Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в благодатном и красивом крае. Как называется наш край? (Ответы детей; Луганская Народная Республика или Луганщина).
Воспитатель: Верно, дети. Наша Луганщина богата традициями, обычаями, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение.
1 ребенок
Как повезло тебе и мне
На Луганской мы земле!
Люди все – одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья!
2 ребенок
Мы растем стране на славу
Под донбасским небом.
Будем славить край Луганский
Богатырским хлебом!
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в прошлое? Посмотрите, у меня есть вот такой головной убор. Кто знает, как он называется?
Дети: Это кубанка.
Воспитатель: Верно. Но тогда, может быть, вы знаете, кто носил такой головной убор?
Дети: Кубанку носили казаки.
Воспитатель: Верно. Казаки жили в прошлом и живут в настоящее время на Луганщине. Самые первые казаки пришли жить на Луганщину очень давно, им понравился наш край своей красотой. Казаки жили на Луганщине свободно. Чем же они занимались в давние времена? Какие были у них занятия?
Дети: Казаки защищали свой край, своих родных от врагов. Были очень смелые и храбрые.
Воспитатель: Молодцы! Чем еще занимались казаки?
Дети: Казаки ловили рыбу в реке Лугань, выращивали пшеницу, разводили домашних животных.
Воспитатель: Верно, ребята. Были они люди храбрые, удалые, умели, и родной край защищать, и жить ладно, т. е. мирно и хорошо обустраивали свое жилье.
Воспитатель: Ребята, послушайте казацкие загадки. Первая загадка:
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг казака…
(Конь).
Дети: Казаку в бою помогал верный конь.
Воспитатель: Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Недаром говорит казачья пословица: «Казак без коня, что солдат без ружья».
А что еще помогало казаку в бою? Послушайте следующую загадку:
Очень острая она.
Казаку в бою - сестра.
Помогает защищаться,
От врагов обороняться!
(Шашка, сабля).
Воспитатель: Верно. Главное оружие казака Луганщины – сабля, шашка.
На ногах коня обновки –
Это звонкие ...
(Подковки.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали казацкие загадки. А сейчас мы с вами попали на казачье подворье. Как называется казачий дом?
(Дети - Курень).
Воспитатель: Верно. А теперь, давайте вспомним, кто живет на казачьем подворье
Вместо носа пятачок,
Вместо хвостика крючок.
«Хрю-хрю-хрю!» — он нам кричит,
«Здравствуйте!» — он говорит.
(Свинья).
Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.
(Корова).
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака).
Хохотали-гоготали,
И от смеха в пруд упали!
И поплыли ловко,
Есть у них сноровка.
Никогда не трусят
Забияки... (Гуси).
Удивительная птица,
И полезна и практична.
Яйца к завтраку снесёт,
Днём букашек соберёт,
Рано спать она ложится,
Чтобы вновь снести яичко! (Курица).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте вспомним, какую одежду носили казаки и казачки.
Дидактическая игра: «Одежда казаков и казачек».
(Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает им мяч, они по очереди отвечают. Воспитатель называет название одежды современной, а дети отвечают, как эта одежда называлась у казаков). Например: Кофта у казачки - кираса, фартук - завеска, кофта и юбка вместе – парочка, на голове украшение – шлычка, ботинки - гусарики.
У казака рубашка- бешмет, брюки – шаровары или брюки с лампасами,
верхний пиджак с кармашками для патронов– черкеска, шуба без рукавов – бурка, шапка – кубанка, капюшон – башлык.
Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете одежду казаков и казачек.
А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.
Народная забава «Всадники».
(В руках у детей палки, имитирующие коней. Дети под музыку изображают всадников).
Ход игры:
Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку» со звуком: «тпру».
Воспитатель: Ну, вот вы отдохнули, а теперь пора за дело приниматься.
Ребята, посмотрите, здесь много разной посуды, но вся она перепутана.
Давайте, мы отделим посуду, которой раньше пользовались казаки от посуды, которой мы пользуемся сейчас. Посуда хрупкая и, чтобы ее не разбить, расскажите, как с ней нужно обращаться?
(Дети на один стол ставят современную посуду (по одному предмету), а на другом столе остается казацкая посуда. Например: деревянная ложка, черпак, кувшин, чугунок, миска, самовар – это посуда казаков. Затем дети называют, из какого материала сделана посуда казаков).
Воспитатель: Какие вы молодцы. Все правильно определили. А сейчас, ребята, давайте расскажем, чем казачки угощали казаков и всю свою семью.
Дети: Казачки варили борщ, кашу, лапшу, лепили вареники, галушки, пироги, квас, узвар.
Воспитатель: Какие вы молодцы, так много знаете про казаков, об их жизни. Ребята, за такую прекрасную работу принимайте казацкое угощение – пирожки.
Без подковы конь хромает,
это каждый понимает.
Но не каждый молодец
будет в кузнице… /кузнец/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.