Проект «Жизнь прекрасна, когда безопасна»
Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.
Актуальность: дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Не случайно, что именно сейчас многие педагоги стали искать возможность для плодотворной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Возникла необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями.
В данном проекте социально значимой проблемой является безопасное проведение детей в окружающем мире: правила безопасного проведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях; правилам поведения в природе и пропаганда здорового образа жизни.
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой.
Участники проекта: воспитанники МАДОУ №304, педагогические работники, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: с 01.09.2023 по 31.02.2024.
Цель проекта: систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Задачи:
Обучающие:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице, с незнакомыми людьми;
- познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
Развивающие:
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему.
- Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять интерес к ней.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Формы организации работа I этапа.
- составление плана мероприятий проекта «Жизнь прекрасна, когда безопасна»
- подбор методической и художественной литературы;
- изготовление пособий;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап – практический.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Приемы и методы организации.
Методы, используемые для реализации проекта:
· словесный - устное изложение, беседа, рассказ, дискуссия, сказка;
· наглядный - показ видео и мультимедийных материалов, иллюстрации, наблюдение;
· практический - действия воспитателя, моделирование разнообразных ситуаций;
· объяснительно - иллюстративный-дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
· репродуктивный- дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
· частично-поисковый-участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
· исследовательский-самостоятельная работа детей;
· продуктивная деятельность-рисунки, лепка, аппликация, коллективная работа.
Формы организации работа 2 этапа для детей младших – средних групп
1. Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, коррекционная работа, организация двигательного режима)
- Рассматривание плакатов: «Азбука безопасности на дороге» «Пожарная безопасность».
- Настольная игра: «Город, в котором мы живем», «Знаки дорожного движения», «Огнеопасные предметы»
- Дидактические игры: «Опасно-безопасно», «Дорожные знаки», «Слушай внимательно», «Угадай профессию», «Что где растет», «С чем нельзя в лес ходить?», «Подскажи словечко», «Я знаю пять растений», «Береги, живое», «Внимание! Дорога!», «Как избежать неприятностей».
- Подвижные и малоподвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Веселый пешеход», «Пожарные на учениях», «Самолеты», «Цыплята и наседка», «Мышеловка»
- Сюжетно ролевые игры «Мы – шоферы», «Мы – пожарные», «Скорая помощь».
- Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения, загадки о пожаре.
- Беседы: «Правила поведения на дороге» «Спички - не игрушка, огонь не забава», «Один дома», «Я и моё здоровье».
- Наблюдения: «За работой водителя», «За машиной пожарных и беседа с командиром отделения», Экскурсии по детскому саду.
- Творческая деятельность: Аппликация «Пожарная машина», рисование «Пожарные мчатся на помощь» Конструирование «Улицы нашего города».
- Выставки в книжном уголке.
- Совместная деятельность: драматизация сказки «Кошкин дом» «Лесное путешествие», «Азбука безопасности».
- Участие в акциях «Внимание! Дети!», «Безопасный пассажир», «Пешеход! Засветись в темноте!», «Безопасность детей на дорогах».
2. Работа с родителями
- Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».
- Памятка для родителей: «Обучение детей наблюдательности на улице».
- Памятка для родителей по правилам дорожного движении.
- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
- Консультация: «Безопасность ребенка на улице».
- Консультация: «Безопасность на транспорте».
- Консультация медсестры по оказанию первой медицинской помощи при ожогах.
- Консультация «Безопасное лето».
- Консультация «Безопасные путешествия и отдых летом»
- Консультация «Ребенок на дороге»
- Папки- передвижки: «01 – телефон пожарной охраны», «Лекарственные растения», «Безопасность на улице» «Предлагаем почитать. Стихи для детей о пожаре».
- Организация выставки рисунков «Безопасность глазами детей».
- Информационный стенд «Безопасность ребенка дома», «Берегите детей! Не оставляйте открытыми окна!»
3. Создание условий для всестороннего развития детей (санитарно-гигиенические, познавательного развития, изобразительного творчества.)
