Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Оценка 4.6

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Оценка 4.6
Домашнее обучение +7
docx
Междисциплинарный 9
5 кл—11 кл +1
25.04.2018
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Идеологической и методологической основой новой школы является КОНЦЕПЦИЯ духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Новые требования ФГОС к ДНВ проявляются (слайд 2) : • в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей; • в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса); • непрерывного образования и преемственности; • в просветительской работе среди родителей; • ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства); • ДНВ предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений; • в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений; Главной целью духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России считается воспитание активного, инициативного самостоятельного гражданина, полноценного культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному самосовершенствованию. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Речь.docx
Добрый   день   уважаемые   коллеги   и   члены   жюри.   Вашему   внимвнию предоставлен методический семинар Слайд 1  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России « … в ФГОС процесс образования понимается не только как   процесс   усвоения   системы   знаний,   умений   и   компетенций,   но   и   как процесс   развития   личности,   принятия   духовно­нравственных,   социальных, семейных и др. ценностей». Преамбула Идеологической   и   методологической   основой   новой   школы   является КОНЦЕПЦИЯ   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России Слайд 2  Новые требования ФГОС к ДНВ проявляются (слайд 2) :  в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей; в   целостности   направления   ДНВ   (охватывает   все   направления воспитательного процесса);      непрерывного образования и преемственности; в просветительской работе среди родителей; ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и   внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства); ДНВ      семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений; предполагает   интеграцию   усилий   школы,  в   интеграции   усилий   школы,   семьи,   учреждений   культуры   и спорта,  тр. религиозных  организаций,  общественных  объединений; Слайд 3  Главной целью духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина   России   считается   воспитание   активного,   инициативного самостоятельного   гражданина,   полноценного   культурного   человека, семьянина   и   мастера   в   своем   деле,   способного   к   постоянному самосовершенствованию.            Основным   содержанием   духовно­нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности   мы   храним   в   культурных   и   семейных   традициях,   передаем   от поколения   к   поколению.   Опора   на   эти   ценности   помогает   человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в   основе   уклада   школьной   жизни,   определять   урочную,   внеурочную   и внешкольную деятельность детей. Слайд 4 Образовательные   технологии   в   области   духовно­нравственного воспитания   на   уроках   кубановедения   разнообразны,   так   как кубановедение  –  это   сложный,  многогранный,  интегрированный   предмет,  в котором   соединяются:   ­   структурно­ориентированные   дисциплины   – биология,   экология,   охрана   природы,   география,   физика,   позволяющие изучить устройство мира; ­ смысло­ориентированные – литература, искусство, помогающие ребенку ощутить «себя в мире», вписать личность в мировой и национальный культурный процесс; ­ позиционно­ориентированные – история, обществознание,   предполагающие   коммуникативно­диалоговый   способ моделирования окружающей действительности. Ни для кого не секрет, что школьники относятся к Кубановедению как «второстепенному» предмету, по которому не нужно сдавать экзамены, отсутствует учебник, изучается 1 час в неделю. Отсюда не только низкая мотивация к обучению, но и низкое качество знаний в этой области. Кубановедение – курс, который направлен не только на овладение знаниями о богатстве и разнообразии флоры и фауны Кубани, но и на   развитие   коммуникативной   компетенции   и   практическое   применение приобретенных   знаний   и   умений.   Возникает   педагогическое   противоречие между   требованиями   к   результату   и   имеющимся   результатом.   В   поисках способа   разрешения   этого   противоречия,   опорной   школой   была   изучена методическая литература, проанализирован имеющийся педагогический опыт, апробированы   приемы   различных   педагогических   технологий.   Обобщив результаты   собственного   поиска,   мы   пришли   к   выводу,   что   оптимальным решением   поставленной   цели   будет   использование   технологии   проектно­ исследовательской   деятельности.   Нынешнее   образование   ориентировано   на развитие   личности.   Современному   обществу   нужен   выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.   