Координационные способности и методы их развития у детей с нарушениями слуха
В статье представлена информация об особенностях координационных способностей детей с нарушениями слуха и некоторые методы, позволяющие их улучшить.
Нарушения слуха, а также сопутствующие отклонения в развитии детей приводят к ухудшению показателей в двигательной сфере, в том числе и к ослаблению их координационных способностей.
У детей с нарушениями речи основным двигательным нарушением является расстройство координации. Это происходит в основном из-за частой патологии – тугоухости и недоразвития речи, которое мешает понять и скорректировать свои действия .Эти особенности приводят к своеобразному развитию двигательной сферы
Нарушения слуховой функции влияют на работу анализаторов: кинестетического и вестибулярного, а также на задержку формирования прямостояния, на затруднение поддерживания равновесия, дифференциацию двигательных ощущений и выполнение движений, требующих сложной координации, способствует нарушению тонуса мышц, мешают пространственной ориентации. Из-за проблем с работой анализаторов у слабослышащих и глухих детей наблюдается недостаточная выработка четких, размеренных и плавных движений. Дети с нарушениями слуха испытывают трудности с сохранением статистического и динамического равновесия.
Следует отметить, что особенностью координационных способностей детей с нарушением слуха является то, что большинство синзетивных периодов, благоприятных для развития координации происходят в 8-11 лет. Именно в этом возрасте целесообразно их усиленно развивать.
Методы развития координационных способностей основываются на общем физическом воспитании, на усвоении базовых упражнений, к которым, по мере их усвоения, прибавляются более разнообразные, направленные на развитие выносливости, скоростно-силовых, силовых и др. способностей
На качество координационных способностей влияют упражнения, направленные на развитие моторики, поэтому важно уделять внимание мышцам кисти и пальцев.
Существуют некоторые методы развития координационных способностей помимо общего развития детей в рамках физической культуры
Многие исследователи пришли выводу, что верховая езда также способствует развитию координационных способностей и пространственной группировки, поскольку ее основой является равновесие.
Ученые считают, что верховая езда сопровождается развитием мышечного корсета, оптимизацией работы нервной системы, улучшением координации движений и помогает человеку с особыми потребностями адаптироваться к социуму.
Также была разработана экспериментальная программа занятий по оздоровительной аэробике с детьми, имеющими нарушения речи. Это оказалось эффективно за счет того, что упражнения оздоровительной аэробикой имеют рациональную структуру объединения движений.
Доступность и простота движений обеспечивают понимание материала детьми, а совокупность упражнений положительно влияет на координационные способности.
На основе изложенных фактов можно сделать вывод о том, что методы адаптивной физической культуры, верховой езды и аэробики положительно влияют на развитие координационных способностей, помогают ощущению пространства и ощущению своего тела в пространстве, укрепляют вестибулярный аппарат, дают эмоциональный подъем. Важно отметить, что такие занятия воспринимаются не как обучение, а как игра и приносят удовольствие, что положительно влияет на развитие координационных способностей детей с разной степенью нарушения слуха.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.