Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс.
Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
7 кл
17.01.2017
Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс по программе В.В. Пасечник. Контрольные работы включают в себя 2 варианта заданий, которые направлены на формирование универсальных учебных действий и развитию у учащихся логического мышления, формируют положительную мотивацию к изучению курса зоологии.варианты контрольных работ
контрольные работы по темам.doc
Контрольная работа № 1.
по теме: «Беспозвоночные (тип простейшие,
кишечнополостные, губки, моллюски, иглокожие, черви)»
Вариант1.
1. Видовой состав простейших, обитающих в пресных водоёмах суши,
почти одинаков на всех материках. В видовом составе фауны
простейших, населяющих разные моря существуют постоянные
различия. Чем вызвано значительное сходство видового состава
материковой фауны простейших и различия, наблюдаемые в
видовом составе морской?
2. Банку с гидрами, заготовленными для уроков осенью, ученик с
наступлением холодов поставил в не отапливаемое помещение.
Через несколько дней гидры в банке исчезли. Предполагая, что
гидры погибли, ученик вылил воду из банки. Какую ошибку он
допустил?
3. Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – в тонком
кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища.
Однако у цепней органов пищеварения нет, а у аскариды есть рот,
глотка, пищевод и кишечник. Почему?
4. Окраска раковины улитки цепеи лесной варьирует от однородной
жёлтой или коричневой до полосатой из жёлтых и коричневых
полос. Улитками питаются дрозды и замечено, что на кустарнике
встречаются преимущественно полосатые цепеи, а в траве –
однородно окрашенные. Каких улиток дрозды будут поедать чаще
на кустах и в траве? Раковины, какой окраски дают улиткам
преимущество в борьбе за существование в различных ярусах леса?
5. Почему иглокожие сумели заселить все моря и океаны на глубинах
и мелководьях?
Контрольная работа № 1.
по теме: «Беспозвоночные (тип простейшие,
кишечнополостные, губки, моллюски, иглокожие, черви)»
Вариант2.
1. В Крыму вдоль северных склонов гор имеются мощные залежи
известковых пород. Ученыепалеонтологи утверждают, что они
имеют органическое происхождение, и на их месте в прошлом
находилось дно древнего моря. На основании, каких находок ученые
пришли к такому выводу?
2. Морские ракиотшельники, живущие в пустых раковинах
моллюсков, находят актиний и клешнями переносят к себе на
раковину. По мере роста и смены своего жилища на более
просторное, рак клешнями переселяет и актинию на новую
раковину. Чем объяснить такие взаимоотношения между двумя
организмами?
3. Это примитивный организм, колония очень несложных по строению
клеток, но с внутренним скелетом из известковых иголок. Каждая
из этих атласных, серых, жёлтых и оранжевых организмов
перекачивает 2 литра воды в минуту, то есть 2,8 кубометра в сутки,
чтобы отфильтровать из неё пищу. О каких организмах идёт речь?
На какие систематические группы делятся эти организмы?
4. В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком
поместили несколько дождевых червей. В течение 3х месяцев
червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажняли
песок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный в
несколько миллиметров слой. Каково его происхождение? Из чего
он состоит? 5. Осьминогов считают мастерами камуфляжа. В считанные секунды
они могут изменить окраску тела. Какие органы чувств участвуют в
обеспечении изменения окраски тела осьминогов в зависимости от
цвета грунта и воды?
Контрольная работа № 2.
по теме: «Беспозвоночные (Тип Членистоногие)»
Вариант1.
1. У членистоногих от трех до десяти и более ног. Решите, какие из
животных более древние, – у которых ног много, или те, у которых
их меньшее число. Ответ поясните.
2. Засушенные для коллекции раки (речной рак, омар, краб) сохраняют
свою форму тела. Засушенные пауки сморщиваются, уменьшаются в
размерах. Как можно объяснить такое явление?
3. Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян.
Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмелями?
Имеется ли такая связь между клевером и пчёлами? Ответ
поясните.
4. Один из жуковнавозников – священный скарабей – привлек
внимание древних египтян тем, что лепил шарики из навоза.
Египтяне увидели в катании шара символ движения к солнца по
небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Этого
оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлен, ему воздавались
почести. Попробуйте на основе своих знаний объяснить поведение
жука.
Контрольная работа № 2.
по теме: «Беспозвоночные (Тип Членистоногие)»
Вариант2.
