Коррекционная направленность прогулки в ДОУ для детей с нарушением зрения
Оценка 4.9

Коррекционная направленность прогулки в ДОУ для детей с нарушением зрения

Оценка 4.9
docx
15.04.2024
Коррекционная направленность прогулки в ДОУ для детей с нарушением зрения
Коррекционная направленность прогулки в ДОУ для детей с нарушением зрения.docx

Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения

    При  организации  коррекционно-педагогической работы с дошкольниками .имеющими зрительные патологии, необходимо обеспечить ее непрерывность  и взаимосвязь с лечебно-восстановительным процессом. Осуществляется эта взаимосвязь во всех видах детской деятельности. В связи с этим в дошкольном образовательном  учреждении для детей с нарушением зрения особую важность приобретает правильная организация прогулки. За время прогулки дети должны хорошо отдохнуть ,подвигаться и, в то же время ,поупражняться в использовании зрения и всех сохранных анализаторов. Время, отведенное на прогулку, должно быть наполнено интересными играми и упражнениями коррекционного характера. Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое развитие ребенка ,затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. Слабовидящий ребенок любит играть и совершенно также ,как зрячий  может играть почти в любую игру, только нужно сперва научить его играть, помочь ему овладеть игрой. Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слабовидящих детей. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и и познавательная деятельность, нарушена координация движения и пространственная ориентация. Поэтому для организации игровой деятельности мы учитываем остроту зрения ребенка ,его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, уровень физической подготовки, возрастные и индивидуальные возможности.

Выбирая инвентарь для игры мы используем озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, погремушку и.т.д.) . Инвентарь должен быть ярким , красочным (как правило используем красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета). При использовании мяча в игре мяч подбираем очень ровный, он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слабовидящими  детьми и они быстрее овладевают игрой с ним. Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если на площадке или в помещении не слишком светло, необходимо пользоваться мячом светлых тонов, если же освещение сильное, рекомендуется выбирать более темный мяч. Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность ребенку не только свободно играть с ним ,но и самостоятельно его находить. В связи с тем, что слабовидящий ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызовет общее переутомление. Поэтому большое значение уделяем дозировке физической нагрузки при играх. При проведении игр на местности с активным использованием слуха мы также учитываем силу и направление ветра. Ветер способен  отнести звуки в другую сторону, отчего игроки смогут сбиться с пути. Большое внимание уделяем выбору и подготовке места ,где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, установить ограничительные ориентиры ( например , мы используем шнур, натянутый по периметру площадки или ориентировочные линии обозначаем  цветными мелками или полосками яркой ткани).Такое оборудование игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней. На площадке не должно быть пней, кустарников, ям, поверхность должна быть однородной, так как даже незначительные неровности являются ощутимой помехой для слабовидящих детей. При организации и проведении игр со слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр , сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны ,прыжки, упражнения с отягощением, упражнения ,связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы. Огромное значение имеет активная роль педагога, который руководит целенаправленным зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки ,которые можно познать не только с помощью зрения  , но и , используя все сохранные анализаторы (осязание, слух, обоняние, вкусовую и другие виды чувствительности).Эта способность  необычайно важна для детей с патологией зрения ,т.к. значительно обогащает их представления обо всем, что их окружает. Задача педагога- сделать восприятие окружающего мира детьми с нарушением зрения целенаправленным и осознанным .Детям даем следующие установки: «Посмотри внимательно», «Послушай…», «Потрогай, ощупай», «Понюхай», «»Ощути…» (если это восприятие температурных изменений ,дождя, снега и т.д.); задаем вопросы : «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от себя?», «Что ты видишь рядом (близко) с собой?», «Какие звуки ты слышишь?» и т.д.Подобные инструкции и вопросы активизируют восприятие детей с нарушением зрения, делает их познавательную деятельность эффективней.

Проводимые с детьми во время прогулки разнообразные игры и упражнения имеют четко выраженную коррекционную направленность , т.е. способствуют восстановлению нарушенных зрительных функций( например, таких как острота ,цветовое зрение,поле зрения,бинокулярность зрения) и устраняют уже имеющиеся или предупреждают вторичные отклонения в психофизическом развитии детей ( такие как трудности в получении адекватных представлений об окружающем мире из-за неполноценности зрительного восприятия и неумения пользоваться сохранными анализаторами, нарушения ориентировки в пространстве и т.д.).

