Контрольные диктанты по русскому языку для учащихся 11 класса

  • Контроль знаний
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлены контрольные диктанты по русскому языку для учащихся 11 класса. Программа и УМК под редакцией М.М. Разумовской. Цель: проверка знаний учащихся 11 класса. Представлены диагностический диктант (4 варианта), контрольный диктант за 1 полугодие с грамматическими заданиями по словообразованию, морфологии, синтаксису, итоговый диктант (3 варианта).Цель: проверка знаний учащихся 11 класса. Представлены диагностический диктант (4 варианта), контрольный диктант за 1 полугодие с грамматическими заданиями по словообразованию, морфологии, синтаксису, итоговый диктант (3 варианта).
Иконка файла материала attachment_954959688.doc
Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ «Центр образования» для детей­инвалидов Забайкальского края г.Чита, Забайкальский край           Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Контрольные диктанты по русскому языку для учащихся 11 класса                                                          Диагностический диктант Вариант 1 Нет конца миру… Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из­за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово­красных деревьев. Травка, которой заросло всё село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зелёная, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие   листья   проглядывает   зелень   травы.   Среди   жёлто­зелёного   ярко   поблескивает неширокая проезжая дорога. В   небе   какое­то   странное   сочетание   наивной   голубизны   и   тёмных,   аспидных   туч. Временами   проглядывает   ясное   солнце,   и   тогда   ещё   чернее   делаются   тучи,   еще   голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня. Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор. Мы охватим взглядом весь холм,  на  котором  стоит  село,  увидим,  может  быть, речку,  обвивающую  подножие  холма, деревни, стоящие по реке, лес, подковой охвативший весь пейзаж. Воображение   может   поднять   нас   повыше   колокольни,   тогда   вновь   раздадутся горизонты, и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы состоящим из игрушечных   домиков,   слившихся   в   небольшую   стайку   посреди   земли,   имеющей   заметную планетарную кривизну. Мы   увидим,   что   земля   оплетена   множеством   тропинок   и   дорог.   Те,   что   поярче, пожирнее, уводят к городам, которые теперь можно увидеть с нашей высоты. (По В. Солоухину.)(245 слов.) Вариант 2 Шторм Над горами появились облака – сначала легкие и воздушные, затем серые, с рваными краями. И море сразу же изменило краски – стало темнеть. Цепляясь за лесистые вершины гор, облака опускались всё ниже и ниже, захватывали ущелья   и   лощины,   превращались   в   тяжёлые,   непроглядные   тучи.   Только   горы,   казалось, сдерживали их сейчас, но и горы ничего не могли сделать: сизая пелена ползла от гор к морю. Тучи   шли   от   гор,   опускались   всё   ниже   и   ниже,   к   морю.   Они,   как   бы   нехотя, заволакивали воду дымкой – от берега и дальше. Они ползли уже не только по склонам, где приютились домики верхних улиц, а и затянули туманом улицу нижнюю, главную. Водители включили   фары   и   всё   чаще   давали   сигналы.   И   поезда   шли   сейчас,   нервозно   гудя,   с зажжёнными фонарями. Море темнело от берега. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то чёрными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду. Ожидание   длилось   час.   В   горах   ударил   гром,   и   хлынули   потоки   дождя,   а   море бесновалась. Оно заливало берег, билось о бетонную набережную, о лестницы и глыбы скал, оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело. Небо над морем стало не серым и не чёрным, а каким­то неестественно бурым. Молнии резали небо то слева, то справа, то впереди, то сзади, то где­то над самым берегом. Море поглощало их, проглатывало вместе с бурым небом и ударами грома. (232 слова.) Вариант 3 За грибами В субботу ранним утром, еле­еле ощутимым за серой пеленою широкого, спокойного дождя, я пошёл в лес за грибами. Нашёлся и товарищ, молодой офицер, зять хозяйки соседней дачи, который называл меня то Володей, то Сашей, хотя меня зовут и не так, и не эдак. Его же звали   Валерой.   