1. Из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только
три: медоносную пчелу, тутового шелкопряда и китайского
дубового шелкопряда. Почему были одомашнены эти насекомые, а
не муравьи или бабочкикапустницы?
2. Осенью довольно часто можно встретить в природе крупные сети
паукакрестовика. Почему такие сети с их хозяевами легко
обнаруживаются в конце лета и в начале осени, а не весной?
3. Девочка прислала в редакцию одного биологического журнала
письмо: «В один из солнечных дней меня удивило несколько
необычное поведение муравьев. Маленький муравейник находился у
северной стороны сгнившего пня. Рядом в земле было три
отверстия, из которых непрерывным потоком двигались муравьи с
куколкамиличинками и скрывались в глубине муравейника.
Вечером муравьи продолжали ту же работу, но в обратном
направлении. Почему? Что означают их действия?» Ответьте
девочке на её вопросы.
5. Нередко можно услышать: неужели современная наука и техника не
могут найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят
столько неприятностей людям и животным? Представьте себе, что
такое средство найдено. Но вот вопрос: правильно ли поступит
человек, если им воспользуется?
4. Пауки в основном наземные животные, но есть среди них виды,
обитающие в воде. Так, в сильно заросших водными растениями
водоёмах встречается пауксеребрянка. Ученые считают, что
предками серебрянки были наземные пауки. Объясните почему?.
Какие преимущества имеет для паукасеребрянки жизнь в воде?
5. Большинство ракообразных – мелкие животные. Самые крупные из
них – некоторые морские раки и крабы. У них размер тела примерно такой же, как у кошки или зайца. Остальное – длинные ноги. Почему
среди ракообразных не было и нет таких крупных животных, как
слон или хотя бы как лошадь?
одновременно и сразу устремляются к воде. Какое значение для
жизни морских черепах имеет синхронность вылупления
потомства?
по теме: «Холоднокровные животные»
Контрольная работа № 3.
Вариант1.
1. Давно было замечено, что большинство видов акул находятся в
движении с первого до последнего дня совей жизни и только
некоторые неподвижно отдыхают на дне. С чем это связано?
2. Племена, живущие по отдаленным притокам южноамериканских
рек Амазонки, Ориноко и других, в местах брода у каждого берега
держат на привязи лошадей. Когда ктото хочет переправиться на
противоположный берег, то он вначале гонит перед собой лошадь
(но не едет на ней!), а сам идет следом за животным. Чем можно
объяснить такой способ передвижения через реку?
3. Зелёные и бурые лягушки имеют покровительственную окраску
тела. Квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они
зелёные, на стволах деревьев – бурые. Как можно объяснить, что у
саламандр и жерлянок имеются ярко окрашенные участки кожи?
4. Ящерица агама при опасности открывает рот и раздувает горловой
мешок. Ушастая круглоголовка поднимает складки кожи в углах
рта, которые наливаются кровью и становятся яркосиними. Как
можно объяснить все это?
5. Морские черепахи откладывают яйца в нагретый песок на берегу.
Огромное количество яиц съедается крабами, морскими птицами и
даже людьми. Из оставшихся яиц вылупление черепашат
происходит всегда синхронно, то есть они появляются на свет
по теме: «Холоднокровные животные»
Контрольная работа № 3.
Вариант2.
1. Знаменитый в свое время учёный, путешественник Александр
Гумбольдт рассказывал, что в жаркий солнечный день часто можно
видеть крокодилов, лежащих на берегу реки или озера с широко
раскрытой пастью, причём их челюсти образуют прямой угол.
Интересно, что в пасмурный день крокодилы никогда себя так не
ведут. Как это можно объяснить?
2. В акватеррариум перед «носом» голодных лягушек положили
умерщвленных мух. Лягушки никак не реагировали на них. Когда
же этих мух поместили на кончик проволоки и привели их в
движение, то лягушки хватали предлагаемый им корм. Объясните
почему?
3. Тело рыб имеет обтекаемую форму. Голова их сразу переходит в
туловище, а шеи нет вообще. Хвост у рыб очень мускулистый и
массивный. С чем это связано?
4. Почему группа хрящевых рыб – акул и скатов, несмотря на
примитивность их строения по сравнению с костными рыбами,
остается всетаки довольно многочисленной в современной фауне?
5. Зоологам хорошо известно, что веки у змей неподвижны, сращены
друг с другом, прозрачны и покрывают глаза, наподобие стекла у часов. Видят змеи плохо, да и слух у них неважный. Каким же
образом они обнаруживают добычу ночью, например мышей?
