Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.
Оценка 5

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа
Взрослым
12.02.2017
Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.
Доклад выступления на педагогическом совете.Чтобы успешно воспитывать детей на народных традициях, педагогам надо знать ту область, на которой базируется их деятельность, - народную педагогику, выявив возможности и пути их использования в обучении и воспитании. Для этого надо ставить перед собой следующие цели: • формирование нравственного поведения у младших школьников, включая в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики. • использование художественных традиций, принципов и методов народного творчества в развитии творческой активности младших в соответствии с требованиями современной школы.Доклад для семинара или педагогического совета
Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.docx
Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде. Цель работы:  формирование нравственного поведения у младших школьников, включая в учебно­ воспитательный процесс средства народной педагогики.  использование художественных традиций, принципов и методов народного  творчества в развитии творческой активности младших в соответствии с  требованиями современной школы.   творческой Задачи:  ­сформировать   интерес   к   исследовательской   деятельности,   интерес   к   изучению культурного наследия; углубить знания обучающихся о способах получения информации; мотивировать школьников на выполнение задач, требующих усердия и самостоятельности; привить навыки организации научного труда со словарями и энциклопедиями.  ­   использовать   декоративно­прикладное   искусство   как   важный   составной   компонент развития школьников;  ­ использовать в содержании обучения изобразительному искусству, трудовому обучению, внеклассной   работе   различные   виды   декоративно­прикладного   творчества   (работа   с глиной, различные виды аппликации, работа с тканью) с учетом исторически сложившихся художественных   традиций   и   творческих   принципов   народного   искусства   ХМАО;  ­ изучать декоративные качества природных художественных материалов, используемых в прикладном   творчестве   и   учитывать   их   педагогический   потенциал   как   эффективное средство развития творческой, активности школьников;  Нормативно – правовые документы: 1. Закона Российской Федерации об образовании.  № 3266­1 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. .№1756­р  активности     «Об одобрении концепции модернизации российского образования на период до  2010года» 3. Регионального базисного учебного плана для ОУ ХМАО Югры, (Приказ Департамента  образования ХМАО ­Югры  №99 от 30.01.2007г.) 4. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении  федерального компонента государственных образовательных стандартов начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от  22.09.2011 о внесении изменений в пункт 16,19.1,19.7,19.10,19.11 ФГОС НОО. 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении  и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования». 7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г.  №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных  (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программ общего образования и имеющих  государственную  аккредитацию, на 2013­2014 учебный год». 9. Постановление  Главного Государственного санитарного врача Российской   Федерации  «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010  № 189. 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г.  № 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по основным программам профессионального обучения".         Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе школьного   обучения   в   России.   Разработка   и   введение   в   действие   Стандартов   нового поколения   тесно   связаны   с   доминирующим   в   настоящее   время   в   мировой   практике компетентностно­деятельностным   подходом   в   обучении   языку.   Сегодня   совершенно очевидно,   что   знания   не   передаются,   а   получаются   в   процессе   личностно­значимой деятельности, поэтому мы говорим о необходимости формирования не отдельной систе­ мы знаний, умений и навыков, а комплекса компетентностей, которые будут сформированы у школьников на основе обновленного содержания и в процессе их учебной деятельности. В последнее   время   в   лингводидактике   разрабатываются   идеи   рассмотрения   результатов образовательной   деятельности   через   различные   компетенции,   причем   и   через универсальные, заложенные в содержание образования (общенаучная, инструментальная, общекультурная   и   др.),   и   через   личностные,   связанные   с   процессом   становления личностных   качеств.   