Он   снабдил   меня   длинной   офицерской   плащ­палаткой,   сам   тоже   укрылся такой же накидкой, только с капюшоном, а обулся в резиновые рыбацкие сапоги.     Дождь шёл, как и вчера, небольшая речонка Каширка, огибавшая деревню, разлилась, и, когда мы подошли к броду, мне оказалось невозможно перейти, не залив сапоги. Тогда спутник любезно подставил свои закорки, чем я и воспользовался не без тайной радости: в армии я был всего лишь солдатом, и мне даже присниться не могло, что когда­нибудь удастся прокатиться на спине у офицера. Перейдя речку, мы вскарабкались по мокрому крутому склону горки и оказались в берёзовом мелколесье. Между деревьями вились, сплетаясь и расплетаясь, узкие тропинки, выбитые скотиной, ­   деревенское   стадо   обычно   гонят   через   этот   лесок.   Длинные   травяные   гривки   между тропинками блестели, густо осыпанные дождевыми каплями, в траве торчали жёлтые валуи, смачные   и   осклизлые.   Валуев   было   столько,   что   даже   становилось   как­то   неприятно: безобидные вполне грибы, которые даже солят, вызывали теперь какое­то брезгливое чувство. Много было и сыроежек – серых, розовых, густо­малиновых.Мне стало весело: я уже знал, предчувствовал, что будут сегодня у меня грибы. (235 слов.) Вариант 4 Весенний вечер Чисто выметенная и ещё сырая от недавно стаявшего снега улица была пустынна, но красива   выдержанной   немного   тяжёлой   красотой.   Большие   белые   дома   с   лепными украшениями  по карнизам  и  в простенках  между  окнами,  окрашенные  в  тонко­розоватый оттенок весенними лучами заходящего солнца, смотрели на свет божий сосредоточенно и важно. Стаявший снег смыл с них пыль, и они стояли почти вплотную друг к другу такими чистыми, свежими, сытыми. И небо сияло над ними так же солидно, светло и довольно. Павел шёл и, чувствуя себя в полной гармонии с окружающим, лениво думал о том, как хорошо можно жить, если не требовать от жизни многого, и как самонадеянны и глупы те люди, которые, обладая грошами, требуют себе от жизни на рубли. Думая так, он не заметил, как вышел на набережную улицы. Перед ним внизу стояло целое   море   воды,   холодно   блестевшее   в   лучах   солнца,   далеко   на   горизонте   медленно опускавшегося в него. Река, как и отражённое в ней небо, была торжественно покойна. Ни волн, ни частой сети ряби не видно было на её полированно­холодной поверхности. Широко размахнувшись,  она,  точно утомлённая  этим размахом,  спокойно уснула.  А на ней  томно таяла пурпурно­золотая бархатная полоса лучей заката. Далеко, уже окутанная сизой дымкой вечера, виднелась узкая лента земли, отделяя воду от неба, безоблачного и пустынного, как и накрытая им река. Хорошо бы было плыть свободной птицей между ними, мощно рассекая крылом синий свежий воздух!   (223 слова.) Контрольный диктант  по итогам 1 полугодия  Вариант 1 Воспитание ребёнка Продолжить самого себя в своем ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро,   которое   ты   будешь   давать   ребенку,   он   переживёт   чувство   признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений. Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают вдетях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами. Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить  своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто­то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому­то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.   (По Г. Сухомлинскому.) Грамматическое задание   все   притяжательные   местоимения;   2.   из   3   абзаца   все 1. Из 1 абзаца выпишите слово(­а), которое(­ые) образовано(­ы): приставочным способом; 2. уффиксальным способом 2.   Из   2   абзаца   выпишите   определительные местоимения. 3. Среди предложений  1 абзаца найдите  сложные предложения, в  состав которых входит односоставное безличное; 2. из 2 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений. 4. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение; 2. обособленное обстоятельство. Напишите его номер. 5.Среди   предложений   2   абзаца   найдите   сложное   предложение   с   придаточным изъяснительным; 2. с придаточным определительным. Напишите его номер. Вариант 2 Орлик Орлик   в   прошлом   –   это   большая   ремесленная   слобода.   