по теме: «Теплокровные животные»
Контрольная работа № 4.
Вариант1.
1. Давно замечено, что птицы, которые гнездятся в дуплах, устраивают
гнёзда в сухих, мёртвых деревьях, хотя дупла в живых деревьях
были бы надёжнее и дольше сохранялись. Почему?
2. Океанические птицы в отличие от наземных более многочисленны в
умеренных и холодных поясах, где образуют огромные скопления –
так называемые птичьи базары. Объясните такую особенность
распространения птиц.
3. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных,
в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более
содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему?
4. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж
впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в
жизнедеятельности этих млекопитающих?
5. Наука ведет учёт всех видов живых организмов, населяющих нашу
планету. Учтены и те, которые исчезли с лица Земли по разным
причинам. Но до сих пор ещё не зарегистрировано ни одного случая
исчезновения какоголибо вида по вине хищников. Почему?
по теме: «Теплокровные животные»
Контрольная работа № 4.
Вариант2.
1. В штате Аризона на западе США истребили врагов оленей – волков,
койотов и пум. Олени зажили припеваючи. За четверть века их
поголовье увеличилось в 25 раз. Прошло ещё 15 лет – и численность
оленей начала катастрофически падать. В чём причина?
2.
Тигр, пантера и другие кошки, за исключением гепарда, могут тихо
подкрадываться к добыче. Благодаря чему это возможно?
3. Птицы, как правило, делают гнезда и выводят птенцов весной и
летом. Исключение составляют клесты. Они могут выводить
птенцов зимой в трескучие морозы. Объясните, что является
определяющим в сроках выведения птенцов у разных видов птиц.
4. Императорские пингвины Антарктиды – птицыодиночки и обычно
не проявляют интереса к своим соседям. Но стоит подуть сильному
ветру, как они сбиваются в тесную группу по 300600 птиц – так
называемую «черепаху». Объясните такое поведение пингвинов. 5. Летящую кукушку легко принять за ястребаперепелятника. У неё
такая же окраска тела, размеры и характер полёта. Какое это имеет
значение в жизни кукушки?
суше. Каким образом атмосферный кислород поступает в их
организмы?
5. Проследите
развитие
её
усовершенствование у разных групп животных. Какое значение
имеет замкнутая кровеносная система для организма?
кровеносной
системы и
Контрольная работа № 5.
по теме: «Особенности жизнедеятельности животных»
Вариант1.
1. Замечено, что на холоде птицы нахохливаются, в жару их перьевой
покров становится взъерошенным. Как можно это объяснить?
2. Мышечные волоконца в кожномускульных и пищеварительно
мускульных клетках гидры имеют разную направленность. В
эктодерме они расположены параллельно поверхности тела, в
эндодерме – перпендикулярно к ней. Какое значение для
жизнедеятельности гидры это имеет?
3. Нервная система членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит
из надглоточного и подглоточного узлов,
образующих
окологлоточное кольцо, и узлов нервной брюшной цепочки.
Имеются ли различия в нервной системе членистоногих и кольчатых
червей? Если да, то, какие?
4. Дыхание земноводных при помощи кожи осуществляется не только,
когда эти животные находятся в воде, но и когда они находятся на
Контрольная работа № 5.
по теме: «Особенности жизнедеятельности животных»
Вариант2.
1. Проследите развитие выделительной системы у разных видов
животных. Какое значение имеет наличие у организма мочевого
пузыря?
2. В отличие от других позвоночных у млекопитающих имеется
груднобрюшная мышца – диафрагма. Какую роль выполняет в
организме этот орган?
3. В капельку воды с инфузориямитуфельками добавили растёртую
Какие процессы
тушь,
жизнедеятельности инфузорий можно наблюдать при этом?
образующую в воде взвесь.
4. У печёночного сосальщика отсутствуют органы зрения и
химического чувства. Дыхание у сосальщика бескислородное. Сильного развития достигает обоеполая половая система. О чём
говорят эти черты организации печёночного сосальщика?
3.
Северные олени летом откочёвывают к морю, а с наступлением
холодов возвращаются в тундру. Чем обусловлены такие миграции?
5. У большинства животных развито зрение, обоняние, вкус, слух и
осязание. Рыбы обладают и шестым чувством. Каким? Каково
строение этого органа?