Именно   поэтому   определяющими   компетенциями   для   блока лингвистических   дисциплин   сегодня   становятся   не   только   языковая,   дискурсивная, разговорная,   например, социолингвистическая, культуроведческая, стратегическая и мыслительная компетенции. социально­личностные,   коммуникативная,   но   и   Можно заметить и тот факт, что в качестве основной цели обучения любому языку сегодня уже   выдвигается   не   коммуникативная,   а   межкультурная   компетенция.   Таким   образом, результат   обучения   языку   мыслится   не   столько   в   коммуникативной   сфере,   сколько   в сферах социально­личностных компетенций, а сам  русский язык в полиэтнических классах процесс обучения языку становится осуществлением на практике диалога культур.    Образовательный   процесс   в   школах   –   стержень   организации   детской   жизни,   а нравственное   воспитание   –   ядро   воспитательной   системы,   сущностный   её   компонент. Актуальность его как выражение коренных оснований жизни, как квинтэссенция культуры сегодня   очевидна.   Мы   продолжаем   сегодня   переживать   регресс   гуманности,   кризис духовности,   индивидуализм,   развивающий   культ   денег,   что   совершенно   не   свойственно русскому   менталитету.   Мишенью   деструкции   становятся   русская   история,   культура, русский   язык.   В   средствах   массовой   информации   появилось   нелепое   словосочетание «русский   фашизм»,   якобы   грозящий   этническим   культурам   народов,   населяющих Российскую Федерацию. Протестом   против   подобных   тенденций,   губительно   действующих   на   молодое поколение, стало создание в различных учебных заведениях   музеев – этнографических, музеев   памяти   и   др.,   воспитывающих   интерес   к   отечественной   истории,   культуре, традициям, способствующих приобщению детей к великим заслугам предков, создавших   оставивших   нам   в   наследство всемирно   значимые   памятники   культуры, высоконравственные   ценности   и   гуманистические   заповеди,   прославивших   родину героическими   подвигами.   История,   народные   традиции   –   эффективные   средства нравственного воспитания детей. Значение   традиционных   народных   культур   в   образовании   и   воспитании подрастающего   поколения   глубоко   осознавали   прогрессивные   педагоги     общественные деятели России ещё в прошлом столетии. И.В. Киреевский писал: «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю… Забыть это правило – всё равно, что уничтожить народ, ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах. В его обычаях. В его языке, в его понятиях,   – одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный1. Для развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде предлагаю использовать на уроках  формы  народной педагогики. Как   же   построить   образовательный   процесс,   способствующий   воспитанию   гражданина, патриота,   осознающего   причины   исторических   катаклизмов?   Как   сформировать национальное   самосознание   у   подрастающего   поколения?   Как   воспитать   нравственного человека? Использование   народных   традиций   в   нравственном   воспитании,   построение воспитательной системы на народных традициях как важнейшем средстве передачи детям исторического   опыта   народа   в   виде   различных   норм     и   правил,   прежде   всего   ­ нравственных.   При   разработке   воспитательной   системы   следует   исходить   из   общих закономерностей развития народной культуры, из диалога культур, их взаимодействия и взаимообогащения. Русская   культура   всегда   развивалась   благодаря   именно   такому взаимодействию   с   другими   культурами,   существующими   на   её   необъятных просторах. Деревянное зодчество Севера, резьба по дереву в средней полосе, ростовская финифить и малахитовое искусство Урала, резьба по кости у ханты и манси, ювелирное искусство аула Кубачи в Дагестане, серебро Великого Устюга, золотое шитьё Тверской области   и   тончайшие   кружева   Вологодчины   –   все   эти   и   многие   другие   и   составляют понятие «культура народов России».  Принципы, содержание, методы и формы нравственного воспитания на             народных традициях Чтобы успешно воспитывать детей на народных традициях, педагогам надо знать ту область,   на   которой   базируется   их   деятельность,   ­   народную   педагогику,   выявив возможности и пути их использования в обучении и воспитании.  Народная   культура   и   основанная   на   ней   народная   педагогика   –   неисчерпаемая кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям. «Ведь всё живое и неживое создано творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем   же,   братии,   беречь   его»,   ­   так   обращался   к   своей   пастве   Феофан   Затворник, известный толкователь евангельских притч. Нравственное воспитание детей – цель народной педагогики Русская   народная   культура   –   специфическая,   национальная,   исторически   слитая своими корнями с природой с различными регионами, в то же время являет собой пример многосторонних   связей   с   другими   культурами.   