Жили   и   трудились   здесь искусные сапожники, шубники, бондари, кузнецы, портные. Женщины и девушки вышивали, вязали крючком, на спицах, коклюшках, ткали ковры и дорожки. Вязание крючком – яркое, неповторимое явление национальной культуры. Его история уводит нас в далёкое прошлое. Сначала вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная, гладкая палочка. Потом сделали на конце выступ, чтобы нить не соскальзывала, поэтому стало намного легче работать. Шло время, и это занятие полностью перешло   в   руки   женщин.   С   помощью   нехитрого   инструмента   –   крючка   –   создаются необыкновенные по красоте и изяществу изделия. В  Орлике   и  окрестных   селах   испокон   веку   вязали   крючком   очень  красивые   вещи: занавески   на   окна   и   скатерти,   покрывала   на   кровати   и   накидки   на   подушки,   кружева   к простыням, наволочкам, полотенцам. Сколько кружевниц, столько и узоров. Делились друг с другом, что­то опускали, что­ то   свое   добавляли,   получалось   новое,   индивидуальное.   Из­под   чутких   проворных   рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. Сколько души, сколько чувств в него вложено! Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и весёлая, протяжная и печальная. Вольно льётся она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда.Грамматическое задание 1. Определите способ образования слова прошлое (2 абзац, 2 предложение); 2. спутницей (5 абзац, 1 предложение). 2. Из 4 абзаца выпишите все предлоги; 2. из 2 абзаца все наречия.  3. Из 5 абзаца последнего предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 абзаца 2 предложения со связью согласование. 4. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное   безличное;   2.   среди   предложений   2   абзаца   найдите   неопределенно­личное. Напишите номер этого сложного предложения. 5. Среди предложений 1­2 абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное цели;  Вариант 3 Самовар Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет. Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают своё тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи­горне. Хозяйка все  время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле­еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит. Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почётное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж   всё   остальное.   Если   поздней   осенью   или   зимой   холодной   снаряжали   кого­нибудь   в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нём не перегорели, вода остаётся горячей. Грамматическое задание 1. Из 3 предложения 2 абзаца выпишите слово(­а), которое(­ые) образовано(­ы): приставочным способом; 2. из 1 абзаца, 1 предложения суффиксальным способом. 2. Из 3 абзаца выпишите все подчинительные союзы; 2. из 3 абзаца все сочинительные союзы. 3.   Из   1   предложения   4   абзаца   выпишите   подчинительное   словосочетание   со   связью примыкание; 2. из 1 предложения 3 абзаца со связью согласование.4. Среди предложений 1 абзаца найдите такое, в котором есть обособленные определения; 2. в тексте найдите вводные слова. Напишите их номера. 5.   Среди   предложений   1абзаца   найдите   такое,   в   состав   которого   входит   придаточное следствия; 2. среди предложений 2 абзаца найдите определительное придаточное. Напишите номер этого сложного предложения.                                    Контрольный итоговый диктант за учебный год  Вариант 1 Ласточкино гнездо Николай Сергеевич и его жена впервые в жизни приехали в Абхазию из Москвы и жили на летней даче художника Андрея Таркилова, который редко бывал здесь. Под крышами крестьянских домов, мимо которых они проходили к морю, лепились ласточкины гнёзда. Странно, но под крышей дачи не было ни одного гнезда, хотя дом был выстроен более десяти лет назад. Старый сельский учитель так объяснял это: ­ Андрей здесь редко бывает, а ласточки вьют гнёзда под крышей человеческого дома, потому что ищут у него защиты. И вот жена Николая Сергеевича как­то раз сказала, что для неё было бы счастьем проснуться под щебет ласточек. И он вдруг ответил, что это можно устроить: надо попросить у старого учителя разрешения перенести одно ласточкино гнездо из­под крыши его дома к себе. В глазах учителя мелькнул суеверный ужас, но он был очень патриархальным человеком: надо гостю подарить то, что