предложение","Обособленные члены предложения","Сложное предложение".
Диагностический диктант
Основные правила орфографии. Простое предложение
Обособленные члены предложения.
Задания к тексту
Сложное предложениеЦель: проверка знаний учащихся 10 класса по темам: "Простое предложение","Обособленные члены предложения","Сложное предложение".
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Центр образования» для детейинвалидов
Забайкальского края
г.Чита, Забайкальский край
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Контрольные диктанты по русскому языку для учащихся 10 класса
Диагностический диктант
Вариант 1
Дом Пушкина
Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом,
приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и
свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над
домом.
Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается
запахами воска и мёда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчёлы.
В доме много хорошего псковского льняного белья — скатертей, полотенец, занавесей.
У льна свой аромат — прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их
заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станах.
Вещи из льна обладают удивительным свойством — там, где они, всегда пахнет
свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой
льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, — почти
никогда не хворает простудой.
Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он
славился по всей России и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже
английская торговая контора, которая скупала лён и льняные изделия и отправляла их в
Англию.
От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной
день
людей.
проходят
музей
тысячи
через
(190 слов) (По С. Гейченко.)Тишина
2
Вариант
А за дубами — Диканька с её великолепным дворцом, окружённым парком,
сливающимся с дубовыми лесами, в которых водились даже стада диких коз. Я целый день
провел в этом лесу, октябрьский солнечный день.
Тишина поразительная. Ни лист, ни веточка не шелохнутся. Если только смотреть на
солнце — переливается в воздухе прозрачная, блестящая паутина между тонкой порослью, да
если прислушаться — зашелестит на миг упавший с дерева дубовый лист. Земля была устлана
плотно прибитыми накануне дождем жёлтыми листьями, над которыми стоят ещё зелёные, не
успевшие пожелтеть и опасть листья молодой поросли. Ни звука, ни движения. Только
лапчатый кленовый лист, прозрачножёлтый на солнце, стоит боком к стеблю и упорно
правильным движением качается в стороны, как маятник: то вправо, то влево. Долго он
качался и успокоился только тогда, когда оторвался, зигзагами полетел вниз и слился с
жёлтым ковром. Да ещё тишина нарушилась двумя красавицами — дикими козами, которые
быстро пронеслись мимо меня и скрылись в лесной балке... И концакраю нет этому лесу. А
посреди него — поляны, где пасутся табуны...
Вот Волчий Яр, откуда открывается внизу далекодалеко необъятный горизонт,
прорезанный голубой лентой Ворсклы, то с гладким степным, то с лесистым обрывистым
берегом...
(185 слов.) (По В. А. Гиляровскому.)
Основные правила орфографии. Простое предложение
ФЕВРАЛЬ.
Стоял февраль. С самого Крещения держалась ясная погода, без ветров и метелей, с
крепкими, сердитыми морозами. Глубокий снег, первоначально напавший в ту зиму ещё до
Введения и обильно подновляемый во все Филипповки, ни разу не сгонялся паводками и
теперь, скованный ноздреватым настом, мирно покоился на полях.
Благодаря отсутствию ветров, снег этот покрывал землю ровною, слегка волнистою
пеленою; даже вокруг жилищ не было сугробов.
Дороги, не заносимые позёмкою и не заметаемые метелью, были превосходны. Сани не
ныряли по ним, как по волнам бушующего моря, и даже ночью путник не мог бы сбиться с
них, ибо отчётливо чернелись на сером фоне зимней ночи правильные ряды соломенных
вешек, ещё не разнесённых бурею по степи и не поникших под напором бешеных снеговых
волн.
Небо не завешивалось мглою и не закрывалось хмурыми тучами, но с неутомимой яркостью
синело и сверкало. Зори не погорали, зажигая небо зловещим багрянцем и, подобно пожару,
пылая над пустынными снегами, но кротко и тихо сияли, нежно окрашивая и степь, и небо
приветливым румянцем и предвещая всё ту же постоянную погоду на завтра.