Об   этом   говорят   дошедшие   до   нас письменные памятники Древней Руси – рукописные, а позднее печатные.   В них чётко просматривается народная славянская специфика: бытовые, военные, трудовые, семейные, языковые традиции. На протяжении истории России взаимодействие культур то усиливалось, то уменьшалось, но это не мешало развитию самобытных культур и русского народа, и других народов, живущих на необъятных просторах России. Благодаря их диалогу российская   культура   стала   одним   из   ярких   компонентов   мировой   культуры.   Её носитель – русский народ, в течение многих веков формировался как народ­патриот – талантливый, (общинный),   гостеприимный,   соборный     смелый,   добрый, многотерпеливый, высоконравственный. Таким он был в мировом мнении.  Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только прошлое, но и будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа,   таинственная   запись   его   судеб,   пророческое   знамение   грядущего».   Если   народ утрачивает   связи   с   прошлым,   он   теряет   силу,   своё   будущее,   превращается   в   иванов, родства   не   помнящих.   Много   ли,   например,   сейчас   найдётся   семей,   знающих   своё родословное дерево? Хорошо, если дети знают хотя бы своих прабабушек и прадедушек. А они, предки наши, как будто обидевшись на нас, уходят всё дальше и дальше, словно в никуда, оставляя след лишь в музеях, научных фолиантах, но не в душах наших детей, наших воспитанников, учеников.  Вся   народная   культура   рождена   трудом,   трудовой   деятельностью,   что является основой, условием существования человека. И поэтому главное качество всех народных героев – трудолюбие. Человек труда воспевается в народных песнях, сказках, былинах, он уважаем, чтим. Каждый труженик – это учитель, передающий детям свои умения, своё мастерство. В труде человек взаимодействует с природой, встречается с её добрыми и злыми силами. Поэтому и обращается к ним ласково, как к родному, близкому существу:   землица­матушка,   красно   солнышко,   золотой   дождичек…   Так   начинается обожествление природы, рождаются первые мифы и религии. В них перед нами предстаёт человек любящий, охраняющий и знающий природу как свою благодетельницу, кормилицу, родительницу. В труде люди общаются друг с другом. Постепенно складывается система норм, правил,   взаимоотношений   в   группах,   общинах,   семьях.   На   первое   место   выдвигается общинность, взаимопомощь, дружба, любовь.  Человек живёт на земле. Она его кормит, одевает, украшает его бытие, рождает стремление к творчеству, к искусству, формирует его духовность. Родная земля – родина человека, давшая ему возможность увидеть, познать её красоту. Ей надо помогать всеми силами, защищать от врагов, как мать, родившую тебя. Идея патриотизма, любви к Родине –   малой,   где   ты   родился,   и   к   большой   стране   отражена   практически   во   всех   формах устного   народного   творчества   –   в   сказках,   героическом   эпосе,   песнях,   пословицах, поговорках. Она стала центральной и в письменных памятниках – народных и авторских, выражена в описании не только героизма людей, но и родной природы, в прославлении Родины,   осуждении   предательства   и   трусости.   Патриотизм   всегда   связывается   с определёнными   качествами   человека:   храбростью,   отвагой,   добродетелью,   честью   и достоинствам даже в отношениях с противником. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить героев, борющихся со злыми чудищами за свободу и счастье людей, за независимость Родины – былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, других защитников Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине, сконцентрирована во многих пословицах: На чужбине сгоришь от солнца, а дома и снег согревает (чувашская) С родной земли – умри, но не сходи Без корня и полынь не растёт Родная сторона мать – чужая мачеха На чужой стороне и весна не красна (русские) Человек без Родины – что птица без полёта (осетинская) Оставивший Родину – сирота навек (аварская) Береги Родину, как свою мать (ханты­манси) Так от поколения к поколению у народа складывается представление об идеале человека – носителя всех лучших качеств, присущих характеру нации, этноса. Венчает народную культуру национальный язык. Вот что об этом сказал известный историк   и   писатель   Н.М.   Карамзин:   «Вы   знаете,   милостивые   господа,   что   язык, словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения; что богатство языка есть богатство мыслей; что он служит первым училищем для иной   души…   впечатлевшей   в   ней   понятия,   на   коих   основываются   самые глубокомысленные   науки;   что   от   науки   занимает   только   особенный,   весьма немногочисленный класс людей, а словесность бывает достояние всякого, кто имеет душу; что успехи наук свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувственность к изящному».  