просит. Сторож, охранявший магазин, заметил Николая Сергеевича, глубокой ночью идущего куда­то со стремянкой, но вскоре потерял его из виду. Когда Николай Сергеевич снял гнездо, ему показалось, что он не удержит равновесие и грохнется вниз. И каждый раз, представляя своё падение, он мысленно вытягивал руки вверх, чтобы не раздавить ласточек. Когда он свернул к дому, сторож опять его узнал и заметил также, что теперь этот человек без стремянки что­то прижимает к себе – скорее всего драгоценную вещь. Окликнув его, сторож понял, что человек пошёл быстрей, и уверился, что он преступник. Николаю Сергеевичу показалось, что он падает, и он вытянул руки вперёд, чтобы не повредить гнездо. Ласточки вылетели из гнезда, а птенцы доползли до травянистого склона канавки. Последним, предсмертным движением Николай Сергеевич откинул руку в сторону ласточкиного гнезда, и она, уже мёртвая, упала на гнездо. (По Ф. Искандеру.) (260 слов.) Вариант 2 Дядя Саша Ехали быстро. Дядя Саша, расстегнув плащ, из­под которого сверкнула на пиджаке красная   орденская   звёздочка,   по­прежнему   отрешённо   продолжал   глядеть   на   бегущуюнавстречу дорогу. Мимо с глухим рёвом, точно доисторический зверь, пронёсся гигантский грузовик, и в его кузове можно было разглядеть серовато­жёлтую свёклу. Следом промчались близнецы­самосвалы, они тоже везли свёклу: люди спешили управиться с уборкой. Равнина в этих курских полях начинала мало­помалу холмиться, и отметка высоты, наверное, превышала двести метров. В глубокой древности эту землю не смог одолеть ледник, надвинувшийся с севера; разделившись надвое, он пополз дальше, обходя холмы справа и слева. Значит, не случайно на этих высотах, которые так и не преодолел ледяной панцирь, разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасённые народы могли бы   начать   новое   летосчисление.   Враги,   грозившие   России   новым   оледенением,   были остановлены и сброшены с высот. Никогда не забудешь тех дней, ни с чем не спутаешь тех событий. В августе сорок третьего Саша, тогда молоденький лейтенант­артиллерист, заскочил на полдня в родное село —  Прохоровку. С окрестных полей сюда свозили изувеченные танки, оставшиеся   после   невиданного   сражения,   и   они   образовали   чудовищное   кладбище,   среди которого нетрудно было заблудиться. Но и поверженные танки, казалось, по­прежнему, как люди, ненавидят друг друга. Теперь этого танкового кладбища нет: оно распахано и засеяно хлебом,   а   железный   лом   войны   давно   поглотили   мартеновские   печи.   Люди   заровняли   и сгладили   окопы,   и   только   по   холмам   остались   на   курской   земле   бережно   охраняемые братские могилы. (По Е. Носову.)  (232 слова.) Вариант 3 Прогулка Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду. Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошёл вдоль реки навстречу её течению. Ничего примечательного не было вокруг. Поодаль остановилась   машина,   и   шумная   компания,   прибывшая   в   ней,   располагалась   на   отдых, натягивая в виде тента полотняную простыню. Тропинка   обогнула   песчаный   карьер   и   вывела   меня   на   просторную   луговину,   по которой в одиночку и группками росли деревья. Неподвижный воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких­нибудь полчаса матёрый сосновый лес окружал меня. Вблизи дороги тянулись необыкновенно ухоженные, разметённые тропы.   Временами   кое­где   попадались   аккуратно   постланные   светло­шоколадные   коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов. По   стволу   осинки   с   юркостью   мышонка   шныряла   вверх   и   вниз   какая­то   птичка. Попалась болотинка с кофейно­коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через неё, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем­то полено. А вот и речонка с такой студёной, несмотря на жаркие дни, водой. Сторожка,   которую   мне   хотелось   разыскать   во   что   бы   то   ни   стало,   оказалась бревенчатой избой. Одной стороной она примыкала к лесу, с другой её стороны расстилалась обширная луговина.    (По  В. Солоухину.)  (210 слов.)  Источники:1. Сайт «Учительская копилка» http://uchkopilka.ru/russkij­yazyk/kontrol/item/2455  2. Сайт «Русский язык и литература для всех»  http://ruslita.ru/masterskaya­uchitelya/vidy­kontrolya/187­diktanty­v­11­klass