«КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Спортивная подготовка квалифицированных пловцов как системное образование включает в себя: а) соревнования; б) спортивную тренировку; в) совокупность факторов, дополняющих тренировку и соревнования и усиливающих их воздействие. В целом спортивную подготовку характеризуют как многолетний педагогический процесс воспитания, обучения и тренировки, проводимый при активном содействии спортсмена и с учетом его индивидуальных особенностей, в условиях медико-биологического и материально-технического обеспечения, использования средств восстановления и эффективной организации /1, 16, 18, 33, 34/.
Иконка файла материала 251191.doc

 

«КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ»

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Литературный обзор……..……………………………………4

1.1.          Система спортивной подготовки в плавании……………………………4

1.2.          Единство педагогических и биологических аспектов спортивной тренировки…………………………………………………………….......6

1.3.          Биоэнергетические аспекты работоспособности пловцов……………..7

1.4.      Характеристика дистанций в спортивном плавании…………………...9

ГЛАВА 2.  Задачи, методы и организация исследования…...12

2.1.                     Задачи исследования……………………………………………………12

2.2.                     Методы исследования…………………………………………………...13

2.3.                     Организация исследования………………………………………….….13

ГЛАВА 3. Результаты исследований……………..……………..…..15

3.1.          Основные факторы, определяющие уровень спортивных достижений в плавании на дистанции 100м вольный стиль………………………………...15

3.2.          Влияние показателей фактора плавательной подготовленности на уровень результатов на дистанции 100м вольный стиль………………….…17

3.3.          Влияние фактора функциональной подготовленности на уровень результатов на дистанции 100м вольный стиль………………………………18

3.4.      Методика планирования и оценки показателей плавательной подготовленности и специальной функциональной подготовленности пловцов по результату на дистанции 100м вольный стиль..…………......….19

Выводы и практические рекомендации…………………………..22

Список литературы…………………………………………………………….23

Приложения………………………………………………………………….…28

 

 

 

 

 

Введение

 

Высокий уровень спортивных достижений элиты мирового плавания формируется в процессе управления подготовкой пловцов, для чего необходимо иметь количественные критерии подготовленности и методы их оценки /24/. Поэтому нами было выбрано данное направление исследования.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучения показателей плавательной и функциональной подготовленности пловцов 9 лет на дистанциях вольного стиля позволит найти количественные критерии подготовленности пловцов, повысит эффективность тренировочного процесса.

Гипотеза.  Предполагалось, что исследуемые в работе показатели подготовленности можно сгруппировать в факторы и определив их значимость, использовать в управлении подготовкой пловцов 9 лет.

Объектом данного исследования явились пловцы - кролисты в возрастном диапазоне 9 лет.

Предметом исследования явилась подготовленность пловцов в возрастном диапазоне 9 лет.

Цель исследования – совершенствование эффективности процесса подготовки пловцов в возрастном диапазоне 9 лет.          

Научная новизна включает установление основных факторов, определяющих уровень спортивных достижений, их количественная оценка.

Практическая значимость. Установление количественных показателей плавательной и функциональной подготовленности пловцов 9 лет на основе регрессионных уравнений, может быть использовано в управлении тренировочным процессом.


Глава 1. Литературный обзор

1.1. Система спортивной подготовки в плавании

 Спортивная подготовка квалифицированных пловцов как системное образование включает в себя: а) соревнования; б) спортивную тренировку; в) совокупность факторов, дополняющих тренировку и соревнования и усиливающих их воздействие. В целом спортивную подготовку характеризуют как многолетний педагогический процесс воспитания, обучения и тренировки, проводимый при активном содействии спортсмена и с учетом его индивидуальных особенностей, в условиях медико-биологического и материально-технического обеспечения, использования средств восстановления и эффективной организации /1, 16, 18, 33, 34/.

Непосредственная цель спортивной подготовки участие в соревнованиях. Соревнования используются для выявления победителей, мотивации спортсмена (формирования цели и установки на ее достижение), а так же как одно из наиболее эффективных средств самой спортивной подготовки и контроля за ее рациональностью. Уровень спортивных результатов и структура предстоящей соревновательной деятельности служат отправной точкой построения тренировочного процесса /20, 34/.

Соревнования делятся на подготовительные, контрольные, отборочные, главные. Цель участия в главных соревнованиях достижение победы или завоевание возможно более высокого места в видах программы, избранных для специализации. Задача подготовительных и контрольных соревнований, совершенствование сторон спортивного мастерства, приобретение соревновательного опыта, выполнение контрольных нормативов, оценка эффективности тренировочного процесса. Программа этих соревнований разнообразна, проводятся они, как правило, каждые 1-2 недели. Подводящие соревнования – разновидность подготовительных и контрольных. На них совершенствуется модель соревновательной деятельности, которую спортсмен намечает реализовать в главных соревнованиях. По результатам отборочных соревнований комплектуется команда для участия в главных соревнованиях. /22, 2З/.

Соревновательная деятельность пловцов высокого класса достаточно интенсивна  в течение года они стартуют от 60-80 до 100-120 раз. спортивную тренировку определяют как педагогически управляемый процесс развития и совершенствования двигательных способностей занимающегося в избранном виде соревновательных упражнений, направленный на подведение к состоянию наивысшей спортивной готовности (спортивной формы) к моменту главных соревнований, интегральный показатель состояния готовности к соревнованиям спортивный результат. Задачи тренировки сводятся к тому, чтобы за определенный период времени изменить состояние спортсмена, доведя его до уровня, обеспечивающего достижение запланированного результата.