Игры и упражнения ,проводимые с детьми на территории детского сада можно разделить на несколько групп в зависимости от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Следует отметить , что такое разделение игр и упражнений не может быть очень строгим , так как решаемые в процессе их проведения задачи взаимосвязаны и перекликаются.

1.                   Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушении зрительного восприятия (восприят] цвета, формы, величины предмете их пространственного расположения):

·              «Найди одинаковые по цвету (по форме) листья, цветы, плоды, семена»,

·              «Подбери одинаковые по цвету ( форме) формочки, ведра, кубики, г шинки и т.д.»,

·              «Найди на участке предметы одинакового цвета (одинаковой формы)»,

·              «Собери букет из листьев желтого (красного, оранжевого, коричневого) цвета

·              «Собери букет из листьев разного цвета( Назови цвет листьев»,

·              «Собери букет из листьев округ) формы, но с разных деревьев»,

·              «Найди самое высокое (самое низкое дерево»,

·              «Найди самое толстое (самое тонкое дерево»,

·              «Найди два одинаковых по высоте (толщине) дерева»,

·              «Расскажи, что на участке расположено близко (ближе) к тебе, что далеко (дальше) от тебя»,

·              «Выбери самый короткий путь от скамейки до качелей. Опиши свой путь» и т.д.

2.         Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы (основные движения):

·              «Пройди по бревну (скамейке), сохраняя равновесие. Контролируй свои движения»,

·              «Пройди по дорожке. Иди точно посередине, не наступая на края дорожки. Смотри внимательно, правильно ли ты ставишь ноги»,

·              «Пройди по намеченной линии. Смотри внимательно на линию»,

·              «Пройди по кругу (квадрату и т.д.), наступая (не наступая) на линию фигуры. Смотри внимательно, правильно ли ты ставишь ноги»,

·              «Иди, перешагивая через кубики. Смотри внимательно. Не сбей кубики»,

·              «Иди вокруг веранды (домика, горки и т.д.) быстрым (медленным) шагом»,

·              «Кто быстрее добежит до домика?»,

·              «Перепрыгни через дорожку, шнур, кубик (мяч, пенек и т.д.)»,

·              «Подбрось мяч и поймай. Следи за мячом глазами»,

·              «Передай мяч соседу. Провожай мяч глазами»,

·              «Перебрось мяч через сетку. Следи за полетом мяча»,

·              «Сбей кеглю. Контролируй свои движения» и т.д.

Примечание:

1.          В        подобных играх и упражнениях не только корригируются движения детей, но и развивается их глазодвигательный аппарат и бинокулярное зрение.

2.          Напоминаем,        что детям со сходящимся косоглазием полезны игры и упражнения со взором направленным вверх и вдаль, а тем, у кого расходящееся косоглазие, рекомендуется выполнять задания, требующие направленного взора вниз и работы на близком расстоянии.

3.   Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве.

А Ориентировка по предметным ориентирам:

·              «Дойди до веранды (домика, горки, качелей и т.д.). Расскажи, в каком направлении ты пойдешь»,

·              «Иди от одного предмета до другого. Расскажи, в каком направлении ты поедешь»;

·              «Найди спрятанную игрушку, переходя от одного предмета к другому. Расскажи, где ты нашел игрушку»,

·              «Найди на участке свой домик по указанным ориентирам. Расскажи, где расположен твой домик»,

·              «Расскажи, как пройти от веранды до песочницы»,

·              «Чья машина проедет дальше?»,

·              «Покатай зайчика на машине по дорожке. Расскажи, в каком направлении едет машина»,

·              «Покатайся на велосипеде по дорожкам. Расскажи, в каком направлении ты ездил» и т.д.

Примечания:

1.          Подобные        игры можно проводить и с цветовыми или световыми ориентирами.