Если народ не борется за свою культуру, за чистоту своего языка, не отстаивает их самобытность, он утрачивает их. Примером тому может служить старая Русь. Петровские преобразования, во время которых в Россию хлынули западные нововведения, иностранный язык стал  мерилом культуры, принадлежностью к высшему обществу, сделали своё дело: народная культура стала достоянием деревни, «чёрного люда». Мы стали «германиться», всё западное стало у нас вдруг изящным. Затем появилось «очарование» французским. Всяк хотел иметь французского учителя, всяк хотел сделать детей французами. Учителя начали приезжать целыми колониями. Довольно, когда они говорили по­французски, нам больше не нужно.   Через несколько лет вдруг мы начали прилепляться к британскому. Локк   сделался   любимейшим   писателем,   его   наставления   были   непрестанное   занятие матерей. Многие нарядились в английские фраки, старались казаться важнее, постояннее, начали хвалить, всё, что в Англии.  Не то ли самое происходило в 90­х годах прошлого века? Мы начали хвалить, всё, что есть в Америке.  Где   же   славная   история   России,   полная   скорби   и   страданий,   радости     побед   и величия? Где её люди, простые и бесхитростные, добрые и мудрые, храбрые и честные, такие, как наши предки – Александр Невский и Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадский, Суворов и Кутузов, Георгий Жуков, Юрий Гагарин,   Герман   Титов?..   Где   вы,   русские   богатыри?   Должен   же,   наконец,   зазвонить набатный колокол, зовущий к новому походу за спасение родной культуры, истории, языка! В   настоящее   время   при   усилении   тенденций   возрождения   самосознания   наций, народов, национальных традиций необходимо приобщение детей с дошкольного возраста к народной культуре и через это приобщение к непреходящим общечеловеческим ценностям. Человек труда, человек нравственный, патриот, гуманист, любящий свою Родину и её природу, её историю,  её культуру, человек сильный и мужественный – вот тот идеал, который   сформировался   в   народной   культуре     различных   наций,   этносов.   Такими   и стремились воспитывать своих детей наши предки. Владимир Мономах поучает своих чад: «Дети  мои  или  иной  кто,  слушая   эту  грамотку,  не   посмейтесь  над   нею,  но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь. В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью… Лжи остерегайтесь и пьянства, оттого душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовцу рассудите сами, и не давайте сильным губить человека. Гордости не имейте в сердце и уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время. Не   уклоняйтесь   учить   увлекающихся   властью,   ни   во   что   ставьте   всеобщий почёт… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, ­ как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, тот забудет,   а чего не умеет, тому не научиться. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»1 Идеал человека образно, афористично выкристаллизовывается в народных  пословицах и поговорках, этих своеобразных педагогических миниатюрах. В них –  проверенная тысячелетиями форма назиданий, нравоучений, заповедей. Пословицы – не  старина, не мёртвое прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти  только то, что ему необходимо всегда. Наиболее распространённые формы пословиц –  наставления, поучения и советы взрослым о том, как надо воспитывать детей. Представления о народном идеале легли в основу всех произведений народного  творчества. Сказки, песни, афоризмы, героический эпос, изделия народных промыслов  1 Рассказы русских летописей. М.: Издательский центр «Витязь», 1993. С. 61- 64. становятся наиважнейшим средством обучения и воспитания. Они есть у всех народов,  населяющих Россию, очень близки по смыслу, по формулировкам. От века к веку шло  становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания, которая включает  в себя представление об идеале человека как главной цели воспитания, а также идеи и  средства, позволяющие обучать и воспитывать детей.  Знакомя обучающихся  с фольклорными произведениями , особенно сказками, мы  подбираем варианты, в которых сохранена самобытность, образность языка. С этой целью  ежеквартально проводятся сезонные (осень, зима, весна, лето) развлечения «В гостях у  деда с бабой». Главными героями этих развлечений являются большие куклы деда и бабы,  которые  знакомят детей с какими­либо предметами быта  (по теме «Посуда», «Одежда» и  др.), а затем предлагают отдохнуть послушав сказочку.   Академик РАО Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без  памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности,  без личности нет народа как исторической общности».   