Днём ослепительно блистало холодное солнце. По ночам высыпали бесчисленные звёзды,
тускло мерцал Млечный Путь и светила голубая луна, обливая молчаливые поля
меланхолическисказочным сиянием. (По А. Эртелю.) 195 словОбособленные члены предложения.
Вариант 1
Гость
(1)Всё в доме переменилось, всё стало под стать новым обитателям. (2)Безбородые
дворовые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков. (3)На
конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.
(4)В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома занимались немногосложной, но,
судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по гостиным и залам и
ловили друг друга. (5)Собаки бегали и лаяли, и висевшие в клетках канарейки, беспрестанно
порхая, наперебой драли горло.
(6)В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к
воротам подъехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и
остановился в изумлении. (7)Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом
внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый палисадник и медленно
взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами. (8)В передней никто его не встретил, но
дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка.
(9)Мгновенно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания.
(10)Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно затихла,
но светлые, устремлённые на него глаза глядели так же ласково.
(11)Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было смятение
на его лице.
(194 слова) (По И. Тургеневу.)
Задания к тексту
В1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?
В2. Какой тип речи представлен в тексте?
В3. Объясните лексическое значение слов "дворовые" (ребята), "смятение".
В4. Из 4 предложения выпишите слова, образованные разными способами.
В5. Выпишите из 10 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна
приставка+корень+один суффикс+окончание.
В6. Из 5 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление,
согласование.
В7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными членами
предложения. Напишите их номера.
Вариант 2
(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над
Море и лесморем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то,
словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.
(3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь
клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их
косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега
колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на
отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.
(8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро
надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные
ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных
ветвей.
(10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и
спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его
могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да
непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в
мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась
бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана.
(190 слов) (По А. Серафимовичу.)
Задания к тексту
В1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?
В2. Какой тип речи представлен в тексте?
В3. Объясните лексическое значение слов "титаны", "алчного".
В4. Из 12 предложения выпишите слова, образованные разными способами.
В5. Выпишите из 2 предложения слово(а),
приставка+корень+один суффикс+окончание.
В6. Из 1 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление,
согласование.
В7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами.
Напишите их номера.
соответствующее(ие) схеме: одна
Вариант 1
Сложное предложение
Чудесная ночь
(1)Весенняя ночь, волнующая, душистая, полная таинственных чар и страстного
замирания, плывёт по небу. (2)Дудочка пастуха умолкла. (3)Все звуки малопомалу стихли.
(4)Лягушки присмирели, и комары угомонились. (5)Время от времени пронесётся какойто
странный шелест в кустах, или порыв ветра унесёт из дальнего села вой цепного пса,
томящегося одиночеством в эту чудесную ночь.(6)В большой прохладной комнате душно. (7)Встаёшь с постели, открываешь окно и
прикладываешься горячей щекой к стеклу. (8)Но лицо пылает попрежнему, и так же
томительно замирает сердце.
(9)Кругом тихо! (10)Роща кажется огромной. (11)Деревья точно сдвинулись вместе и
словно сговариваются, будто открывают важную тайну. (12)Вдруг раздается переливчатый
звон: это почтовая карета проезжает по большой дороге. (13)Бряцание бубенчиков слышно
уже издалека. (14)На минуту оно смолкнет, должно быть, тройка заехала за гору.
(15)Как волнует звук почтовых бубенчиков ночью! (16)Ведь знаешь – некого ждать.
(17)А всё же как услышишь этот серебристый звон на дороге, сердце так и забьется и вдруг
потянет кудато в даль, в какието неведомые страны. (18)Как же хороша жизнь!
(По С. Ковалевской.)
Задания к тексту
1.В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
2.Из предложения 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
3.Среди предложений 1−5 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.
4. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
5.Среди предложений 6−10 найдите простое односоставное определенноличное. Укажите его
номер.