Состояние спортивной формы отражает высокий уровень интегральной (соревновательной), технической, физической, тактической, морально-волевой и психологической подготовленности. Достижение мастерства в каждом из перечисленных видов подготовленности обеспечивается использованием специальных средств, применяемых в определенной последовательности и дозировке на протяжении запланированного цикла тренировочных занятий. Тренировка складывается из нескольких тесно взаимосвязанных видов физической, технической, тактической, морально-волевой и психологической, и интегральной.

Совокупность факторов, дополняющих соревнования и спортивную тренировку, включает в себя: социальные и гигиенические условия жизни спортсмена; материально-техническое, медико-биологическое, методическое и информационное обеспечение подготовки; условия окружающей природной среды (климат, высота над уровнем моря, временной пояс и т.п.); социально-психологическое обеспечение подготовки, в том числе систему мотивации спортсменов, эмоционально-психологическую атмосферу в спортивной группе или коллективе, а также уровень профессиональных знаний и мастерства тренеров и привлекаемых специалистов /11, 24/ . Умелая реализация данных факторов в подготовке квалифицированных пловцов усиливает эффект спортивной тренировки и соревнований, способствует формированию спортсмена как личности.

 

1.2. Единство педагогических и биологических аспектов спортивной тренировки

Спортивная тренировка - процесс педагогический, воздействующий на личность спортсмена, на его психическое и физическое состояние. Отправными положениями в деятельности тренера являются общие принципы педагогики, принципы теории и методики физического воспитания, а также специальные принципы теории спортивной тренировки /12, 1З, 23, 24, 28, 29/.

Опора на фундаментальные положения общей и спортивной педагогики позволяет упорядочить педагогическое содержание и воспитательную направленность спортивной тренировки, привести в систему ее мотивационное, социально-психологическое и психологическое обеспечение, сориентировать деятельность тренера на сотрудничество со спортсменом как с развивающейся творческой личностью /29, 30/.

В то же время спортивная тренировка в своем специфическом проявлении имеет ярко выраженную биологическую основу. Спортивное мастерство пловца формируется на базе долговременной морфофункциональной адаптации его организма к тренировочным и соревновательным воздействиям /4, 5, 7, 10/. Преимущественно биологический аспект тренировки раскрывается ниже в таких понятиях, как "работоспособность пловца", "биоэнергетические возможности организма", "физическая нагрузка", "адаптация к физическим нагрузкам" и др. /4, 12, 17, 19, 28/.

Психолого-педагогические и биологические аспекты тренировки находятся в органической взаимосвязи. Это обязывает тренера глубоко понимать биологические механизмы и закономерности становления спортивного мастерства, осмысливать их в свете педагогических задач и социальной сущности спортивной деятельности /26, 27/.

 

1.3. Биоэнергетические аспекты работоспособности пловцов

Работоспособность пловца это текущие функциональные возможности его организма к эффективному выполнению физических упражнений в условиях тренировок и соревнований. Различают две стороны работоспособности: одна отражает внутренние потенциальные возможности организма обеспечивать энергией мышечную деятельность, другая - его производительность, то есть количество работы, выполняемое пловцом в единицу времени. В соответствии с этим различия имеют и пути оценки работоспособности; в первом случае используют методы функциональной диагностики, рассчитывают показатели биоэнергетики, во втором - применяют эргометрические способы измерения выполненной работы, учитывая объем физических упражнений (например, длину дистанции или количество гребковых движений на тренажере), их интенсивность (например, скорость плавания или мощность гребкового движения на тренажере) и время выполнения /32, 36, 37 /.

Выделяют общую и специальную работоспособность пловца. Общая работоспособность ("кондиция") отражает уровень здоровья и функционального состояния тех органов и систем, которые обеспечивают выполнение неспецифических для плавания, но относительно продолжительных двигательных заданий, вовлекающих в работу значительную часть мышечного аппарата. Основными средствами ее развития служат разнообразные физические упражнения на суше (преимущественно на местности): лыжи, бег, круговая тренировка с использованием общеразвивающих силовых упражнений. /8, 15, 35 /.

Специальная работоспособность пловца проявляется при выполнении основного соревновательного упражнения или сходного с ним по динамической структуре движений и режиму мышечной деятельности. Она приобретается в процессе многолетней тренировки как результат развития тех сторон двигательных способностей, которые обеспечивают занимающемуся высокую результативность в избранном виде спорта. В основе повышения уровня специальной работоспособности лежит механизм индивидуальной долговременной адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Биоэнергетические возможности организма пловца. Образование энергии, необходимой для выполнения спортсменом соревновательных и тренировочных упражнений, осуществляется за счет анаэробных алактатных, анаэробных гликолитических и аэробных биохимических процессов в организме. Примерное соотношение аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения при плавании кролем на различных дистанциях с предельной мобилизацией приведено в табл.1 /2, 9, 28, 31/.

Таблица 1

Примерное соотношение аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения (%) при плавании кролем на различных дистанциях с предельной мобилизацией.

Характеристики

 

Дистанция (м)

50

100

200

400

800

1500

Скорость плавания (%)

от скорости на 50м

100

92

82

78

75

74

Аэробные процессы

10

20

35

60

80

90

Анаэробные процессы

90

80

65

40

20

10

 

В целях более глубокого анализа биоэнергетических возможностей принято выделять три их компонента, от которых зависит величина и характер проявления специальной работоспособности пловца на той или иной дистанции:

-       алактатную анаэробную способность, связанную с процессами преобразования энергии в АТФ-фазной и КрФ-киназной реакциях;

-       гликолитическую анаэробную способность, отражающую возможность усиления анаэробного гликолитического процесса, в ходе которого происходит накопление молочной кислоты в организме;

-       аэробную способность, связанную с возможностью усиления аэробных процессов митохондриях клеток при одновременном увеличении доставки и утилизации кислорода в работающих тканях.