4. Океанические птицы в отличие от наземных более многочисленны в
умеренных и холодных поясах, где образуют огромные скопления –
так называемые птичьи базары. Объясните такую особенность
распространения птиц.
5. Зоологи хорошо знают, что в умеренном поясе водится несколько
десятков видов земноводных, тогда как в тропиках их около
полутора тысяч. Как это можно объяснить?
Контрольная работа № 6.
по теме: «Закономерности размещения животных на Земле»
Вариант1.
1. Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи
километров из морей в реки. При этом они сильно худеют,
повреждают тело о подводные предметы, а после икрометания
гибнут. Что заставляет, например кету и горбушу, живущих в Тихом
океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего
Востока?
2. Ленточные черви бычий и свиной цепень встречаются практически
на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными
космополитами. С чем связано их широкое географическое
распространение?
по теме: «Закономерности размещения животных на Земле»
Контрольная работа № 6.
Вариант2.
1. С наступлением зимы одни виды летучих мышей улетают в теплые
края, другие остаются зимовать и впадают в спячку. Какое значение
имеют для летучих мышей миграция и спячка?
2. В средней полосе европейской части России встречается всего 6
видов рептилий(3 вида ящериц и 3 вида змей), в то время как в
тропиках одной только Бразилии их более 3000 видов. Чем вызваны
такие различия? 3. Северная граница распространения живородящей ящерицы заходит
дальше по сравнению с северной границей распространения прыткой
ящерицы. С чем это связано?
4.
Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных
условиях он жил по склонам гор и питался дикими паслёновыми
растениями. Жук был случайно завезён в Европу во время первой
мировой войны и стал здесь страшным вредителем картофеля. Что
послужило этому причиной?
5. Известно, что большинство пауков ходоки неважные и ведут
«осёдлый» образ жизни. Однако их численность в различных местах
обитания остаётся примерно одинаковой из года в год. Каким
образом и когда происходит расселение пауков? Какое значение это
имеет для природы?
2. Птицы, звери и насекомые способны различным образом решать
проблемы терморегуляции, в том числе и средствами весьма
экзотическими. Даны следующие виды:
а собаки;
б пчёлы;
в черепахи.
Какие способы терморегуляции используют эти организмы?
3. Приведите примеры жёсткой пищевой зависимости – соответствия
между организмом и средой, проявляющиеся в возникновении
взаимоотношений между потребителями и их пищей.
4. Докажите, что биоценозы рек, озёр и морей совершенно аналогичны
наземным, для чего попытайтесь определить «основные факторы и
условия среды».
5. Распределите обитателей подводного озёрного мира по группам
(продуценты, первичные, вторичные консументы): водяные лилии,
личинки стрекоз, кубышка жёлтая, рачкибокоплавы, прудовики,
водомерки, веслоногие рачки, клопыгладыши, водоросль хара,
лягушки, личинки жуков плавунцов.
Контрольная работа № 7.
по теме: «Биоценозы»
Вариант1.
1. В расхожих формулировках сущности взаимодействия между
организмом и средой часто утверждается, что организмы
приспособлены к среде. Но среда изменчива: сегодня она одна,
тысячу лет назад она была иной, через сотни лет, возможно, снова
изменится. К какой именно из этих сред приспособлены организмы?
Контрольная работа № 7.
по теме: «Биоценозы»
Вариант2.
1. Докажите, что любая среда неоднородна – если не для внешнего
наблюдателя, то, по крайней мере, для её обитателей. 2. Птицы, звери и насекомые способны различным образом решать
проблемы терморегуляции, в том числе и средствами весьма
экзотическими. Даны следующие виды:
а медведи;
б змеи;
в крокодилы.
Какие способы терморегуляции используют эти организмы?
3. Докажите, что биоценозы рек, озёр и морей совершенно аналогичны
наземным. Найдите основные черты сходства и различия между
наземными и водными биоценозами.
4. Живые организмы весьма склонны к «перемене мест». Различают
три типа перемещения живых организмов – миграции, пассивное
расселение, активное расселение. Из приведенных примеров
выберите и отнесите к одному из трех типов перемещения
животных:
межконтинентальные перелёты птиц;
перебегание полёвок с одного участка луга на
другой;
перелёты полчищ саранчи.
5. Приведите известные вам примеры биологической борьбы с
вредителями, основанные на взаимодействии в системе «хищник
жертва».
Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс.
Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс.
Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс.
Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс.
Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс.
Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс.
Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс.
Контрольные работы по темам курса Зоологии 7 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.