Концепция развития дополнительного образования детей как инструмент обновления методической службы
В указах Президента Российской Федерации заложены меры государственной политики, направленные на общественное признание ценностного статуса дополнительного образования, а также его миссии.
На современном этапе развития образования первостепенными становятся ценности личностного роста, гражданской солидарности и самовыражения. Подразумевается, что дополнительное образование принципиально расширяет возможности индивидуального развития человека, предлагая большую свободу выбора. При этом дополнительное образование играет важную роль на всех этапах развития личности, включая следующие уровни: дошкольный, общий, профессиональный. Смысловым ядром для взрослеющей личности является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Концепцией развития дополнительного образования (далее – Концепция) предусмотрено создание условий «для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей». Дополнительное образование в значительной степени должно уравнять возможности получения необходимого объема и качества образовательных ресурсов, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Во второй части Концепции представлены состояние и проблемы дополнительного образования детей, в том числе:
Содержательный аспект дополнительных общеобразовательных программ;
Социальный запрос на предоставление дополнительных образовательных услуг, в части инновационного развития системы образования «эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего»;
Формы и технологии обучения;
Проблемы развития системы дополнительного образования:
- дефицит в инвентаре и современном оборудовании, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, учебных пособиях и т.д.
- отсутствует массовое привлечение талантливых молодых педагогов
- обновление содержания дополнительного образования происходит медленно
- не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы по выявлению талантливых детей, мотивации семей, мониторинга эффективности работы организаций дополнительного образования
- ограничение возможности использования потенциала негосударственными организациями.
Концепцией четко определены цели и задачи развития дополнительного образования, принципы государственной политики, механизмы и направления развития. Одним из важных – является развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей:
- Апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования (№ 613н от 08.09.2015 г.).
- Модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников.
- Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта.
- Привлечение молодых специалистов, их профессиональное и творческое развитие.
- Привлечение талантливых специалистов, не имеющих педагогического образования.
- Создание системы оценки достижений педагогов, для оценки качества профессиональной деятельности, самооценки педагога.
- Создание и функционирование экспериментальных педагогических площадок, по работе с талантливыми детьми и молодежью.
- Обучение по модульным программам повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе.
- Тьюторское сопровождение повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
- Стажировка на базе ресурсных центров.
- Подготовка управленческих кадров с приоритетами инновационного менеджмента, соответствующего профилю организации.
- Использование механизмов поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ, одаренными и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Концепция включает комплекс мер по совершенствованию финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования: финансовое обеспечение дополнительных общеобразовательных программ, подушевое финансирование; частичной оплаты (софинансирование); мотивации бизнеса в развитии дополнительного образования; государственных гарантий для перспективных проектов в сфере дополнительного образования; поддержки некоммерческих организаций; стимулирования физических и юридических лиц.
К ожидаемым результатам реализации Концепции относятся: охват дополнительными общеобразовательными программами к 2020 году составит не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет; широкие возможности выбора учащимися дополнительных общеобразовательных программ; четко сформулированы компетенции у учащихся по саморазвитию, профессиональному самоопределению и продуктивному досугу; обеспечен свободный доступ к информации об образовательных организациях и дополнительных общеобразовательных программах; организована консультационная поддержка при выборе программ; созданы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием; реализация модели работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, одаренными детьми и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; повышение качества
Анализ концепции развития дополнительного образования свидетельствует о необходимости совершенствования системы методической работы образовательной организации как одного из инструментов повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.