Каждый из названных выше компонентов, в свою очередь, принято характеризовать с помощью биохимических критериев трех типов:

- критериев мощности, отражающих скорость освобождения энергии в метаболических процессах;

- критериев емкости, в которых отражаются размеры доступных для использования субстратных фондов или общий объем метаболических изменений в организме, происходящих за время упражнения;

- критериев эффективности, определяющих, в какой степени высвобождаемая в метаболических процессах энергия используется для специфической мышечной работы /9, 11, 12/.

 

1.4. Характеристика дистанций в спортивном плавании.

Дистанция 50 м. На самой короткой дистанции спортивного плавания в энергообеспечении доминируют анаэробные процессы. В течение первых 8-10 с плавания работа обеспечивается за счет фосфагенов (внутримышечные запасы АТФ и КрФ). При работе максимальной мощности за указанное время может быть израсходована примерно половина запасов КрФ, продолжение мышечной деятельности приводит к активизации других источников энергии. Вторая половина дистанции преодолевается при значительном усилении анаэробного гликолиза. На финише концентрация молочной кислоты в крови может достигать 8-1З ммоль/л.

При этом у победителей отмечается большая степень активизации КрФ-киназной реакции и меньше величины накоплениялактата в крови. Такое соотношение энергетических процессов отражает проявление выраженных спринтерских качеств. Что касается аэробного компонента энергообеспечения, то за столь короткое время работы уровень 02-потребления не успевает возрасти значительно и на финише не достигает и половины своих максимальных значений. При проплывании 50м за 22-25 с потребление кислорода в среднем составляет 0,5-1,0 л и зависит не только от аэробных возможностей организма, но и от характера дыхания на дистанции (зачастую начало и конец дистанции преодолеваются на задержке дыхания). Кислородная задолженность организма пловца на финише не превышает, как правило, 8 л /9/.

Дистанция 100 м. На этой дистанции также преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, вклад которых в 4 раза превышает долю аэробного метаболизма. Кислородная задолженность может превышать 1,6 л, причем на долю алактатного компонента(связанного с восстановлением после работы запасов КрФ) приходитсяЗ-4л; лактатный компонент (обусловленный ресинтезом гликогена из молочной кислоты) может превышать 12 л. Уровень лактата в крови на финише возрастает до 14-18 ммоль/л, что сопровождается резким изменением кислотно-основного баланса, значительным утомлением и снижением работоспособности. В то же время роль аэробного источника энергии по сравнению с дистанцией 50 м существенно возрастает, 02- приход во время работы на дистанции 100 м может достигать 4-5 л. И все же, оценивая роль различных источников энергообеспечения, следует подчеркнуть значение суммарной мощности гликолитического креотинфосфатного механизмов, поскольку их вклад на этой дистанции составляет 80% необходимых энергозатрат /12, 28/.

Дистанция 200 м. На этой дистанции также преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, вклад которых почти в 2 раза превышает долю аэробного метаболизма. Кислородная задолженность может превышать 1,6 л, причем на долю алактатного компонента(связанного с восстановлением после работы запасов КрФ) приходитсяЗ-4л; лактатный компонент (обусловленный ресинтезом гликогена из молочной кислоты) может превышать 12 л. Уровень лактата в крови на финише возрастает до 12-15 ммоль/л, что сопровождается резким изменением кислотно-основного баланса, значительным утомлением и снижением работоспособности. В то же время роль аэробного источника энергии по сравнению с дистанцией 100 м существенно возрастает, 02- приход во время работы на дистанции 100 м может достигать 4-5 л. Оценивая роль различных источников энергообеспечения, следует подчеркнуть значение суммарной мощности гликолитического механизмов, вклад которых на этой дистанции составляет 65% необходимых энергозатрат /12, 13, 28/.

Дистанции 400, 800, 1500м. На этих дистанциях уже преобладают аэробные процессы энергообеспечения, вклад которых на дистанции 400м превышает долю анаэробного метаболизма почти в 2 раза, на дистанции 800 в 4 раза, а на дистанции 1500м в 9 раз.

 

Глава 2.  Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования:

  Перед работой были поставлены следующие задачи:

1.   Определить основные факторы, определяющие уровень спортивных результатов пловцов кролистов

2.   Определить влияние показателей плавательной подготовленности на уровень спортивных результатов

3.   Определить влияние показателей функциональной подготовленности на уровень спортивных результатов

4.     Определить методику расчета и оценки показателей плавательной и функциональной подготовленности

2.2. Методы исследования

 Для решения поставленных задач использовали следующие методы:

1.                 Анализ научно-методической литературы

2.                 Антропометрия

3.                 Хронометрирование

4.                 Пульсометрия

5.                 Математико-статистические методы

Антропометрия.

У всех пловцов фиксировался паспортный возраст (лет), а также определялась длина (см) и масса тела (кг) по общепринятым методикам.

Хронометрия

У всех испытуемых фиксировалось время проплывания дистанций 25м, 50м, 100м, 200м, 800м и среднее время в контрольных упражнениях  4 х  50м (отдых 20сек.) и 10 х 100м (отдых 1 мин.). Скорость проплывания  (м/сек.) определялось, как частное от деления длины дистанции (м) на его время (сек.)

Пульсометрия

После проплывания дистанций и контрольных упражнений фиксировалась ЧСС пальпаторно за 10 секунд. Затем полученные данные переводились в удары в минуту.