2.          Если        в группе есть незрячие дети, то с ними также проводятся все эти игры, но дети ориентируются с помощью осязания и слуха. Рядом с незрячим ребенком во время проведения всех игр и упражнений должен быть тифлопедагог, выполняя с ним вместе трудные для него действия.

3.          Педагог дает детям образец описания пространственных направлений и расположения предметов в пространстве.

Б Ориентировка по звуковым сигналам:

·              «Иди (с закрытыми глазами) за звуком»,

·              «Покажи рукой в то сторону, откуда слышишь звук. Назови местоположение звучащего предмета («справа от меня», «впереди меня», «сзади меня» и т.д.»,

·              «Иди в ту сторону, откуда позвали (откуда слышишь звук). Расскажи, в каком направлении ты пойдешь («направо», «налево», «вперед», назад»)»,

·              «Покажи рукой в ту сторону, откуда слышен шум проехавшей машины. Назови направление движения машины («Машина проехала справа от меня»)»,

·              «Расскажи, какие звуки и с какой стороны от себя ты слышишь (справа и слева, впереди и сзади, вверху и внизу)»,

·              «Найди звучащую игрушку (с закрытыми глазами)» и т.д.

В Ориентировка по словесной инструкции:

·              «Иди вперед. Поверни направо (налево)»,

·              «Сделай пять шагов вперед. Поверни направо. Сделай три шага... и т.д.»,

·              «Иди вперед до домика. Поверни налево. Иди до качелей. Поверни направо. Иди до веранды»,

·              «Расскажи другу, как найти дорогу до входа в детский сад» и т.д.

Г Ориентировка с использованием схем пути и схем участка:

·              «Иди по схеме пути (от выхода из детского сада до участка группы, от ворот до участка группы и т.д.). Опиши свой путь»,

·              «Найди на участке предмет (игрушку) в месте, указанном на схеме. Расскажи, где ты нашел предмет (игрушку)»,

·              «Найди на участке дерево, отмеченное на схеме. Расскажи, где растет это дерево»,

·              «Спрячь игрушку на участке в месте, указанном на схеме»,

·              «Помоги другу найти спрятанную игрушку»,

·              «Найди на участке все предметы, нарисованные на схеме. Расскажи, где они расположены»,

·              «Найди на схеме то, что назову (например, горку, качели и др.)» и т.д. Примечание :Незрячим детям предлагаются очень простые рельефные схемы.

4.          Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений познавательной деятельности:

Это те игры, в которых детей « нарушением зрения учат наблюдать познавать окружающий мир, используя при этом и нарушенное (или остаточноеу слепых детей) зрение, и все сохранные анализаторы. Детей учат видеть  изменения, происходящие в природе в разные времена года, различать деревья, кусты, цветы, птиц, насекомых и т.д., т.е. все то, что они могут наблюдать на территории своего детского сада.

Все игры и упражнения проводятся с опорой на непосредственное чувственное восприятие детей. Назовем их.

·              «Научись быть внимательным»

·              «Слушай окружающий мир»

·              «Найди дерево (куст) по описанию»,

·              «Найди на клумбе цветок по описанию»,

·              «Найди на участке предметы (спортивное оборудование, оборудование для игр, выносные игрушки), сделанные из дерева (металла и др.)»,

·              «Назови и покажи цвета осени (зимы, весны, лета)»,

·              «Найди на участке названные деревья (липа, береза, клен, тополь и др.)»,

·              «Найди на участке названные кусты, цветы»,

·              «Опиши названный цветок (дерево, птицу и т.д.)»,

·              «Расскажи, какая сегодня погода. Найди вокруг подтверждение твоим словам»,

·              «Опиши признаки весны (лета, осени, зимы), которые ты увидел, услышал, почувствовал»,

·              «Назови перелетных, зимующих птиц. Опиши их» (это птицы, которые прилетают на территорию детского сада и которых ребенок неоднократно наблюдал),

·              «Узнай цветок (лист дерева, куст и др.) по запаху»,

·              «Узнай дерево (куст, плоды и семена и др.) на ощупь»

·              «Послушай и посмотри внимательно вокруг. Найди, что издает звук (предмет или явление природы). Расскажи об этом» (описание на стр.55),

·              «Повтори звук, который слышал»и т.д.

