«Корни и стебли растений»
Оценка 4.6

«Корни и стебли растений»

Оценка 4.6
docx
03.03.2020
«Корни и стебли растений»
Корни и стебли растений.docx

         Технологическая карта по окружающему миру

Класс: 3.

Название дисциплины: «Окружающий мир».

УМК: «Гармония».

Тема: «Корни и стебли растений».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: Знакомство детей с частями растений – корнем и стеблем и их функциями.

 Задачи:

1.      Формировать у детей представление о корнях и стеблях растений; выявить их функции; показать их разнообразие; учить детей отличать корни и стебли от других частей растения;

2.      Развивать воображение: умение моделировать невидимые природные процессы (жизнь корней под землей); умение работать со схемами (знаково - символические познавательные УУД); умение работать и общаться в микрогруппах (коммуникативные УУД); развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы (логические познавательные УУД); формулировать учебную задачу; проводить самооценку и взаимооценку деятельности (регулятивные УУД);

3.      Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к растениям, дисциплинированность, выдержку,  эстетические чувства (личностные УУД).

Планируемый результат:

1.      Обучающиеся должны узнать о корнях и стеблях растений и их функциях и разнообразии; должны проявлять;

2.      Обучающиеся должны научиться составлять рассказ о корнях и стеблях растений по предложенному плану и схеме; умения отличать корни и стебли от других частей растений;

3.      Обучающиеся должны осознавать уникальность растений и необходимость охраны их.

Средства обучения:

·         Учебник «Окружающий мир» автор: Поглазова О.Т., Шилин В.Д

·         Презентация

·         Мозаика «Растение»

Информационные источники:

·         Учебник «Окружающий мир» автор: Поглазова О.Т., Шилин В.Д.

Ход урока

Этапы урока, формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация учебной деятельности.

Личностные УУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);

Регулятивные УУД.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Регулятивные УУД (выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные знаково-символические УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические УУД (построение логической цепи рассуждения; формулирование проблемы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемы.

Знаково-символические познавательные УУД (выделение существенных характеристик объекта, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление.

Познавательные УУД (структурирование знаний).

 

 

 

 

 

Организация самостоятельной работы. Познавательные УУД (выделение необходимой информации).

Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог).

Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже усвоено и известно учащимся, и того, что еще не известно).

 

Информация о домашнем задании.

Познавательные УУД (применение методов информационного поиска).

Рефлексия учебной деятельности.

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Добрый день, ребята! Меня зовут Ксения Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке своему товарищу.  И я вам тоже желаю успешной работы на уроке.

 

 

 

 

 

Минутка календаря. Звучит заставка к прогнозу погоды, дежурный синоптик рассказывает о погоде, используя магнитный календарь погоды на доске, знакомит учащихся с пословицами и поговорками о зиме,  с приметами ноября.  

Сегодня….(число, месяц,  день недели)

Облачность…

Температура воздуха…

Ветер…

Осадки…

 

-А что происходит весной? Назовите признаки весны.

Да, ребята, совершенно верно. Сегодня нам эти знания пригодятся.

Сейчас, в группах составьте мозаику. Выполняя  это задание, вы узнаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

-И так, ребята, что у вас получилось?

 

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным Царством Растений.

-А как еще называют это царство? Да, ребята. Богиня Флора бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны.

-Как вы думайте, кто живет в этом царстве.

-Ребята, а что вы уже знаете о растениях?

-На какие части мы можем разделить растение? (слайд)

-Отгадайте загадку:

В высоту, к теплу и свету,
Без усилий лезут ветки,
И настойчивей, упорней
Прорастают в землю …

Да, дети, это корень. И сегодня мы с вами будем говорить об этой части растения, а еще о стеблях.

Тема урока: корни и стебли растений.

-Чтобы вы хотели узнать об этих частях растений?

Сегодня мы узнаем чем они отличаются от других частей растений, какое имеют значение, какие бывают.

-Покажите корень растений на слайде.

-Ребята, а для чего корень растениям? Какую роль он выполняет? Вот на этот вопрос мы найдем сегодня ответ.

Корневая система

-Давайте проследим развитие растения. Представьте, что мы посадили в землю маленькое семя растения. Мы его поливаем и за ним ухаживаем.

 

-Что будет происходить с этим семенем?

-Ребята, посмотрите внимательно. Сначала из этого семени появляется главный корень.

-Посмотрите на корни у этого растения. Обратите внимание, как их много.  Откуда берутся остальные корни?

Ребята, эти корни называются боковые, и они отрастают от главного.  А еще у растения есть корневые волоски.  Они очень тонкие и нежные.

-Для чего они растению?

 

А все вместе: главный корень, боковые корни и корневые волоски называются корневой системой.

-Что такое корневая система?

Значение корней

-Какую роль выполняют корни растения? Для чего они нужны растению?

Разнообразие корней

-Посмотрите на слайд. Обратите внимание на то, как располагаются корни растений?

-Ребята, а от чего это зависит?

 

 

 

 

 

 

 

-Приведите примеры растений, у которых корны под землей;

-над землёй?

-растение с воздушными корнями?

-Где добывают воду воздушные корни?

-растение, у которых корни под водой?

-Ребята, а отчего зависит длина корня?

-Посмотрите, какие корни растений в песчаных пустынях.

-А это корни горных растений.

- Виды корневых систем

И так, ребята, откройте учебник на с.86. Прочитайте текст для себя и приготовьтесь ответить на вопросы.

-Ребята, о чем еще мы не сказали?

 

 

-А как их отличить?

 

 

 

-Найдите стержневую и мочковатую корневую систему (слайд).

 

 

-Ребята, а как человек использует корни растений?