Методы математической статистики

 Для обработки полученных материалов использовались средние значения, минимум и максимум, стандартные отклонения и ошибки. Для определения взаимосвязи между показателями использовались корреляционный, регрессионный и факторный анализы.

2.3. Организация исследования

В исследовании приняли участие 10 пловцов кролистов в возрасте 9 лет. Статистические данные исследуемых показателей пловцов кролистов приведены в табл.2. В качестве статистических данных использовались среднее значение, стандартное отклонение, стандартная ошибка.

Таблица 2.

Статистические данные исследуемых показателей пловцов кролистов 9 лет (n=10)

Показатели

Среднее

значение

Стандартное

отклонение

Стандартная

ошибка

1. Длина тела (см)

168,9

±4,8

±1,5

2. Масса тела (кг)

57,9

±6,4

±2,0

3. Скорость 100м

0,999

±0,144

±0,045

4. Скорость 25м

1,101

±0,187

±0,059

5. Скорость 50м

1,032

±0,141

±0,044

6. Скорость 200м

0,871

±0,133

±0,042

7. Скорость 800м

0,740

±0,044

±0,013

8. Скорость 4 х 50м

0,962

±0,143

±0,045

9. Скорость 10 х 100м

0,783

±0,135

±0,042

10. ЧСС 25м

177,0

±4.8

±1,2

11.ЧСС 50м

184.8

±5.4

±1,2

12. ЧСС 100м

186,7

±5.4

±1,2

13. ЧСС 200м

173.4

±11,4

±3,6

14. ЧСС 800м

162

±4,8

±1,2

15. ЧСС 4 х 50м

181,2

±5,4

±1.2

16.ЧСС 10 х 100м

169,8

±5,4

±1,8

 

Среднее значение длины тела пловцов кролистов составило 168,9 см. Среднее значение массы тела пловцов кролистов составило 57,9 см.

Средние значения скорости плавания на дистанциях и в плавательных тестах уменьшались с 1,101 м/сек на 25м до 0,740 м/сек на дистанции 800м. Самые высокие средние значения ЧСС 186,9 – 173,4 уд/мин наблюдались на спринтерских дистанциях 25м – 200м и в тесте специальной выносливости 4 х 50м, характеризующую работоспособность в гликолитической зоне мощности. На стайерской дистанции 800м и в тесте общей выносливости, характеризующую работоспособность в аэробной зоне мощности, средние значения ЧСС были ниже 169,8 – 162 уд/мин. 

 

 

Глава 3. Результаты исследований

3.1. Основные факторы, определяющие уровень спортивных достижений в плавании на дистанции 100м вольный стиль

Исследуемые показатели антропометрии, скорости плавания и частоты сердечных сокращений на соревновательных дистанциях и тестовых упражнений были подвергнуты факторному анализу /21, 25/ для определения обобщенных факторов, определяющих уровень спортивных достижений на дистанции 100м, у пловцов кролистов 9 лет. Результаты факторного анализа исследуемых показателей пловцов кролистов приведены в табл.3.

Таблица 3.

Факторный анализ показателей антропометрии, скорости плавания и частоты сердечных сокращений на соревновательных дистанциях и тестовых упражнений пловцов-кролистов

 

Показатели

1-фактор

2-фактор

3-фактор

1. Длина тела (см)

+0,079

-0,010

+0,758

2. Масса тела (кг)

+0,155

+0,106

+0,795

3. Скорость 100м

+0,968

-0,0081

+0,199

4. Скорость 25м

+0,965

+0,190

+0,004

5. Скорость 50м

+0,979

+0,093

+0,095

6. Скорость 200м

+0,911

-0,143

+0,497

7. Скорость 800м

+0,942

+0,254

+0.273

8. Скорость 4 х 50м

+0,968

+0,176

+0,069

9. Скорость 10 х 100м

+0,777

+0,258

+0,339

10. ЧСС 100м

+0,002

+0,875

+0,124

11. ЧСС 25м

-0,320

+0,061

-0,517

11.ЧСС 50м

+0,205

+0.881

-0,053

12. ЧСС 200м

+0,662

+0,349

+0,395

13. ЧСС 800м

+0,577

+0,488

-0,127

14. ЧСС 4 х 50м

+0,198

+0.807

+0,214

15. ЧСС 10 х 100м

-0,064

+0,292

+0,716

Общая дисперсия

7,084

2,904

2,444

Доля общей дисперсии

0,443

0,181

0,152

Примечание: факторные нагрузки 0,700 и более значимы при  р <  0,01

 

Как видно из приведенных в табл.3 данных самым значимым является первый фактор (общая дисперсия 7,084).  Фактор положительно и сильно взаимосвязан со скоростью плавания на дистанциях 100м (+0,968), 200м (+0,911), 800м (+0,942). Данный фактор также сильно взаимосвязан со скоростью в тестовых упражнениях: 25м, характеризующим скоростные возможности (+0,965), 50м, характеризующим скоростно-силовые качества (+0,979), 4 х 50м, характеризующим специальную выносливость (+0,965), и несколько меньшей взаимосвязью с упражнением 10 х 100м, характеризующим общую выносливость (+0,777). Данный фактор можно охарактеризовать, как «плавательную подготовленность», так как он включает с сильными факторными нагрузками скорость плавания на всех дистанциях и во всех тестовых упражнениях в плавании пловцов кролистов в возрасте 9 лет

Второй фактор (общая дисперсия 2,904) положительно взаимосвязан с ЧСС на основной дистанции 100м (+0,875), с ЧСС в тестовом упражнении 50м, характеризующим скоростно-силовые качества (+0,881), с ЧСС в тестовом упражнении 4 х 50м, характеризующим специальную выносливость (+0,807). Данный фактор можно охарактеризовать, как «специальную функциональную подготовленность», так как он включает показатели ЧСС в упражнениях, характеризующих скоростно-силовые качества и специальную выносливость пловцов кролистов в возрасте 9 лет .