Человек – звено, связующее, по меньшей мере, три столетия. В том столетии жили  дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним. В этом столетии мы живём со  своими родителями и детьми, а в следующем будут жить наши внуки со своими  родителями и детьми.  Сохранение традиций в роду в течение трёх веков, их передача потомкам – это  и есть народная педагогика в действии.   Важно то, что без привлечение родителей к сохранению традиций как раз и  невозможна народная педагогика в действии. Как привлечь родителей «на свою сторону»?  Мы считаем, что выходом является, в первую очередь, организация выставок Содержание народной культуры Что же составляет содержание народной культуры? Это прежде всего фольклор –  устное народное творчество: сказки, героический эпос, загадки, потешки, песни,  пословицы, поговорки, музыкально­песенное искусство; народная игрушка, промыслы,  объединяющие в себе труд и искусство. Вспомним основные черты фольклора. Особенностью его является ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор не остаётся  неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало  ранее, и отображает новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он всегда несёт воспитательную функцию и может  использоваться в образовательном процессе, как и во времена наших прабабушек.   Передаваясь от поколения к поколению в устной, а позднее и письменной форме,  народная культура сохранила трудовые, семейные, празднично­трудовые и педагогические  традиции. «Русские песни, предания, пословицы… наконец, русские сказки, без сомнения,  заслуживают большого внимания: они – память нашего давно минувшего. Они – хранилище  русской народности». Многие согласятся  с этим высказыванием Н.А. Некрасова. Мысли  великого русского поэта относятся к культуре любого этноса, народности, нации, региона,  ибо каждый народ талантлив и самобытен.  В воспитании уч­ся  в этнической среде  успешно может использоваться фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию и изучению русского языка. При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:  Доступность содержания детям младшего школьного возраста.  Познавательная и нравственная значимость.  Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир. Народ   на   протяжении   долгого   времени   копил   опыт   в   установлении   связей   между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой… Знание   и   использование   примет   в   повседневной   жизни   помогают   развивать наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, делать выводы. В работе с детьми целесообразно использовать приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например,  Если зимой на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.  Кошка скребёт пол – жди метели.  Собака в снегу валяется – не за горами вьюга.  Утром нет росы на траве – жди дождя  Пчёлы облепили цветущую акацию – будет дождь.  Воробьи купаются в пыли – к дождю.  Ласточки и стрижи летают низко – скоро начнётся дождь. Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть, кому­то из детей удастся самому «открыть приметы погоды? Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что­то делают (например, скачут на   одной   ноге,   чтобы   из   уха   вылилась   попавшая   туда   во   время   купания   вода); обращаются к кому­то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.д. Заклички,   приговорки   были   преисполнены   глубочайшей   веры   наших   предков   во всемогущие   силы   природы,   а   знание   их   сближало   детей   и   взрослых:   приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам. На уроках заклички  и приговорки можно использовать в качестве  прежде  всего игрового приёма. Наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю. Радуга­дуга, Пришли нам дождя. Когда идёт дождь, дети радостно закликают его, «задабривают». Уж дождь­дождём, Поливай ковшом, Поливай весь день На наш ячмень. На бабью рожь, На мужиков овёс, На девичью гречу, На маличье просо. *** Дождик, дождик, пуще, Дам тебе я гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка, Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай. Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу; они призывают солнышко.  Солнышко­вёдрышко, Выгляни, высвети. Твои детки плачут, Пить, есть хотят. Солнышко­вёдрышко, Выгляни в окошечко, Дам тебе веретёнышко,  Насыплю горошечка. С просьбой «подарить» хорошую погоду можно обращаться к радуге. Радуга­дуга, Перебей дождя! Радуга­дуга,  Не давай дождя. Давай солнышко –  Колоколнышко! Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит – к вёдру, если будет ползать – жди дождя. Коровушка, бурёнушка,  Завтра дождь или вёдро? Если вёдро, то лети, Если дождик, то сиди. Божья коровка, Вёдро иль ненастье? Некоторые   заклички,   связанные   с   праздниками,   временами   года,   приближали человека к природе. К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закликами. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай. Весна­красна, появись, Солнышком ярким обернись! Растопи нам снежок, Зазелени наш лужок. *** Весна, весна красная! Приди, весна. С радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким. С корнем глубоким. С хлебами обильными! Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям. Потешки.  Они,   как   правило,   сопровождают   игры   с   учениками   на   переменах, физкультминутках (с его руками, ногами, пальцами). Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошка Полное лукошко! Домой принесите, Всех угостите! *** Ножки, ножки, Куда вы бежите?  В лесок, во борок. Грибы, ягоды собирать. К зиме припасать! В   работе   на   уроках   русского   языка   и   литературы   потешки   облегчают   процесс ознакомления с окружающим миром. Например, педагог показывает детям иллюстрации лошадей различной масти и читает потешку У нашего дядюшки Четыре лошадушки: Первая лошадь, пегая. Мимо двора бегала. Другая – гнедуха –  Ушла с голодухи. Третью – савраску –  Свёл со двора Тараска, А четвёртый – соловой. Его давит домовой. Сиди, Ерёма, дома. Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая – с большими белыми пятнами; гнедая – красновато­рыжая, с чёрным хвостом и чёрной гривой; савраска – желтоватого цвета с чёрным хвостом и чёрной гривой; соловой – лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой. Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые « приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным. В произведениях уч­ся  наблюдают, как убирают сено; педагог объясняет, для чего это делают, и читает прибаутку Стучит, бренчит на улице –  Фома едет на курице,  Тимошка на кошке –  Туда же по дорожке. «Куда, Фома, едешь?» «Сено косить», «На что тебе сено?»  «Коровок кормить». «На что тебе корова?» «Молоко доить». «На что тебе молоко?» «Ребёнка поить». Среди прибауток много небылиц. Их можно использовать для игр типа «бывает – не бывает» А и где же это видано? А и где же это слыхано? Кочерыжка чтоб яичко снесла, Чтобы веник раскудахтался,  Поварёшка чтоб утят высидела. А и где же это видано? А и где же это слыхано? Журавелюшка всю ночь проходил. Он на силу жеребёночка родил! Ну, а уточка – телушечку,  Ну, а курочка – бычка, бычка! А и где же это видано? А и где же это слыхано? Чтоб зимою в саду травушка росла. Чтоб зимою в саду роза расцвела. А и где же это видано? А и где же это слыхано? Небылицы и перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные   связи   и   отношения   в   окружающем   мире,   объяснять   их   через   «критику» содержания прибауток. Обучающиеся не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле. Песни и приговорные напевы.  Сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен. А мы землю парили, парили. А мы землю пахали, пахали. А мы просо сеяли, сеяли. А мы просо пололи, пололи. А мы просо косили, косили. А мы просо рушили, рушили. А мы просо веяли, веяли. А мы просо сушили, сушили. А мы кашу варили, варили. В   песне   встречаются   незнакомые   детям   слова,   которые   надо   объяснить:   землю парить – давать ей отдых: рушить просо – дробить, очищать зерно.   При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы. Уродися, репка, Ни густа, ни редка,  С мышиный хвост, С тараканий нос.   Это пример пожелания наоборот: на самом деле просят репку уродиться крупной, сочной.  Я колышек тешу,  Огород горожу. Огород горожу  Да капустку сажу, Сажу беленькую, Развесёленькую  Песни и приговорные напевы укрепляют бережное отношение детей к домашним животным.  Уж как я ль мою коровушку люблю. Уж как я ль ей крапивушки нажну. Кушай вволюшку, коровушка моя, Ешь досыта, Бурёнушка моя! Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д. Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений. Апрель водой славен, почками красен. Без росы и трава не растёт. Гусь как воевода в красных сапогах. А чтобы понять суть некоторых пословиц, надо поставить опыты. Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводят два опыта. Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: по форме, по величине и т.д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши». Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой – «От худого семени не жди доброго племени». Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег­то холодный, а от холода греет», педагог обсуждает с детьми следующие вопросы.  Почему некоторые птицы ночуют в снегу?   Почему трава под снегом остаётся зелёной?   Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?  Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Потом дети ставят опыт (помещают бутылки с тёплой водой на поверхности сугроба и его глубине) и делают вывод: снег сохраняет тепло. После   проведения   опытов   учитель   объясняет   переносный   смысл   пословиц   и предлагает детям зарисовать полученные опыты. Некоторые   пословицы   и   поговорки   помогают   раскрыть   причинно­следственные связи   в   природе,   например:   «Красна   ягода,   да   на   вкус   горька».   Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы. Хорошо дать детям попробовать специальные ягоды рябины обыкновенной и калины (обязательно предупредите детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например, жимолость, волчье лыко, воронец и т.д.), а затем зарисовать. Загадки  используются   для   проверки   знаний,   наблюдательности   и сообразительности.   Загадка   –   мудрый   вопрос   в   форме   замысловатого,   как   правило, ритмически   организованного   описания   чего­либо.   Педагог   подбирает   загадки,   которые помогают детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами. Много   загадок   посвящено   растениям,   ягодам,   явлениям   природы,   которых отражается их особенности, изменчивость. Это что за потолок,  То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть­чуть голубоват. А порой такой красивый, Кружевной и синий­синий. *** Постелен ковёр, Рассыпан горох, Ни ковра не поднять, Ни горох не собрать. Чтобы  дети   могли   отгадать   эти  загадки,  надо  организовать  цикл   наблюдений  за небом   в   разную   погоду,   в   разное   время   года,   в   вечернее   и   утреннее   время,   а   также предложить изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: в ясный день перистые облака на голубом и синем фоне, в пасмурный день тёмные тучи.  Разбирая загадки, педагог обращает внимание на сравнения, образные выражения (небо – ковёр, потолок и т.д.). Это помогает детям составить свои интересные и образные загадки. В народном творчестве сказка – вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая  сказку, мы не замечаем, как оказываемся во власти удивительного вымысла. Утверждение  нравственного закона жизни – это и есть правда жизни.  Сказки разных народов очень схожи между собой, и всё же у каждого – они  особенные. Например, у малых народов Севера сказка срослась с другими элементами  народной культуры, образуя красивый сказочный обряд. Сказки, игры, праздники  составляют единое целое. Так, древние песенные произведения у ханты исполнялись в  ритуальной обстановке, как бы в присутствии сверхъестественного существа. Исполняя  песню от первого лица, т.е. духа, сказитель уносил слушателей в волшебный мир, где  причудливым образом, ритуальная песня­сказание перерастала в народный праздник с  нравоучениями, заговорам, заклинаниями.  Слушание и чтение народных сказок доставляет нам много счастливых минут, мы не устаём удивляться богатству народной выдумки, заложенной в них мудрости. Таким образом, работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно   с   расширением   знаний   детей   об   окружающем   мире,   с   воспитанием потребности  общаться  с природой  и приходить ей  на помощь,  участвовать  в трудовой деятельности.   На   уроках   знакомство   с   фольклором   происходит   в   словарной   работе,   в режимных моментах, но и во  внеклассной работе: «Тарарушка, тарарушки – это русские игрушки», «Народные игры», создание проектов по музейной педагогике, что позволяет    не   просто   разучивать   фольклорные   произведения,   а   максимально   сочетать   их   с действиями, в том числе играми, рисованием и т.п.,   как это и подразумевает народная педагогика.  Заключение: В результате использования народной педагогики в урочной и внеурочной  деятельности можно повысить качество преподавания русского языка и литературы в  полиэтнической среде где обучающиеся получат возможность расширить,  систематизировать и углубить представления о социальных, природных объектах и  явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико­ориентированных  знаний о природе, человеке, обществе, стране, приобретут целостный взгляд на мир;  приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и  культуры, истории Родины; получат возможность осознать своё место в мире;  познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, культурных  традиций, начнут осваивать умения проводить наблюдения, научатся видеть и понимать  некоторые причинно­следственные связи в окружающем мире; приобретут базовые умения  работы и ИКТ­средствами, навык поиска информации в электронных источниках и  контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и  проводить небольшие презентации; научатся узнавать государственную символику  Российской Федерации  своего региона, описывать достопримечательности столицы и  родного края, находить на карте Россию, Москву, свой регион, его административный  центр; научатся различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные  исторические события с датами; научатся оценивать характер взаимоотношений людей в  различных социальных группах (семья, общество, сверстников, этнос); научатся  использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке, культуре,  обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений для создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные универсальные учебные действия У   обучающегося   будут   сформированы:  учебно­познавательный   интерес   к   новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на   анализ   соответствия   результатов   требованиям   конкретной   задачи;   способность   к самооценке   на   основе   критериев   успешности   внеурочной   деятельности;   основы гражданской   идентичности   личности   в   форме   осознания   «Я»   как   гражданина   России, чувство   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю,   осознание ответственности   человека   за   общее   благополучие,   осознание   своей   этнической принадлежности;   чувство   прекрасного   и   эстетические   чувства   на   основе   знакомства   с мировой и отечественной художественной культурой. Обучающийся   получит   возможность   для   формирования:  внутренней   позиции школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе,   понимания   необходимости учения,   выраженного   в   преобладании   учебно­познавательных   мотивов   и   предпочтении социального  способа   оценки   знаний;  выраженной   устойчивой   учебно­познавательной мотивации   учения;  устойчивого   учебно­познавательного   интереса   к   новым   общим способам   решения   задач;  адекватного   понимания   причин   успешности/   неуспешности внеурочной   деятельности;  осознанных   устойчивых   эстетических   предпочтений   и ориентации на искусство, культуру (обычаи, традиции) как значимую сферу человеческой жизни;  эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств   других   людей   и   сопереживания, выражающегося в поступках, направленных на помощь людям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей; различать способ и результат действия.    Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем  ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу реализации,  так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия  Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников  (включая электронные, цифровые), контролируемого пространства Интернета;  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе  самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; готовить сообщения в устной и  письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;   устанавливать   причинно­следственные  связи   в   изучаемом   круге   явлений;  строить рассуждения в  форме  связи  простых   суждений об объекте, его строении, свойствах  и связях.   Обучающийся   получит   возможность   научиться:  осуществлять   выбор   наиболее эффективных  способов   решения   задач   в   зависимости   от  конкретных  условий; осуществлять   синтез   как   составление  целого   из  частей,   самостоятельно   достраивая   и восполняя   недостающие   компоненты;  осуществлять   сравнение   и   классификацию, самостоятельно   выбирая   основания   и   критерии   для  указанных  логических   операций; строить   логическое   рассуждение,  включающее   установление   причинно­следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся   научится:  адекватно   использовать   коммуникативные  (прежде  всего речевые)   средства   для   решения   различных  коммуникативных   задач,   строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том   числе   средства  и  инструменты  ИКТ   и  дистанционного   общения;   допускать возможность   существования   у  людей  различных   точек   зрения,   в   том   числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;   учитывать   разные   мнения   и   стремиться  к   координации   различных позиций   в   сотрудничестве;   формулировать   собственное   мнение   и  позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации  столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего  действия;  адекватно   использовать   речевые   средства  для   решения   различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; организовывать игры по правилам, привлекая других членов группы Обучающийся   получит   возможность   научиться:  учитывать   и   координировать   в сотрудничестве  позиции   других   людей,   отличные   от   собственной;  учитывать   разные мнения   и   интересы   и  обосновывать   собственную   позицию;  понимать   относительность мнений   и  подходов   к  решению   проблемы;  аргументировать   свою   позицию   и координировать   ее   с   позициями   партнеров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной   деятельности   и   сотрудничества   с   партнером;  осуществлять   взаимный контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую   взаимопомощь;  адекватно использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей   деятельности;  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуника­ тивных задач. «Вороний день» праздник народов ханты.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.

Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017