Концепция воспитательной деятельности классного руководителя
Оценка 4.6

Концепция воспитательной деятельности классного руководителя

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство +1
Взрослым
08.01.2017
Концепция воспитательной деятельности классного руководителя
Концепция воспитательной деятельности классного руководителя, в которую входит краткая психолого-педагогическая характеристика класса, цель и задачи воспитательной системы, принципы воспитательной системы, ориентация в педагогической системе, условия реализации задач, структура воспитательной системы класса, планирование и содержание работы, структура самоуправления, организация работы с родителями, модель ученика, критерии эффективности воспитательного процесса.
Концепция воспитательной системы класса Фиденко Н.А..doc

МОУ СОШ №10 с.Каменная Балка Арзгирского района Ставропольского края

 

 

 

Утверждаю
Директор школы                 
«­­­­­ ____ » ________20    год

 

Рассмотрено и утверждено
на заседании  педагогического совета                                                                                                             МОУ СОШ №10 с.Каменная Балка
Протокол №  от «____ »__________  20     г.

 

 

 

 

 

Концепция воспитательной деятельности

классного руководителя

Фиденко Натальи Александровны

 

 

 

 

 

 

Автор: классный руководитель

Фиденко Наталья Александровна

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

Содержание

 

                                                                                           стр.

1.

Краткая психолого-педагогическая  характеристика  8 класса

3

2.

Цель воспитательной системы

3

3.

Задачи воспитательной системы

3

4.

Принципы воспитательной системы

3-4

5.

Ориентация в педагогической системе

4

6.

Условия реализации задач

5

7.

Структура воспитательной системы класса

5

8.

Планирование работы

6

9.

Содержание работы

6

10.

Структура самоуправления

7

11.

Организация работы с родителями

8

12.

Модель ученика

9

13.

Критерии эффективности воспитательного процесса

10

14.

Приложение №1

11

15.

Приложение №2

12-13

16.

Приложение №3

14

17.

Приложение №4

15

18.

Литература

16

 


1.    Краткая психолого-педагогическая характеристика

 8 класса

 

В классе обучается 4 человека: 1 мальчик и 3 девочки. Дети в классе в основном из семей со средним достатком.

Все учащиеся, 100%, занимаются в различных кружках: вольная борьба, баскетбол, волейбол, мини – футбол, «Подросток», «Юнкор». Два человека  занимаются в кружках художественной самодеятельности при ДК.

Ярко выраженного лидера в классе нет. Но есть несколько человек, которые пользуются особым уважением. Есть и такие, которые любят проводить  время в одиночестве, но замкнутыми их не назовёшь.

По мнению педагогов, познавательный потенциал класса достаточно высок.

Отношения среди одноклассников ровные, серьёзных конфликтов не бывает. Дети сопереживают друг другу, поддерживают друг друга.

 

2.    Цель воспитательной системы

 

Создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого ученика с учетом имеющегося жизненного опыта субъекта.

 

3.    Задачи воспитательной системы

 

- Организовать внеурочную работу, внеклассные мероприятия с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.

- Продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики ребёнка.

- Способствовать формированию сплоченного классного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, коллектива работающих учителей, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.

 

4.    Принципы воспитательной системы

 

Исходя из основных задач, которые я ставлю перед собой – развитие личности ученика, жизнедеятельность детей организуется на принципах: природосообразности, педагогической целесообразности, культуросообразности,  дифференциации в воспитании и обучении.

Принцип природосообразности предполагает, что образование должно базироваться на научном объяснении естественных и социальных процессов, согласование с общими законами развития природы и человека. Принцип природосообразности предполагает, что стиль взаимоотношений педагогов и учащихся учитывает необходимость возрастной дифференциации, с учетом этого идет формирование здорового образа жизни.

Принцип педагогической целесообразности – это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; определение, что нужно и как нужно сделать в данный момент. Представление самостоятельности и возможности самовыражения ребёнка.

Принцип культуросообразности рассматривается как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, восприятие достоинств культуры народа через историю культуры семьи, региона.

Принцип дифференциации предполагает создание оптимальных условий для развития каждого ребёнка; отбор содержания, форм и методов воспитания; учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.

 

5.    Ориентация в педагогической системе

 

Педагогическая система класса ориентирована на:

- включение личности в процессы самовоспитания и саморазвития;

- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребёнка;

- организацию воспитательного процесса в условиях интегрированного взаимодействия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- обеспечение преемственности воспитательного процесса;

- вовлечение оптимального  целесообразного количества участников в руководство функционированием воспитательной системы класса.