Изображение овощей: определите какая это часть растений (разрезать морковку)

 

 

 

Да, ребята. Особенно раньше люди использовали корни растений в народной медицине.

Стебель

Вот, ребята, наше семя продолжает расти. Из него уже образовался корень.

- какая часть растения будет развиваться из этого семени?

Из нашего семени растет уже стебель с почками. Стебель - это часть растения, на котором располагаются почки или листья. Стебель с почками  называют побегом.  

-Что такое побег?

Виды почек

Почки  бывают двух видов: листовыми и цветочными.

 

-Почему они так называются?

Покажите на слайде листовые и цветочные почки.

Значение стеблей

-Посмотрите на стебли растений. Для чего растениям нужен стебель?

 

Да, совершенно верно, а еще стебель растений обеспечивает питание остальным частям растения.  

-А как это происходит?

По средней части стебля передвигается вода с минеральными веществами от корней к другим частям: листья плодам, а по коре у деревьев питательные вещества, которые образовались в листьях: к плодам корням.

Видоизменение стеблей

-А где зимуют почки многолетних  растений? Найдите ответ на этот вопрос на с.89

-Почему именно там зимуют почки?

 

 

-Ребята, а как могут располагаться листья на стеблях растений?

Зачитайте и расскажите друг другу в парах.

-Ребята, а какими бывают стебли растений? Прочитайте  на с.90.

-Ребята, а почему одни стебли очень высокие, например, у сосны, а другие маленькие, тянутся по земле?

Приведите в парах примеры таких растений.  Какая пара приведет примеры.

-Ребята, а какой главный признак стебля? Прочитайте на с.91 и приготовьтесь пересказать.

-Ребята, а если мы стебель поставим в воду, сможет ли от него образоваться корень?

Ребята, а как нужно ухаживать за корнями и стеблями растений?

 

 

-Что такое корневая система?

-Какие корневые системы вы знаете? Чем они отличаются?

-Какое значение имеют корни для растения? Для человека?

-Что такое стебель? Как называют стебель с почками?

-Какое значение имеют стебли для растения? Какие видоизмененные стебли вы запомнили?

Откройте дневники и запишите домашнее задание: с.86-91 (пересказ); найти и рассказать об интересном растении (например, с очень длинным корнем) (рассказ)

Продолжите одно предложение:

«Для меня сегодняшний урок…»

«Сегодня на уроке я узнал новое…»

«Мне бы очень хотелось еще узнать о …»

«Меня удивило…»

«Мне было интересно…».

-Приветствуют учителя, настраиваются на познавательную деятельность.

- Желают друг другу успехов.

 

 

 

Анализируют состояние природы, обобщают, делают вывод, что сейчас весна, приводят примеры признаков весны,  которые наблюдали.

-тает снег, солнце становится выше, прилетают птицы, распускаются на деревьях почки и т.д.

Распределяют части мозаики, анализируют их и составляют рисунок

-Растение, травянистое растение, дерево.

Анализ рисунка, выделение основных признаков растения и вывод о принадлежности к группе растений

 

 

-Флора

Вспоминают название царства растений, что они знают об этом царстве, а также части растений

-растения: цветы, деревья, кустарники.

-корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.

-Анализируют содержание загадки, выделяют главные признаки и обобщают.

 

 

 

 

-Формулируют учебную задачу на основе анализа того что знают и того что хотели бы узнать, принимают учебную задачу.

 

 

-Расматривание, анализ рисунка, выделение нужной части

Предположение детей

Дети воображают на основе ранее проведенных наблюдений появление частей из семени

Рассматривают рисунок, предполагают

-сначала  семя набухает, появится корень, затем оно будет прорастать.

 

 

 

Повторяют определение

-они отрастают от главного корня

Высказывают предположение

Сравнивают рисунки, делают выводы о расположении корней и их величине

- они добывают растению воду и минеральные вещества.

- они добывают растению воду и минеральные вещества, укрепляют растение в почве

-корни могу быть под землей, над замлей, в воздухе или воде.

-от того сколько влаги нужно растению, от величины растения

Рассматривают рисунки и делают вывод о зависимости величины корней от условий роста растений

-сосны

-ель

-из воздуха

Из текста учебника узнают о различиях мочковатых и корневых систем

-о стрежневой и мочковатой корневых системах.

-у стержневой один главный прямой корень, а у мочковатой много корней и главный трудно отличить.

Сравнивают, анализируют рисунок на слайде, определяют вид корневой системы

-некоторые корни обладают целебными свойствами, из них делают медицинские препараты.

Предполагают как человек использует корни

Убеждаются что морковка-это не плод.

Анализируют и представляют  невидимые процессы

-побег-стебель с почками

Ориентируются на ранее полученные знания и свой жизненный опыт

Рассматривают схему, анализируют и предполагают

-из одних распускаются листья, а из других - цветы.

Анализируют схему, доказывают

Рассматривают схему, предполагают

-он служит опорой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-по нему поднимается вода и минеральные соли в остальные части растения. Предполагают процесс

 

 

 

 

 

Самостоятельные поиск информации

-они могут вымерзнуть и дальше растение размножаться не будет

-по-разному.

-ответы детей

Самостоятельный поиск нужной информации

-одним нужно много солнца, а другим нужна опора, вокруг которой они обвиваются.

-на нем должны развиваться почки.

-у некоторых растений да.

-нужно поливать теплой водой, взрыхливать землю, подвязывать стебли растений

-Проверяют полученные знания в начале урока

-Рассуждают и доказывают

-Открывают дневники, записывают домашнее задание

-Рефлексируют свою деятельность на уроке

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта по окружающему миру

Технологическая карта по окружающему миру

Познавательные знаково-символические

Познавательные знаково-символические

Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Первичное закрепление. Познавательные

Первичное закрепление. Познавательные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020