Детям интересны также игры на имитацию движений и звуков птиц и животных, средств транспорта. Такие игры становятся еще интереснее, когда мы используем шапочки с изображением имитируемых птиц, животных, машин.

 Наиболее благоприятное время для организации активной коррекционно -педагогической работы с детьми в процессе прогулки это конец весны (май), лето и начало осени (сентябрь, первая половина октября). В этот период дети могут наблюдать различные природные явления, вступать в непосредственный контакт с объектами природы. Это очень важно для формирования у дошкольников с нарушением зрения адекватных представлений об окружающем мире.

Кроме того, в летние месяцы дети свободны, так как с июня по август все общеобразовательные и специальные коррекционные занятия заканчиваются до следующего учебного года (сентябрь), хотя дети продолжают получать необходимое им аппаратное лечение. Общеизвестно, что дети нуждаются в специальных играх и упражнениях, закрепляющих положительные результаты лечения зрительных заболеваний на аппаратах. В связи с этим важно организовать повседневную жизнь детей в детском саду, их досуг, прогулку таким образом, чтобы они полноценно отдыхали и в то же время получали необходимую им коррекционно-педагогическую помощь.

Большую часть времени в летний период дети должны проводить на благоустроенных участках детского сада. Если погода не очень хорошая (прохладно, идет дождь) детей также выводим на прогулку. На крытой веранде можно спрятаться от ветра и дождя,а чтобы детям не было скучно, продумываем и организуем их времяпрепровождение (проводим с ними игры малой подвижности, словесные и сюжетно-ролевые игры; беседуем по заранее составленному плану, например, о времени года, о погоде; читаем детям сказку или рассказ, предлагаем самим рассказать что-то интересное).

Приведем несколько примеров игр и упражнений, проводимых с детьми в летний период на участке детского сада «Научись быть внимательным».

Предлагаем детям рассмотреть оборудование своего участка (следует пройти вместе с детьми по участку) называя каждый объект и объясняя его назначение, например, песочницу, домик и т.д.). Затем  собираем детей вокруг себя (можно предложить им сесть н скамейку) и просим назвать все, что дети видели, рассказать, что они делают н этих объектах участка, где им больше нравится играть и почему. Детям предлагаем также продемонстрировать действия, движения, которые имеют отношение к пользованию, например песочницей и т.д.

В следующий раз занятие с детьми н участке  проводим в другом варианте: рассматриваем с ними все деревья кусты и цветы, правильно называя их которые растут на участке. Затем предлагаем детям рассказать о том, что он видели и что им больше всего нравится (например, какое-то дерево или куст, как шуршит песок, камушки или листья под ногами), предлагаем попробовать воспроизвести и эти звуки.

В окружающей детей среде можно встретить множество примеров для звукоподражания. Это очень важно использовать как можно чаще, так как в процессе звукоподражания совершенствуется сразу несколько возможностей детей: умение внимательно слушать окружающий мир, соотносить его звуки с конкретными объектами или явлениями (а для этого необходимо очень внимательно посмотреть вокруг себя). Кроме того, развивается описательная речь детей, она обогащается разнообразными характеристиками, ребенок свободнее оперирует своим словарным составом, становится активнее и общительнее.

В летний период  закрепляем и обогащаем все анализаторные возможности детей. Так, их упражняем в узнавании деревьев и кустов, растущих на участке, с помощью зрения. Зрительные образы подкрепляются и дополняются осязательными восприятиями, когда дети учатся узнавать деревья и кусты по особенностям строения ствола, веток, листьев, цветов и плодов (семян). Обязательно подключается обонятельная чувствительность: дети учатся узнавать растения по характерным для них запахам.

Такие же игры и упражнения проводим с цветами, растущими на участках детского сада. Если это возможно, следует позволять детям попробовать растение или его часть на вкус (например, кусочек коры, почку, лист дерева). При этом необходимо соблюдать меры безопасности, не допустить ожог кожи или отравление детей.

Именно в таких играх значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, у них формируются реалистические образы, наполненные конкретным содержанием, слова, характеризующие предметы, с которыми они действуют, становятся понятными. Например, потрогав почку тополя руками, дети узнают, что она липкая, клейкая, а дотронувшись до нее кончиком языка, ощущают, что она горькая.