Историческое   преподавание   в   школе   страдает,   прежде   всего, дроблённостью материала, событий. Нередко изученное на прошлых уроках ученик   забывает   еще   до   того,   как   узнает,   к   каким   результатам   приведет причинно­следственная связь. Если материал просто передается через лекцию, рассказ, беседу, то это может запутать ученика. Поэтому разработана система использования знаков­опор. В своей системе работы для решения проблемы запоминания   материала,   предлагаем   использовать   иконическое моделирование. Это и есть составление опорного сигнала для запоминания изучаемого текста, с помощью системы знаков, имеющих реальное сходство с изображаемым объектом. Поэтому главная цель данной работы является – повышение уровня знаний и интереса у учащихся к предмету Кубановедения. В своей педагогической практике понимаем познавательный интерес как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». Слайд 5 В   педагогической   практике   можно   выделить   три   основных   мотива, побуждающих школьников учиться. Задаюсь   мыслью,   как   сделать   так,   чтобы   педагогические   усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?   личностно­ориентированный), Традиционные   подходы   к   нравственному   образованию   школьников   в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения   более   продуктивных   педагогических   технологий   (системно­ деятельный   подход,   способствующих актуализации   собственной   деятельности   учащихся   по   решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно­нравственной практике.  Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к  себе,  включить  в  деятельность.  Для   этого   нужны  новые   формы   ведения уроков   –   инновационные   уроки. Инновационный   урок   ­   это   динамичная, вариативная   модель   организации   обучения   и   учения   учащихся   на определенный период времени Слайд 6,7 Выделяют   следующие   виды   инновационных   уроков:   уроки   самостоя­ тельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; на основе проектной деятельности. Слайд 8 Урок на основе групповой технологии может представлять собой ра­ боту в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии ­ обучение умению работать в коллективе и сред­ ствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стре­ мящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки   групповой   технологии   на   основе   методов   диалога,   собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности. Например: на уроке по теме «Население Батуринской и Брюховецкого района» ( 8 класс) проводится групповая игра "Паутина предрассудков". Цели: вызвать   у   обучающихся   желание   поддержать   человека,   являющегося "объектом" негативных этнических стереотипов и предрассудков; дать   участникам   возможность   захотеть   и   научиться   оказывать   под­ держку   человеку,   чувствующему   себя   униженным   стереотипами   и предрассудками. Необходимые материалы: моток тесьмы (или веревки). Ход упражнения. Педагог   просит   учеников   вспомнить   и   назвать   какой­либо   народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Например, называют "лиц кавказской национальности". Учитель предлагает нескольким учащимся   сыграть   роли   этих   народов.   Вызванный   ученик   садится   в   центр круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной этнической группе  анекдоты, основанные на негативных стереотипах  и предрассудках, или высказывать бытующие негативные стереотипы и представления. После каждого   негативного   высказывания   педагог   обматывает   ученика, представляющего   "народ",   веревкой,   как   бы   опутывая   его   "паутиной предрассудков" до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться. Преподаватель просит рассказать его о своих ощущениях и переживаниях, а затем обраща­ ется к остальным учащимся с вопросами: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы   хотели   оказаться   в   роли   такого   "народа"?».   У   школьников   возникает желание  распутать "народ". Для этого  учитель  предлагает всем вспомнить что­то хорошее об этом "народе", его культуре. Ученики по очереди выска­ зываются, а педагог в это время постепенно распутывает "паутину". Упраж­ нение   заканчивается,   когда   "народ"   полностью   освобожден   от   "паутины предрассудков". В результате применения данного метода происходит важный психоло­ гический процесс ­ стремление вникнуть в психологию своего образа, проводя при этом самоанализ, самооценку, а это уже характеризует более высокую ступень в движении к самопознанию и самовоспитанию. Метод   эмпатии   вполне   применим   и   для   "вживания"   учащихся   в изучаемые объекты предметного мира этнокультур. Посредством чувственно­ образных   и   мысленных   представлений   ученик   пытается   "переселиться"   в изучаемый   объект,   почувствовать   и   познать   его   изнутри.   Так,   можно предложить   детям   рассказать   от   имени   какого­либо   объекта   (например, предмета быта, блюда национальной кухни) историю своего происхождения, назначения, раскрыть культурный контекст, в котором он принимает участие. Слайд 9 Уроки самостоятельной деятельности ­ форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Данные уроки играют большую воспитательную роль. При   подготовке   к   урокам   данного   вида   необходимо   изучить   уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе;   определить   содержание   и   направленность   самостоятельной деятельности учащихся. Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература   и   дидактический   материал;   технико­технологические средства   учебного   процесса. Каждому   ученику выдаются   соответствующие рекомендации в письменной и устной форме. Слайд 10 Исследовательский урок ­ это форма обучения школьников на основе познания   окружающего   мира,   организации   исследования   того   или   иного предмета   или   явления.   Цель   исследовательского   урока   ­   использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. В основе такого урока ­ организация практического лабораторного ис­ следования   проблемы,   темы   или   поставленной   задачи.   Учащиеся   на урокесами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения. Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке ­ получение конкретного результата (продукта). Отличительные особенности технологии такого   продуктивного   (нацеленного   на   получение   продукта)   обучения: самостоятельная   учебная   деятельность   школьника,   тесно   связанная   с   его реальной трудовой деятельностью; ориентация учебы и труда на конечный результат, смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество. Идеология продуктивного образования раскрывает широкие возможно­ сти для обучения учащихся вне стен классов, программ школ. Например:   исследование   по   теме   «Хозяйственный   уклад   в   жизни населения   Кубани»   (8   класс),   «Национальный   костюм»   (5класс), «Православные праздники на Кубани» (6 класс), «Фольклорная экспедиция» (6   класс).   Данная   работа   побуждает   учащихся   к   поиску   и   исследованию традиций кубанской семьи, обычаев, устного народного творчества, казачьих костюмов в разные периоды времени, предметов быта и формирует духовно­ нравственные ценности. Слайд 11 Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных  навыков  учащихся, умения  самостоятельно  конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим,   целенаправленным,   а   ученика   ­   ответственным   и   целеустрем­ ленным. Обязанность учителя ­ подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Преимущества метода проектов: системное  закрепление  знаний   по  другим  учебным  предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам; развитие   навыков   и   умений   планирования,   исследования   и   система­ тизации полученных данных; развитие   социальных   (работа   в   команде)   и   физических   умений   и навыков; развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окру­ жающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей. Например: «Памятник   поставят   исполину –  мальчику   с  винтовкою   в руках»   (7   класс)   –   проект   «Памятник   жертвам   фашизма     в   Великой Отечественной   войне»,   знаменитые   люди   Кубани   –   проект   «Спортивные надежды   Кубани»   (5,   9   классы).   «Мир   животных   и   растений   моей   малой Родины»   ­   проект   «Пути   решения   экологических   проблем   микрорайон школы» (6 класс), ­ проект «Будущее – за нами» Слайд 12 Проблемные уроки ­ форма организации обучения учащихся на основе создания   проблемной   ситуации.   На   таком   уроке   перед   школьниками   либо ставится,   либо   вместе   с   ними   определяется   проблема.   Цель   проблемного обучения   ­   активизация   познавательной   сферы   деятельности   учащихся   на основе выявления причинно­следственных связей. Проблемное   обучение   ­   это,   прежде   всего,   обучение   умению находитьновые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя ­   организовать   учебную   деятельность   на   основе   активизации   мышления учащихся   на   всех   этапах   урока.   Характер   познавательной   деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие ­ методом анализа ситуации; третьи ­ методом диагностики и выводов; четвертые ­ подбором и т. д. Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно. Например:   «Экологические   проблемы   малой   Родины   и   пути   их решения»   (11   класс),   «Географический   портрет   Краснодарского   края, проблемы   и   перспективы   развития   территории»   (9   класс),   «Кубань православная. Действующие православные храмы станицы и края» (10 класс).  На   занятиях   использую  ИКТ,   что   позволяет   совершать   виртуальные экскурсии. Разрабатываю к ним презентации. Это позволяет сделать процесс обучения более наглядным и содержательным.  Слайд 13, 14 Заключение Таким образом, уроки кубановедения – один из важнейших элементов исторического   образования   в   школе.   Изучение   краеведческого   материала, знакомство   с  историей   Кубани   помогает   конкретизировать   факты   истории России, углубить знания, повысить интерес к истории своего народа, развить духовные   потребности,   воспитать   нравственные   качества   личности: патриотизм, любовь и чувство гордости за свою Родину. Слайд 15 Благодарю за внимание.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018