Лекция № 4
Тема: Корни натуральной степени из числа и их свойства. Действия с корнями. Арифметический корень.
Количество часов: 2 часа
Цель: формирование у обучающихся целостного представления о корне n- ой степени, навыков сознательного и рационального использования свойств корня при решении различных задач; способствовать развитию алгоритмического, творческого мышления
План:
1. Корень степени n. Корни четной и нечетной степени.
2. Действия с корнями.
3. Арифметический корень.
Вопрос 1. Корень степени n, его свойства.
Первые задачи, связанные с извлечением квадратного корня, обнаружены в трудах вавилонских математиков Среди таких задач:
· Применение теоремы Пифагора для нахождения стороны прямоугольного треугольника по известным двум другим сторонам.
· Нахождение стороны квадрата, площадь которого задана.
· Решение квадратных уравнений.
Определение 1.Корнем n-й степени из неотрицательного числа а (n = 2, 3,4, 5,...) называют такое неотрицательное число, которое при возведении в степень n дает в результате число а.
Это
число обозначают
, число а при этом называют
подкоренным числом, а число n — показателем корня.
Если n=2,
то обычно не говорят «корень второй степени», а говорят «корень квадратный». В
этом случае не пишут
, а пишут
. Это тот частный случай, который вы
специально изучали в курсе алгебры 8-го класса.
Если n = 3, то вместо «корень третьей степени» часто говорят «корень кубический».
Итак,
если
, n = 2, 3, 4, 5, …, то: 1)
;
2) ![]()
Операцию нахождения корня из неотрицательного числа называют обычно извлечением корня. Эта операция является обратной по отношению к возведению в соответствующую степень.
Например,![]()
Операцию извлечения корня определяют и для отрицательного подкоренного числа, но только в случае нечетного показателя корня.
Определение 2.Корнем нечетной степени n из отрицательного числа а (n = 3,5,...) называют такое отрицательное число, которое, будучи возведено в степень n, дает в результате число а.
Это
число, как и в определении 1, обозначают
, число а —
подкоренное число, число n — показатель корня.
Итак,
если
, n = 3, 5, 7, …, то: 1)
;
2) ![]()
Например,![]()
Таким образом, корень четной степени имеет смысл (т.е. определен) только для неотрицательного подкоренного выражения; корень нечетной степени имеет смысл для любого подкоренного выражения.
Вопрос 2.Действия с корнями.
1. Величина корня не изменится, если его показатель увеличить в n раз и одновременно возвести подкоренное выражение в степень n
![]()
2. Величина корня не изменится, если показатель степени уменьшить в n раз и одновременно извлечь корень n – й степени из подкоренного выражения:
![]()
3. Корень из произведения нескольких сомножителей равен произведению корней той же степени из этих сомножителей:
![]()
Обратно, произведение корней одной и тойже степени равно корню той же степени из произведения подкоренных выражений:
![]()
4. Корень из частного равен частному от деления корня из делимого на корень из делителя (показатели корней подразумеваются одинаковыми):
![]()
Обратно: ![]()
5. Чтобы возвести корень в степень, достаточно возвести в эту степень подкоренное выражение:
![]()
Обратно, чтобы извлечь корень из степени, достаточно возвести в эту степень корень из основания степени:
![]()
Вопрос 3. Арифметический корень.
Корень называется арифметическим, если он извлекается из положительного числа и сам представляет собой положительное число.
Например,
![]()
Арифметический корень данной степени из данного числа может быть только один.
Свойства арифметических корней
1) Чтобы извлечь арифметический корень из произведения, можно извлечь его из каждого сомножителя отдельно
![]()
Например,
![]()
2)Чтобы извлечь корень из дроби, можно извлечь его из числителя и знаменателя отдельно

Например,

3)Чтобы извлечькорень из степени, можно разделить показатель степени на показатель корня
![]()
Например,
![]()
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение корню степени n.
2. Перечислите действия с корнями.
3. Дайте определение арифметическому корню.
4. Какими свойствами обладает арифметический корень?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:
1. Башмаков М.И., Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. – 7-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2020. - 256с.
2. Григорьев С.Г. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. организация/ С.Г.Григорьев, С.В.Иволгина; под ред. В.А.Гусева. – 14-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 416 с.
3. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018. – 431 с.: ил.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.