Технологическая карта по окружающему миру
Класс: 3.
Название дисциплины: «Окружающий мир».
УМК: «Гармония».
Тема: «Корни и стебли растений».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний и способов действий.
Цель: Знакомство детей с частями растений – корнем и стеблем и их функциями.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о корнях и стеблях растений; выявить их функции; показать их разнообразие; учить детей отличать корни и стебли от других частей растения;
2. Развивать воображение: умение моделировать невидимые природные процессы (жизнь корней под землей); умение работать со схемами (знаково - символические познавательные УУД); умение работать и общаться в микрогруппах (коммуникативные УУД); развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы (логические познавательные УУД); формулировать учебную задачу; проводить самооценку и взаимооценку деятельности (регулятивные УУД);
3. Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к растениям, дисциплинированность, выдержку, эстетические чувства (личностные УУД).
Планируемый результат:
1. Обучающиеся должны узнать о корнях и стеблях растений и их функциях и разнообразии; должны проявлять;
2. Обучающиеся должны научиться составлять рассказ о корнях и стеблях растений по предложенному плану и схеме; умения отличать корни и стебли от других частей растений;
3. Обучающиеся должны осознавать уникальность растений и необходимость охраны их.
Средства обучения:
· Учебник «Окружающий мир» автор: Поглазова О.Т., Шилин В.Д
· Презентация
· Мозаика «Растение»
Информационные источники:
· Учебник «Окружающий мир» автор: Поглазова О.Т., Шилин В.Д.
Ход урока
Этапы урока, формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Мотивация учебной деятельности. Личностные УУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); Регулятивные УУД. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Регулятивные УУД (выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные знаково-символические УУД.
Логические УУД (построение логической цепи рассуждения; формулирование проблемы).
Решение проблемы. Знаково-символические познавательные УУД (выделение существенных характеристик объекта, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Первичное закрепление. Познавательные УУД (структурирование знаний).
Организация самостоятельной работы. Познавательные УУД (выделение необходимой информации). Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог). Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже усвоено и известно учащимся, и того, что еще не известно).
Информация о домашнем задании. Познавательные УУД (применение методов информационного поиска). Рефлексия учебной деятельности. Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
Добрый день, ребята! Меня зовут Ксения Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке своему товарищу. И я вам тоже желаю успешной работы на уроке.
Минутка календаря. Звучит заставка к прогнозу погоды, дежурный синоптик рассказывает о погоде, используя магнитный календарь погоды на доске, знакомит учащихся с пословицами и поговорками о зиме, с приметами ноября.
-А что происходит весной? Назовите признаки весны. Да, ребята, совершенно верно. Сегодня нам эти знания пригодятся. Сейчас, в группах составьте мозаику. Выполняя это задание, вы узнаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь. -И так, ребята, что у вас получилось?
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным Царством Растений. -А как еще называют это царство? Да, ребята. Богиня Флора бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны. -Как вы думайте, кто живет в этом царстве. -Ребята, а что вы уже знаете о растениях? -На какие части мы можем разделить растение? (слайд) -Отгадайте загадку: В
высоту, к теплу и свету, Да, дети, это корень. И сегодня мы с вами будем говорить об этой части растения, а еще о стеблях. Тема урока: корни и стебли растений. -Чтобы вы хотели узнать об этих частях растений? Сегодня мы узнаем чем они отличаются от других частей растений, какое имеют значение, какие бывают. -Покажите корень растений на слайде. -Ребята, а для чего корень растениям? Какую роль он выполняет? Вот на этот вопрос мы найдем сегодня ответ. Корневая система -Давайте проследим развитие растения. Представьте, что мы посадили в землю маленькое семя растения. Мы его поливаем и за ним ухаживаем.
-Что будет происходить с этим семенем? -Ребята, посмотрите внимательно. Сначала из этого семени появляется главный корень. -Посмотрите на корни у этого растения. Обратите внимание, как их много. Откуда берутся остальные корни? Ребята, эти корни называются боковые, и они отрастают от главного. А еще у растения есть корневые волоски. Они очень тонкие и нежные. -Для чего они растению?
А все вместе: главный корень, боковые корни и корневые волоски называются корневой системой. -Что такое корневая система? Значение корней -Какую роль выполняют корни растения? Для чего они нужны растению? Разнообразие корней -Посмотрите на слайд. Обратите внимание на то, как располагаются корни растений? -Ребята, а от чего это зависит?
-Приведите примеры растений, у которых корны под землей; -над землёй? -растение с воздушными корнями? -Где добывают воду воздушные корни? -растение, у которых корни под водой? -Ребята, а отчего зависит длина корня? -Посмотрите, какие корни растений в песчаных пустынях. -А это корни горных растений. - Виды корневых систем И так, ребята, откройте учебник на с.86. Прочитайте текст для себя и приготовьтесь ответить на вопросы. -Ребята, о чем еще мы не сказали?
-А как их отличить?
-Найдите стержневую и мочковатую корневую систему (слайд).
