Концерт "Непокоренные"

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 03.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий о стойкости и непокоренности ленинградцев. Посвящен снятию блокады. Много документальной информации. Действие происходит в наши дни. Ребята обсуждают, каким образом они могут поздравить ветеранов. В результате этой беседы зрители узнают о событиях тех лет, о подвиге своих сверстников и сверстниц.
Иконка файла материала СЦЕНАРИЙ САРАТОВ.docx
СЦЕНАРИЙ, посвященный снятию блокады Ленинграда «НЕПОКОРЕННЫЕ» Лиза-О! Смотри. Что это тут наставили? Нашу красивую сцену закрыли. Что это за ширма? Патя-Я знаю. Это ребята из театра теней композицию на 9 мая готовят. Давай посмотрим. Лиза-Давай. МАМАЕВ КУРГАН. ТЕАТР ТЕНЕЙ Лиза-Я ненавижу войну. Зачем люди убивают себе подобных? Патя- У нас недавно конкурс чтецов был. Я стихотворение Мусы Джалиля выучила. Называется «Чулочки» Лиза-Прочитай. Патя-Слушай. ЧУЛОЧКИ. ПАТЯ Лиза- Бедная девочка. Так жалко Патя-Да. Жалко. Лиза-Ну, что ж. Пошли на собрание. А то и так опаздываем уже. Патя- Да.Пошли. (уходят. Занавес открывается) Патя-Уфф. Успели. (все стоят. Разговаривают. Входит Дима с Ахиллесом и Владом) Дима-Привет. Все собрались? Ксюша-Зачем ты нас сегодня собрал? Мы же завтра должны были собраться. (на сцене за столом сидят Егор и Марианна) Егор -А это еще что за детский сад? Влад-Мы не детский сад! У нашего одноклассника Никиты прабабушка долго болела, а сейчас ей лучше Ахиллес- И мы хотели для нее классный час провести. Егор -А мы-то тут причем? Я не подписывался бабушек развлекать! Аделина-Как ты можешь? К нам за помощью обратились, а ты… Да ну тебя! Никита-Ну, блин. Думал хоть сегодня пораньше домой пойдем. Марианна- Действительно, Дима? Мадина- А у меня через час репетитор. Мне уходить надо. Дима- Ребята. Прекратите ныть. Вы –актив школы. Раз надо, значит надо. Давайте все обсудим. Выберем тему, поделимся идеями. Кто-то стихотворение знает, кто-то интересные факты. Когда еще нам готовиться? Мадина-О! Я могу готовую песню предложить. Дима- Ну и хорошо! А что за песня? ПЕСНЯ ЖУРАВЛИ - Мадина Мадина- Дима, я могу идти? Дима- Иди. Но песня за тобой Мадина- Конечно. Пока, ребята.Лиза-Я придумала! Давайте проведем классный час о блокаде Ленинграда. Тем более бабушка этого Никиты в Ленинграде во время войны жила. Так ведь? Ахиллес-Да. У нее даже медаль есть за оборону Ленинграда Никита­Опять война, опять блокада…  А может, нам о них забыть? Влад­ Я слышу иногда: «не надо, не надо раны бередить. Ведь это верно, что устали Мы от рассказов о войне. И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне». Патя-И может показаться: правы И убедительны слова. Но даже, если это правда, Такая правда – Не права. Дима-Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы эти дети Об этом помнили как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война. Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна! ХОР ЛЕНИНГРАДЦЫ Марианна­ Да, ребята. Мы не должны забывать, что 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Егор А.- Причем, долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было, чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25. Ксюша- А 27 января –это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда. Влад ­Нам бабушка Никиты рассказывала, что самая трагическая страница в  истории Ленинграда – это  блокада. В  блокаде оказалось около 3 миллионов  человек.  Ахиллес­900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно  выносили все страдания, выпавшие на их долю.   Никита­По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги  надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в  конце концов, сдадут Ленинград. Лиза- В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами. Бывало так, что человек, везущий на кладбище хоронить близкого  человека, сам падал и умирал.Аделина­Но люди не утратили волю к жизни и победе. Работу больных, умерших  выполняли те, кто ещё мог двигаться. Смерть входила во все дома. Дима- Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов – сдадут его. Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!» Патя ­Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки  с воздуха, ни  артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили  железной воли и патриотического духа ленинградцев. Марианна-С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки… Ксюша-Кусочки были совсем маленькие. Вот такие. И ведь это было нормой на целый день! (кусочки хлеба) Давайте вы отнесете эти кусочки к себе в класс. Пусть ребята увидят, что ели ленинградцы за целый день. Какие маленькие кусочки (идут в зал, раздают и уходят) Егор А.­Начались цинга, дистрофия и голод. Аня Ш.­ Ребята! Посмотрите какая у меня папка.(ребята подходят, разбирают  листы). У меня вот здесь в папке есть воспоминания ленинградцев­блокадников.  (читает) ­Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли.  Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб,  поднесу ко рту – камень… Лиза­А вот еще Зоя Смирнова­Торопова …Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью.  Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и  не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели,  ели. Я держалась какой­то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были  опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики,  подняла ногу и  хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я  никогда не смогу прыгать. Никита­ А это писал мужчина ­Владимир Сорокин Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а  мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло,  сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили,  процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара. Ксюша ­Дома – без света и тепла, И без конца пожары рядом.  Враг зажигалками дотла  Спалил Бадаевские склады.  И мы Бадаевской землёйТеперь сластим пустую воду.  Земля с золой, земля с золой — Наследье прожитого года.  Блокадным бедам нет границ:  Мы глохнем под снарядным гулом,  От наших довоенных лиц  Остались лишь глаза и скулы.                                   ФОТО Марианна­Посмотрите на фотографию. Это он — живой хлеб на живой руке  жителя блокадного Ленинграда.  Это паек блокадника на целый день. И больше  ничего у него не было. Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали, обделяя себя. Аделина­Вместо супа — бурда из столярного клея,  Вместо чая — заварка сосновой хвои.  Это б всё ничего, только руки немеют,  Только ноги становятся вдруг не твои.  Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,  И глухие удары пойдут невпопад...  Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.  Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград. ПЕСНЯ АНЯ –Дети войны Ксюша­В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было  зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища,  подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки­буржуйки.  Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Патя­Я в гору саночки толкаю. Ещё немного – и конец. Вода, в дороге замерзая, Тяжёлой стала, как свинец. Как хорошо, что ты замёрзла, Святая невская вода! Когда я поскользнусь под горкой, На той тропинке ледяной, Ты не прольёшься из ведёрка, Я привезу тебя домой. Лиза­Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто  жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли  мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12­14 часов не выходили  из промерзших цехов. Никита­Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. В  осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые  бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял  такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках,  рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Марианна-Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе. Лиза-Девчонка руки протянула, уснула. А оказалось – умерла…Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Уроки после похорон.                                  Аудиозапись. Звук метронома. Дима­Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио  транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал  биение  сердца великого города, успокаивал  и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется. Патя­Во тьме казалось: город пуст;  Из громких рупоров — ни слова,  Но неустанно бился пульс,  Знакомый, мерный, вечно новый. То был не просто метроном,  В часы тревоги учащенный,  Но наше твердое — «живем!», Не дремлет город осажденный. Никита­В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры.  Аделина­В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий  Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской.  Егор А.­ А 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не  вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом  говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они­то считали, что город  мертвый.                     ВИДЕО Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской») Дима­Город мог не выжить в одиночку. Без поддержки Большой земли ему не выстоять. И она пришла, эта поддержка – Дорога жизни. Марианна­ 22 ноября 1941г. была завершена прокладка первой колеи ледовой трассы. С наступлением темноты выехала автоколонна из 60 машин. Это был первый рейс. Изо дня в день поток машин увеличивался. Егор А.­Ледовая трасса привела гитлеровцев в бешенство. Её обстреливали с самолётов, орудий, но трасса жила, действовала, спасала ленинградцев от голодной смерти. Лиза­«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,  Дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле  Страшней и радостней дороги. Казалось, что конец земле… Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли. Он жив еще. Он рядом где­то  На Ленинград! На Ленинград! Там на 2 дня осталось хлеба, Там матери под темным небом Толпой у булочных стоят. И было так – на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. – Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на 5 минут, пустяк,–Поломка эта не угроза,  Да рук не разогнуть никак: Их на руле свело морозом. И вот в бензине руки он  Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри. Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарням до зари. Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре – Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам. Патя­С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а  обратно  вывозили  раненых, больных и  детей. Каждая четвертая машина не  вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими  самолетами.                                  МИНУТА МОЛЧАНИЯ (театр рук) ­Объявляется минута молчания. Прошу всех встать. Прошу всех сесть. Аделина-Ребята, а вы слышали о печальной истории 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник? Никита Да. Я знаю. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней. Ксюша­Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических  записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:                             (на экране дневник Тани) Патя­«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года». Лиза­«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». Никита­«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». Марианна­«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». Егор А.­«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». Аделина­«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» Дима­«Умерли все». «Осталась одна Таня». Ксюша­При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в  Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был  поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника. Аделина­Плакали люди, строчки читая, Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник — это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: «Вновь не должно это все повториться!» Егор А.­14 января 1944 советские войска перешли в наступление. 27 января в  результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невойпрогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду. Дима­Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной  войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в  памяти грядущих поколений. Патя-Блокаде, в железном кольце которой задыхался Ленинград, был положен конец. Никита­А разве сейчас нет достойных подвигу ленинградцев? Марианна­Конечно есть! Мы никогда не забудем ужасы той войны Аделина­ Ни погибших на полях сражений, ни тех, кто трудился в тылу, Ксюша­ Не забудем партизан и не забудем тех, кто был замученв концлагерях Лиза­Ведь если мы все забудем, это все может повториться. Все­ мы не забудем!                                          БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ (инсценировка)                                                   САЛЮТ Ксюша-Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало… Казалось, что всё небо грохотало, Приветствуя великое начало Патя-Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей… Лиза- Все в мире сущие народы, Благословите светлый час! Отгрохотали эти годы, Что на земле настигли нас. Дима-Еще теплы стволы орудий И кровь не всю впитал песок, Но мир настал. Вздохните, люди, Переступив порог войны. МИР БЕЗ ВОЙНЫ