Третий фактор (общая дисперсия 2,444) положительно взаимосвязан с показателями длины(+0,758) и массы тела(+0,795). Его можно охарактеризовать, как «тотальные размеры тела».

Таким образом уровень спортивных достижений на дистанции 100м у пловцов кролистов 9 лет определяется тремя факторами: плавательной подготовленностью, специальной функциональной подготовленностью и тотальными размерами тела.

 

3.2. Влияние показателей фактора плавательной подготовленности на уровень результатов на дистанции 100м вольный стиль

Коэффициенты корреляции и характеристики уравнений регрессии /14, 21/ скорости плавания на дополнительных дистанциях и показателей скоростных возможностей, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости со скоростью плавания на дистанцию 100м пловцов кролистов 9 лет в табл. 4.

Таблица 4.

 Характеристики уравнений регрессии взаимосвязи скорости плавания на дополнительных дистанциях и показателей скоростных возможностей, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости со скоростью плавания на дистанцию 100м пловцов кролистов

Показатели

Коэффициент

корреляции

Коэффициент

регрессии

Свободный член

уравнения

Стандартное

отклонение

1. Скорость 50м

+0,969  

+0,9493

+0,0836

±0,0344

2. Скорость 200м

+0,974  

+0,8999

-0,0288

±0,0299

3. Скорость 800м

+0,897  

+0,2739

+0,4663

±0,0195

4. Скорость 25м

+0,936  

+1,2115

-0,1132

±0,0471

5. Скорость 4 х 50м

+0,945  

+0,9360

+0,0269

±0,0335

6. Скорость 10 х 100м

+0,780

+0,7299

+0,0538

±0,0434

 

Как видно из приведенных в таблице данных показатели скорости плавания на спринтерских дистанциях 50м (+0,969) и 200м (+0,974) очень сильно взаимосвязаны со скоростью плавания на дистанции 100м. Несколько меньшая взаимосвязь наблюдается со скоростью плавания на дистанции 800м (+0,897). Это связано с тем что скорость плавания на дистанции 50м, характеризует скоростно-силовые качества пловца, скорость на дистанции 200м, характеризует специальную плавательную выносливость, столь необходимые для достижения высокой скорости на спринтерской дистанции 100м. Взаимосвязь скорости плавания на дистанции 800м, характеризующей общую плавательную выносливость, со скоростью на дистанции 100м меньше.

  Сильную взаимосвязь со скоростью плавания на дистанции 100м имеют скорость плавания на отрезке 25м (+0,936), характеризующая скоростные возможности пловца, и скорость плавания в тесте 4 х 50м (+0,945), характеризующая специальную плавательную выносливость.

Характеристики уравнений регрессии, приведенные в табл.4 , по скорости плавания на основной дистанции 100м позволяют рассчитывать скорости плавания на других дистанциях, т.е. определять дистанционную подготовленность. По уравнениям также можно рассчитать необходимый уровень скоростных возможностей (скорость 25м) и специальной выносливости (скорость 4 х 50м) по скорости плавания на дистанции 100м.

 

3.3. Влияние показателей фактора специальной функциональной подготовленности на уровень результатов на дистанции 100м вольный стиль

Фактор специальной функциональной подготовленности включает в себя показатели ЧСС в упражнениях, характеризующих скоростно-силовые качества (50м) и специальную выносливость (4 х 50м) пловцов. Рассматривая коэффициенты корреляции между ЧСС после соревновательных дистанций и тестов, следует отметить сильную взаимосвязь между ЧСС на дистанции 200м и скорость плавания на дистанции 100м (+0,701), а со скоростью на остальных дистанциях и в плавательных тестах средняя по величине. Следует отметить взаимосвязь ЧСС на дистанции 200м и ЧСС в тесте 4 х 50м (+0,697).

Поэтому очевидно специальную функциональную подготовленность можно оценить по ЧСС при проплывании дистанции 200м.

Таблица 5.

Характеристика уравнения регрессии взаимосвязи показателя специальной функциональной подготовленности (ЧСС на дистанции 200м) со скоростью плавания на дистанции 100м пловцов-кролистов.

Показатели

Коэффициент

корреляции

Коэффициент

регрессии

Свободный член

уравнения

Стандартное

отклонение

1.ЧСС 200м

+0,701

+57,1276

+116,3

±6,126

 

 

В табл.5 приведены коэффициент корреляции и характеристики уравнения регрессии /14, 21/ показателя специальной функциональной подготовленности (ЧСС на дистанции 200м) со скоростью плавания на дистанции 100м пловцов-кролистов. Коэффициент детерминации, определяемый возведением коэффициента корреляции в квадрат и умножением на 100% /3/, показывают влияние ЧСС на дистанции 200м на скорость плавания на дистанции. Влияние ЧСС на дистанции 200м, как показателя специальной функциональной подготовленности на 49,1% определяет скорость плавания на дистанции 100м.

 

3.5.          Методика планирования и оценки показателей плавательной подготовленности и специальной функциональной подготовленности пловцов по результату на дистанции 100м вольный стиль

 

Характеристики уравнений регрессии взаимосвязи скорости плавания на дополнительных дистанциях и показателей скоростных возможностей, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости со скоростью плавания на дистанцию 100м пловцов кролистов (табл. 4.) и характеристику уравнения регрессии взаимосвязи показателя специальной функциональной подготовленности (ЧСС на дистанции 200м) со скоростью плавания на дистанции 100м пловцов-кролистов (табл. 5.) можно использовать для прогнозирования показателей подготовленности и их педагогической оценки.