Важно научить детей бережно и заботливо относиться к живой природе: не рвать и не топтать цветы, обследовать растения очень осторожно, слегка прикасаясь к ним кончиками пальцев, поглаживая и легко ощупывая их, не уничтожать насекомых, лягушек и т.д. Педагоги должны объяснять детям их полезность и необходимость, показать взаимосвязь и взаимозависимость всего живущего на земле. Такое же бережное отношение необходимо воспитывать) детей и к тем объектам окружающей среды, которые сделаны руками человеке (например, домик на участке, скамейка горка и т.д.).

Во время прогулки также возможность формируем и совершенствуем трудовые навыки у детей. Трудовую деятельность детей организуем на участке, в цветнике, на огороде. Инвентарь (грабли, ведра, лопатки, тележки, метла) подбираем красивый, ярких цветов, удобный обращении. Это позволяет поддерживать у детей интерес к выполнению трудовых поручений. Важно и то, что дети нарушением зрения не только знакомятся с этими предметами, но и учатся действовать ими самостоятельно. Для того чтобы заинтересовать детей и самим процессом труда, и его результатом, в создаем игровую ситуацию, используем игры и упражнения соревновательного характера (например, «Кто скорее соберет листья», «Кто быстрее и аккуратнее сложит в кладовую игрушки», «Кто чище подметет дорожку» и т.д.).

Эффективным приемом привлечения детей к труду на прогулке является использование схем участка, веранды, цветника, огорода. Это, с одной стороны, осложняет задачу, которую ставим перед ребенком, а, с другой - делает ее выполнение интереснее. Детям даем такие поручения: «Подмети дорожку, отмеченную на схеме участка», «Поставь инвентарь в место, отмеченное на схеме веранды», «Сгреби листья вокруг предметов, обозначенных на схеме участка», «Полей грядку, отмеченную на схеме огорода» и т.д.

Необходимо отметить и большое воспитательное значение подобной работы. Дети учатся взаимодействию, взаимопомощи («Учись помогать своему товарищу», «Помоги правильно выполнить поручение», «Расскажи ребятам последовательность выполнения поручения» и т.д.).

Важнейшая задача педагогов - научить детей воспринимать природу с помощью всех органов чувств, понимать красоту и неповторимость окружающего мира, ощущать себя частью этого мира.

 


 

Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения

Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения

При проведении игр на местности с активным использованием слуха мы также учитываем силу и направление ветра

При проведении игр на местности с активным использованием слуха мы также учитываем силу и направление ветра

Игры и упражнения ,проводимые с детьми на территории детского сада можно разделить на несколько групп в зависимости от того, какую задачу ставит перед собой педагог

Игры и упражнения ,проводимые с детьми на территории детского сада можно разделить на несколько групп в зависимости от того, какую задачу ставит перед собой педагог

Иди, перешагивая через кубики.

Иди, перешагивая через кубики.

Педагог дает детям образец описания пространственных направлений и расположения предметов в пространстве

Педагог дает детям образец описания пространственных направлений и расположения предметов в пространстве

Это те игры, в которых детей « нарушением зрения учат наблюдать познавать окружающий мир, используя при этом и нарушенное (или остаточноеу слепых детей) зрение, и…

Это те игры, в которых детей « нарушением зрения учат наблюдать познавать окружающий мир, используя при этом и нарушенное (или остаточноеу слепых детей) зрение, и…

Кроме того, в летние месяцы дети свободны, так как с июня по август все общеобразовательные и специальные коррекционные занятия заканчиваются до следующего учебного года (сентябрь),…

Кроме того, в летние месяцы дети свободны, так как с июня по август все общеобразовательные и специальные коррекционные занятия заканчиваются до следующего учебного года (сентябрь),…

В летний период закрепляем и обогащаем все анализаторные возможности детей

В летний период закрепляем и обогащаем все анализаторные возможности детей

Полей грядку, отмеченную на схеме огорода» и т

Полей грядку, отмеченную на схеме огорода» и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2024