 

 

 

 

 

6.    Условия  реализации задач воспитательной системы класса

 

Для результативного функционирования воспитательной системы необходимо несколько условий:

- четкое определение целей и постановка задач;

- конкретное планирование деятельности школьного коллектива на несколько лет вперед, на год, на месяц, на неделю;

- владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса, об уровне их отношений, об уровне развития каждого ребенка (физическом, нравственном, умственном); о профессиональном уровне работников школы, о культурно-образовательном и нравственном уровне родителей, о степени комфортности всех пребывающих в классе;

- систематический контроль за результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

 

7. Структура воспитательной системы класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Субъекты воспитательной системы класса:


 8. Планирование работы

 


На общем сборе класса все учащиеся работают в течение часа по выработке предложений в план. Затем собираются на общий сбор класса, обсуждают, принимают или отвергают предложения.

В конце апреля каждый ученик получает бланк, который ему  надо будет заполнить и таким образом внести свои личные предложения с небольшим самоанализом своей работы в классе.

 

 9. Содержание работы

 

В содержание работы входят следующие блоки:

 

Название

 блока

Задачи блока

1

Кто я?

Помощь учащимся в осознании личностной значимости собственного «я».

2

Мой выбор.

Объяснение учащимся категорий добра и зла, милосердия. Воспитание толерантности, помощь учащимся в определении цели в жизни.

3

Умей всем страхам в лицо рассмеяться.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, стремления к здоровому образу жизни, к этичному отношению к другим людям.

4

Я – гражданин.

Разрешение нравственных проблем, воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности, формирование представлений о гражданской позиции человека

5

Родительский дом.

Воспитание уважения к родителям, интереса к их увлечениям, чувствам. Помощь в установлении взаимопонимания, формирование системы ценностных семейных ориентаций

 


10. Структура самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


11. Организация работы с родителями.

 

 


11. Организация работы с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


12. Модель ученика

 

Вторая ступень (среднее звено)

Утверждение и развитие личности:

- осмысление значимости приобретения знаний, умений и навыков;

- формирование нравственно-эстетических потребностей, жизненных ценностей;

- стремление к здоровому образу жизни;

- становление гражданской позиции;

- развитие активной творческой самореализации;

- умение общения и совместной  деятельности.

 

Третья ступень (старшие классы)

Школьная зрелость (готовность личности к самостоятельной жизни):

- творчески активная, сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно-эстетически;

- наделённая чувством собственного достоинства (уважающая себя и других);

- ответственная за своё здоровье;

- обогащенная духовно и нравственно-эстетически;

-  занимающая твердую гражданскую позицию;

- способную делать выбор и принимать решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Критерии эффективности воспитательного процесса

 

В педагогических публикациях под эффективностью воспитательной системы понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели.

Ученые предлагают её определить  как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности.

Цель воспитательной системы класса –  создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого ученика с учетом имеющегося жизненного опыта субъекта.

В соответствии с данной целевой установкой мной  определены критерии эффективности воспитательной системы:

- удовлетворенность всех участников воспитательной системы процессами жизнедеятельности класса;

- наличие тенденций к конкретизации перспектив развития для всех направлений жизни класса;

- деятельная активность всех участников воспитательного процесса;

- рост личностных достижений всех участников воспитательного процесса;

- влияние класса на развитие школы, села, района, края;

- успешность коррекции отклонений в развитии человека в классе.

 

В приложениях представлены некоторые методики исследования эффективности воспитательной системы.


Приложение №1

Временной график работы

 

Родительские собрания – 1 раз в четверть

Ведение классного журнала – постоянно

Личный контакт с отдельными родителями – по необходимости

Классные собрания – 1 раз в четверть

Совет класса – 1 раз в неделю

Классные часы – 1 раз в неделю

КТД – 1 раз в месяц

Индивидуальная работа с учащимися – по необходимости.


Приложение №2.

 

Уважаемые коллеги!

Данная анкета проводится в целях  социологического исследования современной воспитательной системы, её целей, задач, направлений, трудностей и перспектив развития.

Вам необходимо прочитать вопрос и варианты ответов. Нужные вам варианты обвести в кружок (не более трех вариантов).

1. Что должен давать, на ваш взгляд, современный класс ученику?

- весомый культурный багаж

- необходимую профессиональную подготовку

- помощь в развитии способностей детей

- опыт человеческого общения

- опыт общественной работы

- другое

2. Что должно быть главным в процессе воспитательной работы? Сбор, анализ, оценка информации о ребенке для прогнозирования его развития

- помощь в развитии способностей детей

- организация досуга школьников

-  скоординированность действий семьи и класса

- насыщенность общешкольными мероприятиями

- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования

- что-то другое

- затрудняюсь ответить

3. Что должно давать, на ваш взгляд, современное дополнительное образование воспитаннику?

- помощь в развитии индивидуальных способностей

- развитие высокого потенциала

- расширение общего кругозора

- необходимую профессиональную подготовку

- навык самостоятельного приобретения знаний

- весомый культурный багаж

- опыт человеческого общения

- прочные практические знания

- что-то другое

4. Как вы считаете, какие приоритетные цели, направления должны быть у дополнительного образования?