Прогнозирование показателей. Так пловцу А. на конец годичного тренировочного цикла планируется результат на дистанции 100м – 1.30,5 сек. Надо определить необходимый уровень показателя специальной выносливости в тесте 4 х 50м.

Расчет. Результат 1.30,5 сек. переводим в секунды – 90,5 сек. Дистанцию 100м делим на время 90,5 сек. и получаем скорость -1,105 м/сек. Далее используем характеристики уравнения регрессии для теста 4 х 50м. Скорость 1,105 умножаем на коэффициент регрессии (+0,9360), и к полученному результату прибавляем свободный член уравнения регрессии (+0,027). В результате получаем скорость в тесте 4 х 50м равную 1,061 м/сек. Чтобы определить среднее время проплывания 50 м в тесте, делим 50м на скорость 1,061м/сек и получаем среднее время на 50м равное 47,1 сек.

Оценка показателей. В конце года у спортсмена В. результат в тесте на специальную выносливость 4 х 50м равен 45,0 сек. при результате на соревновательной дистанции 100м равному 1.30,5 сек. Необходимо дать оценку специальной выносливости спортсмена.

Расчет. Определяем необходимый уровень скорости в тесте 4 х 50м для результата 1.30,5 сек., что уже делалось для прогнозирования – расчетная скорость 1,061 м/сек.  Далее определяем реальную скорость в тесте путем деления 50м на время 45,0 сек. и получаем скорость 1,111 м/сек.  Потом определяем разницу между реальной скоростью (1,111 м/сек) в тесте  и расчетной(1,061 м/сек), которая составляет +0,050м/сек. Полученную разницу делим на стандартное отклонение уравнения регрессии (табл.4), равное  ±0,033 и получаем + 1,51s. Полученное значение (+ 1,51s) сравнивается с градацией бальных оценок, которая используется в тренировочном процессе /33, 44/.

Градация пятибалльной шкалы оценок имеет следующий вид:

От + 1,65 и более – высокий уровень

От + 0,67 до + 1,65 – уровень выше среднего

От – 0,67 до + 0,67 – средний уровень

От – 0,67 до – 1,65 уровень ниже среднего

От – 1,65 и менее – низкий уровень

Как видно наш результат (+ 1,51s) оценке специальной выносливости соответствует значению выше среднего.

 

Выводы и практические рекомендации

1.     Уровень спортивных достижений на дистанции 100м у пловцов кролистов определяется тремя факторами:

-       плавательной подготовленностью, определяемая скоростью плавания на соревновательных дистанциях и тестовых упражнений в плавании;

-       специальной функциональной подготовленностью, определяемой показателями ЧСС в упражнениях, характеризующих скоростно-силовые качества и специальную выносливость;

-       тотальными размерами тела, определяемыми длиной и массой тела.

2.     Выявлена сильная взаимосвязь скорости плавания на соревновательных дистанциях, в тестовых упражнениях, определяющих быстроту, скоростно-силовые качества, специальную и общую выносливость со скоростью плавания на дистанции 100м.

3.     Специальная функциональная подготовленность пловцов кролистов определяется частотой сердечных сокращений при проплывании дистанции 200м сильно взаимосвязана со скоростью плавания на дистанции 100м.

4.     Полученные уравнения регрессии между показателями плавательной и специальной функциональной подготовленности и скоростью плавания на дистанции 100м могут быть использованы для планирования и оценки подготовленности пловцов кролистов.

 

Список литературы

 

1.                 Булгакова Н.Ж. Основные критерии планирования подготовки спортивного резерва // В сб. Плавание – М.: ФиС, 1988. С. 59-65.

2.                 Булгакова Н.Ж., Ваньков А.А. Исследование динамики основных показателей, определяющих спортивные достижения в процессе многолетней подготовки пловцов высокого класса. – Сб. науч. Труд. ГЦОЛИФК «Совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса». - М., ГЦОЛИФК, 1980. С. 47-50.

3.                 Врублевский Е.П., Лихачев О.Е., Врублевская Л.Г. Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита: Учебное пособие. – М.: ФиС, 2006. – 228с.

4.                 Вайцеховский С.М. Оперативное управление процессом спортивной тренировки (на примере плавания) // ТиПФК - 1979, № 1, - С. 47-50.

5.                 Ваньков А.А. Соотношение тренировочных упражнений разной направленности у пловцов высокой квалификации. Плавание: сб.статей, вып. 2,- М., 1980.

6.                 Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методики спортивной тренировки // ТиПФК - 1998. - № 2. - С.21-42.

7.                 Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

8.                  Верхошанский Ю.В., Волков Н.И., Коц Я.М., Кузнецов С.П., Ширковец Е.А. Некоторые закономерности функциональной специализации спортсмена // В сб. Совершенствование системы управления подготовкой спортсменов высшей квалификации, принципы построения тренировки в годичном цикле - VI. ГЦОЛИФК, 1980 - С. 36-70.

9.                  Волков Н.И., Гордон С.М., Ширковец Е.А., Иванов В.С. Максимум аэробной и анаэробной работоспособности у пловцов // ТиПФК - 1968. № 10. -  С.24-26.

10.            Вржесневский И.В., Моногаров В.Г., Платонов В.И., Слободнян М.И. О методах повышения выносливости пловцов к работе аэробного характера // ТиПФК - М.- 1975. - № 11. - С. 28.