Вариант 2
Грамотность на Руси
(1) Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с
начала христианства и до монголотатарского нашествия Киевская Русь была страной
высокой и прекрасной письменной культуры. (2) Введение христианства и приобщение ее к
византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3) Это
сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению
письменности еще на заре ее цивилизации.
(4) Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение
самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5) Ничто не
преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно
высоким уровнем письма. (6) Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных
предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчесывания льна, на
неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для
экспонирования.
(7) Наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. (8) Без
преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания ученых,
приоткрыв картины живой древности. (9) В небезызвестных раскопках под Новгородом,
которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты набересте. (10) Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная
предыстория русской книги.
(По И. Голуб.)
Задания
В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
Среди предложений 5−6 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
Среди предложений 4−6 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
Из предложения 4 выпишите все предлоги.
Из предложений 1 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 4−6 выпишите обособленное определение.
Укажите способ образования слова недаром (предложение 7).
Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения 8.
Вариант 3
С высоты
(1) Металлическая изгородь отделила провожающих и отлетающих. (2) В самолете мы
прилипли к иллюминаторам, и перед нами предстала чудесная картина. (3) Горы встретили
нас непогодой, гигантские потоки воды устремились вниз. (4) Рядом грохотала река, несущая
под крутой уклон беловатую, словно подбеленную молоком, но вовсе не грязную, воду. (5)
Сразу же за рекой поднимались скалистые горы, очерченные ломаной линией. (6) На поляне,
ограниченной с трех сторон невысоким кустарником, а с одной стороны горной рекой с
ледяной водой, начинающие альпинисты занимались зарядкой.
(7) Ещё когда мы шли сюда, поднявшись из ущелья и выйдя на горный простор, справа
и слева слышались свистки сурков. (8) Удивительна быстрота, с которой они ныряют в свои
норы. (9) Даже смертельно раненный сурок всё же успевает скрыться в норе. (10) Замерев, они
могут стоять очень долго в полной неподвижности, словно окаменев, но при резком движении
когонибудь из нас исчезают мгновенно.
(11) Мы прошли по краю очень глубокого ущелья, на дне которого навстречу нам
бежала с ледников вода, стремясь слиться с другими реками. (12) Небо над окружавшими нас
вершинами разъяснилось, и в течение часа на нем загорелись звезды.
(По В. Солоухину.)
Задания к тексту
В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
Среди предложений 18 найдите бессоюзное сложное. Укажите его номер.
Из предложения 11 выпишите все предлоги.Из предложений 1–6 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
Среди предложений 3–11 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его
номер.
Укажите способ образования слова беловатую (предложение 4).
Выпишите грамматические основы предложения 8.
Вариант 1
Контрольный диктант за год
Воспоминания о родине
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы
мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии на освещённом мощными огнями теплоходе.
И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...
Я вышел из рубки на крыло мостика: ветер, дождь и ночь сразу стали громкими.
Когда поднял к глазам бинокль, в стёклах заколыхались белые надстройки теплохода,
спасательные вельботы и птицы — распушенные ветром мокрые комочки. Они метались
между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бес¬страшные птицы в качестве
временного пристанища в своём долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи,
весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг
нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и
скворцы. Это возвращает в детство.
И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность
сюжетов. 3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не
только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её
нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.
Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть
мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в
нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России.
( 208 слов.)(По В. Конецкому.)
Вариант 2
Дедушкин дом
Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город,
которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает
дедушкиного дома.
Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые
переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там
чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я
ограблен, что какойто мой главный корень обрублен.Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй
тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Я был
почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. Когда
человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей
жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней,
с зелёным шатром грецкого ореха. Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей ста¬рой
яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с еще нежной
скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
Я всё чаще и чаще чувствую, как мне не хватает дедушкиного дома.
(217 слов. (По Ф. Искандеру.)
Источники:
Сайт «Учительская копилка» www.uchkopilka.ru
Сайт «1Вариант.ru» http://www.1variant.ru/