- формирование культуры жизненного самоопределения у воспитанников

- ориентация детей на общечеловеческие ценности

- организация досугового уровня свободного времени

- создание условий для реализации  творческого потенциала

- формирование воспитательного пространства в малом социуме

- педагогическая поддержка обучающихся в их социальном  самоопределении

- что-то другое

5. Как вы считаете, планированием и созданием воспитательной системы класса должны заниматься:

- родители

- организаторы внеклассной работы

- заместители директоров по воспитательной работе

- представители допонительных учреждений образования

- воспитатели групп продленного дня

- классные руководители

- еще кто-то

- затрудняюсь ответить

6. Важен ли в этой работе учет и количество праздников?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

7. Важна ли их масштабность при этом?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

8. Что должно быть главным, на ваш взгляд, при проведении мероприятий?

-раскрытие индивидуальностей

- «внешний эффект»

- массовость

- принцип личностного подхода

- присутствие родителей, членов семьи

- участие школы

-достижение поставленной цели

- практическое применение полученных знаний

- что-то другое

В своем классе 0_1_2_3_4_5_ низкая оценка, высокая оценка.


Приложение №3

Анкета для родителей

1.     Где вы встречаетесь с учителями – предметниками и классным руководителем?

- на родительских собраниях

- при посещении на дому

- при индивидуальном посещении школы

- не встречались

- что-то другое

2. Как часто вы приходите в школу?

- только на родительские собрания (укажите сколько раз)

- по мере необходимости

- считаю посещение школы нецелесообразным

- по вызову классного руководителя или администрации школы

- что-то другое

3. Какие проблемы обсуждались на родительских собраниях в течение года?

- проблемы неуспеваемости

-  проблемы посещаемости

- проблемы внутриклассной деятельности

- проблемы воспитания, физиологии и других возрастных особенностей детей, профориентационные проблемы

- что-то другое

4. Какую помощь вы желали бы получить? Обращались ли вы за ней (если нет, то почему)?

- встреча со специалистами

- консультирование

- психологическая помощь

-что-то другое

5. Какие проблемы возникали при взаимодействии с учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы?

- проблема встречи

- затруднения в общении с учителями

-что-то другое

6. Ознакомлены ли вы с:

-  Уставом школы

-Законом об образовании

- Законом о семье РФ

- Декларацией прав ребенка

7. Какие формы взаимодействия школы с родителями вас устраивают?

- родительский день

- родительская учеба

- родительское собрание

- консультация

- что-то другое


Приложение №4

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.  Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей  шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В Классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

7. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.


Литература

 

1.     //Классный руководитель., 1998, №2

2.     //Классный руководитель., 2000, №2,3

3.     //Классный руководитель., 2001, №5

4.     //Классный руководитель., 2002, №1,3,4

5.     //Классный руководитель., 2003, №5

6.     Сергеева В.П.Классный руководитель в современной школе.,М., 2000

7.     Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение Эффективности., М., 2001

8.     Степанова Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса., М., 2001

9.     Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./М.: «Педагогический поиск». 2002

10. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения; Педагогическое общество России., М., 1999

 

 

 


МОУ СОШ №10 с.Каменная Балка Арзгирского района

МОУ СОШ №10 с.Каменная Балка Арзгирского района

Содержание стр

Содержание стр

Краткая психолого-педагогическая характеристика 8 класса

Краткая психолого-педагогическая характеристика 8 класса

Принцип педагогической целесообразности – это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; определение, что нужно и как нужно сделать в данный момент

Принцип педагогической целесообразности – это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; определение, что нужно и как нужно сделать в данный момент

Для результативного функционирования воспитательной системы необходимо несколько условий: - четкое определение целей и постановка задач; - конкретное планирование деятельности школьного коллектива на несколько лет вперед,…

Для результативного функционирования воспитательной системы необходимо несколько условий: - четкое определение целей и постановка задач; - конкретное планирование деятельности школьного коллектива на несколько лет вперед,…

Планирование работы На общем сборе класса все учащиеся работают в течение часа по выработке предложений в план

Планирование работы На общем сборе класса все учащиеся работают в течение часа по выработке предложений в план

Структура самоуправления 11

Структура самоуправления 11

Организация работы с родителями

Организация работы с родителями

Модель ученика Вторая ступень (среднее звено)

Модель ученика Вторая ступень (среднее звено)

Критерии эффективности воспитательного процесса

Критерии эффективности воспитательного процесса

Приложение №1 Временной график работы

Приложение №1 Временной график работы

Приложение №2. Уважаемые коллеги!

Приложение №2. Уважаемые коллеги!

Как вы считаете, планированием и созданием воспитательной системы класса должны заниматься: - родители - организаторы внеклассной работы - заместители директоров по воспитательной работе - представители…

Как вы считаете, планированием и созданием воспитательной системы класса должны заниматься: - родители - организаторы внеклассной работы - заместители директоров по воспитательной работе - представители…

Приложение №3 Анкета для родителей 1

Приложение №3 Анкета для родителей 1

Приложение №4 Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Приложение №4 Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Литература 1. //Классный руководитель

Литература 1. //Классный руководитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017