11.            Гордон С.М. Основы планирования многолетней тренировки пловца: Методические рекомендации - Вильнюс: Госкомспорт ЛССР -1986. - 58 с.

12.             Гордон С.М. Подготовка пловца на основе использования количественных методов оценки динамики специальной работоспособности. Методические рекомендации. - Вильнюс, Госкомспорт ЛССР. -1987.

13.             Гордон С.М., Прилуцкий П.М., Попов О.И. Построение годичного цикла тренировки квалифицированных пловцов. Учебное пособие - М. – ГЦОЛИФК. - 1986.

14.             Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ: - М.: Финансы и статистика, 1986. – 366с.

15.             Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., 1970.  -145 с.

16.             Инясевский К.А. Тренировка пловцов высокого класса. М.: Физкультура и спорт, 1970. - 225с.

17.             Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Исследование физической работоспособности спортсмена. М.: ФиС – 1974. - 195 с.

18.             Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание. Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.

19.             Кашкин А.А., Гордон С.М., Попов О.И., Чеботарева И.В. Критерии совершенствования выносливости в тренировке пловца: Методическая разработка для слушателей ФПК, студентов специализации тренерского и заочного факультетов РГАФК // М., РГАФК.- 1995. - 49 с.

20.            Макаренко Л.П. Соревновательная деятельность высококвалифицированных пловцов-спринтеров: Учеб. пособие для слушателей ИПК, ФПК и тренеров по плаванию. - М.: РИО РГУФКСиТ, 2003. - 105 с.

21.             Лакин Г.Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа. 1973. – 343 с.

22.             Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры: Доп. Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР / Матвеев Л.П. - М.: ФиС, 1977. - 280 с.: ил.

23.             Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и система подготовки спортсменов: Учеб. Пособие. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320с.

24.            Морозов С.Н. Оценка подготовленности пловцов-спринтеров и стайеров в управлении тренировочным процессом. Учебное пособие. М.: ГЦОЛИФК. 1983. – 46с.

25.             Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. – М.: Наука. 1977. – 181с.

26.             Плавание. Под редакцией В.Н. Платонова. Киев. Олимпийская литература. 2000. – 495.

27.            Планирование процесса тренировки спортсменов высокой квалификации в циклических видах спорта (на примере плавания): Методические рекомендации / Сост. Е.А. Ширковец, А.В. Евтух. М.:- ВНИИФК, 1988.  -23 с.

28.             Платонов В.Н. Адаптация в спорте / Платонов В.Н. - Киев: Здоров'я, 1988. - 216 с.

29.             Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986 -286 с.

30.            Платонов В.Н., Фесенко С.Л. Сильнейшие пловцы мира. М.: - Физкультура и спорт, 1990. - З04 с.: ил.

31.             Смирнов В.В. Построение годичного цикла тренировки квалифицированных пловцов на основе биоэнергетических показателей: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - М., 1989 -24 с.

32.             Соколов Г., Гордон С.М. Основы планирования многолетней тренировки пловца: Методические рекомендации - Вильнюс Гос. Комитет по ФК и спорту при Литовской ССР 1986. - 58 с. 

33.             Спортивное плавание. Учебник для вузов физической культуры. Под редакцией проф.Н.Ж. Булгаковой. М.: ФОН, 1996. – 430с.

34.            Спортивное плавание: путь к успеху:  в 2 кн./ под общ. Ред. В.Н. Платонова. М.: Советский спорт, 2012. -480с.

35.            Устькачканцев Ю.А. Исследования динамики физической подготовленности и нагрузок пловцов в годичном цикле тренировки: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - М., 1979 -22 с.

36.            Ширковец Е.А. Управление тренировкой пловцов путем определение зон мощности по лактату крови. // В сб. Плавание - М.1988. - с.79-86.

37.            Ширковец Е.А., Костюков В.В. Годичная динамика биоэнергетических факторов, определяющих выносливость спортсмена //ТиПФК - М. -1980 - № 11 - С. 20-23.

 

 

Приложения

 

 

Приложение 1.

 

Статистические данные исследуемых показателей пловцов кролистов 9 лет (n=10)

 

 

 

Показатели

N

Среднее

Мин

Макс

Стандартное

отклонение

Стандартная

ошибка

Длина тела (см)

10

134.1

130.0

138.0

±2.6

±0.8

Масса тела (кг)

10

33.3

29.0

39.0

±2.8

±0.9

Скорость 50м (м/сек)

10

1.032

0.890

1.250

±0.141

±0.044

Скорость 100м (м/сек)

10

0.999

0.820

1.190

±0.144

±0.045

Скорость 200м (м/сек)

10

0.871

0.690

1.020

±0.133

±0.042

Скорость 25м (м/сек)

10

1.101

0.930

1.420

±0.187

±0.059

Скорость 4х50м (м/сек)

10

0.962

0.830

1.170

±0.143

±0.045

Скорость 10х100м (м/сек)

10

0.783

0.680

1.050

±0.135

±0.042

Скорость 800м (м/сек)

10

0.740

0.700

0.810

±0.044

±0.013

ЧСС 50м (уд/мин)

10

184.8

174

192

±5.5

±1.7

ЧСС 100м (уд/мин)

10

186.0

174

192

±5.6

±1.8

ЧСС 200м (уд/мин)

10

173.4

156

192

±11.7

±3.7

ЧСС 25м (уд/мин)

10

177.0

168

186

±5.1

±1.6

ЧСС 4х50м (уд/мин)

10

181.2

168

186

±5.5

±1.7

ЧСС 10х100 (уд/мин)

10

169.8

162

180

±5.7

±1.8

ЧСС 800 (уд/мин)

10

162.0

156

168

±4.9

±1.5

 

 

Таблица 2.

