Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)
Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
русская литература
6 кл—11 кл
01.05.2017
Трагический «путь» Блока, трагическое звучание отдельных циклов его лирики, прежде всего, - отражение подлинных идеалов и устремлений целого поколения людей в эпоху между двух революций. Исследование цветовых и звуковых символов в цикле "Снежная маска" А.Блока дает возможность проследить этот сложный путь как в судьбе, так и в творчестве поэта.Материал может быть полезен для изучения лирики Блока как в среднем, так и в старшем школьном звене.Создание программы по современной литературе на отражении классики обусловлена осознанием определенных проблем в преподавании классики на уроках, таких как снижение интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; восприятие жизненных интересов, моральных ценностей героев произведений 19 века и несоответствие воззрений на окружающий мир молодых людей сегодняшнего времени; наличием коллекции произведений русской классики и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Цель программы – формирование функциональной и читательской грамотности школьника через развитие навыков филологического анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и русском языке как системе, полученных в основной школе и расширяемых в старших классах, формирование умения видеть на новом витке времени темы, проблемы, мотивы поступков героев произведения
программа чтения_Трегубова_Владивосток.docx
Традиции классики в современной литературе
И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа
г.Владивосток
Есть такой термин – «отражение». Отражение на новом витке времени тем, проблем,
мотивов поступков героев. Такое отражение классики интересно проводить на произведениях
современных авторов, особенно – на произведениях малых форм. Прочтение –
комментирование – выявление проблемы, позиции автора, размышление и аргументация –
практически ход работы над частью С по русскому языку и готовый план урока по
современной литературе. Возможны различные подходы к организации урока – важно, чтобы
анализ художественного произведения способствовал развитию читательской компетенции
учащихся.
Создание программы по современной литературе на отражении классики обусловлена
осознанием определенных проблем в преподавании классики на уроках, таких как снижение
интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый
эмоциональный интерес к литературе и чтению; восприятие жизненных интересов, моральных
ценностей героев произведений 19 века и несоответствие воззрений на окружающий мир
молодых людей сегодняшнего времени; наличием коллекции произведений русской классики
и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной
программе.
Цель программы – формирование функциональной и читательской грамотности
школьника через развитие навыков филологического анализа литературного произведения на
основе знаний по теории литературы и русском языке как системе, полученных в основной
школе и расширяемых в старших классах, формирование умения видеть на новом витке
времени темы, проблемы, мотивы поступков героев произведения.
Результат: Работа по предложенной программе позволила развить творческие способности
учащихся; способствовала изучению произведений современной отечественной и зарубежной
литературы сверх программы, что способствовало формированию читательского вкуса;
выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений помогло освоить
навыки рефлексивного чтения, работа по программе стала ступенью к возникновению
устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
Программа
№
1
2
3
Темы
Человек как объект изображения
в художественном мире.
Категориальность времени и
пространства в произведении.
Нравственный выбор человека в
различных жизненных
обстоятельствах
Человек как отражение общества
Проблема человеческих
взаимоотношений.
Любовь в жизни человека.
Изучаемые
произведения курса
В.Нарбикова «Часы»
Программа изучения
литературы 19 века
Хронология
литературного
процесса. Особенности
изображения человека
в разных творческих
методах
А.Гончаров «Обломов» В.Токарева «Вместо
//А.А.Бестужев
Марлинский «Часы и
зеркало»
меня»
А.Кабаков «Суицид»
А.Островский «Гроза»,
«Бесприданница»
В.Токарева «Пропади
оно пропадом» Проблема отцов и детей.
Герой времени
Человек в ощущениях реальности
и фантастики
Проблема выбора жизненного
пути. Проблема счастья
И.Тургенев «Отцы и
дети»
Н.Г.Чернышевский
Н.Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»
В.Токарева «Инструктор
по плаванию»
Т.Толстая «Река
Оккервиль»
П.Коэльо «Алхимик»
Р.Бах «Чайка по имени
Джонатан Ливингстон»
М.Е.СалтыковЩедрин Ф.Искандер «Кролики и
4
5
6
7
8
удавы»
Г.Сапгир «Жужукины
дети»
Акутагава «Паутинка»
Тендряков «Расплата»
Рэй Бредбери
«Наказание без
преступления»
В.Тучков
«Бесчувственники»
В.Маканин «Кавказский
пленник»
С.Довлатов. Рассказы
А.Ровнер «Лестница»
Проблема взаимоотношения
человека и власти.
Мир и человек в кривом зеркале
сатиры.
Человек как социальное существо
Тема греха и покаяния
Проблема милосердия
Проблема человеческого
одиночества
Ф.М.Достоевский
9
10
Человек в жизненных испытаниях
судьбы
Дорога чести и бесчестия
Человек в окружающем его мире А.П.Чехов
Л.Н.Толстой
Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)
Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.