-Ребята, а как человек использует корни растений? Изображение овощей: определите какая это часть растений (разрезать морковку)
Да, ребята. Особенно раньше люди использовали корни растений в народной медицине. Стебель Вот, ребята, наше семя продолжает расти. Из него уже образовался корень. - какая часть растения будет развиваться из этого семени? Из нашего семени растет уже стебель с почками. Стебель - это часть растения, на котором располагаются почки или листья. Стебель с почками называют побегом. -Что такое побег? Виды почек Почки бывают двух видов: листовыми и цветочными.
-Почему они так называются? Покажите на слайде листовые и цветочные почки. Значение стеблей -Посмотрите на стебли растений. Для чего растениям нужен стебель?
Да, совершенно верно, а еще стебель растений обеспечивает питание остальным частям растения. -А как это происходит? По средней части стебля передвигается вода с минеральными веществами от корней к другим частям: листья плодам, а по коре у деревьев питательные вещества, которые образовались в листьях: к плодам корням. Видоизменение стеблей -А где зимуют почки многолетних растений? Найдите ответ на этот вопрос на с.89 -Почему именно там зимуют почки?
-Ребята, а как могут располагаться листья на стеблях растений? Зачитайте и расскажите друг другу в парах. -Ребята, а какими бывают стебли растений? Прочитайте на с.90. -Ребята, а почему одни стебли очень высокие, например, у сосны, а другие маленькие, тянутся по земле? Приведите в парах примеры таких растений. Какая пара приведет примеры. -Ребята, а какой главный признак стебля? Прочитайте на с.91 и приготовьтесь пересказать. -Ребята, а если мы стебель поставим в воду, сможет ли от него образоваться корень? Ребята, а как нужно ухаживать за корнями и стеблями растений?
-Что такое корневая система? -Какие корневые системы вы знаете? Чем они отличаются? -Какое значение имеют корни для растения? Для человека? -Что такое стебель? Как называют стебель с почками? -Какое значение имеют стебли для растения? Какие видоизмененные стебли вы запомнили? Откройте дневники и запишите домашнее задание: с.86-91 (пересказ); найти и рассказать об интересном растении (например, с очень длинным корнем) (рассказ) Продолжите одно предложение: «Для меня сегодняшний урок…» «Сегодня на уроке я узнал новое…» «Мне бы очень хотелось еще узнать о …» «Меня удивило…» «Мне было интересно…». |
-Приветствуют учителя, настраиваются на познавательную деятельность. - Желают друг другу успехов.
Анализируют состояние природы, обобщают, делают вывод, что сейчас весна, приводят примеры признаков весны, которые наблюдали. -тает снег, солнце становится выше, прилетают птицы, распускаются на деревьях почки и т.д. Распределяют части мозаики, анализируют их и составляют рисунок -Растение, травянистое растение, дерево. Анализ рисунка, выделение основных признаков растения и вывод о принадлежности к группе растений
-Флора Вспоминают название царства растений, что они знают об этом царстве, а также части растений -растения: цветы, деревья, кустарники. -корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. -Анализируют содержание загадки, выделяют главные признаки и обобщают.
-Формулируют учебную задачу на основе анализа того что знают и того что хотели бы узнать, принимают учебную задачу.
-Расматривание, анализ рисунка, выделение нужной части Предположение детей Дети воображают на основе ранее проведенных наблюдений появление частей из семени Рассматривают рисунок, предполагают -сначала семя набухает, появится корень, затем оно будет прорастать.
Повторяют определение -они отрастают от главного корня Высказывают предположение Сравнивают рисунки, делают выводы о расположении корней и их величине - они добывают растению воду и минеральные вещества. - они добывают растению воду и минеральные вещества, укрепляют растение в почве -корни могу быть под землей, над замлей, в воздухе или воде. -от того сколько влаги нужно растению, от величины растения Рассматривают рисунки и делают вывод о зависимости величины корней от условий роста растений -сосны -ель -из воздуха Из текста учебника узнают о различиях мочковатых и корневых систем -о стрежневой и мочковатой корневых системах. -у стержневой один главный прямой корень, а у мочковатой много корней и главный трудно отличить. Сравнивают, анализируют рисунок на слайде, определяют вид корневой системы -некоторые корни обладают целебными свойствами, из них делают медицинские препараты. Предполагают как человек использует корни Убеждаются что морковка-это не плод. Анализируют и представляют невидимые процессы -побег-стебель с почками Ориентируются на ранее полученные знания и свой жизненный опыт Рассматривают схему, анализируют и предполагают -из одних распускаются листья, а из других - цветы. Анализируют схему, доказывают Рассматривают схему, предполагают -он служит опорой
-по нему поднимается вода и минеральные соли в остальные части растения. Предполагают процесс
Самостоятельные поиск информации -они могут вымерзнуть и дальше растение размножаться не будет -по-разному. -ответы детей Самостоятельный поиск нужной информации -одним нужно много солнца, а другим нужна опора, вокруг которой они обвиваются. -на нем должны развиваться почки. -у некоторых растений да. -нужно поливать теплой водой, взрыхливать землю, подвязывать стебли растений -Проверяют полученные знания в начале урока -Рассуждают и доказывают -Открывают дневники, записывают домашнее задание -Рефлексируют свою деятельность на уроке |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.