Матрица интеркорреляций исследуемых показателей у пловцов-кролистов в возрасте 9 лет (п =10)

 

Показатели

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

 

Длина тела (см)

1.00

0.58

0.13

0.15

0.15

0.07

0.14

0.42

0.12

-0.04

0.05

0.31

-0.38

0.22

0.21

0.05

Масса (кг)

0.58

1.00

0.26

0.30

0.32

0.19

0.25

0.43

0.19

-0.02

0.12

0.32

-0.11

0.31

0.58

0.19

Скорость 50м (м/сек)

0.13

0.26

1.00

0.97

0.89

0.99

0.99

0.81

0.97

0.28

0.12

0.69

-0.29

0.26

0.09

0.55

Скорость 100 (м/сек)

0.15

0.30

0.97

1.00

0.97

0.94

0.95

0.78

0.90

0.21

0.05

0.70

-0.46

0.19

0.15

0.52

Скорость 200м (м/сек)

0.15

0.32

0.89

0.97

1.00

0.84

0.85

0.69

0.78

0.07

-0.06

0.69

-0.56

0.09

0.18

0.45

Скорость 25м (м/сек)

0.07

0.19

0.99

0.94

0.84

1.00

0.99

0.79

0.99

0.36

0.20

0.67

-0.21

0.31

0.05

0.60

Скорость 4х50 (м/сек)

0.14

0.25

0.99

0.95

0.85

0.99

1.00

0.85

0.99

0.36

0.19

0.68

-0.26

0.32

0.05

0.58

Скорость 10х100м (м/сек)

0.42

0.43

0.81

0.78

0.69

0.79

0.85

1.00

0.82

0.42

0.27

0.66

-0.36

0.46

0.11

0.40

Скорость 800м (м/сек)

0.12

0.19

0.97

0.90

0.78

0.99

0.99

0.82

1.00

0.41

0.21

0.66

-0.15

0.38

0.03

0.62

ЧСС 50м (уд/мин)

-0.04

-0.02

0.28

0.21

0.07

0.36

0.36

0.42

0.41

1.00

0.90

0.29

-0.14

0.58

0.20

0.44

ЧСС 100м (уд/мин)

0.05

0.12

0.12

0.05

-0.06

0.20

0.19

0.27

0.21

0.90

1.00

0.24

-0.14

0.51

0.37

0.29

ЧСС 200м (уд/мин)

0.31

0.32

0.69

0.70

0.69

0.67

0.68

0.66

0.66

0.29

0.24

1.00

-0.37

0.69

0.37

0.55

ЧСС 25м (уд/мин)

-0.38

-0.11

-0.29

-0.46

-0.56

-0.21

-0.26

-0.36

-0.15

-0.14

-0.14

-0.37

1.00

0.14

-0.21

0.00

ЧСС 4х50м (уд/мин)

0.22

0.31

0.26

0.19

0.09

0.31

0.32

0.46

0.38

0.58

0.51

0.69

0.14

1.00

0.31

0.59

ЧСС 10х100м (уд/мин)

0.21

0.58

0.09

0.15

0.18

0.05

0.05

0.11

0.03

0.20

0.37

0.37

-0.21

0.31

1.00

-0.14

ЧСС 800м (уд/мин)

0.05

0.19

0.55

0.52

0.45

0.60

0.58

0.40

0.62

0.44

0.29

0.55

0.00

0.59

-0.14

1.00

 

Таблица 3.

Факторный анализ показателей антропометрии, скорости плавания и частоты сердечных сокращений на соревновательных дистанциях и тестовых упражнений пловцов-кролистов

 

Показатели

1-фактор

2-фактор

3-фактор

1. Длина тела (см)

+0,079

-0,010

+0,758

2. Масса тела (кг)

+0,155

+0,106

+0,795

3. Скорость 100м

+0,968

-0,0081

+0,199

4. Скорость 25м

+0,965

+0,190

+0,004

5. Скорость 50м

+0,979

+0,093

+0,095

6. Скорость 200м

+0,911

-0,143

+0,497

7. Скорость 800м

+0,942

+0,254

+0.273

8. Скорость 4 х 50м

+0,968

+0,176

+0,069

9. Скорость 10 х 100м

+0,777

+0,258

+0,339

10. ЧСС 100м

+0,002

+0,875

+0,124

11. ЧСС 25м

-0,320

+0,061

-0,517

11.ЧСС 50м

+0,205

+0.881

-0,053

12. ЧСС 200м

+0,662

+0,349

+0,395

13. ЧСС 800м

+0,577

+0,488

-0,127

14. ЧСС 4 х 50м

+0,198

+0.807

+0,214

15. ЧСС 10 х 100м

-0,064

+0,292

+0,716

Общая дисперсия

7,084

2,904

2,444

Доля общей дисперсии

0,443

0,181

0,152

Примечание: факторные нагрузки 0,700 и более значимы при  р <  0,01

 

 

Исполнитель выпускной квалификационной работы :

студент 6 курса специализации «ТиМ плавания»                              Бугров А.В.

 

 

Научный руководитель:

Доцент,  к.п.н.                                                                                                    Войтенко Ю.Л.

 

 

Зав. кафедрой

профессор,  д.п.н.                                                                                                  Попов О.И.

 

 

 

 

 

 

 

Дата защиты: «___»  _______ 2015 г.

 

 

Оценка за работу ____________________________________

 

 

Председатель Государственной аттестационной комиссии

________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru