Представлены контрольные диктанты по русскому языку для учащихся 7 класса. Программа и УМК под редакцией М.М. Разумовской
Цель: проверка знаний учащихся по темам: "Повторение пройденного в 6 классе","Причастие","Предлог","Союз","Частица".
Источники:
1 Сайт «Диктанты. Ru» http://dicktanty.ru/category/7-klass/
2 Сайт «Русский язы ки литература для всех» http://ruslita.ru/vidy-kontrolya/33-diktanty-v-7-klasseЦель: проверка знаний учащихся по темам: "Повторение пройденного в 6 классе","Причастие","Предлог","Союз","Частица".
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Центр образования» для детейинвалидов
Забайкальского края
г.Чита, Забайкальский край
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Контрольные диктанты по русскому языку для учащихся 7 класса
Контрольный диктант (№1)
по теме: «Повторение изученного в 6 классе»
Вариант I
Волки
О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей,
о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы
выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк,
как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей.4 Волки
выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль.4 Известно,
что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной
болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что
преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных. (По И. Соколову
Микитову.)
(112 слов)
Вариант II
Пёстрая лента
Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много
трагических случаев.4 Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за
расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.
Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей
кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь
четверть восьмого. "Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон", сказал он. Я удивленно
спросил: "Что случилось?". Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждёт в приемной. Я
быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную.
Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении.4 Она подняла вуаль, и мы
увидели её посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина.
(По А.К. Дойлу.) (125 слов)
Контрольный диктант (№2)по теме Причастие»
Вариант I
Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие
мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались
на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное
покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в
сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в
сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили
новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное
небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.
В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин,
проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению,
причиной которого стал первый снег. (126 слов.)
Вариант II
Карта Острова Сокровищ
Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно
раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы
берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок
земли, затерянной в океане. Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный
бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на
очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им
бухт, холмов героев своей будущей книги.
Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового
читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи
отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых
пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову,
рождённому фантазией Стивенсона. (По Р.С. Белоусову.) (122 слова.)
Контрольный диктант (№3)
по теме: «Предлог»
Вариант I
Короткое северное лето
В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете. Однажды утром, когда
отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из
за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо
бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно
разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.
Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под
потоки, под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По лужам носились
босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.4Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром
полям с проклюкувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по
отжившим перелескам. Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.4
(По Ф. Абрамову.) (118 слов.)
Вариант II
Беседа за чаем
Несмотря на начало сентября, было полетнему жарко. Чай накрыли в гостиной,
выходившей распахнутыми настежь окнами в ещё не убранный от опавших листьев сад.
В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым
плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой
причудливым орнаментом, комната выглядела попраздничному торжественной.4 Золочёная и
посеребрённая посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая
солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные
бокалы из гранёного хрусталя.
В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчёт поездки, которая
вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития ктото из
присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся
вследствие недавно прошедших дождей.4 (По И.В. Сорокиной.)
(116 слов.)
Контрольный диктант (№4)
по теме «Союз»
Вариант 1
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, будто в небе ктото начал осторожно
переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в такой же сосуд. Звуки эти заполнили всё
пространство между рекой и небосводом. Это летели журавли.
Я поднял голову, чтобы лучше их рассмотреть. По береговой просёлочной дороге ехал
грузовичок. Его шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
Этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих
тысячелетий воздушным дорогам — совершенное творение природы.
Птицы прощались с Россией, с её болотами и чащобами. Оттуда уже сочился осенний
воздух, отдающий свежестью.
…Я пишу это, несмотря на позднюю ночь. Осени за окном не видно, зато стоит выйти на
крыльцо, как она окружит тебя. Осень настойчиво дышит в лицо холодным горьким запахом
первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды. Она будто перешёптывается с
последней листвой, облетающей непрерывно днём и ночью.
(По Ч. Айтматову) (130 слов)
Вариант IIВместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать
картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий
прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.
Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар
между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо,
подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.
Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать,
орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы
на мои глаза от несправедливости.
Ни один человек не заметил маленького происшествия. Все по прежнему собирали
картошку. Небо попрежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни
картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль
отомстить Витьке, чтобы в другой раз было неповадно.
(По В. Солоухину) (135 слов)
Контрольный диктант (№5)
по теме «Частица»
Вариант I
Я живу в маленьком доме у моря. С высоких сосен всё время слетает и рассыпается в
пыль снег. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то
слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в
снегу тропинке.
Море не замерло. Когда на море поднимаются волны, то слышен не шум прибоя, а
шорох оседающего снега. Вокруг лежит тяжёлая мгла. Море уходит в чёрносвинцовые дали.
На нём не видно ни одного всплеска.
За слоем мглы лежит маленький рыбачий посёлок. В посёлке этом сотни лет живут
рыбаки, но так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно.
Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни приходилось узнавать о гибели товарищей, всё
равно надо и дальше делать своё дело. Уступать морю нельзя.
(По К. Паустовскому) (143 слова)
Вариант II
Солнце заходило. Закат был яркий, ясный, но спокойный. Ветер почти спадал. Какие
то птички шныряли с необыкновенной быстротой.
Я дошёл до узенькой, но необычайно быстрой речонки. Её звонкий лепет доносился до
меня ещё издалека. Мне никогда не удавалось благополучно перебраться через эту
проказливую речонку. Вот и теперь, как ни старался я держать равновесие, а пришлось всё
таки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды.
Дальше путь пошёл легче. Но уже падает мгла на землю. Если выйти теперь из
освещенного жилья, то попадёшь в чёрную тьму.Я решил заночевать на ровном месте под холмом, но уснуть долго не удавалось. На
высокое небо вылез тонкий серп полумесяца. И только теперь стало заметно, как темна и
черна весенняя ночь. Молодой месяц плывёт, будто быстрый корабль, волоча за собой лодку
звёздочку.
Не знаю, сколько проходит времени в восторженном наблюдении. Оно меня не
интересует. Я даже не осознаю, что меня уже не жмёт, не давит. Но зато удивительным стало
чувство слуха. (По А. Куприну) (150 слов)
Контрольный диктант (№6)
по теме: «Повторение пройденного в 6 классе»
Вариант I
Кто как спит
Рыбы, птицы, животные спят поразному. Некоторые рыбы засветло опускаются на
дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. Некоторые
во время сна медленно начинают передвигаться вперед, вправо или влево. Иная рыбка плавает
головой вниз или на боку, а то и переворачивается вверх брюшком.
Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по
другому не спит. Залезает наверх и располагается поудобнее3 на ветке. В зоопарке им
приходится жить поновому. Волейневолей они постепенно с трудом приучаются спать на
деревянных кроватях, но иногда какаянибудь из них начинает взволнованно кричать,
цепляется за сетку и повисает на ней. Но висеть так неудобно, и обезьянка, чутьчуть3
повисев, всетаки укладывается снова на отведенное ей место.
Огромные бегемоты постоянно сидят в воде. Во время сна туловище наполовину
погружено в ил, а ноздри и глаза остаются снаружи.
Большинство птиц спит ночью, но филины, совы, сычи и коекакие другие птицы бодрствуют
ночь напролет и засыпают лишь рано утром. (116 слов.)
Вариант II
В лесу
Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя. Не спеша тронулись в
путь. Был полетнему тёплый день. Сначала справа и слева тянулись поля, но вскоре впереди
засверкала речка. Наконец вдали показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку.
Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже коегде
трещал.
Малопомалу добрались до леса. На опушке было видимоневидимо спелой земляники,
а внутри леса кустики черники сплошь покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы
вчетвером стали собирать ягоды на опушке и поприятельски болтать.
Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. Ему сталоневтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные, в чаще им почемуто было
жутко.
Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом
долго вспоминали нашу поездку в лес (116 слов.)
Источники:
1 Сайт «Диктанты. Ru» http://dicktanty.ru/category/7klass/
2 Сайт «Русский язы ки литература для всех» http://ruslita.ru/vidykontrolya/33diktantyv7
klasse