Примерные темы и формы работы над проектом (по возрастным группам)
Группа |
Тема, форма работы |
Содержание |
Младшая |
Знакомство с улицей – прогулка, беседа, изодеятельность. |
Уточнение понятий «дорога», «тротуар», о грузовых и легковых автомобилях; об элементарных правилах поведения на улице; знакомство с пешеходным переходом, светофором; рисование полосок пешеходного перехода, светофора. |
Осторожно с огнем – рассказ, игры – ситуации. |
Формирование элементарных знаний об опасности шалостей с огнем, об опасностях пожара. |
|
Безопасное поведение в природе – прогулка, игры, рассказ, игры – имитации. |
Обогащать представления детей о природном многообразии, обращать внимание на опасности ядовитых растений, грибов, опасности связанные с погодными условиями (ливень, град, жара, мороз, сосульки, гололед), с насекомыми; закреплять знание домашних животных и правил безопасного общения с ними. |
|
Безопасное поведение в повседневной жизни – рассказ, беседа, игры – ситуации. |
Формировать представление об опасности влезания на высокие предметы, спрыгивания с них; о запрете брать в рот несъедобные предметы, в том числе лекарства без взрослых; о запрете на общение с незнакомыми людьми. |
|
Средняя |
Путешествие по улице – прогулка, подвижные, сюжетные игры, чтение художественной литературы. |
Дополнять информацию об улице новыми сведениями; знакомить с основными дорожными знаками, с видами светофоров, с правилами поведения в транспорте; закреплять знания о видах транспорта, в том числе о жд транспорте и безопасности на нем. |
Огонь добрый и злой – беседы, рассматривание картинок, иллюстраций, игры – ситуации. |
Чтение стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» - знакомить с явлением пожар, его причинами; познакомить с опасностью электроприборов. |
|
Безопасное поведение в повседневной жизни – рассказ, беседа, игры – ситуации. |
Формирование понимания опасности открытых окон, высоты; недопустимости купания в водоемах без взрослых; об опасности лекарств; обогащать представления детей о заботе о здоровье – правильное питание, витамины; закреплять понимание опасности открывания двери в квартиру незнакомым людям. |
|
Безопасное поведение в природе – беседа, прогулка, с.р.игры, игры – ситуации, дидактические игры. |
Дать понятие о том, что нельзя собирать грибы без взрослых, среди грибов много ядовитых; опасность солнечного удара, обморожения; недопустимость сосания сосулек; познакомить с природным явлением метель и его опасностью; опасность контакта с бродячими животными. |
|
Старшая |
Правила дорожные учат осторожности. |
Закреплять представления о правилах дорожного движения, о правилах поведения вблизи жд путей, при их переходе; продолжать знакомить с дорожными знаками, правилами поведения на остановке общественного транспорта, воспитывать культуру поведения в транспорте. |
Службы «01» и «03» - всегда на страже – беседы, с.р.игры, рисование на тему, изготовление поделок. |
Систематизация знаний о деятельности пожарной охраны, о службе скорой помощи, о том, когда они действуют вместе; закрепление представлений об источниках огня, об их потенциальной опасности и безопасном поведении в близ и открытого огня. |
|
Безопасное поведение в повседневной жизни – рассказ, беседа, игры – ситуации, дидактические игры, с.р.игры. |
Закреплять понимание опасности нахождения ребенка одного на улице, в общественных местах, дома – разъяснение опасных ситуаций, описание их; разъяснение опасности вирусных заболеваний, объяснение, почему больной человек не должен посещать общественные места, общаться со здоровыми людьми. |
|
Безопасное поведение в природе – беседа, прогулка, с.р.игры, игры – ситуации, дидактические игры. |
Формировать устойчивое понимание опасности купания в водоемах и бассейнах без взрослых, шалостей на воде; об опасности льда на водоемах; учить безопасно передвигаться по городу во время гололеда, в близи зданий с сосульками; разъяснять опасность употребления в пищу диких ягод, грибов; учить действиями в случае укуса насекомых или животных. |
|
Подготовительнвя |
Знай и выполняй правила поведения на улице – прогулка, беседа, рассматривание плакатов, картинок, просмотр презентаций. |
Формирование представления о взаимосвязи всех участников дорожного движения на улице; продолжать изучать дорожные знаки и ПДД; знакомство с правилами поведения на жд вокзале, вблизи жд путей во время ожидания транспорта; разъяснение сути работы сотрудников ГИБДД; организация викторин, конкурсов по теме. |
Если возник пожар – беседа, игры – имитации, разбор ситуаций. |
Закрепить знание об источниках возникновения пожара в природе, дома; о главном правиле для детей – срочно покинуть территорию с огнем; рассматривание картинок, плакатов; изготовление плакатов, выставка рисунков. |
|
Безопасное поведение в повседневной жизни – рассказ, беседа, игры – ситуации, дидактические игры, с.р.игры. |
Формировать представление о незнакомых ребенку предметах, найденных на прогулке как о потенциально опасных; закреплять знания о правилах безопасного поведения дома ребенка одного – недопустимость высовывания из окон, открывания двери чужим людям, недопустимость пользования газом самостоятельно. |
|
Безопасное поведение в природе – беседа, прогулка, с.р.игры, игры – ситуации, дидактические игры, рисование, создание коллективных плакатов |
Закреплении представления о правильном поведении в природе: об ограничении общения с бродячими и дикими животными; правила поведение во время грозы, метели и мороза, правила нахождения на улице в жаркую погоду; о правилах поведения в лесу, об уборке мусора после отдыха на природе. |
3 этап – обобщающий (заключительный).
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей и фотоматериалы по проведению тематической недели;
- оформление альбомов в группах «Жизнь прекрасна, когда безопасна»;
- пополнение банка наглядной информации для родителей.
Предполагаемые результаты:
- дети узнают много интересного об опасностях окружающего мира;
- дети смогут объяснить и дать оценку в правилах дорожного движения;
- дети будут уверенно называть причины пожара;
- у детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
- дети будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
- к проекту будут привлечены родители, что позволит наладить взаимоотношения между детьми и родителями в плане семейного образования и воспитания.
В ходе реализации проекта «Жизнь прекрасна, когда безопасна» предполагаемые результаты будут достигнуты:
обогатится опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
будет собран богатый материал о безопасности, обобщен опыт работы по данному проекту;
пополнится словарный запас детей;
у детей будет сформировано стремление к познанию объектов окружающего мира, научатся делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
дети смогут отличать и называть правила безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (Раздел. Ребёнок на улице). – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у школьников. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
3. Данилова Т.И. Программа «Светофор».Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб.,«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера,2005
5. Коломеец Н.В., Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры. – Волгоград 2013
6. Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
7. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007
8. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2011
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.